Турист Cleveri (Cleveri)
Cleveri
была 30 января 14:23

Болгар — Россия Июнь 2014

Нет, я ничего не слышала о Болгарах до моей поезки в Казань. Великие Булгары-это белое пятно в моих знаниях по истории и культуре страны. И я рада, что я не прошла мимо этой экскурсии. Название «Болгар» (ударение на первый слог) или «Булгар» (ударение на последний слог) связано с этнонимом древних волжских болгар. По одной из версий болгары-транскрипция русского слова «волгари» или жители Волги.

О чем молчат камни

Всем любителям прикоснуться к прошлому будет интересно побывать здесь. Мавзолеи, минареты, ханский дворец, усыпальницы. Когда-то один из самых крупных перекрестков дорог- сегодня этот город «молчаливо» рассказывает о своем бурном прошлом.

Немного истории.

Упоминания о Болгаре в письменных источниках начинаются с 922 года. Именно в этом году хан Болгара Альмас (Альмуш у Ибн-Фадлана) начинает объединять племена болгар, говорящих на тюркских языках. В этом же году в Болгар прибывает посольство из Багдадского халифата, в составе которого был Ибн-Фадлан, и волжские болгары добровольно принимают ислам. Болгар (Булгар) в Х веке становится столицей Волжско-Камской Болгарии, процветает, ведет обширную торговлю с государствами Востока и Запада. Монгольское нашествие прервало мирное развитие болгарского народа. В русской летописи о событиях 1236 года написано: «…и город их пожгоша огнем и всю землю плениша».

Город Болгар быстро оправился от разрушения и достиг своего второго расцвета во второй половине XIII — первой половине XIV вв. В восточных писаниях город называют «Золотым троном», а в русских летописях -Великим Болгаром. В XIV веке город был окружен земляным валом и мощными дубовыми стенами. В городе проживало более 50 тысяч человек и он стал одним из крупнейших городов Европы. В 1361 году хан Золотой Орды Булак-Тимур разгромил и сжег Болгар, чтобы подчинить себе начавших проявлять непокорство правителей Болгара. В 1431 году город разрушили войска московского князя Василия II (впоследствии Темного), так как волжские болгары стали играть определенную роль в княжеских междоусобицах на Руси. С XVI века территория Болгар входит в состав Русского государства. Меняются маршруты торговых путей и даже русло реки, город приходит в упадок, оставаясь лишь религиозным центром и центром национальной памяти.

Сейчас здесь очень активно ведутся раскопки и реставрация.

у Соборной мечети

Остатки Ханского дворца укрыты от яркого солнца и непогоды

Территория городища большая. Под жарким летним солнцем мы ходили от объекта к объекту, смотрели, слушали, залезали на «вершину» минарета, снова шли, ехали и слушали историю и легенды. И все это время меня не покидало чувство, что все эти мечети, минареты и усыпальницы неведомым джином перенесены сюда на берег Волги из какой-то далекой восточной страны. Камни молчали. Чего-то не хватало. И только сейчас я поняла, не хватало людей, кричаще-говорливой толпы, торговых рядов, запаха пряностей, всего-того, что мы непременно связываем с Востоком. Может быть настанет время и Великий Булгар снова возродится? Ведь сделано уже немало.

В 2012 году В Болгарах открыли музейный комплекс «Памятный знак в честь принятия ислама волжскими булгарами в 922 году». Памятник представляет собой 8-гранное здание с медным куполом, увенчанным полумесяцем. Именно сюда доставили из Казани самый большой в мире печатный Коран, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса.

В экспозиции комплекса представлены:

-выставка известных татарских художников «Болгар в изобразительном искусстве», центральный экспонат которого мозаичное панно «Приезд багдадского посольства в Болгары и принятие булгарами ислама в 922 году»

-коллекция коранов.

В верхнем зале, декорированном стилизованным булгарским орнаментом выставлен самый большой в мире печатный Коран. Обложка Корана из малахита богато украшена полудрагоценными камнями, ажурным орнаментом из серебра и золота, корешок из телячьей кожи.

О чем молчат камни

Кроме этого, в Болгаре есть уникальный по своим размерам (5 Га) Музей хлеба. Туристам показывают все стадии его изготовления: от жатвы до выпекания. В экспозицию музея входят усадьба, пекарня, кузница, ветряная и водяная мельницы. Торговые ряды мастеров народных промыслов, сельскохозяйственная техника.

Побродили по территории музея, посмотрели карасей в «речке» и лошадок у кузницы, подкрепились куриной лапшой и котлетами с макарошками в Доме хлеба, вышли за ворота. И вот оно чудо чудное и диво дивное!

Белая мечеть (Ак мэчет). Архитектурно комплекс представляет собой здания самой мечети, резиденции муфтия и медресе, окружающие молельную площадь. Площадь обрамлена аркадой из 88 колонн, посередине расположен фонтан.

О чем молчат камни

Если сесть на бортик фонтана, кажется что мечеть плывет над водой словно лебедь. Красота! В дальнейшем мечеть предполагается окружить фруктовым садом с цветниками и озером.

В 2013 году в Болгарах открось Здание Речного вокзала, совмещенного с Музеем булгарской цивилизации.

И само здание и экспозиция музея очень интересны. Музей занимает 3 этажа, оснащен современным оборудованием.

Делаем вывод. Не проходите, не проезжайте, не проплывайте мимо Болгар!