Турист Cleveri (Cleveri)
Cleveri
была 30 января 14:23

Свияжск — Россия Июнь 2014

Давно хотела побывать в Казани. Город, который вырос на границе двух миров: Европы и Азии, он вобрал в себя их традиции. И достопримечательности Казани уникальны вдвойне. Мечту свою я осуществила. Но в этом отчете хочу рассказать не о красавице столице Татарстана, а о маленьком городке, расположенном на высоком острове у слияния реки Свияги в Волгу. Кругом вода, раздолье, покой и умиротворение. Городок чудо как хорош!

Остров-град

В XVI веке между Казанским ханством и растущим Московским царством шла ожесточенная борьба за господство в Среднем Поволжье. Два похода Ивана Грозного на Казань окончились неудачей. Отступая осенью 1550 года, русское войско расположилось лагерем на волжском берегу, при впадении реки Свияги, на расстоянии суточного перехода от Казани. Внимание царя и воевод привлекла круглая гора с плоским верхом и крутыми обрывистыми склонами — место весьма удачное для возведения фортификационных сооружений. Решено было тут заложить город-крепость. К тому же это было достаточно безлюдное место, которое находилось на стыке чувашских, марийских и татарских земель. Глухомань, царившая окрест, позволяла установить град незаметно для ханских доносчиков. Этому решению предшествовали мистические события, описанные со слов местных жителей неизвестным летописцем.

«И рассказали, тужа и жалуясь, царю и воеводам нашим старейшины (сотники горной черемисы) живущие неподалеку от Свияжска, то, что было им хорошо и подробно известно: «За пять лет до постройки этого города, когда место это было еще безлюдно, а город Казань пребывал в мире, слышали мы здесь часто звонящий по русскому обычаю церковный колокол. И напал на нас страх, недоумевали мы и дивились, и много раз посылали неких быстроногих юношей добраться до места того и посмотреть, отчего это происходит. И слышали они прекрасно поющие, как во время церковной службы, голоса, а самих поющих не видели; одного только увидели старого каратуна вашего, то есть старца (с марийского карт — старейшина рода, с татарского карт — старый, древний), ходящего по тому месту с образом и крестом, и благословляющего на все стороны, и кропящего святой водой, как если бы он любовался этим местом и размерял, где поставить город. Место же все то наполнилось благоуханием. Много раз посланные нами юноши, отважившись, поджидали его, чтобы свести в Казань и допросить, откуда он приходит на это место. Он же не давался им в руки. Они и стрелы в него пускали из луков, чтобы, подстрелив, схватить его, но он становился невидим. Стрелы же их не долетали до него и не поражали его, но летели вверх, а опускаясь, переламывались пополам и падали на землю. И, устрашившись, юноши те убегали прочь. Мы же удивлялись и размышляли про себя: «Что нам предвещает это знамение?»

Зимой 1550 года за тысячу километров от Казани, на Верхней Волге, в Угличских лесах, зазвенели топоры. К весне деревянный город со стенами, башнями и церквами был готов. Затем все бревна разметили, разобрали и погрузили на суда. В апреле 1551 года, как только сошел лед, караван судов, отправился вниз по Волге к выбранному месту. Одновременно выступило из Москвы на Казань государево войско, которое блокировало Казань, перекрыв водные пути и заняв переправы через Волгу и Каму.

По прибытии судов в устье Свияги началась лихорадочная работа. Гору очистили от леса, разровняли, и за четыре недели из привезенных бревен был возведен город. Тогда же поставили Троицкую и Рождественскую церкви.

Сооружение Свияжска — случай уникальный в истории русского градостроительства. По своей площади крепостные сооружения Свияжска превосходили сооружения Новгорода Великого, Пскова и даже Московского Кремля. Крепость была обнесена деревянной стеной протяженностью 2550 метров, составленной из городней — прямоугольных срубов, заполненных внутри землей и камнями. На всем протяжении стены усиливались восемнадцатью башнями. В семи башнях для въезда в город были устроены ворота. Рождественские ворота, обращенные на северо-восток, к Волге, были главными и имели подъемную решетку. Их увенчивала шестисаженная башня, в которой размещались большие самобойные часы с колоколом. Неприступность крепости обеспечивалась исключительно выгодным ее положением: с трех сторон город был прикрыт судоходной рекой Свиягой, Щучьим озером и речкой Щукой. Для снабжения питьевой водой на случай осады было устроено несколько потайных ходов, через которые можно было пробраться как к Щуке, так и к Свияге.

Остров-град

Во время весеннего половодья круглая гора с крепостью превращалась в остров.

С падением Казани, Свияжск утратил своё первоначальное военное значение, но приобрёл статус духовного и миссионерского центра Православия в Поволжье. Из крепости он превратился в монастырский городок, коим и был на протяжении 4-х столетий. На острове были основаны 2 монастыря, построено множество великолепных церквей и храмов. Каждый год сюда приезжали паломники почти со всей России. До революции Свияжск был важным уездным городом, где проживали почти 2,5 тыс. человек, в основном русские.

Прошедшие в 20 в. революция и гражданская война изменили всё. Свияжск стал одним из первых в стране мест «красного террора» и советских политических репрессий. Монастыри были закрыты. 6 из 12 свияжских храмов были взорваны. Монашествующая братия частью была расстреляна, частью сослана или разогнана.

Позже на острове действовала исправительно-трудовая колония, в которой содержались также и репрессированные. Свияжск превратился в лагерную зону.

В 1957 г. в результате наполнения Куйбышевского водохранилища Свияжск оказался на острове.

Сейчас на острове ведутся реставрационные работы, город снова предстает перед нами во всей своей красе.

Остров-град

Собор Богоматери Всех Скорбящих Радости Иоанно-Предтеченского монастыря, а слева Троицкий храм-первая церковь Свияжска, построеная из лиственницы.

Остров-град

Храм св. Константина и Елены — это единственный приходской храм на Свияжске (все остальные — монастырские). Подъем к храму украшала старинная каменная лестница. Эту лестницу специально построили в честь приезда сюда императрицы Екатерины II, которая восхищалась красотами здешних мест, когда путешествовала по Волге. Посещал остров и ее сын — император Павел.

Свияжск — город, в котором время практически остановилось, застыло: без промышленности, автомобилей и современных домов… Прогулка по древним улицам Свияжска возвращает в прошлое, настраивает на умиротворённый лад. Если приведет Вас дорога в Татарстан, обязательно посетите этот чудесный остров!