Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
сейчас на сайте

Харлем — Нидерланды Январь 2015
Харлем. Не путать с американским Гарлемом!

Новогодняя ночь в Амстердаме, похожая на победоносную войну «обкуренных» над обычными мирными гражданами, войдет в нашу семейную историю.

На стыке 2014 и 2015 моя широко известная толерантность трещала по швам, вопила, возмущалась! Развеселый Амстердам встречал приход Нового года повсеместной пальбой многих тысяч петард.

Сновидения, нарушающиеся оглушительным грохотом, заставили мозг поверить в то, что всюду рвутся снаряды, и идет «всамделешная» война.

О, ужас! Ночью в дверь гостиничного номера вломился то ли пьяный постоялец, то ли обезумевший «укурыш» (правда, он оказался просто бедным «зайчиком» и не на шутку испугался последствий своего хулиганского поступка).

Почему «зайчиком»?, возникает законный вопрос. Потому, что он был в костюме Зайца. Ха-ха!!!

Сломанная дверь номера явилась заключительным актом ночного спектакля под названием «Крушение мечты», примерно так.

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» (Новый год в Амстердаме)…

«Не было бы счастья, да несчастье помогло», — как не любить русские пословицы за их всеобъемлющий охват и меткость сравнений!

Чтобы уладить конфликт, администраторы утром поменяли наш прежний номер на замечательный — новенький, просторный, с видом на канал, и — подарили завтраки на 6 дней. Не смотря на столь щедрую компенсацию, впечатление от Амстердама, казалось, уже испорчено навеки.

Почти не сомкнувшие глаз, потрясенные ночным происшествием, мечтая о тишине и покое, мы отправляемся в старинный Харлем.

О его существовании я узнала из блистательных альбомов моих любимых авторов tinka61 и vibas.

Центр провинции Северная Голландия находится в 20 км от Амстердама.

Американцы свой Гарлем пишут как «Harlem», а голландцы свой Харлем — с двумя «а», «Haarlem». Скупые строки путеводителя поведали нам о том, что яркие и примечательные места в Харлеме присутствуют в изобилии.

Этот город с 11 по 13 века — резиденция нидерландских пфальцграфов, и в нем сохранились многие исторические и культурные памятники. На центральной площади Гроте Маркт можно увидеть городскую ратушу и 80-метровую готическую церковь Синт-Баво.

В Харлеме располагается старейшая голландская художественная галерея.

В средние века Харлем был известен как город художников, теперь его величают городом цветов. Харлемская биржа тюльпанов в давние времена была в центре спекуляций на луковицах цветов (иногда несколько луковиц продавались за суммы, сравнимые со стоимостью дома в престижном районе Амстердама).

А весной ежегодно в Харлеме проходит большой цветочный фестиваль. Страсть голландцев к выращиванию тюльпанов стала сюжетом романа Александра Дюма «Черный тюльпан».

Какая прелесть — старина, культура, цветы, разве может столь привлекательный город разочаровать?

Понятно, что тюльпаны могли украсить зимний Харлем лишь таким образомЯркие, разноцветные плотные головки цветов радуют глаз и душу садовода-любителя.

Харлем. Не путать с американским Гарлемом!

Памятник на привокзальной площади Харлема, который я уже видела на ваших фотографиях, мои дорогие путешественники, и даже позаимствовала у Иры Дементьевой его название: «скульптура „За Мир“, изображающая героев голландского фольклора»

В городе тихо, мирно, мало людей.

Пожалуй, мы здесь найдем то, от чего убежали из шумного Амстердама, похожего на подгулявшего, расхристанного джентльмена, которому надлежит проспаться, умыться и засиять привычным блеском очень симпатичного господина, вспомнившего про добродетель. (Надо сказать, что умылся Амстердам только через два дня после загула)

Харлем. Не путать с американским Гарлемом!

Приятно шагать по безлюдным улочкам без спешки и суеты.

Мне здесь определенно нравится!Прямо от вокзальной площади начинается улица, ведущая к центру города, застроенная двух-трехэтажными домами, как старинными, так и современными, соседствующими с изысканными средневековыми зданиями

Харлем. Не путать с американским Гарлемом!

За время путешествия по Нидерландам я не уставала восторгаться характерной для этой страны архитектурой — зданиями с остро-треугольными крышами, башенками, кирпичными стенами

Харлем. Не путать с американским Гарлемом!
Голландия! Ты дивная страна!

«Голландия есть плоская страна, переходящая в конечном счете в море»…(Иосиф Бродский).

Ее вертикали — шпили церквей призваны нарушать плоское однообразие. Пока еще только мелькают вдалеке высокие церковные башни. По мере приближения к Большому Рынку, пейзаж становится и вовсе вертикальным

Харлем. Не путать с американским Гарлемом!

Постепенно он перерастает в грандиозное великолепное огромное готическое здание собора Синт-Баво

Его часто называют просто Гроте-Керк. Именно его высоченную колокольню, возвышающейся над рыночной площадью, видно из любой точки Харлема.

Никак не ожидала, что церковь, славящаяся одним из лучших органов Европы, к которому прикасались Моцарт и Гендель, будет закрыта для посетителей в этот день из-за реставрационных работ.

Войти в Гроте-Керк можно через магазинчики и дома 17 века

Харлем. Не путать с американским Гарлемом!

А пока она закрыта, нам предстоит обойти ее со всех сторон и полюбоваться на сие грандиозное старинное сооружение

Буква Z — скамейка? Не уверена… Возможно, есть какая-то связь этих потерянных букв латинского алфавита с памятником Лоренсу Костеру, который был не только первым голландским первопечатником, но и как утверждают голландцы самым первым печатником в мире.

Утверждение местных историков основано на том, что Костер начал печатать в 1423 году, и это на 16 лет раньше, чем это сделал немецкий Гутенберг. Считается, что он первый стал использовать передвижные буквы сначала из дерева, потом из металла, слагая слова. В последствии его ученик украл буквы и бежал с ними в Амстердам.В руке голландского первопечатника зажата буква.

Кто-то решил пошутить, повесив на патинового Костера гитару, скорей всего приглашая совместно отметить Рождество и Новый год.

Центральная площадь Гроте Маркт — пустынная в этот день — мечта путешественника!

Харлем. Не путать с американским Гарлемом!

Будем знакомиться со старинными зданиями, которые так затейливы и полны причудливо соединенных архитектурных стилей, имеют многовековую историю. Они — лицо площади, которую, увидев однажды, уже не забудешь

Дом городской стражи (Hoofdwacht), или Гауптвахта- историческое здание на центральной площади Харлема.

Появилось оно в середине XIII века, справедливо носит статус старейшего в городе национального памятника.

Дошедший до наших времён фасад здания датируется серединой XVII века.

В 13 -14 веках строение было ратушей, а потом здание стало жилым домом. Здесь в свое время селились знатные харлемские семьи. Первый этаж занимали типография, магазины и пивные подвалы.

Около 1650 года в барочном стиле был выстроен новый фасад.

Муниципальные власти выкупили здание в конце 18 века, разместив на первом этаже караул, а на втором — тюрьму. Восточная стена дома является самой старой кирпичной кладкой Харлема

Харлем. Не путать с американским Гарлемом!

Здание городской ратуши на площади Grote Markt. Его не возможно не вычленить из окружающих площадь домов, хотя бы из-за бросающихся в глаза деталей.

Раньше на этом месте находился деревянный охотничий замок графов Голландии, построенный около 1100 года. В течение веков здание меняло облик

Харлем. Не путать с американским Гарлемом!

Поэтому сейчас представляет собой причудливое сочетание стилей.

Фигура Правосудия с повязкой на глазах

Харлем. Не путать с американским Гарлемом!

Местные рыцари были активными участниками крестовых походов. Легенда рассказывает, что Фридрих Барбаросса во время пятого крестового похода подарил отличившимся в сражениях гарлемским рыцарям свои собственные меч и щит.

К подарку была приложена Латинская фраза «Vicit vim virtus», означающая «Смелость побеждает силу», ставшая девизом города

Харлем. Не путать с американским Гарлемом!
На площадь выходит лишь малая часть огромного комплекса ратуши.

Представьте себя, что у этого милого домика приводились в исполнение смертные приговоры. Эшафот стоял прямо у стены ратуши, его снесли лишь в 1855 году.

Мясной рынок (Флейсхал) является великолепным примером голландского Ренессанса

Харлем. Не путать с американским Гарлемом!

Элементы фасада — порталы, фронтоны, ступенчатые щипцы смотрятся потрясающе красиво и необычно, создавая впечатление дома-игрушки. «Игрушка» имеет очень внушительные размеры

Нижняя часть фасада увенчана скульптурными изображениями бычьих голов, напоминающих о шумном городском мясном рынке минувших вековС 1840 по 1885 годы бывшие Мясные ряды использовались в качестве склада военного гарнизона, а сейчас служат залом для передвижных выставок современного искусства. Флейсхал и Фервейхал объединены общим названием-Де Халлен.

В Фервейхале размещаются выставки голландских импрессионистов

Харлем. Не путать с американским Гарлемом!

Площадь Гроте Маркт по понедельникам и субботам превращается в рыночную и становится очень оживленной. Счастливчики, побывавшие на весеннем фестивале цветов, видели ее многолюдной, веселой и разноцветной.

Помимо исторически значимых зданий на площади есть на что посмотреть

Очень приятное место — Гроте Маркт, какие затейливые дома и тихие улицы

Построенный в средние века торговцами и ремесленниками, Харлем, как и другие города Нидерландов, населен велосипедистами

Харлем. Не путать с американским Гарлемом!

Поскольку велосипедисты ночью праздновали Новый год, и еще не проснулись, велосипеды сиротливо ожидали своих владельцев

Харлем. Не путать с американским Гарлемом!

В городе полно котов, но не все хотели фотографироваться.

Погуляли, теперь пообедаем в одном из привлекательных ресторанов исторического района, любуясь из окна на собор

Харлем. Не путать с американским Гарлемом!

Из всех кафе и ресторанов Нидерландов нам больше всего понравился этот, специализирующийся на приготовлении блюд местной кухни. Жаль, не посмотрела его название.

Пойдем гулять дальше по типичному голландскому городу с кирпичными мостовыми, старинными домами, каналами, мостами

Харлем. Не путать с американским Гарлемом!

Тайные сады Харлема, или «хофье» — подворья обычно скрыты от глаз прохожих за тенистыми деревьями и окружены небольшими домиками. Голландские хофье (богадельни) строились на деньги богатых купцов по территории всей страны в 17–18 векали и предоставляли кров больным и немощным. А начало этой голландской традиции уходит корняли в далекий-далекий 14 век, когда этим богоугодным делом занималась церковь. Большинство двориков были предназначены только для одиноких старых женщин (вдов и старых дев), хотя существовали также дворики для старых семейных пар и мужчин.

Минимальный возраст жителей варьировался в разных двориках от сорока до семидесяти лет.

Жителями дворика могли стать только люди с безупречной репутацией, кроме того были и другие ограничения. Большинство двориков принимали только людей определённой религиозной принадлежности (например только кальвинистов, лютеран, баптистов) и представителей определённых социальных групп (например, представителей отдельных профессий). В Харлеме сокранилось около 20 хофье.

На территорию этого приюта не войдешь, так как оно обнесено высоким забором из металлических прутьев, а чуть-чуть подглядеть любопытным глазом, как оказалось, можно.

Путь к воде, которая в Харлеме называется река Спарна, а ни какой-нибудь канал, идем от Гроте Маркт по тихой коротенькой улице. И вот она — красота!

Харлем. Не путать с американским Гарлемом!

Побродить по безлюдной набережной — сплошное удовольствие

Харлем. Не путать с американским Гарлемом!

Яхты здесь — не роскошь и не только средство передвижения. Для многих голландцев они являются просто жильем на воде.

Гравестененбрюг — подъемный мост через реку

Харлем. Не путать с американским Гарлемом!

Погуляем по набережной, полюбуемся на спокойную и умиротворенную атмосферу старинного, милого Харлема. Еще один мост через Спарну.И еще один мост

Угловой дом серого цвета с красными ставнями окон — бывшая весовая

Харлем. Не путать с американским Гарлемом!

Купеческие дома со своеобразными оконными ставнями

Интересные дома

Харлем. Не путать с американским Гарлемом!

Так паркуются машины на узкой и тесной набережной. В будний день, полагаю, спокой прогулки из-за назойливых велосипедистов и автомобилистов не получится

Выделяющийся пышностью среди других домов, стоящих на набережной. Это самая старая художественная галерея в Голландии — музей Тейлерса

Харлем. Не путать с американским Гарлемом!
Тейлерс — голландский текстильный купец, завещавший значительную сумму на учреждение двух обучающих обществ, музея и дома призрения.

Тейлерс придерживался философии Просвещения, поэтому музей посвящён науке и искусству. Есть там и обсерватория, и нумизматическая коллекция и собрание минералов, помимо коллекции живописи.

Живопись — моя тема, но понятно, что музеи в первый день нового года были закрыты, музеи остались не изученными. Не правда ли, здесь восхитительно!

Не пора ли нам все же получше приглядеться к Амстердаму, который оказался слишком развеселым парнем и напугал нас не на шутку при первом знакомстве?

Кусочек Голландии, под названием Харлем, оказался очень гостеприимным. Я поняла, что в нем живет сущность страны с названием Нидерланды — добротной, трудолюбивой, неисчерпаемой

Харлем. Не путать с американским Гарлемом!
Возвращаясь из Харлема в Амстердам, я уже твердо знала, что он станет героем моего нового романа.

Не все романы одинаковы… Пылкости чувств могло и не случится, но, излечившаяся умиротворенным Харлемом, я уже была готова очароваться и впустить в свое сердце бесшабашный Амстердам!