Турист Маргарита Кушниренко (Margaritka)
Маргарита Кушниренко — была 2 января 2022 2:10
сейчас в Москве

Покхара — Непал Декабрь 2013

Пещеры в Покхаре относятся к тем многим природным достопримечательностям, которые вам посоветуют посмотреть все гиды и турагенства в этой части Непала.

На самом деле, для западного человека, искушенного в посещении сталактитовых и сталагмитовых пещер в Европе, эти две покажутся нечем не примечательными.

Для меня эти две в общем-то геологически похожие пещеры оказались по сути даже более разными, чем небо и земля.

Итак все по порядку. Пещеры себе, как пещеры. Гималайское освещение по обыкновению слишком тусклое делает их совсем не привлекательными.

Или наоборот? Тут каждому решать самостоятельно. На вкус и цвет, как говорится, товарищей нет.

Меня возили к обеим пещерам на машине, что входила в стоимость отеля. Но думаю, что цена их посещения на такси будет незначительной, так как находятся они хоть и на окраине Покхары, но на довольно близком расстоянии от центра, так как сама Покхара совсем небольшой курортный городок на берегу озера Фева.

Думаю, что самостоятельно найти их будет нелегко в силу специфики местного менталитета и отсутствия каких-либо четких ориентиров. Поэтому, с целью экономии времени, нервов и ног, все-таки, лучше взять такси.

Обе пещеры находятся в одном направлении и на довольно небольшом расстоянии друг от друга. Вход в обе пещеры для туристов платный, хоть и очень не дорого, а для сопровождающих лиц из местных — свободный

2 пещеры в Покхаре. Непал

Территория первой из мною посещенных пещер под названием «BAT cave», оформлена старательно и с большой заботой

Веером выложенные ступени собираются в одну узенькую лестницу, которая ведет в слабо освещенное сырое подземелье, прогулка по которому, лично мне, доставила мало приятных минут, но интрига и азарт взяли свое.

2 пещеры в Покхаре. Непал

Местные релаксируя кучкуются на ступенях у входа в низкий и узкий лаз, который постепенно расширяется превращаясь в невысокий и относительно свободный тоннель.

Сверху постоянно капает, не видно куда идти, кругом под ногами булыжники и там, где мокро, ко всем радостям жизни, ещё и скользко. Этакий подземный экстрим для Не диггеров!

2 пещеры в Покхаре. Непал

В один прекрасный момент, добровольно сопровождающий меня таксист, предупредительно взявший на кассе мощный фонарь, поднял его вверх и указал пальцем на свод, где были полчища летучих мышей…

Вот когда я удосужилась в полной мере осознать суть названия этогго места "Bat cave" - "пещера летучих мышей".

Я никогда в жизни не испытывала большего омерзения, чем в тот момент. Но и справедливости ради стоит сказать, что и до этого момента ни разу в жизни не видела летучих мышей живьем, тем более одновременно в таком несметном их количестве?

И чего мне так не понравились эти безобидные спящие вниз головой существа сказать не могу… но ощущение дикой брезгливости буквально затопило меня.

Чуткий непалец быстро перевел фонарь вперед на проход по пещере, по всему маршруту движения светового луча была одна и та же картина из свода, усеянного полчищами спящих тушек летучих мышей

2 пещеры в Покхаре. Непал

Никакими словами не смогу передать свое желание поскорее убраться от туда, Я стала торопиться и от этого больше спотыкаться в потемках и скользить, отчего к чувству омерзения прибавился еще и страх ушибиться и испачкаться в помете этих тварей…

Узкий лаз наверх появился перед нами так же неожиданно, как и луч света вместе с ним. Но к ступеням через него ещё предстояло подняться по узкой, скрипящей и шатающейся железной лестнице

2 пещеры в Покхаре. Непал

Задача не из самых простых и приятных, если брать во внимание сочащиеся со всех щелей и дыр грунтовые воды, которые на каком-то этапе превращаются в дождь из грязи и, возможно, экскрементов летучих мышей.

В процессе всего подъема по этому участку лестницы я решала внутреннюю задачу принятия летучих мышей, как равноправных живых существ и старательно трансформировала ту бурю нелицеприятных чувств, которую вызвал их вид.

К моменту выхода на твердую почву бетонированных ступеней, я уже обрела внутреннее равновесие в то время, как внешне выглядела мокрой и чумазой

2 пещеры в Покхаре. Непал

Здесь наверху было тепло. Ярко и ласково грело солнышко и я быстро забыла про неприятные ощущения внизу.

Мы сели в машину и водитель, развернувшись, съехал с асфальтированной дороги куда-то в сторону гор. Так мы должны были сократить путь по разбитой проселочной дороге, до боли напоминающей мне буераки, ямы и ухабы на родных дорогах по российским деревням и просторам.

Вскоре мы снова выехали на отличный асфальт и, несколько минут спустя, водитель остановился у входа в другую пещеру — «MAHENDRA cave»

2 пещеры в Покхаре. Непал

Я зябко передернулась от одной только мысли о сырости и возможных летучих мышах в потемках. Но водитель проинтуичив мои мысли, утешил меня и сказал, что здесь всё совсем по-другому, что в этой пещере сухо, светло и даже есть храм

2 пещеры в Покхаре. Непал

Я готова была поверить ему на слово и ехать дальше, но природная любознательность пересилила и я вошла на облагороженную территорию второй пещеры

Я была совсем одна на довольно обширной территории, к томуже, со вкусом оформленной пальмами и клумбами. Её вид снял моё напряжение и я уверенно побежала по дорожке вниз

2 пещеры в Покхаре. Непал

Она вывела меня к живописно оформленным в виде амфитеатра ступеням, по которым я стала спускаться в совсем другое даже по виду входа подземелье

Эта пещера, действительно, сильно отличалось от предыдущей даже уж по одному тоько входу в неё. Она к моей радости достаточно хорошо освещена и была просторной и сухой

2 пещеры в Покхаре. Непал

Я в полном одиночестве довольно долго брела по подземным лабиринтам

По пути встречались то поля ритуальных пирамидок, тщательно сложенных из камней

2 пещеры в Покхаре. Непал

то обрядовые места со следами ритуальных подношений в виде живых лепестков цветов, шафрана, сандала и прч.

Так разглядывая незначительные интересности в пещерном тоннеле, я заприметила и догнала впереди группу паломников

Для западного человека пещера это всегда экскурсионный объект, а для индусов большей частью это наличие присутствия подземного храма

2 пещеры в Покхаре. Непал

А в данном случае подземное святилище оказалось посвящено одному из самых почитаемых божеств индуистского пантеона — Бога с головой слоненка — Ганеши, которого я знала как покровителя путешественников в индуизме!

Я пристроилась к группе, на меня никто не обратил внимания, сделала пару кадров с тем же успехом. Оказалось, что все эти люди шли сюда ради ритуала. Пандит быстро сделал все необходимые приготовления. Я обрадовалась возможности поприсутствовать на обраде.

Всё срасталось, как нельзя лучше - мне предоставилась возможность сделать подношения одной из ипостасей Бога Туризма :):):)

2 пещеры в Покхаре. Непал

Обильные воскурения в замкнутом пространстве, мерцающее хоть и обильное освещение, речитатив и монотонное бормотание пандита создавали какую-то ирриальную обстановку и мой ум растворился…

На смену ему меня заполнила вселенская любовь Ганеша, которая открыла мне простую истину обо мне — потому я кручусь в этом колесе сансары, что я очень люблю эту красивую голубую планету!

А сам Ганеша настолько приблизился ко мне, что стал моей неотъемлемой частью. Я со всей остротой почувствовала его безмерную доброту, ласку и теплоту, его мудрость и скорую помощь людям во всех их начинаниях, его огромную силу в преодолении любых препятствий и его всемогущую защиту от разных невзгод и напастей!!!

Пуджа закончилась, все разошлись, новые любопытствующие и паломники приходили, делали подношения и уходили, а я всё стояла и стояла, словно, приросшая к этому месту… На душе было тихо, светло и ясно.

А самой близкой христианской ассоциаций к обоазу Бога-полуслоненка стал божественный защитник мира света Архангел Михаил, только с акцентом на материнскую мягоксть.

Вместе с этим осознанием пришло чувство невесомости и тихой радости, которое перетекло в состояние абсолютного счастья. И это счастье было таким большим, а моё сердце таким маленьким. Но счастье, растопив его границы, разлилось по всему телу и вытекло наружу.

В таком неожиданно нахлынувшем состоянии единения с мирозданием я неспеша побрела обратно к выходу.

Наверху весь окружающий мир выглядел качественно иначе, чем по пути в эту пещеру

2 пещеры в Покхаре. Непал

Вернувшись с машину, я достала деньги и, показав жестом, спросила у водителя, может ли он передать их пандиту?

Он, глядя на меня жмурился, но без слов понял лучше, чем я бы говорила на его четвертьанглийском неанглийском и охотно согласился.

Весь остаток дня я провела на берегу озера Фева, не проронив ни слова

2 пещеры в Покхаре. Непал

Желание говорить улетучилось, а хотелось как можно более долго сохранить это удивительное и хрупкое состояние внутреннего безмолвия в бездонности которого тонут все окружающие звуки, запахи и движения.

2 пещеры в Покхаре. Непал

А есть только неповторимая ценность полноты мгновения — и это Б Л, А Г О Д, А Т Ь!