Наталия Семчина Пользователь — была вчера 22:59

Елагин остров, Елагин дворец

21 февраля 2015 г. 13:04 Санкт-Петербург — Россия Август 2014

В восемнадцатом веке в этом живописном уголке располагались загородные усадьбы и остров несколько раз менял своих владельцев.

Началось все с подарка острова Петра I одному из государственных деятелей, дипломату, советнику и вице-канцлеру Петру Павловичу Шафирову (его именем назван один из проспектов в Петербурге). Позднее, лет через двадцать, когда Шафиров всего лишь не найдя общего языка со светлейшим князем Александром Меньшиковым-любимцем Петра, был обвинен в злоупотреблении служебным положением, лишен всех наград, званий, имущества и отправлен Петром I в. ссылку, остров со всеми строениями и людьми перешел генерал-прокурору при Сенате Ягужинскому.

Почти полвека семья прокурора владела этим замечательным местом, но потом началась череда перепродаж, пока наконец в 1777 году остров зачем-то купил Григорий Потемкин и в этом же году, поняв ненужность данного приобретения, продал его обер — гофмейстеру двора Екатерины II Ивану Елагину, и с тех пор и до наших дней за островом прикрепилось название -Елагин остров.

Иван Перфильевич Елагин -писатель, сторонник императрицы Екатерины Алексеевны, приближенный наследника престола. Наиболее яркой страницей его деятельности было управление театрами, но за трудами государственными он не забывал и о своем детище- вокруг особняка приказал разбить живописный парк, украшенный мостиками и павильонами, гротами и красивыми беседками.

Это бывший конюшенный корпус Елагиноостровского дворца.

Со временем этот парк превратился в любимое место прогулок знатных и богатейших особ города. Иван Елагин владел парком вплоть до своей смерти, а спустя двадцать лет его наследники продали остров в государеву казну и опять началась смена владельцев, пока в 1817 году у одного из потомков Григория Орлова (сына одного из знаменитых братьев Орловых-Владимира), его не купил император Александр I для своей матери -вдовствующей Императрицы Марии Федоровны.

С этого времени начались работы по переустройству все садово-паркового комплекса и одновременно с парком перестраивалась усадьба в качестве летней резиденции для императрицы. Работы были поручены архитектору Росси. Он создал проект, по которому за четыре года перестроили и саму усадьбу и заново оформили парк, а также построили новые павильоны.

Дворец обнесли чугунной решеткой, фасады получили великолепные украшения в античном стиле — вазы для цветов, коринфские колонны, портики.

Центральную лестницу теперь охраняют чугунные львы.

Дворцом до 1917 года владели Романовы, он был любимым местом пребывания всех императорских семей. В царствование Николая II здесь некоторое время жил министр внутренних дел и председатель Совета министров Петр Аркадьевич Столыпин. Ему была предоставлена возможность работать во дворце, не опасаясь покушений.

Позднее дворец был выведен из статуса императорских резиденций Петербурга, а весь остров сразу после революции национализировали и передали в ведение городского хозяйства. Елагин остров стал Центральным парком культуры и отдыха, сокращенно это звучит так и используется до сих пор — ЦПКиО или еще проще — «цпко»

Вся коллекция декоративно-прикладного искусства, собранная за многие годы, а также и уникальная мебель, выполненная по эскизам Росси, была перераспределена или продана. Часть была перевезена в собрание Эрмитажа, Русского музея, в Гатчинский дворец, а другая часть отошла к различным учреждениям. Многие уникальные предметы, имеющие художественную ценность, были просто распроданы.

Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от пожара.

Но почти сразу окончания войны началась продолжительная реконструкция и реставрация усадьбы, а когда она закончилась, здесь открылся музей истории культуры.

В последующие годы здание часто меняло свое предназначение: то в нём открывали институт растений, то в 1960 оно было центром художественных выставок, а в 1987 году в бывшем Елагином дворце открыли музей русского прикладного искусства.

И как часто у нас бывает, музеем дворец был только на бумаге, а в реальности и в настоящей жизни он еще долгое время оставался в печальном полу- заброшенном состоянии.

Но в настоящее время усилием реставраторов во дворце была проведена глобальная реконструкция, а вокруг здания создан идеальный подстриженный газон в английском стиле. В начале прошлого века здесь часто проводились масляничные гуляния во время широкой Масленицы.

Сейчас остров- это одно из красивейших мест Петербурга, великолепный архитектурно-парковый ансамбль и дворец, в котором организуют свадебные и различные торжественные мероприятия, здесь проводятся экскурсии.

Но что мне понравилось, так это возможность проведения во дворце выпускных костюмированных балов с переодеванием в костюмы различных времен. Это чудесные праздники с возвращением в прошлые времена дадут детям почувствовать себя в совершенно другом мире, в сказке — длинные воздушные платья, прически, смокинги, бабочки, танцы — мазурки, вальсы и атмосфера, такое не забудется никогда!

Елагин остров — это и большой парк-остров, с шикарными вековыми деревьями, извилистыми дорожками, аллеями.

Он является излюбленным местом не только для жителей близлежащих районов, но и для всех петербуржцев. Здесь загорают на набережной, любуются проплывающими мимо корабликами и яхтами,

гуляют и назначают встречи. Здесь можно взять напрокат лодку и поплавать по канальчикам,

можно покормить белок или уток.

Отсюда отходят катера на чудесные прогулки по Неве.

В парке есть специальные дорожки для роллеров и такого разнообразия катающихся я не видела нигде: родителя на роликах, а впереди у кого-нибудь из них- коляска с ребенком, папа на роликах, а за спиной рюкзачек с ребенком, пары, группы молодежи — и все на роликах!

В ушах все время стоял шум проносившихся мимо. В одну из прогулок мы с дочерью тоже решили покататься, но меня хватило минут на 10–15 — было реально страшно и опасно оказаться снесенной каким-нибудь резвым и стремительным лихачем!

А еще в парке танцуют! Мы несколько раз гуляли по аллеям и по набережной теплыми вечерами, когда еще совсем не ушли в небытие «белые» петербургские ночи и почти всегда в парке раздавалась музыка и желающие исполняли всевозможные замысловатые «па»!

Напротив Елагина острова находится еще один остров-Крестовский и там можно попасть в чудесное царство аттракционов, на любой вкус и темперамент! Диво остров

в Санкт-Петербурге

21 февраля 2015 г. 13:14
Удивительное место!! И красота и природа!! спасибо за неспешную прогулку ,Наташа!
21 февраля 2015 г. 14:50
sovikont писала 21 февраля 2015 г. 13:14
И красота и природа!!
-мне очень нравится там бывать!! Спасибо, София!!
21 февраля 2015 г. 15:55
!!!!!! там я бывала на выставках...)
21 февраля 2015 г. 13:32
Совершенно дивные и дворец и парк. Какие чистые линии. Просто глаз отдыхает!)
21 февраля 2015 г. 14:54
Leolik писала 21 февраля 2015 г. 13:32
Совершенно дивные и дворец и парк.
-летом в прохладе парка чудесно гулять! А дворец-это очень красивое сооружение, небольшой, компактный, но весь такой изящный!
21 февраля 2015 г. 13:41
Прелесть какая! Всю жизнь мечтала жить в 19 веке и кружиться на балах в пене юбок, обмахиваясь веером и разъезжая в карете... Правда, всегда есть риск родиться в крестьянской избе и кружиться на пахоте, обмахиваясь соломой... Потому уж лучше жить в наше время...
21 февраля 2015 г. 14:55
onegina17 писала 21 февраля 2015 г. 13:41
-а мне всегда кажется, что я жила когда-то именно так-фантазии никто не запрещал!!)))
Потому уж лучше жить в наше время...
-каждому свое время, поэтому мы здесь и сейчас!!
21 февраля 2015 г. 13:59
!!!
21 февраля 2015 г. 14:50
21 февраля 2015 г. 16:19
Давно не была. Да вот и посетила)
21 февраля 2015 г. 16:23
и прогулялась с нами!!
21 февраля 2015 г. 16:59
Какое приятное место для прогулок выходного дня и не только, Наташа! Интересная и поучительная история у этого дворца. Открываю для себя всё новые и новые места. Гармония природы и архитектуры это то, чего мне так не хватает в Чили!
21 февраля 2015 г. 20:17
tinka61 писала 21 февраля 2015 г. 16:59
Какое приятное место для прогулок выходного дня и не только,
-да, Ира!!Мы обычно приезжали гулять будними вечерами и уходя, часов в 9 вечера, наблюдали, как толпы гуляющих только шли в парк(темнело поздно, белые ночи еще не закончились), а многие отовсюду сразу ехали на роликах.
Гармония природы и архитектуры это то, чего мне так не хватает в Чили!
-мне очень нравятся такие места!!
21 февраля 2015 г. 20:38
Белые ночи - как соблазнительно!
21 февраля 2015 г. 20:43
Конец июля-начало августа, они уже почти закончились, но солнышко по вечерам прятаться не торопилось!!
21 февраля 2015 г. 18:26
Особенно приятно, что все восстановили. Виды шикарные и народ интересно отдыхает!
21 февраля 2015 г. 20:18
pavlov_kn писал 21 февраля 2015 г. 18:26
Особенно приятно, что все восстановили.
-конечно! Я видела в Питере красивейшие старинные здания, но заброшенные...
народ интересно отдыхает!
-это точно!!
21 февраля 2015 г. 19:02
Какое живописное место!Очень хорошей традицией стало проводить во дворце выпускные балы-это замечательно!
21 февраля 2015 г. 20:20
Красивый парк, многие отдыхают семьями, дружными компаниями! Лето здесь не такое уж и продолжительное, поэтому жители "ловят" моменты!
21 февраля 2015 г. 19:51
а мне больше по душе атракционы)
21 февраля 2015 г. 20:21
Каждому свое, поэтому и существуют такие кардинально противоположные места отдыха!
21 февраля 2015 г. 20:30
Наташенька, чудесное место для отдыха всей семьи.
21 февраля 2015 г. 20:33
Да, Леночка!! И что удивительно-тропинки, аллеи всегда полны народа, до позднего вечера!!
21 февраля 2015 г. 21:25
Какая сложная и извилистая судьба у острова и дворца. Радует, что сейчас это чудесное место снова оценено по достоинству.
Кстати, наши родственники принимали участие в одном из костюмированных балов дворца. Впечатлений потом было - море.
21 февраля 2015 г. 21:40
julykum писала 21 февраля 2015 г. 21:25
наши родственники принимали участие в одном из костюмированных балов дворца.
-вау!!! Как здорово, Юля!!! Конечно подобные мероприятия сложно с чем-либо сравнить и они вызывают бурую эмоций и не забываются!!
24 февраля 2015 г. 21:29
Это точно. Особенно дамам. Столько радости при выборе туалетов для бала!
25 февраля 2015 г. 12:57
julykum писала 24 февраля 2015 г. 21:29
Столько радости при выборе туалетов для бала!
-о, да!!
21 февраля 2015 г. 22:21
Очень хорошо , что отреставрировали и сделали парк, волшебное место !
21 февраля 2015 г. 22:23
Да, да!! Все чисто, культурно и вполне на уровне!!!
21 февраля 2015 г. 22:54
Наташ, какое приятное место! Питер просто неисчерпаем, я так понимаю! И такое удачное мягкое освещение - это закат?
21 февраля 2015 г. 23:02
Да, Оксаночка!! Бывали там несколько раз и в последний день уже на закате дошли таки до дворца!
AsiaGate писала 21 февраля 2015 г. 22:54
Питер просто неисчерпаем,
- точно, столько бываю, гуляю и кажется, что очень мало видела. А еще часто бывает так, что хочу возвращаться в те места, которые уже видела ранее, но позабыла.
21 февраля 2015 г. 23:31
Удовольствие какое - и видеть , и бывать там... Наташа, как глубоко ты в историю копнулась, я многого не знала...
На "Елагу" недавно в декабре любовалась издалека, все никак ноги туда не дойдут...Но теперь уж точно наверстаю упущенное)))
22 февраля 2015 г. 11:11
Kapuletta писал 21 февраля 2015 г. 23:31
как глубоко ты в историю копнулась, я многого не знала...
-да я тоже не знала, но было интересно узнать про дворец-откуда взялся и для кого был нужен...Покопалась в инете. Красиво подсвечен в вечернее время!!! Наверстаешь, теперь уж точно!! У меня столько мест намечено на будущее, список не уменьшается!!
22 февраля 2015 г. 16:33
NataliaC писала 22 февраля 2015 г. 11:11
список не уменьшается
я тут зшла в Книжный на Невский, а там - Мистический Питер, Исторический, Ночной, Музыкальный... Ого, думаю, надо менять место жительства))))Не наездишься все это смотреть....
22 февраля 2015 г. 18:23
Kapuletta писал 22 февраля 2015 г. 16:33
надо менять место жительства))))Не наездишься все это смотреть....
-не стОит, так ты приезжаешь и это для тебя праздник!!!А будни-это уже не то, боюсь появится привычка...
23 февраля 2015 г. 13:30
NataliaC писала 22 февраля 2015 г. 18:23
боюсь появится привычка...
тоже верно...
21 февраля 2015 г. 23:32
вот еще
22 февраля 2015 г. 11:11
Красиво! Светлый, белый, чистый!!
23 февраля 2015 г. 13:06
Как говорят японцы -Не дай нам Бог жить во время перемен. Скольких прекрасных произведений искусства лишилась Россия в пост революционное время. Спасибо за отзыв! Люблю твои фото, Наталья.
23 февраля 2015 г. 14:13
Shefer писал 23 февраля 2015 г. 13:06
Не дай нам Бог жить во время перемен.
- а ведь мы всегда живем в такое время!!Только вот успокоились, привыкать стали к хорошему-ан нет, опять перемены!!
Люблю твои фото, Наталья.
-Спасибо, Владимир!!! Приятно очень!!
23 февраля 2015 г. 21:07
Елагин остров - одно из моих любимых мест для неспешных прогулок в Петербурге. Там как будто протекает совсем другая жизнь, тихая, неспешная... А вот во дворце после реставрации я ещё не была. В следующий приезд обязательно включу его в план.
Наташа, спасибо за замечательный рассказ о ещё одном необыкновенном месте Петербурга.
25 февраля 2015 г. 12:56
dualia1 писала 23 февраля 2015 г. 21:07
Елагин остров - одно из моих любимых мест для неспешных прогулок в Петербурге.
-мое тоже, Ира!!!
во дворце после реставрации я ещё не была.
-и я не была, надо будет сходить.
dualia1 писала 23 февраля 2015 г. 21:07
спасибо за замечательный рассказ о ещё одном необыкновенном месте Петербурга.
25 февраля 2015 г. 17:18
Спасибо за романтичную и красивую прогулку, за интересный рассказ. Увидела Елагин остров прошлым летом, во время теплоходной прогулки с выходом в Финский залив. Зеленый тенистый парк, каменная сказка дворца - мне непременно захотелось здесь побывать. Возможно, даже организовать тематическую поездку в Питер - именно по островам.
25 февраля 2015 г. 21:17
Ena писала 25 февраля 2015 г. 17:18
во время теплоходной прогулки с выходом в Финский залив.
-да, вы как раз мимо и проплывали.
организовать тематическую поездку в Питер - именно по островам.
-все возможно! И включить в список Васильевский остров.
26 февраля 2015 г. 13:22
NataliaC писала 25 февраля 2015 г. 21:17
И включить в список Васильевский остров.
- да, это непременно! Мы уже немного познакомились с Васильевским - любовались Ростральными колоннами, башенкой Кунсткамеры, заглядывали в Меньшиковский дворец, ходили в гости к Сфинксам. А еще намотали прилично километров по линиям - улочкам Васильевского в поисках одного здания, где когда-то располагался один известный в определенных кругах питерский рок-клуб... А еще непременно надо найти церковь Ксении Блаженной, может быть, еще раз побывать у гордого ледокола "Красин" и просто гулять-гулять по набережной, теряясь в улицах - совсем не лабиринтах, по строгим линиям так просто ходить. И любоваться потрясающей питерской застройкой... Впрочем, наверное, в любой части Питера можно гулять до бесконечности
26 февраля 2015 г. 13:33
заглядывали в Меньшиковский дворец,
-внутри я еще не была, тоже надо восполнить пробел.
Ena писала 26 февраля 2015 г. 13:22
надо найти церковь Ксении Блаженной,
-вот тебе подсказка http://nataliac.tourister.ru/photoalbum/16443
-это я не устаю!!!
26 февраля 2015 г. 14:50
NataliaC писала 26 февраля 2015 г. 13:33
внутри я еще не была, тоже надо восполнить пробел.
Мы были, но давно, году в 2008, очень понравилось - я вообще люблю старинные интерьеры.
вот тебе подсказка
Наташа, спасибо большое! Прочитаю и добавлю в избранное.
NataliaC писала 26 февраля 2015 г. 13:33
это я не устаю!!!
26 февраля 2015 г. 14:55
Прочитаю и добавлю в избранное.
KNATALYA
27 февраля 2015 г. 11:27
Надо менять место жительства!! Какая красота - торжественная и строгая. Так хочется все увидеть. А там есть что смотреть. Питер бесконечен...
13 апреля 2015 г. 15:12
Какая красота - торжественная и строгая.
-да, и мысли о прошлой жизни в этих местах!!
Питер бесконечен...
-осмотрев многое, хочется возвращаться!!
10 апреля 2015 г. 1:51
Чудесное место... а природа, глаз не оторвать!
13 апреля 2015 г. 15:15
Да, вы правы-там очень красиво!!!