Полонская Вера (vpolonsky)
Вера Полонская Пользователь — была 25 сентября 2:48

«В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов…» Саратовские дома

2 марта 2015 г. 13:14 Саратов — Россия Февраль 2015
66 26

Саратовский дом-бутылка, вошедший в Топ-10 «съедобных» домов мира, превращает нашу глушь в центр всемирного туризма!

5
Дом-бутылка (на ул. Гоголя между ул. Рахова и ул. Чапаева, во дворах)
3
1

И тому, кто думает, что не на что в нашей «деревне» посмотреть, отвечу: «Очень даже есть на что!» Начнём с …домов.

В Саратове я родилась и живу. На правах коренной саратовчанки знакомлю вас с собственным взглядом на родной город. В этом рассказе встречайте мой личный рейтинг «Топ-7 интересных домов Саратова». У каждого из них своя увлекательная история…

1. Дом с атлантами

3
Дом Яхимовича (на ул. Советской)

Этот удивительный дом, стоящий в центре Саратова, пожалуй, стал моим самым первым, самым сильным архитектурным впечатлением. Всё дело в уникальных, эмоциональных фигурах атлантов, держащих на своих плечах невыносимую ношу.

3

Моё наивное детское мировосприятие было возмущено вопиющей несправедливостью: почему это пара юных атлантов налегке прохлаждается под крышей дома, а стареньких нагрузили по полной программе да так, что им совсем невмоготу?! И философские доводы взрослых о том, что верхние атланты символизируют молодость, а нижние — старость, нисколько меня не утешали…

4

Дом с атлантами был построен в 1914 году для известного инженера В. Яхимовича по проекту архитектора П. Зыбина, он так и называется «Дом Яхимовича». И дом этот, как оказалось, является не менее достойной всемирной достопримечательностью, чем дом-бутылка. Именно в Доме Яхимовича впервые в мире было проведено уникальное для начала 20 века паро-бетонное отопление. Сейчас домов с такой системой отопления в России осталось только два — один в Саратове, другой — в Санкт-Петербурге.

1

О состоянии дома можно не писать — всё и так видно … Дом жилой, но совершенно естественно и очевидно, что жильцам не по силам реставрация этого архитектурного шедевра. Городским властям, видимо, увы, тоже…

Рядом завершается строительство многоэтажки. Получается, что новый многоэтажный дом в центре нужен, а старинный уникальный шедевр архитектуры — нет?

3

2. Дом архитектора Зыбина

Рассказывая о доме с атлантами, я неспроста упомянула фамилию архитектора. Как выяснилось, по проектам П. Зыбина в начале 20 века в Саратове были построены очень красивые, добротные здания. К красивейшим домам Саратова, на мой взгляд, можно отнести особняк, который этот талантливый архитектор построил для своей семьи.

7
Дом Зыбина (на ул. Киселёва между ул. Рахова и ул. Чапаева)

Дом ассиметричный, с множеством необычных и симпатичных деталей.

Удивительный балкончик формой напоминает замочную скважину. Лёгкая фигурная решётка, круглое окошко-цветочек, белый цвет отделки подчёркивают изящество и оригинальность замысла П. Зыбина.

2

Над боковой аркой балкона притаился невероятный дракон. Охраняет дом от врагов?

2
2

Яркие изразцовые фрагменты придают дому оригинальность и праздничность.

2
2
3
2

В аккуратной башенке с узкими окнами раньше располагалась мастерская и библиотека архитектора.

3

Дом находится на балансе города или области, в нём расположено одно из министерств, поэтому состояние его удовлетворительное.

3. Дом колбасных магнатов

Этот красный псевдоготический особняк — образчик бережной реставрации старинного саратовского дома.

6
Дом братьев Кизнер (на ул. Челюскинцев)

Здание фабрики паровых колбас было построено местными промышленниками немецкого происхождения на рубеже 19-20 веков. В нём осуществлялось производство и продажа мясных изделий вплоть до Октябрьской революции. Затем фабрику национализировали.

2

Помню, что в начале 2000-х годов у этого дома был неприглядный и неухоженный вид, но несколько лет назад здание было выкуплено и отреставрировано частными лицами.

1
3

Я читала материалы краеведов об этой уникальной реставрации: каждый кирпичик аутентичен! Для восстановления недостающих фрагментов строителям пришлось извлекать старинные кирпичи буквально из-под асфальта, в результате чего была откопана булыжная мостовая.

4
2

4. Мавританский дом (дом Тилло)

Порой дома говорят о горожанах гораздо красноречивее всяких слов…

Жители Саратова — большие оригиналы. Ну и что, что у нас зимой минус 30? Пусть в городе будет кусочек Африки! И хоть мавров на земле саратовской не наблюдалось, местный купец построил мавританский дом, который вскоре продал своему зятю вице-губернатору А. А. Тилло.

6
Мавританский дом Тилло (на ул. Сакко и Ванцетти между ул. Вольская и ул. Горького)

Этот единственный в Саратове особняк, выполненный в мавританском стиле, удивляет затейливым орнаментом и колоннами, огорчает наличием спутниковых тарелок и требует покраски!

2

Однако крепок, что не может не радовать.

5. Дом Аптекаря

4
Дом Фридолина (на углу ул. Чапаева и ул. Сакко и Ванцетти)

Аптека в этом доме была, есть и будет. Возможно, причиной тому являются лепные фигуры змей, обвивших чаши с ядом — охраняют дом и позволяют в нём располагаться только «своим» — аптекарям да врачам…

2
3

Дом в конце 19 века был построен для саратовского магистра фармации. Аптека с парадным входом находилась на первом этаже, складские помещения — в полуподвале. На втором этаже жил хозяин и его семья. Вот такое крепкое аптечное хозяйство у него было. В наши дни на первом этаже по-прежнему находится аптека, а второй этаж занимает министерство здравоохранения.

6. Дом с локомобилем

Исторически Саратов — город купеческий. Примечательно, что в конце 19-го — начале 20-го века он наряду с Санкт-Петербургом, Харьковом и Одессой входил в четвёрку самых динамично развивающихся городов. Купцов в ту пору здесь было видимо-невидимо. Один их них Р. Эрт (немецкого происхождения) занимался импортом и продажей сельскохозяйственных машин. Его дом сохранился до наших дней, сохранилось и изображение локомобиля на стене дома, нарисованное в качестве рекламы.

2
Дом Эрта (на ул. Советской между ул. Горького и ул. Радищева)
2
2

Саратовские краеведы рассказывают, что потомки этого купца во время Первой мировой войны тайно помогали немецкой армии, были выведены на чистую воду и выдворены из Саратова навсегда.

7. Дом с автомобилем

5
Дом с автомобилем (на ул. Московской между ул. Чапаева и ул. Вольской)

В истории этого необычного саратовского дома есть и мистика, и литературная история, и громкие имена…

В начале 20 века в здании располагалась зеркальная мастерская. И перед окнами именно этого дома в 1900 году произошла первая в истории Саратова автомобильная авария, о которой тут же написали все местные газеты. А через 13 лет дом был выкуплен компаньонами, которые по удивительному стечению обстоятельств организовали в нём автомобильный гараж-мастерскую. Один из компаньонов — Захарий Иванов был чемпионом Поволжья по велогонкам и после Первой мировой войны стал единоличным владельцем гаража. Именно он и заказал необыкновенное оформление дома.

4

Барельеф с автомобилем изготовила скульптор Н. Хлестова. Она была знакома с В.Маяковским, и барельеф появился спустя год после того, как великий поэт выступал в нашем городе, воспевая всю прелесть «аэропланно-автомобильного» искусства. Видимо, Маяковский вдохновил её на свершения. Примечательно, что именно по пути из Саратова в Москву поэт заявил неизвестной соседке по купе, чтобы она не опасалась его, что он «не мужчина, а облако в штанах», придумав тем самым название своей будущей поэмы.

Малыши на парапете дома, возможно, олицетворяют детское наслаждение от вождения автомобиля, с чем я не могу не согласиться!

4
3

После Октябрьской революции дом-гараж незамедлительно национализировали, а его хозяин Захарий Иванов преподавал в автошколе, собрал необычный автомобиль, катал на нём горожан и, по мнению исследователей, стал прототипом Адама Козлевича из «Золотого телёнка», поскольку был замечен посетившим Саратов Ильёй Ильфом.

Вместо эпилога

Конечно кроме моих «Топ-7 интересных домов» в Саратове много мест, достойных внимания, и о них я непременно расскажу! Радуюсь тому, что начало положено, и приглашаю вас в Саратов. Глядеть на дома, слушать истории, фотографировать архитектурные фантазии и придумывать названия поэм!

Бронирование отелей
в Саратове

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

kvesisskaya
+1
2 марта 2015 г. 9:05
Великолепный альбом, Вера! Вот уж точно - удивительное рядом! С размахом и выдумкой жили саратовские купцы! Спасибо тебе за замечательную экскурсию по городу!
vpolonsky
+1
2 марта 2015 г. 9:36
Спасибо, Олечка! На самом деле туристер стимулирует внимательнее смотреть по сторонам и в родном городе тоже
kvesisskaya
2 марта 2015 г. 12:57
Мне очень нравятся твои публикации, Верочка: лаконичные, содержательные, интересные, с ноткой юмора! Спасибо!!!
vpolonsky
+1
2 марта 2015 г. 14:09
Прияяяяятно)))))
Sergejj_Obukhov
+2
15 марта 2015 г. 1:43
А вы забыли совершенно про самое старое здание Саратова -Троицкй Собор на Музейной площади. У него тоже сове туристическое наполнение: 16-й век!!! И падающая колокольня (оч приличный глазом хорошо различимый угол) - сейчас падение остановили, но угол остался. К тому же это теперь кафедральный собор (после визита Патриарха) и расписан палеховскими мастерами! А какой там ПАРК - это удивительное, благодатное, красивое место!
vpolonsky
15 марта 2015 г. 9:31
Сергей, спасибо за комментарий! Конечно, удивительных домов в Саратове гораздо больше. Как их всех уместить в один рассказ?! Про саратовские соборы и храмы у меня в планах отдельный материал)))
Filin_Sergey
17 марта 2015 г. 13:23
Троицкий собор и прилегающая территория - это целый комплекс:) Сейчас как раз готовлю пост про прогулку от Вольской по Набережной до краеведческого музея с собором, а дальше по Московской до Чапаева.Не знаю, сколько времени это у меня займет, просто стараюсь про каждый практически дом рассказать. Поэтому у меня потом будет "многа букаф" про Музейную площадь: собор, и дом Устинова (кстати, его потомок, Питер Устинов, стал знаменитым западным актером и, по признанию Агаты Кристи, он лучше всех сыграл Пуаро).
vasilets
+1
2 марта 2015 г. 9:50
Вера,

Очень необычный и интересный взгляд на ваш старинный город, ставший, по воле классика, синонимом российской глухомани)))))
vpolonsky
2 марта 2015 г. 10:30
Спасибо, Сергей! Увы, классик зрил в корень. Сколько лет прошло, а и сейчас Саратов - российская глухомань, но уже не по его вине. Вот чуть-чуть его улучшить - сделать дороги, парковки и вложиться в реставрацию, и был бы не город, а конфетка. У нас же и климат очень разноплановый - зимой горнолыжка, летом - пляжных отдых; и люди творческие (правда к вам уехали уже очень многие...), и интересных туристических мест много и в городе, и в области... Будем надеяться на лучшее
vasilets
+1
2 марта 2015 г. 11:16
vpolonsky писала 2 марта 2015 г. 10:30
Будем надеяться на лучшее


Мы у вас были в 2010 - шли на круизном корабле по Волге и взяли полдневную экскурсию в Саратове - было очень жарко, но нам город понравился.
vpolonsky
+1
2 марта 2015 г. 11:32
Ммммм))))) Круиз на пароходе.... В детстве плавала и вниз по Волге, и вверх по Волге. Так увлекательно было знакомиться с волжскими городами, очень понравилось. А теперь круизы стоят таких денег, что дешевле ехать за границу...
OlgaTraize
+2
2 марта 2015 г. 10:42
Саратов до 1917 года был богатым городом, этому мы (саратовцы) в основном обязаны немцам. Красота старой архитектуры вполне может конкурировать с Веной, например. Жаль, что такие прекрасные памятники былых лет разрушаются, но архитектурный комитет старается их сохранить. Многие здания сейчас находятся в частных руках, их восстанавливают в первозданном виде. Многие здания на мой взгляд просто искалечили, когда отдали их в руки пролетарских рабочих. Если судить о внутреннем убранстве старых домов, в них уже ничего не осталось, а ведь были и лепнина, и потрясающей красоты интерьеры. Дом Яхимовича, кажется не поддаётся реставрации, теперь все смиренно ждут, когда он рухнет сам по себе. Спасибо, Вера, за освещение такой темы.
vpolonsky
2 марта 2015 г. 10:54
После того, как рядом понастроили многоэтажек, наверное, дом Яхимовича точно рухнет С моей точки зрения, даже не столько в пролетариях дело (хотя и они тоже дел понаделали), сколько в ужасающей современной точечной застройке. Центр города как муравейник, парковок нет, машин много - очень неудобный для людей. Спасибо, Оля, за внимание к моему рассказу
Gala
+1
2 марта 2015 г. 11:21
Вера!Молодец!Вы любите и болеете за свой город!Знаете историю города.
vpolonsky
2 марта 2015 г. 11:25
Спасибо, Галя! В Саратове, если покопаться, много всего интересного. Приезжайте, мы же рядом!
Gala
2 марта 2015 г. 11:36
Gala
+1
2 марта 2015 г. 11:34
В Волгограде осталось мало домов с историей.В школе мы учили краеведение.Сейчас мало кто знает,что в Царицыне на ЖД станции работал юный М.Горький,в Сталинградском драмтеатре играл И.Смоктуновский.
vpolonsky
2 марта 2015 г. 11:50
Да уж, во время Великой Отечественной войны ваш город принял удар на себя. Благодаря подвигу волгоградцев фашисты не дошли до Саратова. Волгоград очень люблю!
Gala
+1
2 марта 2015 г. 11:47
Поселение гугенотов.
vpolonsky
2 марта 2015 г. 11:51
А как гугенотов "занесло" в Волгоград?
Запись с ответом была удалена.
elenarossi
+1
2 марта 2015 г. 12:32
Отличный альбом!!!
vpolonsky
+1
2 марта 2015 г. 12:47
)))) Спасибо
annaabrosimova
+1
2 марта 2015 г. 13:13
Вера, посмотрела с большим удовольствием. Интересные дома есть у Вас в Саратове. Хочется, чтобы такие интересные здания сохраняли.
Мне будет интересно посмотреть и почитать еще Ваши материалы о Саратове.
vpolonsky
+2
2 марта 2015 г. 18:34
Спасибо вам, Аня! И мне хочется, чтобы эти дома ещё пожили. Пожалуй, это желание стало основным побудительным мотивом для рассказа... Вдруг кто-то добрый и богатый прочитает про моих любимых атлантов и спасёт их
annaabrosimova
+1
2 марта 2015 г. 20:07
Вера, я прочитала про Ваших атлантов и представила маленькую девочку, которой так и не стало понятно, почему старенькие должны из последних сил держать огромный груз, тогда как молодые и полные сил ничего такого не делают! Атланты очень впечатлили! Жалко если такой дом не успеют отреставрировать! Мне Ваша грусть по исчезающей красоте и истории очень созвучна!
Вот недавно написала рассказ о разрушающейся Симе... там ведь такая история... И вот теперь прочитала Ваш материал о чудесных домах Саратова! И стало мне хорошо от того, что не всем безразлична история России, история ее городов и отдельных мест...
Стало грустно от того, что на новые торгово-развлекательные центры и многоэтажки деньги находятся, а на реставрацию исторических мест и уникальных зданий "нет"...
Может, правда, прочитает наши материалы состоятельный человек и решит как-то помочь - сохранить и отреставрировать какое-нибудь историческое или просто интересное место!
vpolonsky
+1
3 марта 2015 г. 23:53
Очень на это надеюсь... "зафейсбучила" этот материал, пошли просмотры...
larabi
+1
2 марта 2015 г. 14:05
такое чувство, что ещё немного и вся эта красота исчезнет ,или я что-то не так поняла?
vpolonsky
+1
2 марта 2015 г. 18:35
Ох, всё вы правильно поняли, по крайней мере половина красоты под угрозой разрушения...
larabi
3 марта 2015 г. 1:05
жаль очень, ведь культурное достояние
karela
+2
2 марта 2015 г. 14:37
А я и не знала, что "в глуши, в Саратове" столько необыкновенных и разнообразных по своим архитектурным достоинствам домов (новостройки, иногда попадающие в кадр, конечно, не в счет). Чего только стоит жаркий мавританский дом! С другой стороны, больно смотреть, что некоторые из них в плачевном состоянии. Нужно брать пример с бережной реставрации дома мясных магнатов
vpolonsky
+2
2 марта 2015 г. 18:37
Аня, спасибо, что заглянули! В Саратове интересного и удивительного много, ещё расскажу
Edrenchuvak
23 июня 14:14
Вообще то город был третьим по численности до 17 года в границах современной России. Так что на фотографиях только небольшая часть. Можете зайти на сайт www.oldsaratov.ru, чтобы оценить масштабы бывшего Саратова.
vpolonsky
23 июня 14:39
Edrenchuvak писал 23 июня 14:14
Вообще то город был третьим по численности до 17 года
Да, это хорошо известный саратовцам факт.
Немцы, которые в Саратове жили, многое сделали для развития как архитектуры, так и промышленности города.
Саратов, не смотря на теперешний упадок, остаётся гордом с богатейшей историей; а на фотографиях в этом рассказе только мои любимые семь саратовских домов.
borisnov
+2
2 марта 2015 г. 16:09
да, отреставрировать бы это всё ..Отличный репортаж !
vpolonsky
2 марта 2015 г. 18:38
Спасибо вам
tinka61
+1
2 марта 2015 г. 16:15
Саратовский Дом-бутылка хорошо бы смотрелся в паре с московским Домом под рюмкой, что на Остоженке.
vpolonsky
2 марта 2015 г. 18:40
Аж полезла в интернет смотреть на Остоженскую рюмку! Не знала о таком доме. Даааа, нам бы его в Саратов бандеролью! Точно выпили б на радостях
marsada
+1
2 марта 2015 г. 18:06
Здорово, очень интересно. Правда немного запущено - но интересно,
vpolonsky
2 марта 2015 г. 18:40
Маша, спасибо, рада, что понравилось
Dimitry
2 марта 2015 г. 19:12
Интересно, эти дома еще долго простоят? Вид у них не важнецкий.
vpolonsky
2 марта 2015 г. 19:16
Хочется, чтоб долго... Дом с атлантами наибольший страх внушает. Очень жаль его - архитектура уникальна.
Arkhip251166
+1
2 марта 2015 г. 21:00
[!!!
kklimkina
+1
3 марта 2015 г. 8:29
Покорили дом аптекаря и дом с Атлантами.
vpolonsky
3 марта 2015 г. 10:21
Спасибо Вам за внимание к материалу
Olga_Yudaeva
+1
3 марта 2015 г. 11:21
Вера, здОрово! Живу здесь, вроде бы все знаю про наши архитектурные изюмы, но у тебя все настолько ярко, сочно, аппетитно, что хочется посмотреть на них снова!
А мои детские впечатления от кариатид дома Яхимовича - ужасные старухи-колдуньи, которые вот-вот скинут дом со своих плеч костлявых плеч...
vpolonsky
3 марта 2015 г. 14:11
Оля, привет! Очень приятно читать отзыв от тебя. Спасибо Да уж, кариатиды зловещенькие, но видимо у меня в детстве срабатывал девиз "старость нужно уважать" и я бесстрашно их жалела!
Olga_Yudaeva
+2
3 марта 2015 г. 11:32
Пытаясь преодолеть детские страхи...
vpolonsky
3 марта 2015 г. 14:14
Ухххх, какой ракурс!
Ena
+2
3 марта 2015 г. 11:49
Вера, спасибо за увлекательный рассказ! Какая интересная и необычная архитектура, множеству деталей и лепнины могли бы позавидовать особняки Петербурга Мне очень понравились цветные изразцы - кажется, их не часто встретишь в оформлении жилых домов - все больше они украшают храмы. Порадовал бережно и прекрасно отреставрированный дом колбасных магнатов - пример, как надо восстанавливать и сохранять особняки! Поразил мавританский дом - вот так полет фантазии, вот так небанальный выход за грани стереотипов и границы собственной страны. Ну и атланты - ну очень эмоционально выполнены. Я под впечатлением от саратовской застройки
vpolonsky
+1
3 марта 2015 г. 14:15
Эна! Спасибо большое, очень приятно, что удалось порадовать рассказом
ala
+2
3 марта 2015 г. 12:30
Интересно посмотреть! В лихие 90-е я провела в Саратове целый день между поездами. В памяти остались поразившие меня металлические кованые лестницы в домах. С тех пор мечтаю прокатиться по Волге и погулять по волжским городам. "Огней так много золотых на улицах Саратова..."

Да, еще...Полезла в паутину искать в Петербурге дом с паробетонным отоплением. Везде рассказывают про Саратовский и добавляют, что еще один подобный есть только в Петербурге. А где есть - ни слова! Видать, никто не знает. Вера, а вы, случайно, не знаете?
vpolonsky
3 марта 2015 г. 14:54
Нет, Алла, к сожалению не знаю, но с интересом бы на него посмотрела!
Edrenchuvak
22 июня 15:38
Питерский дом был снесен в 2014. Но Автор по свойственной русской традицией пишет про "впервые в мире", но это не более чем квасной патриотизм, подобный принцип реализован намного раньше. "Теплые полы" - это тоже его разновидность.
vpolonsky
23 июня 10:21
Edrenchuvak писал 22 июня 15:38
по свойственной русской традицией пишет про "впервые в мире", но это не более чем квасной патриотизм
Если пришлёте ссылку о том, кто изобрёл паробетонное отопление раньше Яхимовича, буду благодарна, это интересно. Мне не удалось такого изобретателя найти, поэтому ссылаюсь на исследования местных краеведов. И спасибо за информацию о питерском доме, стало быть саратовский на данный момент в единственном экземпляре остался. Жаль, если не удастся его сохранить.
Edrenchuvak
23 июня 14:24
Подобный конвекционный принцип, где носителем был пар или вода реализован еще в римских термах. Так что фамилию изобретателя вам не назовет никто. Яхимович же пользуясь строительным бумом в богатом Саратове и наличием дешевого бетона вкорячил паропроводы в стены. Это не более чем архитектурный курьез, прихоть. Наподобии замороченных домов с ячейками типа F Гинзбурга-Лисагора, один из 3 сохранившихся домов кстати есть в Саратове.
Shefer
3 марта 2015 г. 14:15
Хорошо, что не включили в свой рассказ достижения урбанизма. Их мы и в других местах достаточно насмотрелись.
vpolonsky
3 марта 2015 г. 14:56
Целью моей было обратить внимание на уходящую архитектуру в надежде, что она будет спасена... Спасибо, что заглянули
ly-shes
+1
7 марта 2015 г. 0:36
C таким удовольствием смотрела- дома мне все знакомы- сердце замирало!!!.Я родилась в Саратове и в 1959 г. уехала учиться в Ленинград,а потом судьба забросила в Карелию. Прошу Вас -продолжайте эту тему, в Саратове много старых домов- красивых и не очень,но так приятно возвращаться в юность и родной город.
vpolonsky
7 марта 2015 г. 14:51
Как же мне приятно видеть на туристере земляков! Спасибо вам, буду продолжать рассказы о Саратове, пока в ожидании более фотогеничной погоды, когда всё "станет вокруг голубым и зелёным")))
ly-shes
7 марта 2015 г. 21:59
Спасибо за понимание. Буду ждать!
Filin_Sergey
+1
10 марта 2015 г. 11:50
Спасибо за пост! Сам являюсь коренным жителем Саратова и люблю историю своего города:) Много чего интересного читал о Саратове, но когда встречаешь что-то редкое и неизвестное, то душа радуется:) К посту хочу добавить следующее:
1. на доме Яхимовича внизу больше горгульи, а не атланты. Но это на мой взгляд. Там же еще интересный двор, который мне напомнил питерские дворы-колодцы.
2. Что касается Захария Иванова, то он был прототипом Адама Козлевича. Это доказал еще наш местный автор Борис Донецкий (в доме Книги продается даже его книга про Арбатов-Саратов, но, к сожалению, она очень "кусается" по цене). Постараюсь тут теперь быть постоянным писателем/блоггером/читателем:)
vpolonsky
10 марта 2015 г. 12:04
Спасибо, Сергей, приятно, что читаете! Горгульи - это вы мягко))), считается, что это - кариатиды. А атлантами мне их в детстве представили, так и зову))) Добро пожаловать на Туристер, здесь хорошо)))
Filin_Sergey
10 марта 2015 г. 13:37
что касается Арбатова-Саратова, то это отдельная история. Взять хотя бы что фамилии Шмидт и Бендер тесно связаны с нашим городом.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.