Турист Владимир Шалаев (Vladimir_Shalaev)
Владимир Шалаев
был сегодня 0:28

Санкт-Петербург — Россия Апрель 2015

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок…

Карету мне, карету!

А. С. Грибоедов

В качестве кареты был подан двухэтажный купейный поезд, который стал ходить в Санкт-Петербург с 1-го февраля. Они были опробованы ещё год назад во время Олимпиады в Сочи по маршруту Москва — Адлер.

Из жизни петербуржцев

Очень удобные и комфортабельные. Цены ниже, чем в обычные купейные. И вроде бы такие станут ходить с 1-го июня в Казань.

Конечно же я неоднократно бывал в Ленинграде — Санкт-Петербурге. И все мои поездки до сих пор были как две капли воды похожи друг на друга. Гостиница в относительной близости от исторического центра и традиционный набор туристических объектов, как то: Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Стрелка Васильевского острова, Храм Спаса-на-Крови, Невский проспект, Казанский собор и т. д.

А в этот раз было решено взглянуть на город с другой стороны: не с фасадной, а с изнаночной, т. е. посмотреть как живут петербужцы в этих самых старых домах в центре города на примере одного из них. Для этого была арендована простенькая квартира в старом доме на Большой Конюшенной улице, своим торцом выходящим на Конюшенную площадь.

Из жизни петербуржцев

Место очень удобное со стратегической точки зрения: многие музеи и достопримечательности в пешей доступности. Самая главная достопримечательность — Пышечная по адресу Большая Конюшенная 25. Очарование советской эпохи. Всё как тогда: стоячие столики, пышки с пудрой, кофе из бака, в качестве салфеток — нарезанная бумага, и рыжий кот, дремлящий на стуле при входе в заведение.

Я, конечно, слегка удивился, когда зайдя вовнутрь в качестве пышек увидел то, что в Москве называют пончиками. Но потом голова встала на место. Я же в Питере. «По поребрику в ларёк купить гречу, куру и песок».

…Вернёмся к дому № 2.

Раньше этот дом принадлежал придворно-конюшенному ведомству и всегда был жилым. В XVIII веке он представлял собой отдельные строения. В 1800-е г.г. архитектор Л. Руска объединил несколько домов в один большой. В 1840-е архитектор А. Буржуа полностью переделал эти дома. А в 1899—1900 гг. архитектор В. Лопатин сделал надстройку всего периметра. В 2001 г. дом включён в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».

Из жизни петербуржцев

Как и все старые Питерские дома, этот дом имеет свою подворотню и вход в парадное именно через неё.

Внизу парадного два старых велосипеда и пакеты с макулатурой. Сразу вспомнилась пионерская скороговорка: «здрастиувасестьмакулатура?» И как заманчиво было подходить к дверям от которых пахло свежей выпечкой — тогда от незнакомой бабули можно было получить не только пачку старых газет, но и свежий пирожок. И я ещё застал те времена, когда в московских подъездах оставляли не только велосипеды, но и детские коляски. А ведь тогда не было ни кодовых замков, ни консьержей.

Из жизни петербуржцев

Парадное просторное с огромными лестничными маршами и большими окнами. Окна были грязные и в голове возникал вопрос: как же их моют или не моют их вообще? Ответ был дан на второй день, когда я увидел выставленные на лестничные площадки оконные рамы, стоящие все в пене. Я вспомнил как в детстве мы любили съезжать на попе по перилам с верхнего этажа на нижний, не касаясь ногами ступеней. Здесь такой номер не прошёл бы: «виражи» слишком широкие.

Судя по картинам, развешанным в парадном на всех его этажах, в доме проживает художник, но о нём я ничего не узнал, хотя интересовался. Вообще за эти четыре дня очень редко сталкивался с соседями по подъезду. Ну, а когда встречались, питерцы всегда вежливо здоровались первыми. Вежливые люди эти питерцы.

Из жизни петербуржцев

Мы жили на самом верхнем этаже. Над нами только чердак. Доступ на чердак запрещён, для этого висит объявление.

А для тех, кто плохо понимает, установлена целая баррикада. Известно, что в Санкт-Петербурге модно лазить по крышам. Это увлечение молодёжи называется руферство. Это один из видов индустриального туризма. Руферство — это сильные эмоции, созерцание городских пейзажей. Руферство — это адреналин, т. к. во-первых, зачастую само проникновение на закрытую крышу — противозаконный поступок, во-вторых, всегда остаётся риск падения вниз затылком об асфальт. Ну что греха таить, планы были. Даже встречал проводников на Невском с табличкой в руках «Вожу на крыши». Но все четыре дня дул такой сильный ветер, что инстинкт самосохранения оказался сильнее авантюрных желаний. Отложил на потом, когда жизнь совсем уж надоест. А что касается местных жителей: надоел им шум на крышах, вот и строят баррикады.

Входим на этаж.

«Система коридорная, на тридцать восемь комнаток всего одна уборная». Из коридора двери в квартиры. Квартиры по всей очевидности, кроме угловых, однокомнатные. Конечно же сейчас в каждой квартире туалет имеется, но общий в коридоре всё же есть.

Из жизни петербуржцев

В каждую дверь отдельный звонок. Помнится в детстве хулиганили в московских коммуналках: звонили во все квартиры и убегали, оставив открытой и дверь лифта. Этакий «день открытых дверей»

Около каждой квартиры стремянка. Без неё ну никак нельзя. А как лампочку поменять, если высота потолков четыре метра?

Из жизни петербуржцев

На потолке в коридоре огромная трещина с гипсовым маяком.

Натюрморт на подоконнике.

Из жизни петербуржцев

Окна квартиры выходят на Большую Конюшенную улицу и арку, ведущую к государственной академической капелле Санкт-Петербурга.

А из общего коридора виден Храм Спаса-на-Крови и крыша Конюшенного двора.

Из жизни петербуржцев

Не, так лучше (через форточку).

Из внутреннего двора видны окна нашего коридора (наверху крайнее слева, рядом с телевизионной тарелкой)…

Из жизни петербуржцев

…а также тыльная сторона вот этого сооружения. Это сооружение ничто иное, как Новый Конюшенный двор. Построен в 1794 году. Здесь была придворная конюшенная контора, экипажный комитет, квартиры чиновников и служащих, каретные сараи и музей. Сейчас в нём находится вроде бы как таксопарк. Здесь, якобы, в 1970-е годы год проработал писатель Илья Штемлер, который потом написал роман «Таксопарк».

Вот, собственно, и всё. Ничего особенного, просто старый дом, один из многих старых домов Петербурга. На этом доме нет мемориальных досок. Но он как и многие старые питерские дома ещё долго будет нести на себе печать Петербурга Достоевского, Пушкина, Росси…Надеюсь, что долго.

Из жизни петербуржцев

Этот короткий рассказ является заключительным, что касается апрельской поездки в Санкт-Петербург. По независящим от меня причинам все впечатления об этом замечательном городе разбежались по разным жанрам и живут теперь самостоятельной жизнью. Попытаюсь вспомнить и собрать их всех в одну кучу. Итак,

— про то, как я познакомился с Бродячей Собакой здесь

— про Михайловский театр оперы и балета здесь

— про невероятные события, которые происходили возле Эрмитажа здесь

— про огромную и великую Россию здесь

— про ночной Петербург здесь

— про петербургские дворики здесь