Турист Елена Акимова (Kapuletta)
Елена Акимова — была 24 марта 8:08
Погрузилась в омут работы.... Скучаю по Туристеру...Скоро вернусь....

Вена — Австрия Декабрь 2014

И не просто в Вене, а в Рождественской Вене. Время словно расширяет свои границы и становится безразмерным. Оно не течет, а медленно перетекает из картинки в картинку, из звука в звук, из ощущения в ощущение… Все это соединяется в твой собственный документально-художественный, иногда романтический, иногда комедийный фильм с замедленным режимом просмотра… И только когда тебе надо возвращаться в свой город, в свою обыденность, ты вновь начинаешь ощущать, как быстротечно время и как это мало — полмиллиона секунд…

Я очень люблю летать утром. Улетел в 10, прилетел в 10, прелесть. Ночь крепко (тьфу — тьфу — тьфу) спишь дома, утром летишь, все вокруг себя видишь. Обожаю. Ночью лететь всегда тревожно, как будто видение утренних облаков под собой убеждает тебя, что все идет по плану, самолет летит по верному курсу и все будет прекрасно.

Если улетать в отпуск из нашей деревни Иваново, то практически любой европейский город приводит тебя в «священный трепет» . В этот раз мы летели из Петербурга, предварительно погуляв по нему пару дней. И тут иностранному городу надо было поднапрячься, чтобы доказать свою значимость для русского туриста. Такой вот питерский феномен у меня получается.

«Ты в Вене, детка», — сказала я мужу, поздравив его с Днем Рождения, который мы отмечали в сентябре, но подарок мой в виде «Вены Рождественской» был подарен только сейчас.

В Вене ярко светило солнце, температура +5, и я уже знала, что захочу сюда вернуться. Это было первое ощущение и оно обычно верное…

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

По прилету в аэропорт надо пройти налево, спуститься вниз и долго-долго идти — до паспортного контроля. Спросонья многие стояли " не в ту кассу», которая для членов и нечленов ЕЭС разная, потом багаж — и вот, наконец, ЗДРАВСТВУЙ, ВЕНА!!!

Выйдя на солнечную улицу, мы увидели много автобусных остановок. Большинство туристов идут на поезда, но нам был удобнее автобус, поскольку едет он до Шведенплатц, где и располагались наши «нумера». Все остановки пронумерованы, есть остановки и для тех, кто отсюда поедет не в Вену в другие города и даже страны. Наш басстоп был под номером 8. Столько же стоил и проезд для одного туристического «носа».

Всего 20 — 25 минут комфортной езды

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

— и мы на Шведенплатц — основной транспортной развязке Вены, расположенной на берегу Дунайского канала. В 3 минутах ходьбы — наш отель, который, кстати, совсем не произвел на нас впечатления, никудышненький, надо сказать, отельчик, без особого комфорта и видов из окна, без эстетики и простора, представляющий собой обычный жилой подъезд с квартирками и рецепшеном с буфетом на 8 этаже (цифра 8 преследовала нас тогда постоянно, жаль, что не занимаюсь нумерологией, это ведь что-то значило…). Цена на проживание по сравнению с июнем, когда я бронировала номер, увеличилась почти в 2 раза. Но мы не расстроились, поскольку в шаговой доступности было «сердце» города — Собор святого Стефана.

Побросав свои вещи, в том числе путеводители, электронные версии гидов и прочее — мы практически помчались впитывать долгожданный «рождественский дух» нового города. Нам хотелось просто бродить, взявшись за руки… Правда, с учетом почти полутора килограмм моей камеры, руки все время были заняты несколько другими вещами, но все же были и перерывы в съёмке.

Поскольку мы жили на Почтовой улице Старого города — Постгассе, свой «бродильный» поход мы начали с неё же. Когда я в июне заказывала номер, я не видела, что рядом с отелем, практически «в бок», стоит небольшой храм святой Варвары. Практически перед отъездом в Гугле я увидела этот добрый «знак», поскольку нашего нового члена семьи (и нового члена Земли) отец назвал Варварой. Само собой, это был наш первый и единственный шаг, сделанный «по плану», потом все происходило экспромтом.

Рядом с храмом мы увидели вот такую записочку,

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

и вот такие знакомые «стигмы» братьев — славян, и поняли, что нам предстоит увидеть центр украинской жизни в Вене.

Я была поражена, сколько разных национальностей создали свои «семьи» в этом городе и это особенно заметно по их храмам.

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

Немного позднее мы присутствовали на службе, и настоятель вел литургию на украинском языке. То есть практически мы все понимали, а уж на словах «помолимся за всех православных христиан» и вовсе почувствовали себя как дома. На стене я заметила вывеску — католическое украинское братство святой Варвары. Обычно церковь открыта только во время богослужений. Интерьер церкви оформлен в стиле рококо, очень интересные иконы, написанные на эмали.

Но улица Постгассе больше знаменита другим своим храмом — Доминиканским. Каждый попавшийся на нашем пути храм надолго «затягивал» в свои исторические сети, поскольку столько орденов и конфессий в одном городе я не встречала. И вообще мне хочется создать отдельный альбом по религиозным сооружениям Вены, настолько я была поражена обилием церквей и их богатым убранством.

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

Орден монахов-доминиканцев основал церковь в Вене в начале в 1237 г. Сохранившееся к настоящему времени здание — уже третий по счету храм на этом месте. Его возвели в 1631—1674 гг.

Другое его название — Церковь Св. Марии Ротонды, считается самым выдающимся венским храмовым строением в раннебарочном стиле. Его серый от времени фасад — впечатляющее архитектурное зрелище. Над порталом храма — фигура Девы Марии, его покровительницы. Рядом с ней — скульптуры Св. Екатерины Синайской, до казни хранившей верность Небесному Жениху и Св. Агнес Монтепульчано.

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

Очень красивое внутреннее убранство, особенно роспись главного алтаря под названием «Дева Мария четок». Она изображает видение св. Доминика, которому явилась Дева Мария, подарив святому нить своих бус. (Святой Доминик, кстати, историками ордена назван изобретателем четок.

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

Во Внутреннем городе Вены сохранились кварталы средневековых улочек. Здесь хорошо просто бродить, чтобы ощутить атмосферу Старого города. Вот, например, старейший в городе хойригер " 12 апостолов»:

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

Неподалеку от торговых площадей и главного храма жили ремесленники. Переулки получили названия по профессиональному признаку: Соляной, Кожевенный, Зеркальный, Ювелирный… Бойкую торговлю вели рынки Сенной, Капустный, Мясной, Крестьянский… В 80-е гг. 20 в. этой части старого города постарались вернуть ее исторический облик. На всей территории квартала тщательно отреставрировали фасады наиболее ценных зданий, их внутренние проходные дворики. Восстановили и легендарные длинные деревянные балкончики «павлачен». Названия улиц, старинный вид домов, ажурные железные вывески то тут, то там, все напоминает о жизни добрых бюргеров Вены.

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

Очень удобно в Вене то, что здания, прославившиеся своей архитектурой или историей отмечены памятными досками в виде беломраморных картушей с двойным W — первой буквой слова «Вена» наверху и кратким текстом, выполненным золотыми буквами.

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

Картуш венчают ленты в цветах австрийского флага. Кроме познавательной роли, это очень помогает восстанавливать цепочки наших прогулок.

А мы с нашей Почтовой улицы свернули на Бейкерштрасе,

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

эту улицу я помнила по факту нахождения здесь «Фигльмюллера «- лучшего ресторана по приготовлению венского шницеля.

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

Но нам не было суждено попасть туда, о чем я нисколько не жалею, потому что мясо не люблю. И очереди были огромные. И заранее нормальные люди столик резервируют в «модные точки." Хотя все-таки отведать хваленый венский шницель пришлось, но об этом в другой день.

Тихими средневековыми переулками мы дошли до площади Игнаца Зайпеля, где расположен старый университет и Церковь Иезуитов.

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

Их соседство неслучайно — история этих зданий связана самым тесным образом. Венский университет был основан в 1365 г. герцогом Рудольфом IV. Alma Mater Rudolphina, названный по имени своего основателя, является старейшим немецкоязычным университетом. С середины 16 в. учебные заведения Вены, в том числе и университет, под свой контроль взял Орден иезуитов. С распространением идей протестантизма, папская церковь переживала серьезный кризис и Габсбурги постарались превратить университет в оплот католицизма. Благодаря иезуитам в Венском университете появился храм, где они могли проповедовать.

Посещение церкви являлось обязательным для всех студентов и преподавателей. Надо сказать, что эта церковь заняла прочную позицию в тройке самых красивых храмов Вены. Я заглянула туда на секунду и поняла, что хочу придти сюда в последний день пребывания в Вене, пусть это будет моим десертом…

Слева от церкви — начинается крошечная улица — Шёнлантенгассе — посвященная якобы красивому фонарю. На фоне других венских красот я не особо поняла эту красоту, но венцам, конечно, виднее.

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

Оригинал фонаря, ранее стоявшего у дома № 6, сегодня находится в Историческом музее города, а на улице установлена его точная копия. Вена, кстати, входила в число первых мировых столиц, в которых по появилось уличное освещение.

На этой же улице знаменит дом № 7 — «Дом с Василиском», с которым связана средневековая легенда.

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

Рассказывают, что в 1212 г. вода в колодце во дворе дома начала пахнуть гнилью и нечистотами. Решивший спуститься в колодец человек, выбравшись обратно, дрожал от ужаса. Он увидел внизу страшного монстра — василиска. В Средневековье василисков считали реально существующими животными. Бестиарии описывали василиска как чудовище с головой петуха и глазами жабы, крыльями летучей мыши и телом змеи. Полагали, что василиски обладают ядовитыми клыками и дыханием, кроме того способны убивать одним взглядом. Владелец дома, местный пекарь, обещал солидное вознаграждение тому, кто спустится в колодец и изгонит чудовище. Вызвался сделать это подмастерье пекаря, попросив в награду руку и сердце дочери хозяина. Вооружившись зеркалом, отважный юноша спустился в колодец. Василиск, посмотрев на свое отражение в зеркале, окаменел, а счастливый помощник пекаря вскоре сыграл свадьбу. Сегодня героический поступок молодого пекаря изображен в витрине уличного кафе — это уже современная инсталляция.

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

У меня этот василиск почему-то вызвал умиление, помноженное на жалость, вспомнились и русские сказки про чудовищ, и представилось, как одиноко этому василиску жилось… Поэтому я с удовольствием с ним пофотографировалась.

А мы шли дальше и попали на прелестную улицу — Фляйшмаркт.

Эта улица с окрестными улочками напоминают о средневековье и образуют прекрасную зону для пеших прогулок.

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

Этот район считался центром православной общины Вены. В Вене жило много греков, румын, сербов, родина которых находилась под турецким игом. Гонения в Османской империи вынуждали православных бежать под защиту давних врагов турок — в Австро-Венгрию. В результате греки вместе с румынами построили свой «оплот» — Троицкую церковь в 1861 году. Она была выполнена по проекту Теофиля Хансена в византийском стиле и выделяется в застройке переулка своим кирпичным полосатым фасадом и типично византийским куполом. Вошедший в храм вначале попадает в обширные сводчатые сени.

Несмотря на росписи, золочёные детали убранства и полированные колонны с византийскими капителями царящий здесь полумрак создаёт впечатление подземной церкви и настраивает на торжественный лад.

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

В стенах — плиты с именами погребённых здесь членов общины. Церковный зал, в оформлении которого использован разнообразный цветной камень, очень наряден и имеет великолепный иконостас.

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

Троицкий храм принадлежит старейшей православной общине Австрии — греческой, которая находится под омофором Константинопольского патриарха.

Мы обратили внимание на дом № 11, с башенкой и высокой кровлей. Его украшает вывеска с изображением музыканта с волынкой, расположенная над входной дверью в ресторан «Грихенбайзель».

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

Этот дом — один из редких образцов средневековья, сохранившийся в современной Вене. Он упомянут в регистрационных книгах Вены в 1350 г., тогда его приобрел рыцарь Лейнарт Пол. С 15 в. здесь была открыта гостиница с таверной. Во время турецкой осады дом находился почти на линии огня, он пережил землетрясения и чуму. Когда в городе свирепствовала чума, один уличный музыкант изрядно перебрав спиртного, свалился замертво под стол. Собутыльники решив, что он умер, сбросили его в общую могилу на кладбище. Проспавшись, музыкант в ужасе стал выбираться из могилы, напевая самому себе: «Ах, мой милый Августин, всё пройдет…». Ну, а выбравшись, отправился к друзьям в «Грихенбайзель», где они распевали эту песню все громче и веселее. История Августина изложена на стене ресторанчика, в котором по преданию, он и напился. Если учесть, что упоминание о таверне «Грихенбайзель» в регистрационных книгах муниципалитета Вены встречается в 1447 г., когда трактир еще назывался «Желтый орел», то на сегодня этот ресторан самый старый в Вене, ему более 500 лет. С 1852 г. хозяин гостиницы Леопольд Шмидт, известный также как немецкий музыковед и музыкальный критик, открыл пивной бар. В нем продавался новый сорт пива — «Пилзнер Урквэлле», начавший здесь свою триумфальную карьеру. Шмидт для начала предлагал бесплатно пробовать пиво своим многочисленным друзьям и постоянным посетителям. А среди них были Йозеф Гайдн, Моцарт, Бетховен, Иоганесс Брамс, Рихард Штраус. Хозяева трактира собирали автографы знаменитых посетителей и переносили их в увеличенном виде на потолок. .

Дойдя до пересечения с Ротентурм-штрассе, можно увидеть на фоне тёмно-серой стены углового дома картинку средневековой Вены.

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

На ней среди домиков возвышается башня красного цвета — по ней и называется улица Красной башни (Ротентурм) — с городскими воротами.

Это были главные ворота, ведущие во Внутренний город, и с ними связана известная венская шутка. Говорили, что Вена имеет мощные укрепления и 6 хорошо охраняемых ворот — но в город можно войти, не проходя через ворота. Суть шутки в том, что 5 ворот в своём названии имели слово «тор» — ворота, и только в названии «Красная башня» это слово отсутствует.

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

. По этой улице мы подходили к «сердцу» города — Собору святого Стефана.

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

О нем я тоже, наверное, сделаю отдельный альбом. Он этого заслуживает.

Вокруг Собора мы ходили долго. Это была наша первая в Вене Рождественская ярмарка и первый глювайн.

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

А потом мы насладились великолепным храмом святого Петра, зажатого между улочками и интригующего меня своей историей.

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

Супруг, уставший от великолепия соборов Вены, сказал, что с него «красоты» достаточно. И с этого момента наши пути расходились. Каждый раз я уходила внутрь всех встречающихся на нашем пути церквей, а он «впитывал» дух Вены, бродя по её закоулкам и балаганным площадям. Никто не мешал друг другу по-настоящему наслаждаться новым знакомством.

Примерно через час мы вновь встречались, как будто 100 лет не виделись, торопясь сообщить об увиденном, и вместе продолжали променад. Это была уже роскошная вечерняя Вена, с иллюминацией и ощущением детской сказки — мечты.

А как хороша Грабен!

А Кольмаркт!

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

Ну, как же не зайти в «Демель», хваленый — перехваленый в интернете и не попить кофейку…

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

И снова на нашем пути «знаменитость» — Хофбург.

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

С его историей, загадками и очередной ярмаркой.

Отсюда мы любовались Ратушей,

но понимали, что нельзя все охватить в один день и обещая пойти туда непременно завтра утром.

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

Естественно, что почти в каждом Соборе шли праздничные вечерние концерты. И это было потрясающе. И так не хотелось уходить…

В Соборе святого Михаила я неподвижно и «не дыша» простояла минут 10….

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

А потом была площадь Марии -Терезии и бесконечная улица Мариахильферштрасе, которую мы прошли ВСЮ!!! — до вокзала Вестхоф. А потом — обратно, через ярмарочные веселья и пунши. Я не описываю здесь венскую еду, Таня Лискер это сделала прекрасно. Но сегодня понимаю поговорку «бешеной собаке семь верст не крюк», ведь вирус туристического бешенства явно был «подцеплен» нами….

«Брожение» по Вене закончилось к полуночи. И я была рада, что в тар-тарары полетели мои планы посетить то-то и то-то, и как было здорово ПРОСТО гулять, хотя краем глаза хотелось отмечать на какую площадь или улицу тебя случайно «занесло». И память услужливо представляла прогугленные топографические знания и некоторые исторические справки из путеводителей. Кстати, очень кстати вышел новый гайдбук из серии Lonely Planet по Вене и неплохо написана книга из серии «Афиша», хотя она и устарела. Другие книги оказались бестолковыми с кучей фотографий и минимумом полезной информации. Я специально умалчиваю о роли партии роли Туристера в нашей жизни, поскольку отдельное спасибо донесу и до Вити, и до Марины с её полноправным званием " умолномоченный посол в Вене от Туристера» , и Леночке Сариевой и другим блоггерам, благодаря которым я смогла виртуально прогуляться по Вене. И когда наступило время прогулок он-лайн, я с радостью вспоминала все просмотренные материалы и благодарила мысленно всех наших авторов.

Мы посетили почти все рождественские ярмарки,

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

до «яркого румянца» напились глювайнов и пуншей, налюбовались на прикольные рождественские крУжки, набрали их на сувениры (и сегодня я с огромным кайфом попиваю из них, поскольку все раздарить не поднялась рука).

Кто еще только собирается поехать в Рождественскую Вену — скажу, что в стоимость напитка входит кружка. Если её возвращаешь — вернут 2.5 — 3 евро. Можешь взять с собой на память))))

Вена. Полмиллиона секунд. Часть 1

К вечеру сказался и перелет, и возраст, и эмоции, и усталость — мы заблудились. Да-да, «в трех соснах». Потеряли, так сказать, ориентацию. Ну мне-то можно, я вообще в спортивном оринтировании никогда не участвовала. Но муж-то… Короче говоря, когда «нашлись» — долго по-гомеровски смеялись, вспоминая наши беспомощные взгляды друг на друга в поисках нужного переулка…пришлось опять ударить по глювайну и около трех ночи мы, наконец, угомонились. Впереди у нас было еще 5 венских дней и ночей.

И Вена мне нравилась все больше и больше….

К сожалению, формат рассказа не может вместить весь наш маршрут в первый день, я постараюсь показать его в фотоальбомах. Сегодня, накануне Рождества, я с особой теплотой вспоминаю это путешествие… И как хорошо, что мы имеем возможность фотографировать эти чудесные моменты… Спасибо, Кэнон…