Ирина (dualia1)
 – вся в работе (

Храмы поморских деревень

22 апреля 2015 г. 8:55 Архангельская область — Россия Август 2014

С давних пор север Архангельской области называют Поморье, т. е. местность, прилегающая к морю. Здесь расположен и мой родной Архангельск. Вокруг города — кажущиеся бескрайними хвойные леса,

зеленые луга,

а также сотни деревень и сел, многие из которых сохранили свой первоначальный облик.

Когда-то почти в каждой деревне был свой приход, но двадцатый век уничтожил девяносто процентов церквей Поморья. Несмотря на это, в окрестностях Архангельска еще сохранились деревни, в которых можно увидеть подлинные образцы храмового строительства.

На Севере в деревнях, как правило, строили погосты-тройники, т. е. две церкви (летняя и зимняя) и колокольня. (Летняя церковь имела самое богатое убранство и иконостас. Зимняя церковь была меньше по размерам, имела печь для отопления). Называется такой архитектурный ансамбль «Северный тройник». Подобных ансамблей в Архангельской области было около сотни, сейчас их не более пяти. К счастью, погостов-двойников, (состоящих из двух церквей), сохранилось больше. Такие погосты бывают полудеревянные (где одна церковь деревянная, а другая каменная) или деревянные.

В нескольких километрах от Архангельск расположены сёла: Рикасово, Ижма, Хорьково, в которых можно увидеть интересные погосты-двойники.

Сначала мы отправляемся в Рúкасово — одну из деревень древнего поморского поселения Заостровье.

река протекающая здесь, называется Заостровка:

Заостровье это «куст деревень», т. е. несколько деревень объединенных территориально. Каждая деревня строились, как правило, в одну улицу.

По Заостровью проходят несколько автобусных маршрутов, идут они от Морского-речного вокзала Архангельска. От него до Заостровья около10 км. Из-за близости города, деревни уже довольно сильно застроены дачами.

Однако в каждой сохранились и традиционные большие избы. Это дома-дворы, в которых под одной крышей находилась и жилая часть дома, и хозяйственная, где держали животных.

Погост в Рикасово — это девятиглавый деревянный Храм Покрова Божией Матери и каменная Сретенская церковь.

Храм Покрова — одно из немногих сохранившихся в Поморье деревянных сооружений XVII века. Его строительство было завершено в 1688 гоуд. Сейчас церковь на реставрации.

Рядом располагается действующая пятиглавая каменная Сретенская церковь (1808—1827 гг.).

Очень нестандартная архитектура для тех лет, больше похожая на классицизм. Возведение колокольни было закончено в 1854 году. Церковь Сретения Господня, одна из двух сотен в нашей стране, которая в годы Советской власти ни разу не закрывалась. И это не смотря на то, что в начале 1930-х годов, колокола были отправлены на переплавку, священники арестованы, отправлены в ГУЛАГ или расстреляны. В 1990-х годах был сделан капитальной ремонт церкви, при помощи благотворителей установлены новые колокола и сейчас это один из самых любимых храмов архангелогородцев и жителей близлежащих сёл.

По дороге к следующему погосту-двойнику, мы заезжаем в деревню Тойнокурье, чтобы посмотреть на восстановленный деревянный храм Георгия Победоносца.

Когда-то здесь была одна из старейших церквей на территории Архангельской Епархии. Впервые о ней упоминалось в летописях 1587 году. Несколько раз церковь горела и возводилась вновь. Последний раз церковь уничтожил уже не пожар, а люди. В 1930-х годах советской властью храм был снесен. Несколько лет назад жители Тойнокурья и близлежащих сёл решили возвести на этом месте новый храм. И в 2004 году новая деревянная церковь была построена. Она имеет очень необычную архитектурную форму, больше похожую на деревянный терем.

Далее мы едем на правый берег Северной Двины, чтобы посмотреть деревянный погост-двойник в деревне Ижма.

От Архангельска около 20 км., удобнее на машине, но и автобусы туда ходят. Деревня Ижма, сейчас уже больше напоминающая дачный поселок, распологается у крохотной речки с тем же названием:

Ижемский погост состоит из Преображенской и Воскресенской церквей. Когда-то здесь был погост-тройник, состоящий из холодной церкви по имя Спаса Преображения, теплой церкви, построенной в конце XVII века (позже сгоревшей) и колокольни (сейчас она не существует).

Преображенскую церковь построили в 1679 году местные крестьяне. Она имеет уникальную объемную композицию. К сожалению, она не сохранилась до настоящего времени в первоначальном виде. Церковь реконструировали в XVII веке и в начале ХХ века.

Сейчас это федеральный памятник истории и культуры.

Воскресенская церковь в Ижме была построена в 1887 году, как тёплый храм прихода. Это деревянная церковь, обшитая тесом. Когда-то она была пятиглавой, но в 1930-х её закрыли, венчания были сломаны и сейчас с трудом можно узнать в ней храм. В советские годы здание использовалось как сельский клуб и магазин:

В заключение рассказа — полудеревянный погост в деревне Хорькóво. Дорога туда идет мимо музея деревянного зодчества «Малые Корелы», о котором я уже рассказывала на Туристере: (рассказ http://www.tourister.ru/responses/id_3677, альбом http://dualia1.tourister.ru/photoalbum/12525)

Если вы не на машине, то доехать можно на рейсовых автобусах, следующих от Морского-речного или Железнодорожного вокзалов Архангельска.

Дорога проходит вдоль берега Северной Двины и виды очень живописные.

У деревни Хорьково протекает речка Лявля, впадающая в Северную Двину, поэтому эту местность чаще всего называют просто Лявля:

В состав полудеревянного погоста в Лявле входят две церкви — деревянная шатровая Никольская (1582 г.) и каменная Успенская (1805 г.).

Лявля, как и Заостровье, это «куст деревень». Предположительно в XIV веке здесь появились поселения новгородцев. Местность здесь была удобна и для земледелия, и для морских промыслов, ведь выход в Белое море находится в нескольких километрах отсюда. В XIV веке в Лявле был основан Успенский монастырь. Одним из храмов святой обители и была деревянная Никольская церковь, которая вот уже более четырехсот лет стоит на этом месте. Её шатер виден издалека, и с шоссе, и с берегов Северной Двины и Лявли.

Никольский храм срублен из массивных брёвен. И сруб, и декор храма выполнены топором и теслом, без единого гвоздя. В XVIII–XIX веках церковь перестраивалась, в результате чего храм опустился на 2,5 метра, и теперь церковь будто растет из земли.

Сейчас Никольская закрыта и является частью музея деревянного зодчества «Малые Корелы».

Рядом расположена Успенская церковь, построенная в 1804 году.

Деньги на её постройку пожертвовал местный купец и судостроитель Андрей Харитонов. Церковь действующая, она полностью отреставрирована, ведутся лишь работу по благоустройству прилегающей территории.

Говорят, что иконы в этом храме мироточят.

С Лявлинского погоста хорошо виден Свято-Иоанно-Богословский женский монастырь в соседней деревне Ершовка, основанный в 1994 году.

Место для монастыря было выбрано не случайно. В годы становления советской власти здесь были многочисленные расстрелы ссыльных. Везти людей на Соловки было дорого и долго, их вывозили за пределы Архангельска и расстреливали. А на реке напротив деревни Ершовки было потоплено две баржи со священниками и монахами. На угоре, который в 30-е годы прошлого века стал полигоном для расстрела, монастырь возвел храм в честь новомученников российских.

Храмы поморских деревень… такие похожие и разные, деревянные и каменные, старинные и новодельные, сколько в них света и в тоже время грусти… Но полного впечатления не было бы без окружающей их северной природы.

Виды с Лявлинского погоста проникают в душу, наполняя её умиротворением и спокойствием: под низким северным небом река разлилась до самого горизонта, на многочисленных островах зеленеют луга и леса, а на высоком берегу православный крест…

21 апреля 2015 г. 15:30
Люблю я Север в начале мая, когда весенний первый гром... И далее по тексту
Там такие грозовые тучи!
А запомнилось не яркое небо "испанско-итальянское", а березка на фоне прозрачного неба Севера. Потому что она честная, скромная, без прикрас. Потому и хороша!
А вообще природа северного края прекрасна!
22 апреля 2015 г. 12:49
а я так стремилась показать, что и у нас бывает тепло, солнечно и
яркое небо "испанско-итальянское",
Хотя роднее и привычнее для меня конечно
такие грозовые тучи!

Елена, благодарю! Вы всегда так поэтичны в своих комментариях.
21 апреля 2015 г. 15:46
Ира, какой, познавательный и красивый матерал о нашем Поморье! Спасибо за этот настоящий эксклюзив на Туристере о «Северный тройниках» и погостах-двойниках, да и вообще о этих северных старинных деревеньках! Обожаю русский север, его природу и людей!
22 апреля 2015 г. 12:45
Маргарита, спасибо! От тебя мне особенно приятно услышать столько теплых слов, ты ведь бывала в наших краях и знаешь обо всё не понаслышке.
22 апреля 2015 г. 17:03
Ой, Ира в таких дальних деревнях я не бывала, к моему очень большому сожалению! Поэтому втройне интересно было читать и рассматривать твои фото Поморских деревенек!
Ena
21 апреля 2015 г. 16:33
Прекрасное Поморье - северная сказка с изящными храмами, взбирающимися на пригорки деревеньками, нагретыми солнцем деревянными домами, зелеными привольными лугами под лазоревым небом... Именно такие пейзажи заставляют сердце сжиматься - родные просторы, российские! Как изумительны летние севера - этими вольготными панорамами можно любоваться бесконечно, а деревянные храмы - настоящая архаика, а все эти старинные забавные названия - звучат как песня - или заговор, удивительным образом сливаются воедино древнее язычество и православие...

Спасибо, посмотрела - прочла с огромнейшим удовольствием, добрый, светлый и очень душевный материал - люблю я тихие деревеньки, где, кажется, еще можно найти кусочек прошлой - настоящей! - жизни. И еще очень познавательно, для меня была новой информация о "северных тройниках", да и о самих деревеньках слышу впервые.
22 апреля 2015 г. 12:43
Эна, как замечательно Вы всё это сказали!
в провинции этого еще много осталось. Стоит только выехать из города и вот оно.
такие пейзажи заставляют сердце сжиматься - родные просторы, российские
Да! это ведь корни наши, история.
21 апреля 2015 г. 17:23
Красота какая!! Простора сколько!! Север одним словом , что еще сказать! надо же оказывается Ижма есть и в Архангельской области!! Спасибо за почти родные места ,Ирина!! Природа дивная и история очень ....!!!! Сохраняется хоть немногое .. а ведь как это надо!
22 апреля 2015 г. 12:39
Простора сколько!!
особенно за это люблю наш северный край! Просторов еще много, к счастью, нет у нас стремления всё тут позастроить и закатать в асфальт.
надо же оказывается Ижма есть и в Архангельской области!!
София, я когда начала искать информацию о церквях тамошних, набрала в поиске "Ижма" и читаю... и вроде бы понимаю, что про что-то другое написано. оказалось, что это про Ижму в Коми смотрю.
22 апреля 2015 г. 12:42
Так и есть.... Ижма и староверы более знакомо по Коми , а вот же и в Архангельской области есть свое село Ижма.
dualia1 писала 22 апреля 2015 г. 12:39
к счастью, нет у нас стремления всё тут позастроить и закатать в асфальт.
и в этом вам повезло , потому как Коми закатывает все вокруг и уже в городе не остается парков и зеленых маленьких оазисов.... продали свой край москвичам и деньги правят балом....
21 апреля 2015 г. 18:46
Ира, твои рассказы о севере- это рассказы о чем-то важном, непроходящем, очень красивом и мудром...
22 апреля 2015 г. 12:36
Люба, как мне прятно слышать такие отзывы! Особенно о том, что я пишу о своих родных местах, ведь они по-особенному дороги моему сердцу.
21 апреля 2015 г. 19:20
Чудесный пейзажи, Ира. Деревянные церкви это что-то очень особенное, смотрятся как продолжение пейзажа.
22 апреля 2015 г. 12:34
Ирина, спасибо!
очень точно подмечено, они так органичны с окружающей природой.
21 апреля 2015 г. 20:19
Ира, просто голова кругом-какая же красота!!! Пейзажи и облака в небе напомнили Карелию!!!
дома-дворы, в которых под одной крышей находилась и жилая часть дома, и хозяйственная, где держали животных.
-бывала в таком в юности, ночевала на печи, остался неизгладимый след на всю жизнь!!
22 апреля 2015 г. 12:33
какая же красота!!
Спасибо, Наташа! Недавно разбирала фотографии на диске и наткнулась на эти. Раньше снимала для себя, просто с фотоаппаратом упражнялась, а потом подумала, что на самом деле это всё действительно красиво и заслуживает внимания и решила написать этот небольшой рассказ. Фотографии с разных годов, у нас в Лявле дача и я там бываю несколько раз за лето и всегда с фотоаппаратом.
22 апреля 2015 г. 14:39
у нас в Лявле дача
-как здорово!!!
KostantinPavlov
21 апреля 2015 г. 21:03
Очень позновательно, особенно для таких как я. В северных краях этих не был и места эти совсем незнакомы, увы
22 апреля 2015 г. 12:23
Приезжайте в гости! Особенно зимой, посмотреть на натоящую русскую зиму. Да и летом у нас бывают теплые, солнечные деньки. Не такие как у вас конечно ))
В северных краях этих не был
а я вот в южных краях ваших не была. Один раз в школьные годы довелось побывать в Краснодаре и всё.
KostantinPavlov
22 апреля 2015 г. 12:48
Ну вот! Все планируем дальние страны, а родной страны не знаем (это я про себя). Надо планировать, узнать иувидеть и русский Север, и Сибирь, и дальний Восток
22 апреля 2015 г. 13:07
pavlov_kn писал 22 апреля 2015 г. 12:48
Надо планировать, узнать иувидеть и русский Север, и Сибирь, и дальний Восток
Как, вы в этом правы, Константин! Присоединяюсь.
21 апреля 2015 г. 21:50
Потрясающие пейзажи - ничего не знала об этих местах до Ваших репортажей.
22 апреля 2015 г. 12:19
Потрясающие пейзажи
Спасибо, Маша! Северная природы проста, не слишком разнообразна, порой сурова, но она не оставляет равнодушным.
21 апреля 2015 г. 23:45
Богатый край! И на храмы, и на красоты природные ( фотка с березой просто восторг-восторг), и на умиротворяющие поля и реки... Красиво. Душевно. Полезно.
22 апреля 2015 г. 12:18
Богатый край! И на храмы, и на красоты природные (
Елена, благодарю за такие слова в адрес нашего северного края.
фотка с березой просто восторг-востор
сама очень люблю это место (у нас дачка рядом) Выйдешь на высокий берег Двины и такие просторы кругом!!!
22 апреля 2015 г. 22:30
праздник души))))
dualia1 писала 22 апреля 2015 г. 12:18
такие просторы кругом!!!
22 апреля 2015 г. 11:51
Да, Ира, такие альбомы просматривать особенное удовольствие!
Одна заморочка постоянно резала глаз. Но это оказалось-моя неосведомленность. Это слово Погост. Я всегда думала что это исключительно деревенское кладбище. А посмотрела в инт-те и поняла, что есть края, где это как и у Вас - поселение.
Век живи - век учись.
Что нынче вышиваете?
22 апреля 2015 г. 12:15
акие альбомы просматривать особенное удовольствие!
на следующее лето у меня большие планы покататься по своей области и рассказать еще что-нибудь интересное о ней.
marysar писала 22 апреля 2015 г. 11:51
Век живи - век учись
Да, Марина, Погост это не только церковь на кладбище. «Погост» — производное от слова «гость» в значении «купец». Исторически погосты были центром общественной жизни, местом сбора народа и территориальной единицей. Так было веками на Руси, и только с 18 века слово стало использоваться в значении «сельское кладбище».
Что нынче вышиваете?
а вот это совсем забросила. Всю зиму решали квартирный вопрос, всю весну делаем ремонт. Свободного времени на хобби совсем не остается, к сожалению.
22 апреля 2015 г. 12:23
Ремонт - это обязательно надо пережить! Это же здорово! Значит решился квартирный вопрос! Поздравляю.
Будет время и на вышивку!
22 апреля 2015 г. 12:51
да, всё решилось благополучно! хотя проблем была масса: и с застройщиком, и сроки сдачи дома переносились. Но мы всё пережили и уж ремонт тем более теперь не страшен! ))
Elpon
22 апреля 2015 г. 14:33
Русский Север - прекрасен!
Спасибо, Ирина, что показали и рассказали!
22 апреля 2015 г. 14:36
Елена, а Вам спсасибо за внимание! Мне очень приятно, что вам понравился рассказ.
23 апреля 2015 г. 4:24
Прекрасные места, Ирина! И замечательные альбом и рассказ! Очень понравилась Сретенская церковь!
23 апреля 2015 г. 11:42
innabulgakova писала 23 апреля 2015 г. 4:24
замечательные альбом и рассказ!
Инна, спасибо!
23 апреля 2015 г. 6:22
Прекрасные у вас края, скучаю. В 97-98 почти постоянно у вас обитал, только в Нарьян-Мар отлучался
23 апреля 2015 г. 11:43
Chedty писал 23 апреля 2015 г. 6:22
Прекрасные у вас края, скучаю.
я бы наверно тоже скучала, Север западает в душу
23 апреля 2015 г. 14:55
Такое красивое название -Поморье. Для меня южанки, что-то необыкновенно сказочное, заморское и одновременно очень русское. Очень понравились деревянные церкви на фоне удивительной природы северного края.
24 апреля 2015 г. 8:37
sonnenschein писала 23 апреля 2015 г. 14:55
Такое красивое название -Поморье.
мне оно тоже очень нравится. Такое красивое и благозвучное.
деревянные церкви на фоне удивительной природы северного края
наверно, это наше самое большое достояние.
Елена, спасибо!
24 апреля 2015 г. 12:47
23 апреля 2015 г. 20:36
Русский Север красив и гармоничен. Ира! Как же все красиво ты сняла, вложила душу!
Храм Покрова - вне конкуренции!
24 апреля 2015 г. 8:38
Как же все красиво ты сняла, вложила душу!
Леночка, спасибо большое! Очень хотелось показать красоты своего края с наилучшей стороны.
24 апреля 2015 г. 8:52
dualia1 писала 24 апреля 2015 г. 8:38
хотелось показать красоты своего края с наилучшей стороны.
У тебя это получилось великолепно! Когда любишь, видишь лишь хорошее! Неужели среди вашей красоты есть визуальный негатив?
24 апреля 2015 г. 9:04
elsarieva писала 24 апреля 2015 г. 8:52
Неужели среди вашей красоты есть визуальный негатив?
ну всегда найдутся те, кто скажет, что дорог нет, заброшенные деревни с полуразвалившемися домами, а сколько церквей практически утрачено. Вообщем, проблем много. Впрочем, как и много где еще по России.
23 апреля 2015 г. 23:05
Ира, с радостью читала твои слова о церквях "восстановлена", "ведутся ремонтные работы", "отреставрирована". Значит не все так плохо в нашей стране, если восстанавливаются храмы, краеугольные камни нашей культуры.
И как же хороши твои фотографии северных красот. Хоть сейчас все бросай, и приезжай к вам, на Русский Север.
24 апреля 2015 г. 8:41
Юля, нас всех не может не радовать тот факт, что церкви в стране восстанавливаются, потому что это очень важно, в них наша история, культура.
Хоть сейчас все бросай, и приезжай к вам, на Русский Север.
Добро пожаловать!
24 апреля 2015 г. 22:13
Спасибо за приглашение. В планах, пусть и отдаленных туманных, Русский Север есть. Так что надеюсь на совместную чашечку чая по приезду.
27 апреля 2015 г. 8:55
надеюсь на совместную чашечку чая по приезду.
25 апреля 2015 г. 1:34
!!!
25 апреля 2015 г. 13:31
Ирина, очень душевные и немного грустные поморские места. Цепляют они за душу! Спасибо за интересный рассказ!
27 апреля 2015 г. 8:57
Анна, спасибо за теплые слова о моей малой Родине.
soleland
19 июля 2015 г. 19:54
Ира , огромное спасибо за репортаж и фотографии. За любовь к Родине. как это не звучит патетически.
Это мои родные места - родилась и 15 лет жила в Архангельске. Поэтому не просто очень интересно было просмотреть , но одолевало любопытство : а что там ? а как там ?
Спасибо огромное!
20 июля 2015 г. 9:50
Вам огромное спасибо за такой отзыв. Как приятно, что мой рассказ о малой Родине находит отклик в душах людей. Тем более тех, кто знает о Севере не понаслышке, кто жил здесь и для кого, как и для меня, это тоже родные места.