Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 16:24

Санкт-Петербург — Россия Август 2014

В восемнадцатом веке в этом живописном уголке располагались загородные усадьбы и остров несколько раз менял своих владельцев.

Елагин остров, Елагин дворец

Началось все с подарка острова Петра I одному из государственных деятелей, дипломату, советнику и вице-канцлеру Петру Павловичу Шафирову (его именем назван один из проспектов в Петербурге). Позднее, лет через двадцать, когда Шафиров всего лишь не найдя общего языка со светлейшим князем Александром Меньшиковым-любимцем Петра, был обвинен в злоупотреблении служебным положением, лишен всех наград, званий, имущества и отправлен Петром I в. ссылку, остров со всеми строениями и людьми перешел генерал-прокурору при Сенате Ягужинскому.

Почти полвека семья прокурора владела этим замечательным местом, но потом началась череда перепродаж, пока наконец в 1777 году остров зачем-то купил Григорий Потемкин и в этом же году, поняв ненужность данного приобретения, продал его обер — гофмейстеру двора Екатерины II Ивану Елагину, и с тех пор и до наших дней за островом прикрепилось название -Елагин остров.

Елагин остров, Елагин дворец

Иван Перфильевич Елагин -писатель, сторонник императрицы Екатерины Алексеевны, приближенный наследника престола. Наиболее яркой страницей его деятельности было управление театрами, но за трудами государственными он не забывал и о своем детище- вокруг особняка приказал разбить живописный парк, украшенный мостиками и павильонами, гротами и красивыми беседками.

Это бывший конюшенный корпус Елагиноостровского дворца.

Елагин остров, Елагин дворец

Со временем этот парк превратился в любимое место прогулок знатных и богатейших особ города. Иван Елагин владел парком вплоть до своей смерти, а спустя двадцать лет его наследники продали остров в государеву казну и опять началась смена владельцев, пока в 1817 году у одного из потомков Григория Орлова (сына одного из знаменитых братьев Орловых-Владимира), его не купил император Александр I для своей матери -вдовствующей Императрицы Марии Федоровны.

С этого времени начались работы по переустройству все садово-паркового комплекса и одновременно с парком перестраивалась усадьба в качестве летней резиденции для императрицы. Работы были поручены архитектору Росси. Он создал проект, по которому за четыре года перестроили и саму усадьбу и заново оформили парк, а также построили новые павильоны.

Елагин остров, Елагин дворец

Дворец обнесли чугунной решеткой, фасады получили великолепные украшения в античном стиле — вазы для цветов, коринфские колонны, портики.

Елагин остров, Елагин дворец

Центральную лестницу теперь охраняют чугунные львы.

Дворцом до 1917 года владели Романовы, он был любимым местом пребывания всех императорских семей. В царствование Николая II здесь некоторое время жил министр внутренних дел и председатель Совета министров Петр Аркадьевич Столыпин. Ему была предоставлена возможность работать во дворце, не опасаясь покушений.

Елагин остров, Елагин дворец

Позднее дворец был выведен из статуса императорских резиденций Петербурга, а весь остров сразу после революции национализировали и передали в ведение городского хозяйства. Елагин остров стал Центральным парком культуры и отдыха, сокращенно это звучит так и используется до сих пор — ЦПКиО или еще проще — «цпко»

Елагин остров, Елагин дворец

Вся коллекция декоративно-прикладного искусства, собранная за многие годы, а также и уникальная мебель, выполненная по эскизам Росси, была перераспределена или продана. Часть была перевезена в собрание Эрмитажа, Русского музея, в Гатчинский дворец, а другая часть отошла к различным учреждениям. Многие уникальные предметы, имеющие художественную ценность, были просто распроданы.

Елагин остров, Елагин дворец

Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от пожара.

Но почти сразу окончания войны началась продолжительная реконструкция и реставрация усадьбы, а когда она закончилась, здесь открылся музей истории культуры.

В последующие годы здание часто меняло свое предназначение: то в нём открывали институт растений, то в 1960 оно было центром художественных выставок, а в 1987 году в бывшем Елагином дворце открыли музей русского прикладного искусства.

Елагин остров, Елагин дворец

И как часто у нас бывает, музеем дворец был только на бумаге, а в реальности и в настоящей жизни он еще долгое время оставался в печальном полу- заброшенном состоянии.

Но в настоящее время усилием реставраторов во дворце была проведена глобальная реконструкция, а вокруг здания создан идеальный подстриженный газон в английском стиле. В начале прошлого века здесь часто проводились масляничные гуляния во время широкой Масленицы.

Елагин остров, Елагин дворец

Сейчас остров- это одно из красивейших мест Петербурга, великолепный архитектурно-парковый ансамбль и дворец, в котором организуют свадебные и различные торжественные мероприятия, здесь проводятся экскурсии.

Елагин остров, Елагин дворец

Но что мне понравилось, так это возможность проведения во дворце выпускных костюмированных балов с переодеванием в костюмы различных времен. Это чудесные праздники с возвращением в прошлые времена дадут детям почувствовать себя в совершенно другом мире, в сказке — длинные воздушные платья, прически, смокинги, бабочки, танцы — мазурки, вальсы и атмосфера, такое не забудется никогда!

Елагин остров — это и большой парк-остров, с шикарными вековыми деревьями, извилистыми дорожками, аллеями.

Елагин остров, Елагин дворец

Он является излюбленным местом не только для жителей близлежащих районов, но и для всех петербуржцев. Здесь загорают на набережной, любуются проплывающими мимо корабликами и яхтами,

гуляют и назначают встречи. Здесь можно взять напрокат лодку и поплавать по канальчикам, можно покормить белок или уток.

Елагин остров, Елагин дворец

Отсюда отходят катера на чудесные прогулки по Неве.

Елагин остров, Елагин дворец

В парке есть специальные дорожки для роллеров и такого разнообразия катающихся я не видела нигде: родителя на роликах, а впереди у кого-нибудь из них- коляска с ребенком, папа на роликах, а за спиной рюкзачек с ребенком, пары, группы молодежи — и все на роликах!

В ушах все время стоял шум проносившихся мимо. В одну из прогулок мы с дочерью тоже решили покататься, но меня хватило минут на 10–15 — было реально страшно и опасно оказаться снесенной каким-нибудь резвым и стремительным лихачем!

А еще в парке танцуют! Мы несколько раз гуляли по аллеям и по набережной теплыми вечерами, когда еще совсем не ушли в небытие «белые» петербургские ночи и почти всегда в парке раздавалась музыка и желающие исполняли всевозможные замысловатые «па»!

Елагин остров, Елагин дворец

Напротив Елагина острова находится еще один остров-Крестовский и там можно попасть в чудесное царство аттракционов, на любой вкус и темперамент! Диво остров