Марина (MiroSlava)
Марина Пользователь — была 12 сентября 10:30

Вертикальная дегустация. Рим. A posteriori.

14 июня 2015 г. 10:03 Рим — Италия Октябрь 2014

Дегустировать — значит внимательно изучить продукт, качество которого хотят оценить; подвергнуть его испытанию органами чувств, прежде всего органами вкуса и обоняния; попытаться познать его, выявить и выразить его достоинства и недостатки. Дегустация — это исследование, анализ, описания, оценка и классификация.

Ж.Риберо-Гейон.

Caput mundi. Одна из самых популярных тем, одно из самых популярных направлений, тысячи публикаций…. Но всё равно хочется говорить и говорить о Риме. И я решила внести свою лепту. Свои впечатления и ощущения, свой взгляд в объектив фотокамеры. В Риме я была дважды: в октябре 2013 г. и в октябре 2014 г., поэтому эти два посещения буду объединять. Объясняю. Изучение, исследование каждого города (а именно такими терминами я заменяю общедоступные: были, посмотрели) очень напоминает дегустацию.

Вид на собор Святого Петра с Палатина.

Вот, обратите внимание, в дегустации последовательно оцениваются: внешний вид, текстура, аромат, вкус и возраст. Возраст играет свою немаловажную роль в составе букета. А оценить с одного глотка (простите), с одного посещения, мне, как непрофессионалу, сложно, если не сказать — оказалось невозможным. Два посещения тоже не позволили по достоинству оценить букет, но, во всяком случае — начало положено.

В бокале отражение церкви Santa Maria della Consolazione.

Этапы Дегустации Рима.

1) Предварительная подготовка.

Piazza del Popolo.

Оба посещения — это самостоятельные путешествия в общем количестве в 10 дней.

2013 год — Атака (использую дегустаторский термин, который обозначает первое ощущение, вызываемое вином во рту). Это Колизей, Палатин, Римский Форум, Ватикан, Замок Св. Ангела, чуть-чуть площадей и улиц (как говориться, стандартный набор). Плюс (то, что в этот рассказ не войдёт, так как требует быть самостоятельным) Лидо ди Остия, Остия Антика, Аппиева Дорога.

2014 год — Послевкусие (продолжающееся ароматическое и вкусовое воздействие, после того, как был сделан первый глоток в 2013 г.). Это Тибр и остров Тиберина, Пантеон, Священная площадь, повтор некоторых мест из прошлого посещения, больше площадей и улиц. Плюс — город Витербо.

Sacro Cuore di Gesu in Prati - титулярная церковь.

Маршруты были составлены заранее. Продуманы. Осмыслены и подтверждены Второй Половиной (ВЮ). В планы не входило посещение музеев (это мы оставили на потом). Цель была направлена на внешние ощущения. И если музеи, то только под открытым небом (например, Колизей).

Однако, мы в итоге не удержались, и таки заглянули в Базилику Сан Клементе аль Латеран (Basilica di San Clemente al Laterano). Интересна она тем, что состоит из трёх уровней. Верхний — это непосредственно сама базилика Сан Клементе (XII век), ниже — раннехристианская базилика IV века, ещё ниже — митреум (I век н. э.) -храм бога Митры. Который был позаимствован у персов и появился в Риме как, культ массового поклонения, как раз в конце первого века и завоевал особую популярность у легионеров.

Бог Митра убивающий быка.

Вот так, одна на другую наслаивались религии, сменялись эпохи, нравы и обычаи. А Рим впитал всё это в себя как губка и остался цельным. Если хотите, толерантным ко времени.

2) Визуальная фаза («Глаз»).

Первое, что мне запомнилось — это кипарисы и пинии…. Пинии, которые тянутся к небу и своими кронами уже создают отдельный ярус города и как бы парят над ним, создавая тень от яркого итальянского солнца. Пинии, которые так вплелись в окружающий пейзаж, что сами собой становятся достопримечательностью.

«Сосна Августа» растущая на руинах дворца императора (Палатин).

Второе, это Aeterna urbs (Античный Рим). Античные памятники, которые окружают и погружают город в свои молчаливые свидетельства тысячелетней истории. Глядя на Колизей, в ушах не много-разноголосье сотен туристов, а возгласы:

Ave, Caesar, morituri te salutant! — («здравствуй, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя»).

И Колизей поражает своей грандиозностью. И пусть века стёрли весь лоск и богатство этого сооружения, но дух остался. В камни впечаталась мощь человеческого тщеславия и героизма. Этакие Страсти Античности.

Отдельное слово о центрально холме Рима — Палатине (Palatium), который ещё называют «колыбелью Рима». Колыбель колыбелью, а сейчас это скорее кладбище былого величия и богатства. Тишина, покой, птицы поют и вокруг…. осколки могущественной империи.

...всё тленно под луною;

Как волны следом за волною,

Проходят царства и века. (А. С. Пушкин)

Палатин. Стадион Домициана.

Но прогулка там доставляет необыкновенное удовольствие. Как объяснить сие чувство, непонятно. Похоже на гаденькое человеческое злорадство. Вот, дескать, по заслугам Вам поработители и угнетатели Античности. Вот и всё что осталось от несокрушимого Вашего могущества.

Базалика Максенция и Константина, церковь Санта Франческа Романа.

Для некоторых же современников Палатин хороший пример тщетности бытия и привет из глубин вечности. Но спустимся на Римский Форум. Испытаем гордость за шедевры античных зодчих. Богатство фантазии дорисует недостающие фрагменты и, о-па, ступая по Священной Дороге (via Sacra) почувствуй судорожный трепет и смятение перед Величием. Пусть и прошлого.

Храм Антонина и Фаустина.

Преимущество нашего современника в том, что можно совершенно спокойно шагать по святая святых, куда тысячи лет назад вход простому смертному был воспрещен, и делать групповые селфи. Это я про храм Весты (Tempio di Vesta) и объединенный в комплекс с ним Дом Весталок. И мне показалось это кощунством. С одной стороны любопытно потрогать и посмотреть, с другой…… Это только мой личный взгляд на памятники истории. Ad narrandum, non ad probandum — «для рассказывания, а не для доказывания».

Статуя весталки Теренции Флаволы.

А вот собор Святого Петра меня не впечатлил… Напомню о внешнем созерцании. И даже не то чтобы не впечатлил, а разочаровал. Не почувствовала я там ни святости, ни величия. Красивое архитектурное сооружение и …. Всё? Собор Мария-де-ла-Седе в Севильи гораздо грандиознее, хотя и менее знаменит и растиражирован.

И всё же дегустация — это тонкий процесс, который несёт на себе отпечаток множества условий. Может быть это было не то время суток, не та температура?… В Ватикан придётся вернуться.

Что ещё отмела я взглядом, так это то, что Рим действительно «город цвета охры». Только я бы добавила тёмно-зелёные оборки (кроны пиний) и оливковую драпировку (река Тибр).

Замок Святого Ангела - мавзолей императора Адриана.

3). Ольфактивная фаза («Нос»).

В городе важно уловить едва ощутимые летучие вещества и определить их интенсивность, определить индивидуальные оттенки аромата.

Отправляемся на остров Тиберина «остров между двух мостов». Издалека он похож на огромный корабль. Недаром его опутываю легенды и сказания, а в Античности на острове находились святилища и жертвенники, но до наших дней они не сохранились. Христианская церковь, а затем и монахи ордена Бонифраторов поглотили останки язычества.

Остатки моста известного еще в Древнем Риме — мост Ротто называют его в народе, но в действительности это мост Эмилио. Был построен в 179–142 гг. до н. э. цензорами Марко Эмилио, Шипиньоне Эмилио и Лучио Муммио. На сегодняшний день от древнеримского моста остались опоры из травертина 2 века до н. э. и один арочный пролёт 16 века.

На острове можно отдохнуть от суеты столицы Италии, понаблюдать за плавными волнами Тибра, попробовать порыбачить с местными жителями, понежиться в лучах солнца.

Насладиться великолепием итальянской флоры. … Где всё «никак у людей»! Даже куст растёт странно вертикально.

Далее нужно покрутить бокал, ой, покрутится по улицам и площадям. Сделать вдох, остановиться и уловить мгновение.

Город очаровывает. Но входить в состояние опьянения никак нельзя. Двигаемся дальше.

Под воздействием кислорода свойства города начинают «раскрываться» в виде раскопок прямо в центре города, среди потока автомобилей и спешащих людских потоков. Это место — Марсово поле, Священная площадь (Area Sacra), где находилось четыре древних языческих храма. А там где сейчас находится тротуар и улица Виа Торре-Арджентина находился портик театра Помпея, где на заседании Сената в 44 году до н. э. был убит Юлий Цезарь. И мои кеды, значит, оставили где-то на том месте следы.

Храм Удачного Дня (Aedes Huiusce Diei).

Как естественно и непринужденно чувствуют себя руины в современном Риме. Исследуя улицу за улицей, имеешь возможность любоваться и прикасаться к экспонатам Музея под открытым небом, под кронами пиний. Они же ни сколько не портят городской ландшафт, а подчеркивают характер, возраст и опыт города.

Храм Минервы (Tempio di Minerva Medica) находится на улице Джолитте.

«Чтобы описать аромат вин невысокого уровня, бывает достаточно двух-трех слов. Напротив, букет великих вин отличается тонкостью, изысканностью и необыкновенным многообразием оттенков». Осторожно нужно быть с восприятием аромата и терпкое вино отличить от цельного.

Арка Януса (Arco Quadrifronte (Arco di Giano) была построена Константином II в. IV веке. Обычно такие арки ставили на перекрёстках дорог. Арка полностью обновлена, ничего античного в ней не осталось.

Колокольня церкви святого великомученника Георгия Победоносца (Chiesa di S. Giorgio in Velabro).

Совсем рядом — Бычий Форум и Храм Геркулеса Победиля, построеный в I  в. до н. э. во время правления Тибериана. Первый мраморный храм в Риме украшенный живописцами.

А на первом плане фотографии — Фонтан Тритонов (Fontana dei Tritini) построенный по приказу папы Клемента XI в. 1717 г. скульптором Франческо Моратти (не путайте с Франческо Маратти — ботаником).

Фрагмент. Арка Константина (аттик), южная сторона. Фигуры даков (312-315гг.).

Вот так и весь Рим…. Общее количество «ароматов» составляет ни одну сотню. Поэтому и все дороги в Рим ведут — осталась у меня не начатой Фаза вкусового восприятия, а ещё есть культура потребления вина, хранения, правила подачи на стол…. Продолжение следует.

Но не хочу заканчивать рассказ так бонально. Нужно поделиться ощущениями и вынести мотивированную оценку. Рим — уравновешенный, концентрированный, богатый ароматоми, с длительным послевкусием город.

И как было выше сказано — толерантный во многих аспектах.

Я бы ещё по-дивчачьи добавила, Рим — непревзойденный Арбитр Изящества!

Di Meliora!

в Риме

14 июня 2015 г. 14:09
Интересный, нестандартный подход Согласна - у Рима, как у хорошего вина, масса нюансов и оттенков вкуса )
15 июня 2015 г. 11:53
Право, я не совсем довольна рассказом. Не получилось, как было задумано, раскрыть тему. Так сказать, "проба пера". Надеюсь, что продолжение получиться более удачным.
Благодарю за оказанное внимание
19 июня 2015 г. 10:28
С почином - и Добро Пожаловать!)
И хотя Рим я не распробовала - рассказ прочла с удовольствием. Всё же не отпускает мысль о втором набеге - вот может быть тогда?
19 июня 2015 г. 11:32
Очень необычный ракурс для рассмотрения (дегустации) Рима.
Но, почему нет? - сколько путешественников, столько и необычных взглядов на Вечный город.
Фото весьма неплохи, но они были бы еще лучше, если бы увеличить их размер и убрать рамки....
19 июня 2015 г. 19:05
marsada Спасибо! Я право тронута Это первый опыт ) и мой "злобный критик" Я сама, считаю рассказ не спелым. Порывалась его удалить уже несколько раз.... Эх, пусть будет! Планы - вернуться в Рим и продолжить дегустацию! Спасибо!
19 июня 2015 г. 19:21
vasilets Спасибо за советы! Мне, на самом деле, важно Ваше мнение! Замечания поняла и приняла!
А "Дегустация" пришла в голову, когда я осознала, что в путешествии важно не только видеть, но и чувствовать "вкус" Города, Страны. Оттенки получились многообразными как у вина ))) Хочется грамотно, понятно и интересно теперь этим поделиться с людьми, которые смогут прочувствовать так же как и я. И "Туристер" самое подходящее для этого место! Спасибо!
22 июня 2015 г. 16:33
MiroSlava писала 19 июня 2015 г. 19:21

Очень верная мысль, но я бы ее продолжил и углУбил))). Вкус и кухня - это важнейшие элементы для любого путешествия.
Если страна, кроме архитектуры и истории, удивит и вкусной кухней - это делает страну вдвойне привлекательной
20 июня 2015 г. 21:33
Отличная дегустация!!!
Ella_Pyhova
21 июня 2015 г. 13:32
Хорошая "проба пера". С удовольствием в очередной раз побывала в Риме.
А вот Собор святого Петра нужно "испить до дна"))) Обязательно побывайте внутри в следующий приезд, поднимитесь на купол и, думаю, Ваше впечатление кардинально измениться!
22 июня 2015 г. 16:27
vibas Спасибо за внимание ))
Ella_Pyhova Рим - крепкий напиток )) Чтобы не захмелеть, пробую дозировано. Только гуляя по улицам "крышу сносит" ! В следующий раз непременно буду пробовать проникать внутрь )) Спасибо!
22 июня 2015 г. 16:28
vasilets Последовала Вашему совету )))
22 июня 2015 г. 16:34
MiroSlava писала 22 июня 2015 г. 16:28
Последовала Вашему совету )))

Coshara
29 июня 2015 г. 21:27
Действительно необычный взгляд на Рим! Но мне понравилось
1 июля 2015 г. 11:12
Coshara Спасибо
Но не только Рим можно дегустировать. Мне кажется, что каждый город интересен своим "букетом" ))))
12 августа 2015 г. 9:07
Красивое восприятие Рима.
12 августа 2015 г. 9:23
15 сентября 2015 г. 0:12
Сколько наивного кокетства в этом "право,я не совсем довольна...". Сколько скромного школярства в этом "не получилось раскрыть тему...". Сколько философского энтузиазма в этом опыте эссе. Не надо ничего порываться удалять, Вы же не сочинение для умудренного опытом противного учителя литературы подготовили. Вся прелесть, как раз, в непосредственности изложения, симпатичных фото и фактологической точности( кто-то до сих пор щедро дарит храм Геркулеса Весте и доказывает, что Цезаря убили в сенатской курии на республиканском форуме). Небольшие погрешности в стилистике и наличие орфографических ошибок-опечаток лишь усиливают ощущение ненавязчивости(чуть не сказал, поэтичности). Mi piace.
16 сентября 2015 г. 8:00
Маска, я тебя знаю?
Спасибо за щедрость на добрые слова в комментарии ))
18 сентября 2015 г. 16:06
К счастью, нет. Это ответ на вопрос. А за добрые слова можно не благодарить: это не комплимент. Чтение доставило мне несколько приятных минут. Кстати, если это Ваши снимки, у Вас хорошее чувство композиции. Послезавтра буду в Риме, погуляю отдуши, но отчета, конечно, не напишу.
18 сентября 2015 г. 22:41
Риму привет! Снимки мои (наши с ВЮ), хорошие чувства будем совершенствовать до без предела))
IvanKozlodoev писал 18 сентября 2015 г. 16:06
можно не благодарить
, но не могу отказать себе в удовольствии - спасибо!
19 сентября 2015 г. 7:48
Передам непременно. И всем тем местам, которые Вы так трогательно упомянули, и многим другим, на которые у Вас не хватило места.
20 сентября 2015 г. 6:44
Allora, в 11:30 регулярный рейс Аэрофлота унесет нас во Фьюмичино и, значит, где-то в три пополудни мы обоснуемся на "Африканской голове", то есть между Оппием и Целием, в двух шагах от базилики Сан- Клименто, кафедрального собора Сан-Джованни на Латеранском холме, гладиаторской школы Лудус Магнус, Колизея, Палатина и символа государственной мощи империи Капитолия с Республиканским форумом между ними, "проспекта Муссолини" с Римскими форумами, Авентина, великолепной шири на перепутье виа Сан-Грегорио, виа Авентина и начала древней виа Аппиа у Чирко Массимо, площади Венеции, виа дель Корсо, Пантеона, Ареа Сакра, пьяцца Навона, Кампо деи Фьори, фонтана Треви и Испанской площади с Тринита деи Монти. Но полюбуемся мы городом гораздо шире в пределах Аврелиановой стены и даже вне ее: хочется же отдохнуть от впечатлений в садах Боргезе да и вилла Ада для "бешеной кобылы" не крюк, обошли же мы в прошлый раз границу огромного государства Ватикан (посетив попутно его музеи) без спешки и с удовольствием. Посидим в садиках на Квиринале да и пойдем к воротам Пия, с дрожью на Проклятом поле помянем бедных весталок, заживо замурованных в склепах под напластованием археологических слоев (слава богу, работникам министерства финансов Итальянской Республики не до исторических экскурсов). Господи, да разве возможно даже перечислить все прелести Великого Города, живущего уже без малого три тысячелетия и все это время находящегося, в прямом и переносном смысле, в центре мира. Главное, сегодня я буду дышать этим воздухом, пить воду из фонтанчиков(жалко, Треви закрыт!), любоваться пиниями и этим бездонным жарким небом, прогуливаться теплыми душевными вечерами. Чегой-то я расписался, а ведь пора собираться в Шереметьево, не то все эти прелести останутся без моего присутсвия. Ciao.
1 октября 2015 г. 13:04
IvanKozlodoev, Вы открыли для меня новый жанр - предотчёт )) Авансом мне удалось составить Вам компанию, получить удовольствие,
IvanKozlodoev писал 20 сентября 2015 г. 6:44
любоваться пиниями и этим бездонным жарким небом
Это талант, так аппетитно делиться планами на грядущее. Может быть счастье - это возможность с нетерпением так предвкушать каждый будущий день?..
1 октября 2015 г. 15:03
Кстати, Вы правы. Многие пытаются дать всеобъемлющее определение какому-нибудь глобальному понятию(любовь, жизнь, счастье...), но наиболее точным оказывается частное. Вспомните, как в детстве Вы предвкушали наступление, например, Новогодних праздников. Неделя в Риме пролетела, как одно мгновение. Программы не было. Бродили. Наслаждались. Снимали видео - получилось во много раз хуже, чем Ваши фото. Но не жалко, не затем ездили. Казалось и пойти уже некуда (ну не в спальные же районы забираться), правда, в этот раз на Ватикан мы полюбовались только снаружи, но на мавзолей Адриана не удержались поднялись: надо же было поснимать с крыши. Но зря, в итоге, монтируй не монтируй, все равно плохо получится. Снимали панорамы и с Тринита деи Монти, и с Пинчо, и с Авентина - все на выброс. Бродили при свете дня и в темную пору. Хотя "темная" конечно, сильно сказано, ведь в трущобы мы не заползали, а на Навона светло, музыка, народ веселится. То же и у Пантеона, и даже у закрытого фонтана Треви, хотя здесь-то чему радоваться, казалось бы, а народу - не протолкнешься. Была тайная надежда, что откроют, вроде, обещали в сентябре, но...бросить монетку не удалось. В общем, когда в воскресенье настала пора собираться, стало грустно: оказалось, не насытились ни в прямом(хотя отдали должное римской кухне и налопались всякой вкуснятины), ни в переносном смысле. А ведь мобильник уже показывал больше двухсот с чем-то тысяч шагов - сто восемьдесят два с мелочью километра. В музеи не заходили, только в несколько церквей. Кажется никуда не торопились, что-то покупали, ходили легким прогулочным шагом: задрав голову, быстро не походишь. Погрустили, вышли поклонились Колизею(благо, все равно по пути, сорок метров от подъезда до площади) и Палатину с аркой Константина, поднялись на Оппий и кратчайшим, на этот раз, путем через Санта-Мария Маджоре притопали к Термини.