Chedty
Михаил Странник Пользователь — был сегодня 4:04

Империя инков глазами инженера. Строительные материалы

23 января 2015 г. 5:02 Куско — Перу Ноябрь 2012
52 31

На третий день нашего путешествия по Перу началась его основная смысловая часть, знакомство с культурным наследством инков. Первая точка Ойянтайтамба, храм-крепость на пересечении трех долин. Позиция стратегически очень выгодная, все вокруг просматривается на много километров.

9

Долины внизу перекрыты каменными стенами. Основная часть крепости расположена на седловине гор по правому берегу реки. К ней ведет подъем по узкому карнизу, не больше двух воинов в ряд. При невозможности защищать весь периметр крепости всегда можно отступить в цитадель, которая по сути неприступна. В крепости есть источник воды. Выше крепости, прямо в скале, высечены склады под продовольствие.

6

При этом, как ни удивительно, реальным оборонительным сооружениям является, не сама крепость. Крепость слишком ценна, враг не должен подойти даже к ее стенам. Безопасность крепости обеспечивают небольшие форты расположенные на скалах, в самых узких местах долин, прямо над образующими долины реками. Реки здесь текут в узких каньонах и пройти по берегу не получив камнем по голове, из нависающего над рекой форта, практически не возможно. Развалины фортов можно разглядеть с крепостных стен Ойянтайтамба, хотя они явно не восстанавливались.

Расстояние от фортов до крепости от трехсот до тысячи метров. Подходов к фортам снизу из долин нет. Попасть в них можно только через крепость, причем тропинки, высеченные в скалах, начинаются выше цитадели. Защитники фортов, будучи абсолютно недоступными для противника, могли уничтожать его в не ограниченных количествах. Стрелкового оружия с дальнобойность выше 50 метров по вертикали на тот момент в Америках не было, а запасы камней у защищающихся были избыточны.

На вершинах доминирующих гор видны небольшие каменные домики. По всей видимости, это караульные помещения, где размещались наблюдатели. Столь серьезные сооружения, предназначенные для жизни не большой группы солдат, говорят о значимости этого сословия, не во всех современных армиях караул имеет такие условия для отдыха.

11

Такой оборонительный комплекс (крепость + форты + караулки) мы увидим еще много раз, и в этом построении есть очень серьезная находка инков не использованная в европейской фортификации. Европейцы бы построили замок в ущелье на вершине утеса, или крепость на берегу реки. Почему такая серьезна разница в логике? Кто-то тупой? Нет и те и другие сделали правильно (мы это еще обсудим).

1

Вернемся к крепости, самое поразительное конечно кладка стен. Стены сложены из гранитных блоков килограммов по двести каждый в основном правильной формы. Блоки подогнаны друг к другу фантастически точно. Отдельные камни имеют дополнительные выступы и являются замками. Видимо именно такая конструкция, без использования раствора, является наиболее устойчивой в этих чрезвычайно сейсмоопасных условиях. Высоту стен определить трудно, видно, что они частично разворованы и восстановлены снова, конечно не с той точностью как были построены первыми владельцами.

5

В верхней части крепости возведен традиционный храм солнца. Как и все индейские сооружения такого рода он строго ориентирован. Дополнительный эффект достигается за счет размещения по отношению к долинам. В определенное время суток на гранитные блоки падает прямой свет солнца. На части колоссальных каменных блоков имеются выступы. Зачем они нужны знает индейский бог, а жаль что люди забыли. Представьте себе сколько нужно было стесать гранита с блока три на пять, чтобы на поверхности остался тридцатисантиметровый выступ. Я мог бы теоретически предположить, что на этих гранитных блоках (видимо это алтарь — жертвенник) была облицовка. Я бы обязательно сделал! Представляете, золотая облицовочка на закатном солнце засверкает, а тут я выхожу, значительны такой. Подданные в экстазе. Если была облицовка, тогда у выступов может возникнуть целый набор функций. Между блокам идет вставка сантиметров двадцать, по всей видимости компенсатор температурного расширения.

5

На самих колоссальных блоках трещин нет, ладно сумели удачно выбрать монолит, но ведь уже после первой обработки простоял больше пятисот лет. Очень хорошее понимание свойств горных пород. В самой нижней части расположены широкие каменные лавки. Возможно инкским жрецам просто нравилось на них посидеть, полюбоваться закатом, и вообще по последнему постановлению перуанского правительства, инки человеческих жертв не приносили.

9

Место нам очень понравилось, фантастически интересно. К сожалению вместо анализа техники строительства и попытки разобраться в функциональном назначении отдельных блоков, в литературе посвященной Ойянтайтамба в основном повествуется о тесной связи инков с теми или иными формами «джинов» (инопланетянами, исчезнувшими цивилизациями, сверхъестественными силами, …), которые строили для них дворцы. Попытка обсудить, что-то с гидом тоже не привела к успеху. Более того, когда он начал рассказывать про то что инки были высокими блондинами, а потом понаехали черномазенькие коротышки испанцы и загубили всю инкскую красоту, я от греха подальше, дал ему пять долларов и рекомендовал попить пива внизу в городке. Так что давайте сами попробуем разобраться можно ли здесь было обойтись без джина.

6

Первое что делали джины, потому что люди этого сделать не могут — это точная обработка очень твердых камней. Все горные породы делятся на магматические, осадочные и метаморфические. Именно из самых твердых магматических пород (базальт, гранит, диабаз) строили инки свои храмы. А кто ни будь кроме инкских джинов строил из таких камней? А если взять какую-нибудь горную страну с выходами магматических пород на поверхность, там из чего строили?

Не знаю как вам, а мне при словосочетании «горная страна» в голову приходит Армения. Смотрим… самый старый из сохранившихся армянских храмов Гарни и вот мы уже готовы писать заметку «ЗАГАДОЧНОЕ Армянское нагорье или нелегкий труд инопланетян». Гарни построен из базальта, построен на полторы тысячи лет раньше чем храмы инков, да и выглядит не плохо. Полированный до блеска камень, естественно идеальный стык (иначе просто стоять не будет). Та же самая циклопическая (без раствора) кладка, причем та же система замков паз — выступ, правда в армянском храме все сложнее, замки спрятаны внутрь кладки. С эстетической точки зрения посимпатичнее выглядит, но ведь это кому какой джин достался, видимо инкский был очень прагматичен.

1

Армения. Гарни.

Самое удивительное, что древние армяне строили из очень твердых пород (базальта, гранита), а в средневековые перешли на более мягкий туф. Почему? В средние века с появлением суперсталей они научились пилить камень, тогда их и заинтересовали более мягкие горные породы. Пока у них такой возможности не было, они кололи и истирали камень. При таком подходе легче работать с твердыми и зернистыми породами. Насколько точно древние могли обработать камень. Да, как угодно точно. Здесь на хачкаре тринадцатого века абсолютно симметричная, восьмиуровневая переплетающаяся резьба по базальтовом монолиту. Проверяли лазером, ошибка в пределах точности прибора, т. е. нет ее.

1

Армения. Гошаванк.

Как добываются магматические породы, как можно вырезать из массива сверхпрочной породы блок нужной формы. В том то все и дело, что часто этот блок вырезать не нужно. Его можно взять почти готовым. Магматические породы склонны к формированию макрокристалла и при их разрушении и выветривании очень часто образуются блоки близкие по размеру и по форме. Кроме этого при правильном понимании структуры камня вы можете очень аккуратно его расколоть. Он легко ломается в одних направления и очень устойчив в других.

8

Базальтовые столбы. Баранья скала. США

Теперь после того как вы, так и не дождавшись джина, получили блоки пригодные для строительства. Вам надо качественно их обработать и подогнать друг к другу. Как ни странно и этим инки занимались сами, что интересно прямо в каменоломнях. Судя по найденным орудиям труда, обработка велась двумя способами: скалыванием с помощью молота и истиранием. Методы ничем не отличающиеся от тех которые использовали в Старом Свете. В качестве рабочего элемента своих орудий инки использовали куски гематита и пирита, очень тяжелых минералов содержащих большое количество металлов.

4

Разные группы инкских мастеров использовали разные подходы к обработке камней и как следствие разные системы кладок. Современным комментаторам инкского строительства особенно нравиться кладка из камней которые подгоняли друг другу.

4

Сами инки предпочитали, как и любые профессионалы, унифицированный материал. Для того что бы в этом убедиться достаточно посмотреть какой строительный материал где использовался. Чем ближе к столице Куско тем более простую форму принимают камни и достигают своего совершенства в главном столичном Храме Солнца.

5

У меня такое впечатление, что мы достаточно внимательно разобрались с подготовкой материала для строительства инкских храмов. Мне хотелось бы здесь остановиться и обсудить версию. Вы сами наверно понимаете все проблемы изложения технического материала людям с совершено разной подготовкой в этой области, мне очень нужно почувствовать в каком направлении и насколько активно мы можем продвигаться дальше. Большая просьба, не обсуждать перемещение крупных блоков материалов или по подбор места для строительства, эти темы мы рассмотрим в следующих заметках, здесь, пожалуйста, только выбор и обработка материалов.

Бронирование отелей
в Куско

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

gonczaryk
23 января 2015 г. 12:34
Отсутствует у меня подготовка в этой области, поэтому обсуждать не могу версии какие бы то ни было. Могу согласиться лишь, что строительные технологии инков находились на очень высоком уровне и ничуть не уступали тем, что были по другую сторону океана.
Chedty
23 января 2015 г. 20:45
Куда то делся первый комментарий, который я написал, только что заметил.
Я думаю, что про инков можно сказать, что они очень качественно выполняли доступные им операции. Инки отставали от евроазиатской цивилизации больше чем на десять тысяч лет. Половину из того что они мастерски делали, с огромным трудом и усилиями, вообще делать не надо было бы если бы они сообразили как сделать арку или купол, или просто научились бы пилить камень, или делать кирпичи. Перу одно из немногих мест в котором хорошо сохранились сооружения каменного века в Европе и Азии все это разобрали на стройматериалы для церквей и замков.
vibas
23 января 2015 г. 14:47
в литературе посвященной Ойянтайтамба в основном повествуется о тесной связи инков с теми или иными формами «джинов» (инопланетянами, исчезнувшими цивилизациями, сверхъестественными силами, …), которые строили для них дворцы

А все-таки жалко, что без джиннов обошлось))))
Молодцы инки! И в фортификационном плане, и в строительном!) (А армяне - отдельные молодцы)!
Про выбор материалов даже и не знаю, что сказать... Хотя по специяальности геолог, а работаю строителем )))
Chedty
+1
23 января 2015 г. 16:44
Без джинов лучше. Народ нужно уважать за его талант и трудолюбие, а не за связи в верхах.
vasilets
23 января 2015 г. 15:26
Версия интересная, но согласиться с ней полностью не могу. Меня больше всего поражает особенность мегалитической кладки стен из монолитов весом 50-150 тн: сопряжение соседних монолитов достигается по ломанной линии
Даже в наше время выполнить подобное сопряжение очень нелегко. А в прошлом? Причем, зазор в сопряжении до сих пор тоньше ногтя....
Chedty
23 января 2015 г. 16:49
Да меня это тоже поражает. Я не говорю, что это просто. Меня и это хачкар поражает, ну невозможно так сделать, и камень в Ливане, и греческая скульптура и мужик который в волосе сделал туннель и засунул туда поезд... Молодцы ребята.
Chedty
23 января 2015 г. 17:29
Решение придумал для инков, по моему, довольно элегантное.
Передвинуть и обработать не так трудно, сложно достичь зеркального отражения. К оригиналу не примеряешь замучишься таскать. Гипсом и цементом пользоваться не умеют. Но мед они точно ели, значить был воск. Дальше дело техники. Делаешь отливку с оригинала и заранее готовишь сопряжение.
Как вам?
vasilets
23 января 2015 г. 17:40
Chedty писал 23 января 2015 г. 17:29
Делаешь отливку с оригинала и заранее готовишь сопряжение.


Хо-Хо
Я порой дома что-то ремонтирую, так даже под угол 90 градусов намучаешься сопрягать, а тут ломанная линия, да еще и про огромный вес монолитов не стоит забывать...
Кстати, а интересно, как их двигали?
Chedty
23 января 2015 г. 17:47
Я тоже такой точный рисунок как на том хачкаре выполнить не могу. Это не про нас, это про мастеров своего дела. Нельзя примерять профессиональную работу на себя. У вас сколько ударов в минуту по клавишам 100? Еще тридцать лет назад это считалось волшебством
Давайте про то как их двигали я отдельно в другой заметке напишу.
Запись с ответом была удалена.
zavych
23 января 2015 г. 16:26
Очень и очень интересно! мне, как инженеру, в особенности! Абсолютно с Вами согласен, недооцениваем мы мастерство и главное кропотливость труда древних)
Chedty
23 января 2015 г. 16:56
У нас изменилась логика. Еще не давно люди ехали до Камчатки пару лет, но ведь ехали же. Крестьяне в горах готовили террасу для своих детей, а то и внуков, сами в рамках своей жизни попользоваться уже не успевали. Мы просто забываем что у наших относительных современников на строительство храмов уходило лет пятьсот. Кропотливый труд и здесь ключевой элемент.
annaabrosimova
23 января 2015 г. 16:33
Михаил, очень интересно про использование в строительстве материалов во многом уже подготовленных самой природой. У меня вопрос про измерительные приборы, при помощи которых достигалась ювелирная точность. Что о них известно?
Chedty
23 января 2015 г. 17:16
О измерительных приборах не известно ничего. Скорее всего их вообще не было. Просто хороший глазомер и постоянная практика.
annaabrosimova
23 января 2015 г. 17:43
Да, возможно. На одном заводе мне рассказывали про одного рабочего, который на глаз вытачивал детали с большей точностью, чем станки с ЧПУ.
Армяне и инки строили здания не на века, а на тысячелетия. Знали природу камней и умели их обрабатывать. Эти люди были настоящими джинами.
Chedty
+1
23 января 2015 г. 17:51
Другой менталитет. С инками знаком плохо
А хороший мастер по хачкарам или иконописец готовиться..., молится, постится... в образ входит.
Nomad
23 января 2015 г. 17:12
Меня Ольянта тоже поразила, чуть ли не больше Мачу Пикчу.... В сети пишут, что это все строили атланты... или вообще инопланетяне....
Chedty
23 января 2015 г. 17:18
Если в сети написать что человек долго работал и сделал что то красивое, над тобой будут смеяться.
Nomad
23 января 2015 г. 17:30
нет, ну это приятно... просто по возвращению оттуда я полез читать про это место, и нарвался на такую статью про лемурийцев.... аж поверить захотелось...
Chedty
23 января 2015 г. 17:40
Продается хорошо...
sonnenschein
+1
23 января 2015 г. 17:49
Мне кажется, что в турбизнесе легче преподнести сказки про инопланетян, чем проводить научные изыскания. Легенды проще и легче воспринимаются и запоминаются.
Chedty
+1
23 января 2015 г. 17:55
Абсолютно согласен. Люди вообще любят сказки. Максимальная посещаемость у фильмов про супергероев. Раньше хоть как то пытались приблизить к действительности, а сейчас они уже и летают и под водой не дышат..., куда там Буратино
sonnenschein
+2
23 января 2015 г. 17:57
Да, мужчинам супергероев, а женщинам романтик Вот гиды и напридумывают
karela
+1
25 января 2015 г. 11:13
У меня те же мысли возникли... Все эти технические выкладки и доказательства больше интересны специалистам. Всем остальным же подавай сказочки, а нам, девочкам, красивые легенды о мертвых девушках и их возлюбленных
Chedty
25 января 2015 г. 17:08
Про мертвых девушек у них основная тема. Там трудно найти скалу с которой бы не спрыгнула красавица, чтобы не попасть в лапы испанских сифилитиков. (Сифилис американская болезнь, досталась европейцам в придачу к картошке.)
karela
25 января 2015 г. 17:17
Chedty писал 25 января 2015 г. 17:08
Сифилис американская болезнь, досталась европейцам в придачу к картошке

От этой информации взрывается мозг. Вот, значит, какие новые болезни завезли из нового света....
Chedty
25 января 2015 г. 17:29
Да вечная проблема "командировочных"
Margaritka
23 января 2015 г. 20:46
очень познавательно! а уж про то насколько красиво вообще молчу!
Chedty
23 января 2015 г. 20:48
Спасибо - это было очень интересное для меня путешествие. Мне нравятся поездки которые заставляют думать.
Margaritka
+1
23 января 2015 г. 20:53
разделяю ваши интересы!
elenavasilieva
+1
24 января 2015 г. 11:19
Миш, скажу совершенно крамольную вещь:)))
Насколько же мне Гарни больше нравится!!!! И лететь ближе...:)))

А по поводу всяких там атлантов скажу следующее - не думаю, что прогрессивная цивилизация будет лепить подобный примитив, скорее уж они Мону Лизу нарисуют:)) может Да Винчи на самом деле джинн?:))
Chedty
24 января 2015 г. 18:39
Лен, в Перу что то есть из за чего туда стоит ехать. Это точно не просто сайты, хотя они тоже интересны. Горы крутые очень красивые, наверно все вместе. Мы ни секунду не жалеем что поехали туда. Если ехать в Лат. Америку то это самое лучшее что там есть, остальное намного хуже.
В Армению надо ехать обязательно, это не обсуждается
borisnov
+1
24 января 2015 г. 17:23
Спасибо за рассказ. ) Узнал много нового
Chedty
24 января 2015 г. 20:18
Наверно, самая важная функция таких сайтов заключается в том что совершенно разные люди, у которых нет шансов встретиться в реальной жизни, могут обменяться здесь знаниями.
Spadea
25 января 2015 г. 2:10
Прочитала все части, интересно пишете, легко воспринимается.
Горы обалденные, ни на какие другие не похожие.

P.S. А не старшно на джиннов "бочки гнать", вдруг обидятся или, чего хуже, рассердятся?
Chedty
25 января 2015 г. 2:46
Нет не страшно. Я урок боюсь, а джинов нет. Какие же они джины если тратят время на болтливых смертных.
Катя, напишите пожалуйста рассказ как "я" провел неделю в Англии."Я" - это мы с женой и ребенок 16 лет, в этом марте. Так например три для в Лондоне и три дня в поездках по окрестностям. А я вам за это напишу любой маршрут по Америке или Карибским островам, я по Ямалу тоже могу:)
Spadea
27 января 2015 г. 0:43
Ну, три дня в Лондоне - это да. А вот три дня на окрестности маловато будет. Я, честно сказать, не специалист по Лондону, бываю там редко и только по делам. А вот София https://sovikont.tourister.ru/info у нас большой знаток Лондона и Англии в целом, вам бы её рассказы почитать, у неё информации выше крыши.
Chedty
27 января 2015 г. 2:05
Спасибо за совет. У нас рейс пустили прямой до Лондона поэтому для меня очень актуально. Соберетесь на Карибы пишите
Spadea
27 января 2015 г. 14:49
Chedty писал 27 января 2015 г. 2:05
Соберетесь на Карибы пишите
Если джиннам будет угодно, так я с удовольствием
Laskovsky
25 января 2015 г. 2:57
Когда человек не специалист, то есть только два пути: или послушать профессионала, или послушать сказку. Поскольку слушать профессионала, во-первых, сложно, во-вторых, неизвестно что за профессионал вещает, то легче принять на веру вымысел. По крайней мере, и не надеешься, что правда.
А представить, как это делали, действительно, сложно.
Chedty
25 января 2015 г. 3:17
Марин, я наверно вжился в образ прораба на таких работах. Я их четко представляю и ощущаю. Археологам сильно мешает из "гуманитарность", которой я не страдаю Понимаешь, в этом году в Тигранокерте у меня было полное ощущение того, что я могу за короткое время восстановить всю последовательность операций. Их инженеры думали также как я, нужно только четко помнить в каком ты времени и какой набор инструментов у тебя есть.
Я в этом году опять в Армению, теперь целиком на раскопки, ну его золото мыть, брошу
Laskovsky
25 января 2015 г. 3:24
Миш, хотела написать "счастливый, что так вжился", а потом подумала, что когда ошарен непониманием "как такое возможно", тоже неплохо.
Кстати, у меня в этом году дети вернулись из Армении просто очарованные.
Chedty
25 января 2015 г. 3:48
Марин, в Армении хорошо. В Карабахе еще лучше. Я просто в прошлом году первый раз после большого перерыва поехал не все правильно организовал и подготовил.
Chiffa7
+1
26 января 2015 г. 15:14
Ох, давно мне никто так ничего хорошо не объяснял)) без джинов, чудес и прочего. Огромное спасибо за хорошее изложение трудного материала.
Chedty
26 января 2015 г. 16:59
Спасибо вам. Рад если пригодился
Olejka
4 февраля 2015 г. 17:40
ПОражает удивительная кладка стен! Как точно подогнаны камни! Есть и рисунок ,есть и функция защиты! Интересные наблюдения и рассуждения с инженерной точки зрения,Михаил!
Chedty
4 февраля 2015 г. 17:53
Спасибо, рад что понравилось.
Запись с ответом была удалена.
Maya_Cooks
9 февраля 2015 г. 1:06
В Сицилии тоже базальтовые дома
Chedty
9 февраля 2015 г. 2:04
Там возможно другого материала нет на поверхности. Вулкан все залил. В Перу есть и известняки и песчанники.
Vikus
11 января 7:33
Однако, всё логично!
Chedty
+1
11 января 7:47
Спасибо, всегда приятно, когда соглашаются Члены Ученого Совета. Я ведь не ошибся?
Если серьезно, то там почти ни чего заумного, хотя много надуманного. "Такой обработки нет в современном мире" да господь с вами, в современном мире поверхности обрабатывают до молекулярной точности... "Не существует техники способной поднять такие блоки" с техникой я поднимал по двести тонн, практически без техники насосный блок пятьдесят четыре тонны грузил и спускал с ж/д "всю жизнь" Почти в каждой статье про источник который бьет в Мачу Пикчу расположенном на вершине горы. Это и правда было бы чудом, только не правда... Мачу Пикчу расположен в седловине там должен быть источник, пересекаются подземные потоки с двух склонов (основы гидрогеологии). Там чудес нет, но от этого еще интереснее.
Vikus
+1
13 января 7:57
Chedty писал 11 января 7:47
Спасибо, всегда приятно, когда соглашаются Члены Ученого Совета. Я ведь не ошибся?
Не ошиблись, правда уже бывший ). 10 лет была секретарём диссертационного совета.
Chedty писал 11 января 7:47
Если серьезно, то там почти ни чего заумного, хотя много надуманного. "Такой обработки нет в современном мире" да господь с вами, в современном мире поверхности обрабатывают до молекулярной точности... "Не существует техники способной поднять такие блоки" с техникой я поднимал по двести тонн, практически без техники насосный блок пятьдесят четыре тонны грузил и спускал с ж/д "всю жизнь" Почти в каждой статье про источник который бьет в Мачу Пикчу расположенном на вершине горы.
У нас на работе надо этот рассказ дать народу почитать - эх обсуждений будет!!! Потому что про египетские пирамиды то же самое говорят.
Chedty
+1
13 января 8:11
Всем интересно про чудеса, видимо люди подсознательно мечтают, чтобы с ними приключилось чудо. Я, интереса ради, писал заметки с придуманным чудом, а потом с разоблачением, люди просто бесятся, не хотят верить что у них отняли игрушку.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.