Турист Нина (hardsign)
Нина
была 6 апреля 10:21

Лиенц — Австрия Декабрь 2014

Планируя поездку в горы, я решила, что было бы неплохо заехать и посмотреть Лиенц, тем более что это было по пути.

Обычно я готовлю заранее список достопримечательностей для посещения, но в суматохе сборов приготовить не успела, к тому казалось — же какие могут быть в этом крохотном, затерявшемся среди гор городке, достопримечательности…

Было ранее воскресное утро 28 декабря, мы переночевали в придорожном отеле, наспех позавтракали, и двинулись в путь. Но утро было прекрасное солнечное и морозное к тому же очень хотелось кофе. Городок Лиенц был, как нельзя, кстати. Я набрала в навигаторе какое-то кафе наугад и мы припарковали рядом с ним машину, но кафе было закрыто. Поэтому мы, вооружившись фотоаппаратами, двинулись на поиски места, где можно попить кофе в это чудесное воскресное утро в Австрии.

Город оказался очень симпатичным, ну просто сказочно симпатичным. И более того, имеющим очень древнюю историю.

Город расположен в долине между Альпами и Тиролем на слиянии двух рек Драва и Изель. Такое выгодное расположение было замечено и использовано еще древними римлянами. На место Лиенца (точнее в 4 км восточнее) находился древнеримский город Агунтум. Агунтум был крупным и значимым поселением римлян — он имел статуса автономного города. Сейчас здесь находится музей и всего за 10 евро вам предложат интересную экскурсию на немецком языке, для тех кто «нихферштейн», можно посмотреть старинный замок и картинную галерею в нем. Время возникновения города Агунтум не известно. Он возник на древней дороге, соединяющей Римскую империю с землями Тироля. В музее вам покажут раскопки города, сохранившиеся строения, построенные ориентировочно в первом веке, среди которых — городская стена, атриум и большие термальные ванны. Город просуществовал до 5 века нашей эры, затем его более выгодно расположенные, а следовательно и более защищенные от набегов, соседи, разорили его и город постепенно угасал, пока не превратился в груду развалин.

Но вернемся все-таки в Лиенц. Сами того не зная, мы припарковались рядом с главной площадью города — Hauptplatz, в самом центре города и начали свое знакомство с о спящими, в это воскресное утро, кварталами центра города.

Неизвестная Европа — Лиенц

вот такая картина предстала перед нашими глазами — направо пойдешь — горы на горизонте

Неизвестная Европа — Лиенц

налево пойдешь — горы на горизонте

аналогичной горной цепью завершились панорамы и других улиц — в какую сторону они не уходили — на восток

или на запад.

История города гласит, что впервые Лиенц был упомянут епископом Бриксеном в 1030 году как город расположенный на важном торговом пути из Фриулии в Зальцбург, а рынок города Лиенца получил права города в 1242 году.

Жива эта рыночная площадь и по сей день, после Рождественских празднований, украшенная елкой и торговыми палатками она предстала нашему взору и взорам веселых, даже в этот утренний час, итальянцев.

как и положено — в центре — красавица ель —

Ну, а на горизонте — как и положено — горы

Неизвестная Европа — Лиенц

причем в любом направлении, куда бы вы не посмотрели

и с любой точки.

Неизвестная Европа — Лиенц

Белоснежные вершины и зубчатые отвесные стены гор на юге города создавали ни с чем несравнимую панораму города. Однако эти прекрасные вершины гор доступны далеко не всем — их покорение требует незаурядного мастерства и подвластны только очень опытным альпинистам и обычных туристов остаются недосягаемыми.

Зато более пологие северные склоны уже давно облюбованы и обжиты горнолыжниками и любителями прогулок — как пеших так и конных. На их склонах открыто два горнолыжных курорта, а у подножия выстроен шикарный отель, отвечающий любым, даже очень взыскательным требованиям.

Неизвестная Европа — Лиенц

Улочка состоящая из красивых городских, окрашенных в разные цвета, зданий, привела нас к городской ратуше, которая оказалась особняком Либбург построенным в XVI в. Здесь графы Герцер построили укрепленный замок и организовывали еженедельные базары и рыцарские игры. Само здание Лиеббург было построено архитектором Волькенштайн-Роденегг и только в 1980 году было перестроено в здание ратуши. Гугл говорит, что можно пройти внутрь и посмотреть его красочные интерьеры, но к сожалению не говорит когда.

Пройдя еще немного по Muchargasse, мы увидели церковь Францисканеркирхе (12 век). Внутрь попасть нам тоже не удалось, а жаль. Гугл нам сообщил, что внутри церковь украшена прекрасно восстановленными готическими фресками.

Неизвестная Европа — Лиенц

Зато мы могли вдоволь налюбоваться ее внешним видом снаружи

и окружающей ее панорамой гор

Неизвестная Европа — Лиенц

Пройдя чуть дальше, мы попали к старым городским укрепления Линца, построенным, как утверждает история тоже в 11–12 веке.

Неизвестная Европа — Лиенц

Обойдя старые городские стены, мы вышли на набережную реки Дравы

и продя вниз по течению попали к приходской церкви Cанкт-Андра (XVI—XVIII вв.) со стройным шпилем и тихим кладбищем вокруг, и к мемориальной часовне памяти жертв Первой мировой войны.

Церковь украшена фресками работы местного живописца Альбина Эггер-Лиенца, который также похоронен на этом кладбище.

Неизвестная Европа — Лиенц

Затем мы отправились на запад

Неизвестная Европа — Лиенц

Любуясь прекрасной панорамой горных хребтов.

и попали к железнодорожному вокзалу. По железной дороге Лиенц связан с итальянским городом Сан-Кандидо или как австрийцы называют его — Иннихен.

Неизвестная Европа — Лиенц

Замерзшие, но счастливые, мы наконец нашли работающее кафе, расположенное в одном из старинных особняков города и выпили по чашечке прекрасно сваренного капучино.

Неизвестная Европа — Лиенц

На этой позитивной ноте мне и следовало бы остановиться, если бы не моя дурная привычка все гуглить, которая натолкнула меня на эту трагическую историю.

Почти 70 лет назад, в конце мая 1945 года, согнали сюда наши союзники по Второй мировой войне — англичане, почти 50 тысяч казаков со всех прилежащих территорий — в основном из Югославии и Италии. Среди них были как эмигранты гражданской войны так и те, кто перешли на сторону фашистов и затем ушли с территории Кавказа и Украины вместе с отступающими немцами. Чем фашистский режим оказался для этих людей милее сталинского, вопрос лично для меня непонятный, ибо даже Степан Бандера и его соратники союзничать с фашистами не смогли и почти сразу оказались в концлагерях. Но к данной истории это отношения не имеет. А имеет отношение лишь то, что эти 50 тысяч человек включали в себя не только тех, кто воевал на стороне фашистов, а так же их семьи — стариков, женщин, детей. Был с ними и даже табун лошадей в количестве не менее 5 тысяч штук и несколько сотен верблюдов! Вся эта орда была согнана на берег реки Дравы и расположилась отдельным лагерем в палатках. Руководствуясь Ялтинскими соглашениями, англичане должны были выдать СССР тех, кто покинул территорию страны после 1939 года. Но англичане не стали разбираться в таких мелочах. Сначала они пригласили весь офицерский состав казаков на конференцию, пообещав, что они вернутся и убеждая не брать с собой ни вещей ни продуктов. Им удалось собрать около двух тысяч человек, которые были вывезены в город Шпиталь и переданы НКВД.

Более тысячи человек среди вывезенных офицеров, были эмигрантами первой волны и покинули Россию в годы гражданской войны. Большинство имело нансеноские паспорта или паспорта европейских государств. Многие во второй мировой войне не воевали в силу болезни или преклонного возраста. Никто на эти факты внимания не обращал. Более того англичане просто игнорировали предъявляемые им документы.

НКВД тоже не утруждало себя проверками. Большинство офицеров были расстреляны на месте и сожжены в печах литейного цеха в Шпитале. Остальные были вывезены в Москву и расстреляны в Бутырской тюрьме, затем сожжены и похоронены в стенах Донского монастыря.

После того как офицеры не вернулись, казаки начали роптать. Первого июня утром англичане подогнали грузовики и окружили лагерь танками и приказали казакам грузиться в машины. Казаки категорически отказались возвращаться в СССР и начали молиться. Во время пения Отче наш, англичане открыли огонь на поражение по молящейся толпе. Началась паника, людей избивали палками и прикладами от винтовок и насильно закидывали в машины. Среди казаков поднялся такой крик, что было не слышно даже выстрелов. Люди пытались убежать, бросались в реку. Мечущаяся толпа давила детей, женщин и стариков.

Погрузка в машины закончилась только к вечеру, а в течении нескольких последующих дней солдаты английской армии искали беглецов в окрестных лесах, а местные жители разобрали оставленные казаками вещи, продукты и лошадей.

Точные цифры погибших остались неизвестны. Местные жители похоронили тех, кто был затоптан, на кладбище у реки Дравы, а вдоль ее берегов хоронили тех, кто утонул в реке. Считается что в давке погибло больше тысячи человек и в основном это были дети.

Судьба тех кого передали НКВД, так же трагична. Мало кому удалось выжить. Погруженные в вагоны, люди были отправлены в лагеря. Только единицам удалось выжить.

Западным журналистам и СМИ было категорически запрещено освещать эти события. Документы касающиеся их, так и не были опубликованы. Вся имеющаяся информация была собрана историками со слов выживших очевидцев.

Вот такая получилась ложка дегтя в эту сказочную новогоднюю историю про прекрасный городок Лиенц.