Акимова Елена (Kapuletta)
Елена Акимова Пользователь — был 18 сентября 21:44

Аббатство Мон-Сен-Мишель. Мечта пилигрима.

2 марта 2015 г. 15:09 Ле Мон-Сен-Мишель — Франция Апрель 2010

Сегодня подход к горе облегчает искусственная дамба, однако из-за неё заносится песком подножие горы. Ревнители культурного наследия настояли на том. чтобы государство построило на месте пешеходный мост. Чтобы гора, омываемая волнами, снова стала островом. Легенда рассказывает, что море затопило лес Сисси и из воды остались видны только три огромных скалы — Монтомб, Томбелен и Мондол.

Сегодня турист попадает в эту «крепость веры» через выступающие ворота крепостной стены. Эта стена меняла свой вид по мере развития артиллерии. Ведь до начала 16 века пушки стреляли ядрами, а не снарядами. Через эти ворота мы попадаем на главную туристическую артерию МСМ.

В павильоне выступающих ворот можно обратиться в туристический информационный центр, где есть вся информация и о горе, и о расписании приливов — отливов. Во дворе стоят пушки «Мишлетт» — как образец английской артиллери эпохи Столетней войны.

Забегая вперед, скажу, что аббатство МСМ трижды был в английской блокаде. Но хоршо укрепленное аббатство выдержало все эти испытания и стало единственным местом в Западной и Северной Франции, которое ни разу не оказывалось в руках англичан.

Это замечательное место включает в себя 2 городка — первый — это автономный город Мон-Сен-Мишель, с приходской церковью, магазинчиками, мэрией и кладбищем, и второй — более «духовный», монастырский городок, где есть аббатская церковь и монашеское кладбище. Для того, чтобы перейти из одного городка в другой можно воспользоваться разными путями, причем каждый из них имеет свои особенности.

Первый путь рекомендован для спортсменов и людей с крепким сердцем, у которых мало времени. Он не проходит через главную улицы и музеи, а жаль, потому что это очень интересно. Чтобы идти по этому пути, надо свернуть налево сразу после почты, откуда крутая лестница ведет прямо в сады — единственное место на горе, где можно устроить романтический пикник в тени.

Второй путь проходит через лестницу, расположенную справа у Королевских ворот, по ней можно подняться на крепостную стену и Королевскую башню. отсюда открывается великолепный вид от мыса Южный Груин до Бретани.

Третий путь предназначен для любознательных или для паломников, которые, прежде чем попасть в заслуженный ими рай, приходили в этот городок в последнем земном испытании, чтобы поесть и покутить, прежде чем исповедаться и выполнить все религиозные ритуалы в аббатстве. Сегодня турист, который хочет увидеть по максимуму и располагает временем, поднимается до аббатства, посетив 4 музея и огромное количество магазинчиков и ресторанов.

Рестораны тут разные — от «Мамаши Пуляр» — в начале улицы —

до «Террасы Пуляр» в конце, с разными ценовыми категориями, но одинаково вкусными.

Небольшой экскурс в историю — давным-давно во время реставрационных работ на МСМ главный архитектор Корруайе перебрался сюда со всей своей семьей. Но ему не нравилась местная еда. И он привез сюда и свою кухарку Аннету, в замужестве Пуляр. В 1888 году бывшая кухарка открыла трактир " Мамаша Пуляр», известный сегодня во всем мире. Аннета и её команда готовили по своим рецептам вкуснейшие блюда, продукты привозили из деревень, да и рыбой и морепродуктами была богата бухта.

Но, как известно, Анетта Пуляр прославилась свои фирменным омлетом. Готовится он легко и быстро, а паломники появлялись всегда неожиданно. Он может служить закуской, пока готовится другая еда, он станет единственным блюдом для бедных. Рецепт омлета хранится в тайне, а некоторые гурманы считают его просто неподражаемым…

Бухта с ее огромными пространствами напоминает пустыню.

Как и в пустыне — спокойствие здесь кажущееся и опасное. Здесь много проводников, которые всегда придут на помощь, предупредят беду. Ведь за этой природной красотой таится много опасностей — приливы, грозы, туманы, огромное количество опасных зон… И не дай вам Бог прогуливаться по дну бухты без компаса, не зная времени прилива и прогноза погоды.

Приливы и отливы здесь — самые большие в Европе. В зависимости от гравитационного притяжения Луны и Солнца, разница между точками отлива и прилива может достигать 15 метров! МСМ оказывается поностью в окружении воды только один раз в 1–2 месяца, когда высота прилива достигает 14 — 15 метров.

При отливе МСМ окружен на километры голым песком. Но через 6 часов все это оказывается затопленным.

Во время экскурсии проводники рассказывают о богатой фауне этой бухты, ведь она объявлена заповедником. Здесь насчитывается около 200 видов обитателей.

Сегодня проводники сопровождают паломников и бредут через пески к горе Сен-Мишель. Они могут показать дорогу от Сен-Мишеля до Томбелена. Прогулка туда — обратно занимает около 5–6 часов. Томбелен здесь справа виден на фотографии.

Если встать спиной к морю и взглянуть на позолоченую фигуру архангела Михаила, то можно заметить символическое разделение горы на 3 уровня: нижний — где трудится простой люд, средний, где управляют, царствуют и сражаются короли и рыцари и верхний — где молятся монахи.

Когда-то гора Сен-Мишель была занята канониками. Это были священники, которые жили среди мирян, в миру. В 10 веке они были изгнаны из-за распутного образа жизни. Их место заняли монахи — бенедиктинцы. Само собой, монахи хотели, чтобы их храм стал своего рода гимном во славу Всевышнего. Но скала не могла служить основанием для монументального сооружения. И тогда было решено построить в направлении 4 сторон света часовни, которые были бы платформой для будущего здания.

Дневное время в монастыре — это молитвы, медитации, созерцание, работа и коллективный прием пищи дважды в день.

На самом верху аббатства — позолоченая фигура архангела Михаила.

Это произведение парижского скульптора Фремье. Разборная, покрытая тонким золотом бронзовая фигура имеет высоту 2.7 метра и служит громоотводом. Установка отреставрированной фигуры с помощью вертолета транслировалась по телеканалам всего мира.

Король Франции завоевал Нормандию ценой разрухи и людского горя. Чтобы искупить свою вину, он пожертвовал монастырю крупную сумму денег, на которые в начале 13 века за 17 лет соорудили монастырский двор с крытой галереей. Мы, к сожалению, туда не попали, то ли было закрыто по техническим причинам, то ли еще какая причина, не помню даже. Но явно сожалею об этом.

Жизнь в общине монахов — бенедиктинцев протекала согласно правилу, установленному основателем ордена св Бенедиктом («Ora и labora», молись и трудись).

8 часов отводилось на молитвы, еще 8 часов — на умственную работу и столько же на физический труд. Что же оставалось на сон и еду? Дважды в день 60 монахов (это максимальное количество обитателей в МСМ) собирались на трапезу, состоявшую из хлеба, овощей и вина (вино не просто насыщало, оно и согревало). Правило определяло и количество вина, и предписывало-разбавлять ли его водой или нет, иногда на столе была рыба. Вообще рыба и мясо предназначались исключительно для праздников или если монах болел.

Как и другие аббатства, МСМ богател и становился все влиятельнее благодаря щедрым пожертвованиям герцога Нормандского и других сеньоров. они стремились спасти свою душу, отягощенную бременем грехов за годы жизн, проведенной в разгулах и войнах. Делали пожертвования и паломники. Мон-Сен-Мишель стал четвертым местом паломничества после Иерусалима, Рима и Сантьяго-де-Компостелы.

Согласно кельтской мифологии, Мон-Сен-Мишель некогда был морским загробным пристанищем, куда отправлялись души умерших. Счиается, что небольшую часовню на вершине горы построил в 708 году епископ Обер из Авранша, вчесть своего видения здесь Архангела Михаила.

Впечатлений от этого места осталось много. В который раз сожалею, что была здесь с большой группой и в безумном цейтноте. не повторяйте таких ошибок.

Здесь надо побыть без суеты, спешки и свистка гида.

Здесь можно провести незабываемое романтическое свидание…

Добраться до аббатства можно вполне самостоятельно. МСМ связан с Бовуаром (8 минут) и Понторсоном (13 минут) автобусом 6 компании Maneo, 6–8 рейсов в день. Если ехать поездом из Понторсона, то по направлениям в Байе, Шербур, Кутанс, Рен.

Невозможно забыть ставшую чудом скалу, про которую юморист Альфонс Аллэ сказал:" Хорошая погода там бывает по несколько раз на дню».

В 1979 году Мон-Сен-Мишель и залив вокруг него были включены в список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

в Ле Мон-Сен-Мишеле

2 марта 2015 г. 8:50
Как то фантастически красиво. Просто сказка и фотографии тоже очень хороши.
2 марта 2015 г. 10:29
Нормандию и Бретань хочется исходить пешком, столько там первозданного...Ну, с Горной Коста - Рикой не сравниваю, но все же...
2 марта 2015 г. 19:18
Наверно сравнивать и не надо. Хочу все!!!!
2 марта 2015 г. 8:52
Мон-Сен-Мишель- по праву одна из лучших достопримечательностей не только Франции, но и Европы
2 марта 2015 г. 10:30
Да, монахи на пустяшном месте ничего не строили....
2 марта 2015 г. 10:07
Место, конечно, великолепное!
2 марта 2015 г. 10:30
Однозначно, одно из лучших во Франции)
2 марта 2015 г. 10:41
" Аппетитное" место!
2 марта 2015 г. 11:03
Да, под хорошую погоду - на денек туда - Ээх, пользительно)))
2 марта 2015 г. 11:24
на денёк маловато..суток двое...как минимум.
2 марта 2015 г. 11:28
В следующей жизни обойду всю землю, неторопливо вкушая радости созерцания. Только на это надежда... Всегда утешаю себя тем, что хорошо, что вообще увидеть удалось...
2 марта 2015 г. 11:37
onegina17 писала 2 марта 2015 г. 11:28
В следующей жизни обойду всю землю, неторопливо вкушая радости созерцания
Эвона как сказанула)))) Запишу в блокнот)
2 марта 2015 г. 11:40
Буду издавать цитатник - напишу посвящение! А если серьезно, то с годами жизнь все ускоряется, а хочется неспешной созерцательности. Правда, я непоседливая, перелеты, когда нужно много часов сидеть, почти не вставая, для меня мука страшная.
2 марта 2015 г. 11:50
onegina17 писала 2 марта 2015 г. 11:40
а у меня знаешь, какая беда началась, не знаю куда ноги деть, видимо, вены "крякают"... Думаю, пора колоть перед каждым полетом Фраксипарин и пить Кардиомагнил, это профилактика так называемых уикэндовских тромбозов...А уж если летишь более 6 часов, то тут без комментариев - всем после 40 )))
2 марта 2015 г. 11:55
Я принимаю таблетки курсами, перед полетами. Начинаю где-то за месяц или два, рассчитываю курс, чтобы ровно закончить к полету. Потому и люблю холод в самолете, что ногам легче. На икры надеваю манжеты массажные, сняли их с производства уже - жалею очень, еще бы купила.
2 марта 2015 г. 12:06
На Фраксипарине хорошо, 0.3 подкожно, за 3 часа, потом как сядешь в самолет, и по прилету. И обратно - до и сразу после приземления... Сколько у меня коллег "полегло" в аэропортах...от инфарктов...
2 марта 2015 г. 12:27
Сама погимаю, что возраст обязывает. Мы же перед полетом еще и на машине часов 5 до Мск едем, а потом обратно. Сутки сидим, в среднем. Надо мужа принудительно заставить. Он так-то и сам умный, когда меня лечит, а сам типа мальчик.. Надо сегодня беседу провести, сурово сдвинув брови... Спасибо! Расскажу про итоги саммита..
2 марта 2015 г. 13:27
2 марта 2015 г. 12:59
Мон-сен-Мишель в фас и профиль - мечта любого ценителя Европы. На твоих фотографиях, Лена, это просто сказка!
2 марта 2015 г. 13:28
Спасибо, Ленуся, сегодня я бы сняла его по-другому, тогдашний вояж был знакомством с зеркалкой, слава Богу, что есть редакторы и хоть что-то можно "вытащить" )))
2 марта 2015 г. 14:02
Kapuletta писал 2 марта 2015 г. 13:28
сегодня я бы сняла его по-другому
Нет предела совершенству!!!
2 марта 2015 г. 13:14
Место конечно на 5+. Сколько интересно там миллионов людей в год проходит ?
2 марта 2015 г. 13:30
Пишут, что 3.5 - 4 миллиона в год)
2 марта 2015 г. 13:35
10 000 в день, с учётом того, что зимой и в непогоду гораздо меньше - значит в сезон ...Жуть
2 марта 2015 г. 13:37
но как-то умещаются на этом клочочке... или по пескам шастают)))
2 марта 2015 г. 13:46
Мечта пилигрима и моя! Место конечно особое, "штучное".
Лена, спасибо за разные полезности и за фото красивые!
2 марта 2015 г. 14:06
и мне приятно вспомнить, что было так давно...
2 марта 2015 г. 13:46
Лена в твоем исполении меня поражили водыпространвтсва вокруг аббатства! на каждом кадре щипала себя, чтобы убедить, что это не лед а песок...
2 марта 2015 г. 14:07
Рита, я тоже больше восхищалась этой белой пустыней вокруг, даже не верится, что через несколько часов здесь будет большая вода...
2 марта 2015 г. 14:17
вот и я, Лена, видела укучу фото с водой, а тут такое необычно дело! Вот что значит время! такое время надо подгадывать специально. ... атеперь давай колись это был апрель начало апрелья или конец и на восходе?
2 марта 2015 г. 14:50
Это был конец апреля, полдень) Времени было в обрез, т.к. торопились в САн-Мало, поэтому воды не дождались) а жаль, впечатляющее зрелище, говорят)
2 марта 2015 г. 15:19
значит, в середине дня там зишибсь как без воды!
2 марта 2015 г. 15:55
Угу. Кстати, сейчас посмотрела твое кино) Все так. Человек - призрак. Мы думаем, что мы живем... Сразу легла читать Закон Божий опять...Плохо знаю Ветхий Завет.
2 марта 2015 г. 15:57
Kapuletta писал 2 марта 2015 г. 15:55
Мы думаем, что мы живем..
именно!
2 марта 2015 г. 13:56
Аббатство давно меня притягивает, но всё как-то не состыкую
2 марта 2015 г. 14:07
Тебе близко, Леночка) Уик-энд )))
2 марта 2015 г. 14:14
Не совсем, на машине не меньше 1000 км
2 марта 2015 г. 14:16
да? я думала, у вас там все рядом))))
2 марта 2015 г. 14:22
Рядом только Швейцария Я сейчас по карте посмотрела на машине больше 12 часов, плюс автобан платный. Север Франции дороговат.
2 марта 2015 г. 15:00
А мы на машине ездили, нам больше 1200 км, а что делать, красота требует... с погодой, правда, не повезло.
2 марта 2015 г. 19:12
evgeniaczech писала 2 марта 2015 г. 15:00
с погодой, правда, не повезло.
я представила там ветер и дождь...Наверное, просто в ресторане омлетом тетушки Пиляр насладиться и в храм подняться... А бродить-то неуютно будет)))
2 марта 2015 г. 19:15
Вот вот, оно и было. Но настоящим туристам ничто не помеха!
2 марта 2015 г. 14:03
Вот куда мне ужасно хочется попасть. Именно Бретань и Нормандия во Франции привлекает больше всего. Но там всегда так много туристов. Даже и не знаю, какое время года выбрать.
Красота, Лен, обалденная!
2 марта 2015 г. 14:09
Летом точно не надо, говорят, жуть полная жара и толпы - не протолкнуться...... Зимой погода очень ветреная, весна - осень - погода нестабильная, дожди... Вот как тут...и не знаю тоже...Может, сентябрь...
2 марта 2015 г. 14:24
Да, дилемма! Ну, когда дойдет до дела, будем думать конкретно. Может там ночку переночевать, чтобы все неспеша? Как думаешь? Я видала, там гостиницы есть!
2 марта 2015 г. 14:47
На горе 8 дорогущих отелей, проще остановиться в Бовуаре или провинциальной деревушке-городке Понторсон, это 9 км от МСМ. Там цены демократичные)
2 марта 2015 г. 14:55
О-кей, будем думать-посмотреть! Спасибо за совет!
2 марта 2015 г. 15:04
Лена, как здоровье, почему не отчитываешься?
Тоже думаю, надо повторить поездку в Мон Сан-Мишель. Тщу себя надеждой, что теперь фото будут лучше.
2 марта 2015 г. 15:57
evgeniaczech писала 2 марта 2015 г. 15:04
Лена, как здоровье, почему не отчитываешься
Женечка, привет) Скриплю потихоньку, думаю, что почти начинаю выздоравливать)))
Тщу себя надеждой, что теперь фото будут лучше
я тоже на прошлые свои фоты гляжу с тоской))))
2 марта 2015 г. 15:16
Anna_08 писала 2 марта 2015 г. 10:07
Место, конечно, великолепное!
Да, хотелось бы там разок побывать! Фото замечательные как всегда!
2 марта 2015 г. 15:58
спасибо тебе, Теоночка) Обязательно посети, если будешь в тех краях))
2 марта 2015 г. 18:12
Лена, какая красота! мы еще во Франции не были - но я так хочу! причем не в Париж, а именно в такие небольшие городочки, аббатства, улочки....
2 марта 2015 г. 19:00
Это будет круто,,. я бы в Прованс поехала ))) и по маленьким частям обошла бы всю Францию, она такая уютная))))
marsada писала 2 марта 2015 г. 18:12
в такие небольшие городочки, аббатства, улочки....
2 марта 2015 г. 22:21
Красивое место,романтичное!Некоторые фото и впрямь напоминают пустынные пейзажи.
3 марта 2015 г. 21:03
happiness писала 2 марта 2015 г. 22:21
Некоторые фото и впрямь напоминают пустынные пейзажи
белейшие пески...и так одиного смотрятся человеческие фигурки на нем...очень философично))))
2 марта 2015 г. 22:23
Мечтаю там быть, очень хочу и обязательно буду! А пока посмотрю твой рассказ...
Класс!
3 марта 2015 г. 21:03
Альберт, ты всегда на машине, туда заехать при желании - не вопрос. Уверена, что тебе понравится там...
4 марта 2015 г. 16:42
Уже нравится, еще не доехавши... Спасибо, очень признателен.
Ella_Pyhova
3 марта 2015 г. 0:47
Вот ведь красиво как!!!
3 марта 2015 г. 21:04
спасибо, это правда)
3 марта 2015 г. 5:53
Лена, да, мечта пилигрима! И фотографа тоже!!!
Замок само собой, но и пустынная бухта влечет огромными пространствами с крошечными фигурками)))
А знаменитый секретный омлет попробовала? Как он? )
3 марта 2015 г. 21:05
vibas писал 3 марта 2015 г. 5:53
А знаменитый секретный омлет попробовала
Пробовала, но тогад не знала, что это мировая знаменитость...Это я потом про мадам Пиляр почитала... А так, омлет как омлет, моя бабуля в печке делала не хуже, на козъем молоке)))
Selena58
3 марта 2015 г. 10:32
Запоминающееся путешествие в необычное место. Фотографии дают возможность окунуться в ту реальность . Спасибо за приобщение,Лена.
3 марта 2015 г. 21:06
Лена, если будете где рядом - заскочите, я думаю - получите настоящее удовольствие от острова)
kklimkina
3 марта 2015 г. 11:27
Шикарно!
3 марта 2015 г. 21:06
Спасибо, Катя)
3 марта 2015 г. 13:29
Лена, и так долго держала в закромах такое чудо!! По фото совершенно не чувствуется свисток гида и темп-очень красиво показала!!
Невозможно забыть ставшую чудом скалу,
-удивительное место, эти приливы-отливы природа как-будто специально припасла именно для него!!
3 марта 2015 г. 21:08
Наташа, место и правда необычное, запоминается навсегда... Я немного завидую тем людям, которые спят на траве и никуда не бегут...Причем не только здесь, а и в других странах...Роскошь такая...Мы же несемся все время, то за гидом , то просто с камерой, боясь не успеть что-то щелкнуть)
3 марта 2015 г. 21:46
.Мы же несемся все время, то за гидом , то просто с камерой,
-поездки у нас слишком редки, время ограничено, а жажда познания слишком велика! Вот и как с этим бороться? Я не знаю.........
3 марта 2015 г. 22:24
NataliaC писала 3 марта 2015 г. 21:46
Я не знаю.........
и я
3 марта 2015 г. 14:09
Интересное место, у которого длинная и вечная история. Удивила бухта и цвет моря. Спасибо за информацию, в Бретани обязательно надо побывать
3 марта 2015 г. 21:10
Shefer писал 3 марта 2015 г. 14:09
место, у которого длинная и вечная история
ничего не бывает просто так.. Энергетическая точка. Мощная. И монахи знали точно, что история здесь не закончится...
3 марта 2015 г. 16:02
Лена, ты за пару часов видишь больше, чем я за неделю
3 марта 2015 г. 21:10
да уж конечно...а ты была здесь, Настен?
4 марта 2015 г. 12:12
Нет, я как-то больше юг Франции посещала,а вот Нормандию всё мечтаю поздней осенью увидеть, чтобы насладиться её суровыми пейзажами.
4 марта 2015 г. 14:15
И Бретань, конечно, не менее хороша суровостью своей...
5 марта 2015 г. 10:12
А учитывая сегодняшнюю финансовую ситуацию попасть сюда проще как раз путём паломника:пешком, с мешочком сухарей и ночевать где получится
5 марта 2015 г. 19:57
sheftali писала 5 марта 2015 г. 10:12
:пешком, с мешочком сухарей и ночевать где получится
где наша не пропадала)))
6 марта 2015 г. 13:18
Я так ещё не пропадала, но сейчас, видимо, это самый реальный вариант путешествия))Я тут вспомнила об огромном количестве дорог пилигримов, почему бы не повторить опыт))
7 марта 2015 г. 13:42
Мы однажды ехали на поезде эконом - вариантом в Черногорию - 3 дня туда - 3 обратно...Это было незабываемо)))
10 марта 2015 г. 12:14
Я когда-то автостопом по Ближнему Востоку проехала,родителям наврала, что едем с друзьями в Турцию,а сама с другом сердца из Турции в Сирию и т.д.)))
10 марта 2015 г. 22:28
sheftali писала 10 марта 2015 г. 12:14
Я когда-то автостопом по Ближнему Востоку
вот ты авантюристка, Настенция....
11 марта 2015 г. 10:56
Да сама от себя в шоке сейчас Ну а что делать,денег на поездки тогда особых и не было))
10 марта 2015 г. 10:21
Вот это местечко!!! На некоторых фото ни за что не узнать и даже не подумать, что это Франция, Европа... Класс! Как удается тебе такие места находить, Лена?
10 марта 2015 г. 22:29
Так давно это было все... Архив такой большой...Однажды ко мне в гости пришла одна не близкая мне девочка, смотрела фотки, альбомы...потом изрекла протяжно: "Вы так долго уже живете....."
11 марта 2015 г. 9:07
Эх! Слово не воробей...Не подумала по молодости, что сказала! Явно не хотела обидеть.
У меня на страничке ВКонтакте с недавнего времени начали частенько всплывать разного рода рекламные окошечки. Типа- "Возраст любви не помеха! И в 52 можно найти пару!", "Ваш климакс -наша общая проблема" и т.д. и т.п. А недавно апофеоз - "VIP дом-интернат для престарелых". Каждый вечер с Лерычем потешаемся! Пока смешно. Но даже интересно на сколько оптимизма хватит?
11 марта 2015 г. 12:50
marysar писала 11 марта 2015 г. 9:07
Но даже интересно на сколько оптимизма хватит?
хватит - хватит...тебе точно надолго, судя по показательным выступлениям на Мальдивах)))
11 марта 2015 г. 13:55
Эва! На Мальдивах я еще не бывала! Значит буду!
11 марта 2015 г. 16:00
Ну, блин, Марина, прости, где-то ты был в свадебном Раю.... В костюмах королевишны ))))
11 марта 2015 г. 16:14
Ааа, это была Доминикана! А давеча прилетели из Индии. Пришлось и там покуралесить в сарафане под пальмой перед маленькими чумазиками.
11 марта 2015 г. 16:48
вот ты корки мочишь....умничка
11 марта 2015 г. 20:41
Вот уж воистину диво-дивное! Всегда радуюсь тому, что существуют такие чудесные места.
11 марта 2015 г. 23:23
Да вот, есть такое нормандское чудо))))
16 марта 2015 г. 17:53
Шикарный рассказ ,Лена!!! Унесла в коморку..)) Место , которое у меня особнячком... Хочу туда очень давно.. Но вот все время не выберется... А пока посмакую твою красоту!