Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Вильнюс — Литва Октябрь 2014

Итак, отойдя от места основания Вильнюса, прямо от Кафедральной площади мы отправляемся на Замковую улицу, или улицу Пилес. Это самое настоящее лицо Вильнюса, самая древняя улица Старого города. Она сформировалась как начальная часть тракта от Вильнюсского замка на юг, в сторону Польши и русских земель. Ответвления от дороги к замку со временем превратились в боковые улочки. Название Пилес (Замковая) в исторических источниках упоминается c 1530 года.

Легенды старого Вильнюса, ч.2

По этой улице к замку подъезжали короли, папские легаты и посланники других стран. На улице Пилес свои дома строили вельможи и богатые горожане. Возле улицы Пилес целый квартал занимал Вильнюсский университет, здесь жила университетская профессура. В одном из дворов в конце XVIII века был разбит ботанический сад Вильнюсского университета. По улице Пилес шествовали церковные процессии. В самых широких местах улицы шумел торг — так называемый Большой рынок возле ратуши и Рыбный базар у Пятницкой церкви.

Кстати Храм во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы это первый каменны храм в Литовской земле, возведенный первой супругой князя Ольгерда княгиней Марией Ярославной Витебской. В этом храме были крещены все 12 сыновей Великого князя Ольгерда (от двух браков), в том числе Ягайло (Яков), который стал королем Польши и подарил Пятницкому храму. В 1557 и 1610 году храм горел, последний раз воссановлен не был, так как через год в 1611 его захватили униаты, на месте обгоревшего храма вскоре появился кабак. В 1655 году Вильнюс был занят войсками царя Алексея Михайловича, и церковь возвращена православным. Восстановление храма началось в 1698 году на средства Петра I, есть версия — что во время русско-шведской войны царь Пётр крестил здесь Ибрагима Ганнибала. В 1748 году храм опять горел, в 1795 опять захвачен униатами, в 1839 году возвращен православным, но в разваленном состоянии. в 1842 гооду храм восстановлен. Улица Пилес привлекает разнообразием архитектуры.

Легенды старого Вильнюса, ч.2

Эту улицу давно облюбовали местные жители и туристы для прогулок вдоль многочисленных исторических достопримечательностей и зданий с интересной архитектурой в стиле ренессанса, готики и барокко. Ее длина всего 500 метров, но здесь расположено огромное количество ресторанов и кафе, различных галерей, музеев, торговых лавок и сувенирных магазинов, а также вильнюсский университет. На улице Пилес часто проходят разнообразные народные гулянья и праздники. На Вербное воскресенье тут открывается знаменитая ярмарка Камаюка, на которую съезжаются кузнецы, плетельщики, гончары и кожевники со всей страны, демонстрируя свое мастерство и торгуя рукодельными товарами. В обычные дни на Замковой улице работает небольшой базар — здесь можно купить янтарь, разнообразные сувениры из льна, дерева и кожи.

Вдоль дороги располагается множество летних ресторанчиков, а уличные художники предложат вам купить картины с видами старого Вильнюса ибашней Гедемина.

Но мы были нацелены на музей янтаря, свернули на боковую улочку. Собственно я уже рассказывала. А после музея мы вышли не в ту сторону))) и заходим чуть вглубь и попадаем к костёлу святой Анны.

Легенды старого Вильнюса, ч.2

Не самый большой из храмов Вильнюса, костел Святой Анны настолько завораживает своей хрупкой красотой, что стоишь возле него и любуешься. Просто шедевр готики — построен из 33 видов кирпича, сложенных в головокружительные узоры башенок, арок и шпилей. Кстати, со времен постройки в конце 16 века он добрался до наших дней целым и невредимым.

Одна из городских легенд гласит, что сам Наполеон, восхищенный костелом Святой Анны, сокрушался, что не может поставить его на ладонь и унести с собой в Париж. Даже при советской власти собор не стал складом или клубом, а был отреставрирован, и в нем даже разместили орган, и там был просто органный зал, а сегодня орган можно послушать во время церковных служб.

Легенды старого Вильнюса, ч.2

Там на заднем фоне костёл бернардинцев — но за храмом Анны он сильно теряется не смотря на свои размеры. Топаем дальше — мимо памятника Мицкевичу

— и понимаю, что набрели мы на православную церковь. Успенский Кафедральный Пречистенский Собор.

Легенды старого Вильнюса, ч.2

Вот не поверите — я там в ней на лавке уселась — и просидела около часа. Совершенно не в моём духе!) Основание Виленского собора в честь Успения Божией Матери (в простонародье Пречистенского) было положено в 1346 году. В 1348 году чин освящения собора совершил святитель Алексий Московский. Позднее храм пришел в упадок.

В 1511 — 1522 годах заботами князя Константина Ивановича Острожского Пречистенский собор был основательно отстроен. После заключения Брестской Унии собор с 1609 года стал принадлежать униатам. В 1748 году в результате общегородского пожара в Вильне Пречистенский собор вновь сильно пострадал и был заброшен, а в 1808 году передан Виленскому Университету.

Легенды старого Вильнюса, ч.2

В здании храма были оборудованы анатомикум, учебные аудитории, библиотека. Позднее в нем располагались казармы, архив, торговые и хозяйственные помещения, кузница. Но в 1865 — 1868 годах Кафедральный Пречистенский собор был восстановлен и возвращен Русской Православной Церкви.

Теперь я поняла почему мы заблудились — оказывается мне нужно было в церковь!

Выходим из собора в надежде вернуться на Замковую улицу. О, какое сплошное удовольствие эти аутентичные старинные малоэтажные дворики и улочки!

Легенды старого Вильнюса, ч.2

Не смотря на некоторую заброшенность. А тут я увидала нечто непривычное. Судите сами.

Легенды старого Вильнюса, ч.2

Оказалось какая-то галерея. А буквально рядом — старинный тату-салон.

И вот, ура! Мы все же возвращаемся на замковую улицу и выходим прямо к костелу святых Иоаннов. Полное название этой красоты — костел Святого Иоанна Крестителя и Святого Иоанна евангелиста, а сам он лишь часть комплекса Вильнюсского университета, расположенного на этом месте со Средних веков.

Легенды старого Вильнюса, ч.2

Внутри расположен небольшой музей, где собраны старинные картины, скульптуры, коллекция монет, древние издания Библии, раритетные книги 16 века. А еще здесь часто проходят концерты органной музыки. Вплотную к собору — колокольня высотой 68 м — самое высокое здание в Старом городе. На ее вершине открыта смотровая площадка, подняться на которую можно пешком, преодолев 250 ступенек, или на лифте. Но о наличии смотровой площадки я узнала уже после приезда — иначе бы неприменно взобралась.

А это храм святителя Николая Чудотворца.

Легенды старого Вильнюса, ч.2

Деревянная церковь святителя Николая Чудотворца возникла в Вильнюсе одной из первых, в начале XIV века, в 1350 году построена каменная церковь княгиней Ульяной Александровной Тверской. в XV веке храм сильно обветшал и в 1514 году был заново отстроен князем Константином Острожским, гетманом Великого княжества Литовского.

В 1609 году церковь захвачена униатами, затем постепенно приходит в запустение. в 1839 году возвращена Православной церкви. В 1865–66 гг. проведена реконструкция, и с те пор храм действует.

Дальше замковая улица упирается в здание ратуши.

Легенды старого Вильнюса, ч.2

, улица раздваивается и мы уходим левее. Я бы сказала, что тут начинается Вильнюс имперский)) И в этой части он мне чем-то напомнил Вену — ну сами посмотрите — мздание гостиницы Рэдиссон и национальная филармония — ну чем не Вена?

Легенды старого Вильнюса, ч.2

Напротив — костёл святого Казимира — класическое барокко.

Там вокруг него строительные работы, перекладывали асфальт — посему ближе я не подобралась. А дальше еще одно открытие — церковь Троицы.

Легенды старого Вильнюса, ч.2

Тоже православная. До конца 14-го века великие литовские князья принимали православие, заключали браки с русскими княжнами и отдавали своих дочерей замуж на чужую сторону ради крепкого союза держав. Но после кревского соглашения (унии 1835 года), по которому литовский князь Ягайло вступил в брак с польской королевой Ядвигой и стал королем Польши, в Литве резко возросло влияние католической церкви. Напротив — Духов монастырь.

Это действующий мужской монастырь, который требует отдельного вдумчивого посещения. Сразу за церковью Троицы — костёл Святой Терезы.

Вот она, веротерпимость. Создание проекта фасада костёла Святой Терезы приписывается придворному архитектору короля Владислава Вазы Константину Тенцалле. При создании проекта за образец был взят римский костёл босых кармелитов Maria della Scala. Для фасада костёла Святой Терезы использовались дорогостоящие строительные материалы — шведский песчаник, мрамор и гранит.

Легенды старого Вильнюса, ч.2

Костёл Святой Терезы принадлежал монастырю босых кармелитов. Кармелиты — это монашеский орден с 800-летней историей, получивший название от горы Кармель в Палестине. В XVI веке от кармелитов отделилась реформированная ветвь ордена — босые кармелиты, получившие известность как представители мистической теологии. Идем еще дальше — в сторону вокзала — и натыкаемся на главную достопримечательность Вильнюса! Случайно причем — я о ней ничего не знала! Речь идет о воротах Аушрос, или другое название «Острая брама». С литовского языка название ворот Аушрос переводятся как «ворота зари». Эти ворота считаются одной из самых главных достопримечательностей и символом города Вильнюса. Аушрос являются наиболее известной во всей Литве, а также за рубежом, святыней католического вероисповедания.

Ворота Аушрус ранее назывались Медицинскими воротами и были построены в 1522 году на пересечении с одним из главных торговых путей, который брал свое начало в Вильнюса, затем проходил через поселок Медининкай, далее следуя в Минск, потом в Смоленск и в Москву. В наше время через эти ворота можно сразу попасть прямо в Старый Город.

В часовне ворот Аушрос находится образ великой Милосердной Матери, который хорошо известен всем католикам по всему миру. Позднее образ Святой Девы Марии был окаймлен в золотой оклад, но мастер, выполнивший эту работу в 17 веке, остался неизвестен.

Легенды старого Вильнюса, ч.2

А мы выходим из стен старого города, походим мимо сквера со странными скульптурами

и сначала не поняли — почему такое скопление народу?

А оказалось, что это барахолка! Блошиный рынок! К сожалению мы там застряли на час — зато купили какие-то невозможные часы 19-го века, работвющие, да за сущие копейки, с которыми нас донмали на таможне)))

Легенды старого Вильнюса, ч.2

Ну и дальше туда куда я стремилась, снова по аутентичным улочкам

— к памятнику педиатру!

Легенды старого Вильнюса, ч.2

На самом деле это памятник гражданину Вильнюса, доктору Цемаху Шабаду. Он появился в городе в 2007 году. Хотя он окончил Московский университет, успел побороться с эпидемией холеры в Астрахани, поработать в Германии, послужить офицером-медиком в российской армии в Первую мировую войну — но жил он в Вильнюсе. Кроме того, известно, что Цемах Шабад стал прототипом доброго доктора Айболита, созданного Корнеем Чуковским. Писатель дважды останавливался в вильнюсской квартире врача, общался с ним, и оставил несколько записей, где рассказывает о том, что наблюдал в квартире Шабада. В частности, однажды при нем врач ловко извлек рыболовный крючок из языка кошки, которую ему принесли дети. После этого и родились замечательные строки: «Приходи к нему лечиться и корова, и волчица…». Дальнейшие прогулки по Вильнюсу были просто прогулками — мимо монументов,

улиц,

скверов

храмов,

Легенды старого Вильнюса, ч.2

— но уделять этому внимание уже не было сил! Надо было взять вот что —

Легенды старого Вильнюса, ч.2

— но я не умею))) Прошли мимо музея резиденции Радвила, одно здание отреставрировано — второе нет

и вышли на проспект Гедеминаса.

Легенды старого Вильнюса, ч.2

Таким образом мы фактически сдалели круг, и замкнули его. Для того, чтобы осоесть в одном из многочисленных кафе — и наслаждаться последними минутами нашего уикенда и последними деньками теплой золотой осени.