Chedty
Михаил Странник Пользователь — был сегодня 8:56

Воду открываешь — второе место в мире занимает!

16 марта 2015 г. 4:30 Дилижан — Армения Июль 2014
64 44

Путешествие в Дилижан немного сложнее, в организационном плане, чем поездки в район Эчмиадзина и Гехарта описанные в двух предыдущих заметках. Время в пути от Еревана до Дилижана составляет около полутора часов, но место того стоит. Сначала вы проезжаете мимо Севана, что само по себе довольно интересно. Потом попадаете в длинный туннель, и вдруг … на выезде из тоннеля вы видите совершенно не ту картину, которую ожидали увидеть. Вместо выжженной солнцем долины Севана, перед вами простирается изумрудная Дилижанская долина.

8

Да простят меня поклонники Мимино и Рубена, в Дилижане я не остановился. Первым объектом интереса на нашем пути был монастырь Агарцин, до которого от Дилижана ехать еще минут десять.

Монастырь строился с 10 по 13 век правителями рода Багратуни, Армяно-Грузинскими князьями прославившимися многим военными подвигами. Для начала они серьезно зацепились с Александром Македонским, а заканчивали уже смертельным боем с Наполеоном. В монастыре Аграцин находится усыпальница этого рода.

10

Когда-то, Суворов, который не любил «ждать милости от природы», предлагал Екатерине II заняться селекционированием военной аристократии. Он считал, что это безусловно повысит боеспособность российской армии. В списке «племенных» женихов Багратион стоял на первом месте.

6

Монастырь очень красив, великолепно вписан в пейзаж. Это из таких мест откуда не хочется уезжать. В древние времена монастырь был важнейшим центром в котором переписывали древние книги. Здесь была школа теологии, каллиграфии и живописи.

8

Агарцин находится в великолепном состоянии. Отремонтирован он совсем недавно и как не странно на деньги одного из арабских шейхов.

11

Из Агарцина мы отправились в монастырь Гошаванк. Гошаванк скорее даже университет чем монастырь. Если у Агарцина уклон был больше в теологию, переписывание и иллюстрацию библий, то Гошаванк можно с определенной натяжкой назвать научным и юридическим учреждением. Здесь даже анатомичка была, что согласитесь для монастыря не совсем обычно.

7

Расцвета научная деятельность в монастыре достигла при пастырстве (ректорстве) Мхитара Гоша, который жил в конце XII века. К интересным элементам монастыря (университета) можно отнести помещения (аудитории) не имеющие христианской символики. Кроме этого, в больших залах есть отдельные блоки за арками вполне светского вида. Конечно монастырь был христианский, но видимо жажда знаний пересиливала и при всей религиозности, ученые не могли себе отказать в обмене знаниями с профессурой мусульманского мира. Здесь учили все и учили всех.

5

Одно из интереснейших зданий комплекса это книгохранилище и читальный зал построенные в 1241. В тринадцатом веке существовал строгий регламент по хранению и чтению книг. Видимо здесь, в библиотеке Гошаванка, Ованнес Тавушеци писал свою знаменитую «Историю монголов». Монастырь Гошаванк разрешал сочинение и переписку светских книг, в те времена это было редкостью. К сожалению, все книги были сожжены, а монахи убиты. Последнее что они успели сделать — спрятать под огромные каменные плиты пола три книги. Как мало остается нам от мудрости предков.

7

Камни — это то не многое что хранит культуру в веках. Армянские — камни это застывший слепок культуры этой древней страны. Посмотрите на этот хачкар (камень-крест). Это Искусство. В пожарах бесконечных войн сгорело все: фрески, книги, картины. Остался этот почерневший от времени и огня камень. Посмотрите хоть на то немногое, что осталось с тех древних времен. Это не просто нечто, что очень трудно сделать (здесь семислойная тончайшая резьба), это очень красиво.

12

А эти камни — это Наука. Здесь важно не перепутать Науку с инженерной смекалкой. Нет, нет — здесь точный научный расчет, устойчивости здания в условиях постоянных землетрясений. Камни фундамента закреплены мягко, без раствора, со щелями, на замках «ласточкин хвост». Стены собраны в гармошку. Уровень подвижности фундамента полностью соответствует возможностям сжатия-расширения стен.

2

Как они все это рассчитали, откуда вообще взялась идея не сопротивляться удару землетрясения жесткой конструкцией, мы никогда не узнаем. Ни расчетов, ни чертежей не сохранилось. Почешем затылок и поедем дальше. Поехали на Севан, там тоже интересно.

Езды приблизительно полчаса. Севан гораздо больше чем можно ожидать при этом засушливом климате. Другого берега безнадежно не видно. Озеро расположено на высоте почти две тысячи метров и здесь прохладно в середина жаркого лета. Коммунисты, которым нужно было постоянно имитировать активность, решили спустить озеро, чтобы испарялось меньше воды??? Потери уровня составляли до 40 метров. Сейчас уровень по не многу восстанавливают, где-то по полметра в год.

7

На скалах высокого полуострова (бывшего острова) расположен монастырь 8–9 века. Да собственно, где здесь нет монастыря? Монастырь красивый, но место немножко затоптанное, слишком туристское.

13

История монастыря славная. Когда-то монахи на своем острове укрыли от врага армянского правителя Ашота Железного (тоже кстати Багратуни), который в дальнейшем сумел собрать ополчение и освободить страну от захватчиков.

13

Озеро красивое, прозрачное и холодное и еще здесь очень хорошо перекусить. Не стоит обедать в больших ресторанах в районе монастыря. Остановитесь у любой маленькой забегаловки на берегу. Здесь, старая шутка, про то что приходится ждать потому, что повар пошел рыбу ловить, становится правдой. У ребят прямо рядом с ресторанами стоят сети откуда они достают рыбу на заказ. Хороши и сиг и ишхан — уникальная севанская форель.

6

Если остались силы, по дороге в Ереван можно заскочить в Бжни.

В Бжни есть старинная действующая церковь. Где нас не только не обругали за неверную форму одежды (фотографирование, неправильное положение рук, лишний шум, …), но и дали посмотреть картинки в старинной библии писанной на пергаменте и предложили выпить самогона.

9

Самогон мы пить не стали, а библию посмотрели. Я первый раз в жизни потрогал рукой древний пергамент. Это оказалось очень важно. От древней библии написанной на пергаменте исходит неведомая мне сила, причем явно положительная. Потом вместо самогона поехали пить газировку, Бжни — известная марка армянских минеральных вод. Мы достаточно быстро наши речку из теплой газировки, но из нее пили коровы.

6

Воду из речки мы пить не стали, не смотря на то что наши бойскауты развивали мысль, что если коровы пьют, значит вода не ядовитая. Где-то должен был быть источник, который бьет из скалы, но мы не нашли. Я уже совсем устал и пообещал всем купить по бутылке Бжни как только мы приедем в Ереван.

Продолжение следует.

Комментарии

Butyrskii
16 марта 2015 г. 8:43
Отличная поездка, очень интересно читать, сам собирался ехать - спасибо за советы и описания
Chedty
+1
16 марта 2015 г. 17:00
Спасибо!
Это очень легко организуемая поездка. Нужно просто знать что вы хотите посмотреть.
onegina17
16 марта 2015 г. 9:07
Шикарная природа и очень впечатлили монастырь! Ну и речка минеральная тоже интересно было бы посмотреть!
Chedty
+1
16 марта 2015 г. 17:00
Там интересно.
Nomad
16 марта 2015 г. 11:49
Спасибо, очень ценная информация! А Вы так и ездили из Еревана и обратно? То есть, просто выезды на день?
Chedty
16 марта 2015 г. 17:04
Да, мы сначала ездили из Еревана. Потом поехали в Арцах, остановились в Шуша и ездили оттуда. Это не обязательно. У меня просто были деловые встречи в Ереване и Спепанакерте иначе я бы поехал по кругу, там есть где остановиться. Гостиницы говорят не плохие.
Nomad
16 марта 2015 г. 17:15
ага... то есть, получается, что по кругу было бы интереснее?
Chedty
16 марта 2015 г. 17:22
Я думаю больше бы посмотрели. Да и потом вписываешься в "интерьер" лучше когда живешь в провинции а не в столице. "Мне так кажется!!!"
В том же Дилижане гостиницы есть. Можно было поехать сначала на Севан потом в Дилижан и окрестности и там остановиться, прямая экономия сил
Nomad
+2
16 марта 2015 г. 19:27
буду думать.... думать.... спасибо!
Margaritka
16 марта 2015 г. 13:26
Мне нравятся такие поездки, когда на один маршрут можно нанизать достопримечательности, как бусинки. Исхоженные места оже предпочла бы проскакивать спобыстрее ради вот таких вот низбитыхи и малоизвестных. Минеральная речка - это круто. В Греции в Лутраки принимала душ из минераотной воды и в отоплении и унитазе тоже была минералка, но вот реки своими глазами из минералки не видела и в старинной церкви самогонкой никогда не угощали!
Chedty
+1
16 марта 2015 г. 17:08
Там собственно самогонкой везде угощают, фруктами (сухофруктами если не сезон) тоже... Это были интересные поездки много неожиданного. Я провел там в прошлом году два месяца, безусловно не досмотрел, в этом году поеду опять.
tinka61
16 марта 2015 г. 15:31
В этой части Вашей поездки отчётливо видно, насколько гармонично сочетается в Армении архитектура и природа. Оба монастыря кажется, как будто вписаны в окружающий пейзаж.
Chedty
+1
16 марта 2015 г. 17:11
Ответить очень приятный комментарий, я не стрался специально акценитировать на этом внимание но это видимо хорошо заметно, уже в нескольких комментариях проходит эта идея сочетаемости. Храмы там действительно стоят на своем месте. Спасибо!
tinka61
+1
16 марта 2015 г. 18:23
Знали в старину, где что построить. Видели.
Vikus
16 марта 2015 г. 16:41
Как Вы все-таки хорошо описываете. Места очень красивые и читать очень интересно! Особенно про монастырь Агарцин и книги...
Chedty
16 марта 2015 г. 17:11
Спасибо! Мне там было интересно, меня очень увлекла эта культура.
Leolik
+1
16 марта 2015 г. 18:10
Миш, места просто на заглядение. Монастырь хорош. На берегу озера. Лепота. Да и в кабачке свежей рыбки отведать...ням!
Не знала, что Суворов такой заслуженный селекционер!
Chedty
+1
16 марта 2015 г. 20:36
Суворов был конечно великий полководец, но еще хитер был как сто чертей. Мне кажется, что весь это доклад Императрице о селекционной деятельности несет в себе одну очень не хитрую практическую идею. Добиться для Багратиона разрешения на развод (тот был очень не удачно женат) и сосватать за него Наташу (Суворушку).
Leolik
16 марта 2015 г. 22:05
Ну, не только полководец, но и стратег!
Chedty
16 марта 2015 г. 22:34
Nata7777
16 марта 2015 г. 22:52
Сколько там интересного. Как только люди находят такие красвые места для путешествий. Спасибо за экскурсию..
Chedty
16 марта 2015 г. 23:19
Спасибо! "Найти" Армению можно достаточно легко и относительно не дорого
marsada
17 марта 2015 г. 10:20
Очень интересно, просто будто сама вновь побывала.
Chedty
+1
17 марта 2015 г. 16:30
Спасибо! Рад что понравилось.
NataliaC
17 марта 2015 г. 13:19
К сожалению, все книги были сожжены, а монахи убиты.
-жестокие времена!!
семислойная тончайшая резьба
хачкар- невероятное искусство!!! Севан очень красивое и конечно отдельное удовольствие поесть рыбу, только что пойманную в горном озере!!
речку из теплой газировки, но из нее пили коровы.
-они там у себя дома, где хотят, там и пьют!!
Chedty
17 марта 2015 г. 16:32
Другие понятия о чести и доблести.
Коровы не проявили кавказское гостеприимство в должном объеме
NataliaC
+1
17 марта 2015 г. 19:20
Коровы не проявили кавказское гостеприимство в должном объеме
-
Spadea
17 марта 2015 г. 16:04
Михаил, здоровский рассказ!
Пишу сейчас продолжение о поездке в Грузию, придётся затронуть тему Багратионов, так как речь пойдёт о Кутаиси, а там храмы, при описании которых Багратионов никак не обойти. Кажется, опять придётся публиковать рассказ в блог, потому что будет многовато исторических фактов.

P.S. Так сильно хочется поехать в Армению!
Chedty
17 марта 2015 г. 16:35
Почему если много исторических фактов нужно делать запись в блоге? Мне кажется что рассказ с фоном из истории намного интереснее обычного повествования о поездке.
Желаю вам отправиться в Армению в ближайшее время!
Spadea
17 марта 2015 г. 22:06
Chedty писал 17 марта 2015 г. 16:35
Почему если много исторических фактов нужно делать запись в блоге?
Если в рассказ поместиться история только одного храма, а не двух-трёх, то модераторы могут поместить рассказ в "отзывы о месте", потому что вроде как и не о путешествовании история получается. Конечно, если сбалансировать и историю и описание маршрута, тогда всё ок. А меня просто иногда прорывает
Chedty
17 марта 2015 г. 22:19
Я так и не понял принципов размещения. Я не в плане критики просто не дошло. Собственно, наверно, не очень важно. Я посмотрел в "отзыве о месте" просмотров столько же сколько в обычной заметке.
Здесь видимо просто экспертное мнение, или даже если математически правильно - "позиция супер эксперта". Интересно дорого стоит для таких сайтов как "Туристер" купить профессиональную экспертную систему рейтингов? Что нибудь из Заде. Ведь больше всего нареканий вызывает рейтинг участников, наверно это важно???
Хотя наверно мне важно это понять. Я хотел написать про Америку. Что по чем? Это наверно не путешествие. Хотя мне из последних публикаций больше всего понравились рассказы про Царицыно, куда автор явно ходил пешком. В путешествии расстояние которое ты преодолел имеет значение??? На Туристере есть какой нибудь источник абсолютных знаний, способный интерпретировать правила для не понятливых, ну типа талмудиста:)
Spadea
18 марта 2015 г. 4:26
Chedty писал 17 марта 2015 г. 22:19
Я так и не понял принципов размещения.
Всё, что касается напрямую путешествий, публикуется как рассказ о путешествии. Отклонения - в блог. Вот я, например, писала о легендах Афганистана, это не относится к путешествию, так что отправилось в блог. Исторические заметки тоже в блог. Нет, конечно, если правильно разбавить описание маршрута историческими фактами, это будет только приветствоваться.
Я хотел написать про Америку. Что по чем? Это наверно не путешествие
Очень даже путешествие. Справочник, я правильно поняла?
Chedty
18 марта 2015 г. 5:49
Нет, я хотел рассказать как в Америке строят дома и чем они отличаются от домов в России, как и почему школы по другому организованны... Это ведь люди которые приезжают в Америку на неделю не знают и в большинстве случаев уезжают из страны с тем же давно вбитым стереотипом с которым приехали. Из за того что не знают принцыпы организации страны у большинства не правильно построены путешествия, туроператоры знают логику европейцев и следуют ей, так тур лучше продается на европейском рынке.
Мне кажется, что если бы люди которые живут в Англии или Израиле рассказали, что у них за забором, это было бы интереснее чем рассказ о их поездке в Африку в которой они собственно все равно ничего не поняли.
Я во многих странах жил и работал. Очень хорошо видно что и почему туристам не удается разглядеть с наскоку. Мне кажется интересно расказать как живут обычные люди в обычной стране. Знаете убрать все эти ушанки, пиво и страсть к сентиментальным песням.
Spadea
+1
18 марта 2015 г. 13:22
Тут вы явно в один рассказ не поместитесь. Сделайте цикл, разделите по штатам, например. Ну или, хотя бы по регионам. Всё равно получается своего рода справочник. Отправьте на модерацию как рассказ о путешествии, а там уж модераторы либо пропустят, либо посоветуют поместить вашу писанину куда-то ещё. Но, я думаю, велика вероятность, что отправят в блог.
Anna_08
17 марта 2015 г. 17:06
С удовольствием почитала и даже изучила вопрос туров в Армению, так как самостоятельно сюда для меня не вариант, да и компанию найду вряд ли. Есть интересные предложения, поставила в планы
Chedty
17 марта 2015 г. 17:19
Думаю это очень интересная поездка. Я много путешествовал по миру, за те два месяца которые я провел в Армении в прошлом году мне не разу не было скучно. В этом году опять поеду.
annaabrosimova
17 марта 2015 г. 19:19
Михаил, Армения меня привлекает все больше и больше! Очень интересно о созвучии фамилий грузинских и армянских правителей (грузинские Баргратионы и армянские Багратуни).
Chedty
17 марта 2015 г. 19:34
Они вообще то конечно исходно персидские, но это давно было
annaabrosimova
17 марта 2015 г. 19:58
неужели эти два царских рода уходят корнями в Персию? Безумно интересно! напишите об этом?
Chedty
+1
17 марта 2015 г. 20:16
Они и в Персии были полководцами. Просто сейчас в русской истории фигурируют биографии написанные в эпоху Сталина. Сталина было приказано считать грузином, поэтому и Багратион оказался приписанным к Грузии. Грузия древняя страна но Багратуни древнее
annaabrosimova
17 марта 2015 г. 20:26
Я правильно поняла, что корни уходят в древнее государство Урарту, которое возникло в 8 веке до нашей эры?
Chedty
+1
17 марта 2015 г. 21:13
Анна, я могу только высказать свое не профессиональное мнение.
Армянские историки ведут род от Ашота Баграта (царя царей, по признанию персов и Византии). Мне это утверждение кажется спорным (просто делиться не хотят ) . Ссылки на Баграта и Багратуни многократно встречались раньше. По Пиатровскому первая ссылка на царя государства Ману, если не ошибаюсь 8 век до н.э. С нуля царями не становятся, видимо много еще чего было до этого, но в клинописных "заметках" обычно писали только про царей.
Анна, тема спорная и не моя. Я поостерегусь публично высказать свое мнение по этому вопросу.
Вот если бы вас трехмерная многофазная фильтрация интересовала бы...
annaabrosimova
+1
17 марта 2015 г. 21:25
Михаил, прошу прощения за занудство. Увлеклась и утратила чувство меры.
Chedty
+1
17 марта 2015 г. 21:36
Что вы, что вы??? Все в порядке. Просто боюсь. Вопрос спорный, люди часто начинают защищать однажды принятую концепцию очень агрессивно. Многие не понимают, что по вопросам на которые нет единого мнения независимых ученых дилетантам спорить просто смешно. Если те кто безусловно знают тему не пришли к решению, что нам в их разговор соваться.
Я имею в виду "независимых ученых, а не гидов"
annaabrosimova
+1
17 марта 2015 г. 22:09
А мне очень нравится опыт Шлимана. Вот где дилетант дал фору именитым ученым!
Chedty
+1
17 марта 2015 г. 22:32
Шлиман, сменил специальность , и реализовал свою мечту. Он занялся делом к которому готовил себя всю жизнь. Был ли он дилетантом или у него просто не было специального образования? Вы не подумайте, я за Шлимана, он гений!
annaabrosimova
+1
17 марта 2015 г. 22:59
Я, вспомнив о Шлимане, хотела сказать, что человек, не задавленный авторитетом научного сообщества, может найти Трою!
Chedty
+1
18 марта 2015 г. 0:04
Задавленный человек вообще ничего не может найти. Верить до конца нельзя ни в одну теорию. Практика показывает, что человечеству пока не удалось создать абсолютных истин, Все работает в рамках определенных допущений, а половина "истин" сами являются временными допущениями, которыми люди пользуются за не имением лучшего.
Просто одни лучше ориентируются в наборе фактов относящихся к определенной сфере знаний другие хуже.
annaabrosimova
+1
18 марта 2015 г. 0:07
Лучше не скажешь!
Chedty
+1
18 марта 2015 г. 0:44
Спасибо за интересный разговор.
annaabrosimova
+1
18 марта 2015 г. 1:08
Это Вам огромное спасибо!
Мне очень интересно и приятно с Вами разговаривать!
Shefer
17 марта 2015 г. 21:02
Интересно и очень увлекает. Полностью разделяю идею силекционирования женихов. Хотя умами бог Россию не обидел.
Chedty
17 марта 2015 г. 21:15
Собственно императорские династии этим активно занимались...
Спасибо, рад что тема заинтересовала.
Arkhip251166
20 марта 2015 г. 19:27
!!!
Chedty
20 марта 2015 г. 21:40
Спасибо!
mamka
+1
21 марта 2015 г. 11:25
О книгах мне напомнило "Алтын толобас"
а форель белая или красная?
Chedty
21 марта 2015 г. 16:45
Ишхан - розовая. Да есть сюжетная общность.
Maya_Cooks
+1
21 марта 2015 г. 12:03
Резьба по камню - просто сногсшибательна
Chedty
21 марта 2015 г. 16:47
Да это абсолютно уникальная работа. Больше такого нигде в мире нет. Недавно в Азербайджане было уничтожено несколько тысяч хачкаров....
arxitektor
+1
21 марта 2015 г. 12:10
Как я понял по расстояниям, это поездка одного дня? Как дороги? На своей машине?
Chedty
+1
21 марта 2015 г. 16:49
Дороги нормального качества, выбоины есть но стараются латать. Ехали большой компанией на нескольких машинах. Вся поездка заняла 12 часов.
arxitektor
+1
21 марта 2015 г. 18:58
Спасибо, ясно.
Mabuta
+1
29 марта 2015 г. 9:37
Хачкар Гошаванка - прям-таки ювелирная работа! Михаил, а у армян есть понятие самого значимого, главного хачкара в стране?
Chedty
29 марта 2015 г. 17:03
Хачкар Гошаванка считается одним из лучших, но их очень трудно сравнивать, они все разные. Самым сильным автором считается Мамик, но он скорее эстет, а не резчик, там идея важна. Хороши хачкары Дадиванка, совершенно роскошные стоят в Гехарте. Дальше "каждый кулик хвалит свое болото". Наверно еще важны совсем древние, они не такие сложные, но в них есть что то важное. Я не знаю что но чувствую что есть. Я сегодня опубликую статью прочитайте пожалуйста, она по моему получилась. Хотя может и не совсем туристическая.
Запись с ответом была удалена.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.