Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был вчера 23:22

Джермук — Армения Июль 2014

В общем цикле заметок по Армении, я вам предложил автомобильные маршруты на полдня Эчмиадзин и Гарни, на один день Дилижан, и сейчас хочу рассказать о двухдневном маршруте из Еревана с ночевкой где ни будь в Джермуке или Горизе. Технически особо быстрые могут выполнить такую поездку и за один день вернувшись в Ереван поздно вечером, а оно вам нужно? Не надо в Армении торопиться, смотрите не торопясь, вечером «кушайте долма», пейте побольше вина и тогда все успеете. Итак, с утра пораньше, курс строго на Арарат и вперед.

Смотрите на горы глазами медленными

Прямо за околицей Еревана начинается роскошный хайвей, к сожалению, находящийся на раннем этапе своего развития. На некоторых участках на него можно посмотреть, но сильно отвлекаться нельзя, потому что смотришь ты на хайвей, а ехать приходится по порядком побитой двухполосной дороге. Висит пятьдесят, но все едут семьдесят. Мой политически не грамотный американский телефон периодически поздравлял меня с тем что я въехал в Турцию. С дороги в хорошую погоду видны величественные конусы стратовулканов, висящие над плоскими как столы нагорьями.

Первая остановка монастырь Хор Вираб. Езды от центра Еревана минут сорок.

Смотрите на горы глазами медленными

Прекрасный монастырский комплекс на фоне классического библейского пейзажа. На холме, где сейчас расположен монастырь, всегда было что-то важное. Как-то раз до новой эры, здесь даже была столица Армении, но сейчас археологи особо не копают, жалко потерять то что есть на сегодняшний день.

Главное и самое древнее, что здесь доступно сейчас — это глубокое подземелье, в котором злобный властитель четырнадцать лет держал главного армянского святого Григория Просветителя. Это было давно в третьем веке. По лестнице можно спуститься метров на шесть вниз и посмотреть на древнюю тюрьму.

Смотрите на горы глазами медленными

Собственно, я вам этого делать не советую, ничего особенного в подземелье нет, а на лестнице, которая идет по узкому кривому туннелю, постоянно застревают полные женщины и сильно истерят. Почему то они входят лучше чем выходят. Здесь здорово играть в Вини Пуха и вообще худеть.

Наверху гораздо красивее. Монастырь хорошо восстановлен и поддерживается в идеальном состоянии. Очень советую приезжать пораньше. Во первых с утра нет дымки и хорошо виден Арарат, во вторых меньше народа. Хор Вираб (Глубокая Яма) пожалуй, самый посещаемый монастырь Армении.

Смотрите на горы глазами медленными

Следующая остановка где-то через полтора часа в монастыре Нораванк.

От основной трассы уходит узкая дорога со обеих сторон сжатая ущельем.

Над ущельем монастырь-крепость. На какое-то время может задержать вражескую армию. Армения страна горная, на местных урожаях большую армию не прокормишь. Княжеская дружина и монахи способные держать оружие пытались блокировать ущелье давая возможность женщинам и детям уйти в горы, а мужчинам собрать ополчение.

Смотрите на горы глазами медленными

Похоже за десять веков мало что изменилось. «Когда они пришли, мы с детьми в лес пошли, а мужчины скалу на дорогу ломали, там где башня стоит и их не пускали. Мы долго слышали как стреляли…». Видимо здесь принципиальное отличие грубых кавказских мужчин от галантных французов. Те быстро убежали в Африку, а потом когда вернулись обрили своим женщинам головы…

Монастырь Нораванк последнее творение художника и эстета тринадцатого века Момика. У него ничего по простому не было. Видели вы когда ни будь церковь с такой лестницей?

Смотрите на горы глазами медленными

Я думаю решение фантастическое. Одно дело князь или священник выходит на крыльцо, фактически на один уровень с прихожанами или дружиной, а другое дело распахиваются двери второго этажа и вот он во всей красе. При этом чтобы руку ему поцеловать, нужно боком-боком по узкой, крутой лестнице ползти.

Правда, я, пока показывал «какой я молодец», крепко стукнулся головой о дверную арку. Князей то с детства учили, а мне все приходится осваивать уже в зрелом возрасте. Церковь и колокольня очень не обычно украшены. Здесь Момик опять элегантно уходит от стандарта. Вместо обычной жесткой, симметричной геральдики, используется стиль миниатюрной живописи манускриптов.

Смотрите на горы глазами медленными

Знаете, не буду больше ничего рассказывать про Нораванк, захотите сами дочитаете в нете. Просто общее впечатление. Монастырь очень хорош собой, четко ощущается рука великого мастера. Вокруг ущелье с красными скалами, внизу речушка в белой пене. Я удивлюсь если кому ни будь не понравится.

Вернулись на основную трассу. Вдоль дороги очень много ресторанов и мелких гостиниц. Про гостиницы ничего сказать не могу, не пробовал, а ресторан который мы посетили очень порадовал. Кроме этого у дороги в деревнях есть туалеты. Они платные (какие-то смешные деньги типа пары рублей), зато чистые. Я подумал, что те которые вином торгуют должны как-то кооперироваться с теми кто владеет туалетами, кто кому должен платить не понятно, но симбиоз явно имеет место быть. Не обольщайтесь особенно на счет южной страны. Она хоть и южная, но очень горная. Иногда даже весной бывает и вот так.

Смотрите на горы глазами медленными

Во всех деревнях люди пытаются продать какой ни будь местный продукт. Горы, климат крепко меняется каждые пять километров, поэтому товар в каждой деревне другой: в одной картошка, во второй вино, в третьей сухофрукты (летом без «сухо», просто фрукты). Внутренних денег почти нет, люди которые едут по дороге единственные потенциальные покупатели, так что дорога основной торговый центр.

Из Нораванка обычно едут в Татев, я попытаюсь вас от этого отговорить. Если вы просто хотите посмотреть Татевский монастырь и у вас уже заказаны билеты на канатную дорогу Крылья Татева, тогда ладно, езжайте. Дорога от Еревана до места посадки на канатную дорогу занимает три часа, но это вообще без остановок. Если вы хотите по дороге посмотреть что ни будь еще, а потом посетить Чертов мост и увидеть уникальные пещеры под ним, поехали ночевать, ну например в Джермук. Почему в Джермук? Да просто так, город хороший, курортный, высоко там и не жарко.

Смотрите на горы глазами медленными

В Джермуке армянские женщины под руководством армянских мужчин пьют минеральную воду. А что еще прикажете делать если из стенки хлещет газированный кипяток. Армянские мужчины подробно рассказывают о пользе минеральной воды, но пьют шестидесятиградусную тутовку (самогон из шелковицы).

Еще в Джермуке есть водопад. Все та же газировка стекает по черной базальтовой скале.

Еще в Джермуке красиво, потому что скалы создают целую симфонию из базальтовых столбов.

Еще Джермук курорт поэтому там полно праздношатающейся нарядной публики, гостиниц и ресторанов. Кормят очень хорошо. Поят как повезет. В Армении удивляет разница в качестве вина, которое продается по одной цене, никакой логики я уловить не сумел. Ищите…

Смотрите на горы глазами медленными

После славного завтрака в Джермуке, отправляемся в Татев. Нет, нет еще немножко про завтрак. Собираясь путешествовать по Армении не рассчитывайте похудеть. Займитесь этим до того, после того или в худшем случае вместо того. В Армении надо «хорошо кушать» и на завтрак тоже. Здесь как-то не в моде обезжиренные продукты, скорее народ склонен сообразить что ни будь из буйволиного молока, которое раза в два жирнее коровьего. Вкусно получается…, надо больше двигаться, помогает.

Если честно заезжать в Джермук по дороге в Татев совсем не обязательно, очень большой крюк, просто он мне нравится. Можно переночевать и в Горизе недалеко от монастыря. Гориз стоит прямо на трассе.

Рассказ про Татев в эту заметку уже не как не помещается. Татев мой любимый монастырь и я хочу рассказать про него без спешки. Так что до следующей заметки. Заметка про Татев будет последней заметкой посвященной Армении. Дальше попробую рассказать про Арцах.