Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Вена — Австрия Март 2010

Вчера прилетели из Австрии. Эмоций, как всегда, масса — спешу поделиться.

Австрия, точнее Вена, была моей первой поездкой за рубеж почти 10 лет назад. Этот город остался в памяти как нечто нереально красивое, волшебное, удивительное. Этим впечатлением очень давно мне хотелось поделиться со своей супругой и детьми… Или убедиться, что все это — воздействие именно первого путешествия за кордон. Так оно и вышло.

Вена, на мой взгляд, стоит в ряду самых значительных старинных городов Европы. Это, несомненно, одно из приятнейших и красивейших мест на земле. Но только одно из… В этом городе много выдающегося, интересного, но в старой доброй Европе полно мест, где Вы можете получить такие же сильные впечатления. Теперь я это точно знаю.

Возвращение в Вену
А месяц назад при выборе направления нашей ежегодной весенней поездки вопроса не стояло. Точнее, при некоторой стесненности в финансах, выбор был между Египтом, Турцией или какой-либо европейской страной, куда летают международные авиакомпании — дискаунтеры. Среди них Германия, Финляндия, Австрия и, по-моему, все. Вот я и выбрал последнее. Сами понимаете — Вена это Вена. Хотя хотелось в Словению или Хорватию, поездка в которые, как ни странно, получались значительно дороже.

Итак, Австрия. Билеты на «Эир-Берлин» на четверых и аренда апартаментов в Вене на неделю обошлись примерно в 50 тыс. рублей. Плюс визы, страховки, аренда машины, ну и конечно еда, музеи, концерты и сувениры. Тысяч в 100–110 должны были уложиться. (Забегая вперед, могу констатировать, что немного не уложились, но превышение планов было все же не очень большим.)

Возвращение в Вену Как всегда, заранее просмотрел возможные маршруты поездок по стране. Захотелось посетить еще и Зальцбург, пару средневековых замков в горах, может быть заехать на горнолыжный курорт. Короче планов громадьё. А еще хочется сходить в венский Музей истории искусства, полюбоваться на нетленку. Здесь Рубенс, Рафаэль, Веласкес, Рембрандт, Тициан… — вам эти имена что-нибудь говорят? Как только все это уместить в пять дней?!! Пришлось пожертвовать горами и замками, до каждого из которых от Вены получалось около 350 километров пути.

Из всех замков смогли полюбоваться только на «Лихтенштейн», что находится в 20-ти км от Вены. Красивый. Жаль, что внутрь не попасть — частная территория. Там проводятся какие-то мероприятия, но в основном летом. Замок прямо царит над окружающим ландшафтом. Его построили на небольшой скале — 50 на 16 метров. Представляете, как это выглядит! Этакая настоящая средневековая крепость прямо над вами.

Возвращение в Вену Из планировавшихся вылазок по стране получилась только одна — в Зальцбург. Но какая! Шестьсот с небольшим километров на круг с заездом еще в пару-тройку мест и все за один день! Хорошо, что у них там магистрали хорошие — поставил 130 и дуешь…)

Кстати о «хороших магистралях». Они здесь местами достаточно странные. Порой машина трясется, как в лихорадке. Полное впечатление, что едешь на квадратных колесах.) Это происходит особенно на участках с бетонным светлым покрытием или на эстакадах. Особенно этим отличилась магистраль, ведущая от аэропорта к Вене. Мы были просто шокированы в первый момент, когда только что полученная в прокате машина на разгоне вдруг затряслась всеми фибрами души.

Возвращение в Вену

Я поначалу не мог понять, то ли у нас колеса с сильным дисбалансом, то ли движок троит, когда газуешь… Остановился (это прямо на магистрали-то), осмотрел колеса — вроде, все нормально. Обидно было возвращаться в аэропорт и требовать другую машинку. Мы перед этим целый час, наверно, потеряли на то, чтобы ее получить — суббота, вечер, все конторы (коих не так уж и много оказалось в аэропорту) уже закрыты (включая и ту, где я предварительно заказал тс — Alamo).

На наше счастье работала одна местная конторка (MEGA-DRIVE — ни разу о такой не слышал, но выбора не было). Пришлось отстоять медленно движущуюся очередь… Естественно, заплатил за машинку несколько больше, чем планировалось, но здесь уже было не до жиру, да и прибавка в цене не сильно существенная — контора-то местная.

Так что решили ехать дальше, надеясь, что дефект (если он есть) как-нибудь рассосется сам. К тому же я присмотрелся — вроде все машины слегка подпрыгивают. И действительно, как только пошел нормальный асфальт, машина успокоилась и поехала, как положено, ровно. Надо было слышать этот вздох облегчения — ругаться с прокатчиками уже не было сил…

Возвращение в Вену

Сам Зальцбург оставил двоякое впечатление. Прекрасные горные и озерные ландшафты на подступах к городу сменились какой-то промышленной или торговой зоной с ужасающей пробкой на въезд (дело было уже к 18.00). Честно говоря, даже закралось сомнение в целесообразности этой поездки… Но затем пошли старые кварталы и церкви. Мы прибыли туда, куда хотели.

Основная наша цель здесь была — найти дом, где родился Моцарт. В Зальцбурге, по-моему, весь турбизнес построен вокруг этого композитора. Нет, есть, конечно, и другие достопримечательности, но все стремятся именно к этому дому, где сегодня расположен музей. Внутрь него мы, конечно, не попали — было уже поздно, но пофотографировались на фоне его фасада всласть, как и десятки туристов вокруг нас.) Кстати, если вы так же, как мы, планируете посетить этот город на машине, стоит сразу определяться с местом парковки. Мы искали ее долго.

Неплохой платный паркинг есть в самом конце пешеходной зоны слева, если смотреть от реки. Стоит что-то около 2 евро в час. Естественно такой смешной суммой вы не отделаетесь, тк эта часть города очень интересна, и здесь можно зависнуть надолго. Крепость на горе, красивый собор в центре города, витиеватые старинные улочки с проходными подворотнями и двориками, симпатичные магазинчики, кафе и ресторанчики — на все это может уйти довольно много времени. Жаль, у нас его почти не было, так что в полной мере насладиться здешними красотами не получилось.

Возвращение в Вену Мы, кстати, нашли очень интересный ресторанчик местной кухни. Уже очень хотелось покушать, да и время близилось к тому рубежу, когда по дурацкому местному порядку большинство уважающих себя ресторанов и кафе уже закрываются или перестают подавать горячую еду (пиво — пожалуйста, а шницель — извините, кухня уже закрыта), так что мы стали активно искать, где бы можно было подкрепиться. Фактически, вариант оставался только один — местное пафосное кафе «Моцарт» почти напротив одноименного музея.

Кстати, само кафе находится на втором этаже здания, а вход в него — из проходного дворика. Входишь в арку и видишь слева крутые ступеньки наверх, а справа — лифт туда же. Вот только если пройти подальше в этот дворик, там можно найти симпатичный пивной ресторанчик, выполненный в местном колорите — длинные деревянные столы, скамейки, сводчатый беленый потолок. Работают два мужика в кожаных шортах с подтяжками. За одним из столов недалеко от входа целая компания аборигенов потягивает пиво, громко лопоча по-немецки. Прикольно.

Возвращение в Вену
К тому же здесь оказались вполне лояльные цены и о-о-о-очень вкусная еда. На четверых мы заказали по тарелке супа (разных), пару шницелей (венский и куриный), салаты, пиво (к сожалению только одно, тк мне надо было еще садиться за руль), соки… Наелись от пуза — порции, как и почти везде в Европе, просто огромные. И за все это великолепие отдали 55 евро. Очень хорошо для особо-туристического района! Рекомендую. Да и сам туда я еще раз обязательно загляну, если попаду опять в Зальцбург. А хочется… Там уже совсем рядом горы, чистые озера, горнолыжные трассы и много других прелестей альпийского региона, куда мы так и не попали.

Возвращение в Вену А вот самое сильное впечатление во время этого небольшого автомобильного путешествия мы неожиданно получили от посещения Бенидиктинского аббатства в крошечном городишке Мелк. Он находится на расстоянии примерно сотни километров от Вены, и это была первая плановая остановка. «Вполне себе симпатично», подумал я, разглядывая фотографии из Интернета — можно заглянуть на полчасика, сфотографироваться на фоне комплекса красивых зданий и собора. На полчасика… Ага…

Аббатство действительно красивое, весь комплекс расположен на высоком холме над городом и его видно буквально отовсюду (даже с магистрали, хотя он расположен несколько в стороне от нее). Но то, что внутри буквально потрясает своим великолепием. Чтобы войти внутрь, требуется купить билет. Мы очередной раз воспользовались возможностью купить семейный билет (это когда идет два взрослых и до трех детей — получается несколько дешевле). Маршрут осмотра один и не предусматривает возврата. Сначала мне это показалось глупостью (или жадностью), но потом я понял смысл этого.

Этот маршрут составлен таким образом, чтобы получаемое впечатление постепенно усиливалось по мере продвижения. Сделано гениально! Сначала попадаешь в музей, рассказывающий об истории и жизни аббатства, здесь уже встречаются очень оригинальные современные инсталляции, основанные на древних реликвиях и предметах. Чего стоит одна только зеркальная комната, где все стены составлены из зеркал, шкафы и полки с экспонатами стеклянные, экспонаты и декор преимущественно золотые или позолоченные.

Добавьте к этому соответствующее световое и звуковое оформление. Потрясающе! Такое ощущение бесконечности — классно! В других залах — другие инсталляции, другая музыка, другие ощущения. Это надо видеть. А потом попадаешь в Мраморный зал. Огромный зал для приема гостей, отделанный белым и розовым мрамором, великолепными росписями, позолоченными и мраморными скульптурами. Девиз, написанный на одной из стен этого зала, гласит: «Оказывайте гостям такие же почести, как и Иисусу».

Возвращение в Вену
Невольно чувствуешь себя почетным гостем. Из этого зала выходишь на широкий балкон, точнее на смотровую площадку Аббатства. Вот откуда, наверно, хорошо было обозревать свои угодья! С площадки (хотя уходить с нее не хочется) сразу попадаешь в библиотеку Аббатства. Когда мне при продаже билетов сказали, что мы увидим музей, собор и библиотеку, на последнее я не особо обратил внимание. А зря. Такого я ни разу в жизни не видел. Оформление, примерно как в Мраморном зале, только добавляется еще темное красивое дерево, из которого сделаны огромные книжные шкафы, где стоят старинные фолианты.

Тысячи книг с кожаными переплетами и золочеными надписями на корешках бесконечными рядами выстроились на этих полках. Дух захватывает. Красиво. Впечатляюще. Ощущаешь себя маленькой песчинкой мира и времени… Но и это еще не все. Впереди нас ждет собор. Вы знаете, у меня вырвался непроизвольный вздох восторга, когда я увидел эту красоту. Таких богатых католических храмов в своей жизни я еще не встречал.

Розовый и белый мрамор отделки стен, мраморные и позолоченные скульптуры, яркие росписи и декор по всем стенам и сводам храма, множество богато украшенных алтарей, изумительный по красоте орган, великолепные фрески с библейскими мотивами и сценами из истории Аббатства. Эта роскошь подавляет, и, честно говоря, я был просто шокирован. Описать все это очень сложно, надо видеть. Оказывается столь богатое убранство вообще характерно для бенидиктинских храмов. Мы посетили позднее еще одно такое Аббатство в городке Клостернеубург недалеко от Вены.

Стиль оформления собора был схож, но несколько скромнее или беднее. А я по незнанию своему считал, что все католические соборы достаточно аскетичны, и богато украшенными могут быть только православные храмы. Век живи — век учись… Кстати, наиболее близким по убранству и роскоши к храму в Мелке мне показался Питерский Исаакиевский собор. Но в нем присутствует еще и зеленый цвет колонн, а в Мелке наверно несколько больше золота и белого мрамора.

Чтобы привести в порядок свои чувства мы упали в симпатичном кафе у подножия холма, заказали себе пирожные, каппучино и долго приходили в себя, наслаждаясь вкусом великолепных штруделей (яблочных и сырных, в ванильной подливке) и видами старинного городка. Кстати, а в Клостернеубург мы ездили за местным виноградным вином, тк это один из самых знаменитых центров австрийского виноделия. Очень рекомендую — прекрасное вино! Так что не пивом и шнапсом едиными…)

А на стоянке в Мелке нас ждал очень неприятный сюрприз в виде штрафной квитанции за неправильную парковку (на 20 евро). Я был вне себя. Оказывается у этих чудиков около большинства достопримечательностей или в людных местах парковки имеют ограничение по времени, как например, в Мелке — на 3 часа. Но мы-то пришли немного раньше! Вся наша вина состояла в том, что мы не потрудились обозначить под ветровым стеклом время постановки машины на паркинг — просто не знали, что это надо сделать. Обидно, досадно.

Но научили следить за такой фигней нас сразу. С парковками и знаками в Австрии, и особенно в Вене, вообще отдельная история. При поиске места остановки приходится быть очень внимательным. У этих чудаков одинаковые знаки запрета остановки обозначают и начало зоны действия знака и конец. Причем, обязательно. Только под первым знаком будет табличка «Anfang» а на втором «Ende». Так-то. Все для самых тупых сделано. А я в первый день голову ломал, зачем ставить знак «остановка запрещена» за полметра до перекрестка — оказывается это конец зоны действия предыдущего знака, не достаточно им просто перекрестка. Дурдом!!! Но и это еще не все!

На многих из этих знаков висят еще и дополнительные таблички, где подробно указаны условия применения данного конкретного знака (по времени суток, дням недели, принадлежность какой-либо машине или машинам и т. п.). Подробно… но на немецком. А я в нем ни в зуб ногой… Паркуйтесь, господа! Я не удивлюсь, если в 6 утра около какой-нибудь неправильно припаркованной машины появится полицейский и выпишет штрафчик, потому что именно в это время ее надлежит убрать. У нас под окнами был, например, такой знак, запрещающий парковку именно с 6-ти утра и до полудня в рабочие дни. Так-то.

На следующий день после поездки в Зальцбург у нас был запланирован поход в картинную галерею — Музей истории искусства. Очень хотелось полюбоваться на великие полотна… мне. Но моих домочадцев долго уговаривать не пришлось, хотя я и побаивался, что Санька спечется быстро и начнет устраивать нам веселую жизнь. Но все получилось как нельзя лучше. На входе взяли сразу три аудиогида, и наш малец развлекался прослушиванием информации по этой трубке. Так потешно было за ним наблюдать.)

Возвращение в Вену
Я ему потом показал, как надо искать картины, про которые рассказывают, так он носился впереди всех так, что я всерьез начал побаиваться, как бы он не потерялся в этой бесконечности залов. Обошлось, но батарейки на его устройстве разрядились первым.) А Наталья всерьез любовалась многими картинами, делилась впечатлениями, задавала вопросы. Меня это очень порадовало. Кстати, в центральном вестибюле музея на втором этаже есть кафе, где подают очень вкусные пирожные, и это было как нельзя кстати.

Можно и подкрепиться — полакомиться и отдохнуть — мы же осмотрели только половину экспозиции. J В этом же кафе подают и знаменитое пирожное Захер. Название у него — так себе, практически матерное, а вкус очень ничего. Больше всего напоминает наш торт Прага. У этого пирожного (как и у всего, наверно, в Вене) своя история появления. Во время какого-то праздничного приема, точнее непосредственно перед ним, заболел шеф-повар, который долен был готовить десерты и это поручили молодому поваренку по фамилии Захер.

Он, с перепугу, много чего туда намешал, и получилось вкусно — всем понравилось. С той поры этот торт и носит его имя. А самый вкусный Захер мы пробовали в одноименном кафе прямо в центре исторической части Вены, не очень далеко от Собора святого Стефана. Там его готовят не только вкусно, но еще и очень красиво. О цене вопроса не спрашивайте, но как нам сказали, хотя бы раз в жизни его надо попробовать именно там. Зачем отказывать себе в этом удовольствии?!!

Вообще, Вена — это история, это дворцы, это парки и конечно, это музыка. Два великих композитора, Моцарт и Штраус, живших и творивших в Вене, сделали этот город мировой столицей музыки. Так что, если вы были в Вене и не были на концерте Штрауса и Моцарта, вы не были в Вене, вы не почувствовали Вену. После такого концерта она воспринимается совершенно по-другому.

Такое ощущение, что музыкой начинают наполняться все ее красоты совершенно без твоего ведома. На каких-то площадях или у дворцов внутри тебя звучит Моцарт или Гайдн, попадаешь в парк и ощущаешь мелодию вальса или оперетты Штрауса. Это здорово. В первый раз это ощущение прошло мимо меня, и я очень рад, что сумел его почувствовать сейчас. Вена все-таки — это прекрасно!

Итак, концерты в Вене устраивают наверно почти каждый день. Они проходят в разных театрах, дворцах, концертных залах. Говорят, в мае играют большие оркестры во многих парках, и их можно послушать совершенно бесплатно. Я заказывал билеты заранее через Интернет, однако, их можно купить и на месте. Мы ходили в Курсалон в городском парке.

Здесь Штраус представлял впервые многие свои произведения. Здесь же стоит и один из самых знаменитых памятников Штраусу. От музыки мы получили колоссальное удовольствие. Даже Санька заснул только во втором отделении (обычно, это происходит быстрее), а до этого слушал во все уши. Правда, детки жаловались на неудобные стулья с вертикальными спинками, так что может, просто засыпать было неудобно.)

Наша Вена приходила к нам как-то постепенно, не сразу. В первую очередь мы целый день посвятили Шенбрунну. Это «загородная» императорская резиденция. Сейчас она, конечно, находится в черте города, но место выбрано просто изумительно. Здесь шикарный парковый комплекс с фонтанами (которые при нас пока не работали), беседками и клумбами, зоной семейного развлечения с очень интересными детскими аттракционами (не такими как в луна-парке, а что-то вроде очень продвинутой детской площадки), лабиринтом и даже самым старинным в Европе зоопарком (куда мы не попали — не хватило сил).

Возвращение в Вену
Посетили мы и императорский дворец — очень красиво и интересно. Замечу, что везде, где мы были, можно было бесплатно получить аудиогид на русском языке. Это очень удобно и приятно. Затем мы поехали на заранее заказанную обзорную экскурсию по Вене. Заказали через интернет. Получилось очень хорошо. К назначенному времени за нами подъехала машина с экскурсоводом, и мы полдня с остановками катались по Вене, слушая замечательный живой рассказ. А в последний день уже вечером вдвоем пошли просто гулять по Вене пешком и заодно покупать сувениры.

Кстати, на заметку. Основные сувениры из Вены — это коробки конфет (с Моцартом) и специфические бутылки ликеров и шнапсов. Это все есть и в Duty-free в аэропорту, только значительно дешевле. Так что в самом городе есть смысл покупать только всякую мелочевку типа магнитиков, кружек, маек и т. п. Причем чем дальше вы отойдете от Сетефаноплац, тем дешевле окажутся покупки даже на одной и той же пешеходной улице. Замечательная получилась поездка во всех смыслах, все-таки Вена — это Вена, один из красивейших городов мира. Один из…

© Игорь Власов. Материал размещен с разрешения автора.