Турист Светлана (kutorka)
Светлана
была 22 мая 2019 12:19

Стамбул — Турция Август 2014

Как выбрать место, в котором провести отпуск? Нужно раскрутить глобус и резко остановить его тыком пальца… , а потом проснуться и заглянуть в кошелек менеджера среднего звена. :D Так мы и сделали, и оказались в Стамбуле. Вариант для самостоятельного путешествия очень подходящий. Очень — это если лететь туда на двух самолетах и на одном поезде, выбирать недорогое жилье и отказаться от услуг гидов. Но так даже интересней.

Вид из нашей комнаты

А теперь город- контраст!

Уже двигаясь из аэропорта вдоль Константиопольских стен — понимаешь, что попал в исключительное место. Султанахмет, да и многие другие районы Стамбула — это, в первую очередь, колорит. Мне простой тюменской девченке было сложно сдерживаться от комментариев типа: «Смотри, там старая стена» , «Турки!», " Она же вся завернута, как дышать?», «Эй, сбавь цену, не борзей!», «Реально кошек много», и пр.

Стамбульский кот.

Прибыв в отель за бешеные доллары, мы, бросив наш скарб, кинулись вниз по винтовой лестнице, вдоль по узким улочкам, вверх по щербатым ступенькам и понеслась… Стоит отметить, что Маша, заблаговременно забронировала нам милейший отельчик в историческом центре города. 6 этаж. Винтовая лестница. Завтраки с видом на море. Нет балкона, но зато из окошка можно выйти….и попасть на пожарную лестницу, где уже сентиментально стоят в пролетах старенькие стульчики или креслица. Романтично.

Немножко Стамбул, но все-таки Константинополь

Оказавшись в бурлящем омуте из людей, смешанной архитектуры, непонятной речи и пряных запахов мы, конечно, немного заблудились. Местные, всегда отзывчивые, заботливо направили нас…куда? конечно к Софии! Еще пару лет назад я и не мечтала, что окажусь в таком месте. Вот увижу Софию… И можно ехать домой, сочинять речь для будующих внуков «как я ездила в Стамбул» И вот она перед глазами. Но уже вечер, она закрыта…:(Обходим её сторонами. Восхищаемся. Фотографируемся.

Вокруг люди, много молодежи. В тренде селфи.:) Мы хоть и из провинции, но о таких штуках знаем не меньше. Делаем эту штуку тоже:) Вокруг лингвистический хаос, смесь из наречий и языков, тем не менее среди этого хаоса вылетают иногда"приветкакделаятебялюблюбалалайка». Маша всегда старательно отвечает им с улыбкой «хеллоухауаю» и прочее. Я плюнула на вежливость практически сразу, мой ответ- молчание:| Погуляв немного по историческому центру, поглазев на старину и на экзотических для нас восточных людей- мы побрели по улочкам без особого направления.

Утром следующего дня мы пошли в Софию. Зная о крутой туристической фишке — музейной карте, мы снисходительно осмотрели длинющую очередь к святыне, подошли к стоящим невдалеке автобусам, протянули заветные лиры и получили еще более заветные карты. И вот, мы проходим в храм прктически без очереди. Пишу слово храм, однако с 1935 года — это музей. А до того, как известно, собор Премудрости Божией пребывал мечетью (с рокового 1453 года). К сожалению, в тот день здоровье подвело меня, я довольно бегло осмотрела собор и вернулась в номер. Позже, я основательно впечатлилась Софией, но это было пару дней спустя. Следующий пункт осмотра — Топкапы. Дворец- резиденция османских правителей. Конечно, это очень интересно, но мы ехали в Константинополь поэтому особых восторгов по поводу увиденого мы не проявляли.

Элемент дворца
Немножко Стамбул, но все-таки Константинополь

А вот, церковь святой Ирины стоящая неподалеку — это действительно инетерсно. Этот собор, посвященный Святому Миру, до возведения Софии выполнял функцию главного патриаршего храма. Уникальное место по причине того, что она никогда не была превращена в мечеть! Но была взамен того и складом и музеем, и, даже концертным залом, чем является и по сей день. Невозможно не выразить печаль по этому поводу. То, что мы видим в Святой Ирине — это след иконоборческого периода в истории Византии. Фресок или мозаик с изображением святых там нет. Только большой крест над алтарем и надпись на греческом — цитата из Свящнного писания.

Следующим днем мы продолжили стандартное туристическое паломничество. Пристроившись к очереди, мы стали на ломанном английском спрашивать, а Базилика ли это? Привильно ли мы пришли? Впереди кто-то ласково откликнулся: «Да Базилика, Базилика».

Цистерна Базилика, созданная Юстинианом в 528 г. -это подземное водохранилище. Здесь и по сей день есть вода, в которой даже водятся рыбки. А еще там есть головы Горгоны, подпирающие колонны. Почему именно Горгона? Почему здесь? Есть ответ! Точнее полу-байка, о том, что голова Горгоны способствовала излечению от болзней живота (перевернутое изображение разумеется — иначе окаменеешь). Версия вполне приемлимая для подземного водохранлища.

Немножко Стамбул, но все-таки Константинополь

После базилики провинциальные девушки направились в музей мозаик. Все путеводители перебивая друг друга кричат о том, что музей находится на месте Большого Византийского дворца. И мозаики те, соответственно, родом оттуда.

Суровый мальчик погоняет гусей)

Они старательно вычещены и отрестоврированы. Процесс этого корпотливого труда запечатен на фотографиях в одном из залов музея.

Проникшись духом Византийской эпохи, мы решили усилить свои впечатления осмотром мест, не относящихся ни к каким, музеям, но представляющие собой тем не менее большую историческую ценность. Стоит заметить, что прежде чем отправиться в Стамбул, мы ознакомились с замечательной книгой «В поисках Константинополя. Путеводитель по Византийскому Константинополю." С. А. Иванова. Пусть слово путеводитель не пугает читателя, т. к. книга написана историком. Здесь более чем серъезно и обстоятельно рассказывается о фрагментах Византийской империи дошедших, и не дошедших до наших глаз. Здесь есть карты, с актуальными названиями улиц. Здесь же можно найти указания в какой подвал спуститься, чтобы увидеть остаток коридора Большого дворца, например. Распечатанные страницы из этой книги заняли почетное место в моем рюкзаке. И вот, вооружившись ими мы отправились в поиск места, указанного в книге. Выбор пал на туристическое агенство, в подвале которого можно совершенно бесплатно поглазеть на мозаики. И не только! Из подвала, где находятся мозаики ведет лестница на уровень ниже — в помещение, где журчит вода. Здесь, опираясь на заветные распечатки, мы посмотрели на фреску Богоматери Одигитрии. Фреска находится в нише с источником. Мы, между прочим не сразу ее увидели, только когда решили сфотографировать источник, вспышка фотоаппарата осветила нам лик Богоматери.

Немножко Стамбул, но все-таки Константинополь

Совершенно серьезно отмечу, что это одно из самых сильных моих впечатлений в Константинополе. Следующим пунктом стал осмотр залов Византйиского дворца. Снова мы плутаем по улочкам, развлекая местных. И вот мы у цели. Спускаемся вниз, по лесенке и попадаем в подвал. Восторги, всыпышки…)))

Выплываем из подвала и бредем вверх по улочкам. Решаем посетить археологический музей. Об осмотре этого громадного, переполненного экспонатами музея можно писать бесконечно, но лучше ограничимся несколькими фотографиями. Такие вещи нужно видеть глазами, внимательно смотреть и вникать.

Дворик Музея
Немножко Стамбул, но все-таки Константинополь

После музея мы заскочили в крутое кафе в стиле «Джа».

Милейший официант принес нам чай и стал на хорошем русском узнавать откуда мы. Мы со скучающим видом от доставшего вопроса ответили, что конечно из России. Но постепенно разговор приобретал более радужные оттенки и Джа официант уже приглашает нас посетить это заведение вечером почитать хорошую классическую литературу:D Приняв к сведению, но уже зная, что мы не придем мы прощаемся и уходим.

Наполнив себя знаниями, впечатлениями и гранатовым соком — мы счастливые и уставшие ползем по уже не очень романтичной внтовой лестнице на 6 этаж (т. к. лифт не работает). В этом милом гнездышке мы немножко отдыхаем, но вечером снова выходим поискать место для ужина. Пробежав по улочкам мы находим красивейшее местечко. Выбираем столик на террасе примерно на 6 этаже. Вид на море и город просто потрясающий. Рядом с нами сидят европейцы и интелигентно чирикают. Мы крутимся на месте снимая все на фотоаппарат. Быстро стемнело. Море заполнилось ползущими к берегу яркими огоньками — рыбаки возвращаются с промысла домой. Берег, город тоже мерцает. Сверху с высоты 6 этажа вид просто сказочный.

Немножко Стамбул, но все-таки Константинополь

Следующий день решили посвятить осмотру Кахрие Джами, или церкви Хоры. Встав ранним утром мы приняли решение пойти до церкви пешком. Проделывая путь до церкви и решив немного сократить, мы конечно же, по традиции, заблудились. Но! Я не знаю есть ли на свете еще города, где даже поплутать приятно))

Местный мальчик) Пытался впарить нам новомодный аксессуар - венок из бумажных цветочков. Не сейчас, мальчик, не сейчас :D

И вообще, пешие прогулки полезны, тем более если по пути Вам попадаются акведуки, например.

Акведук Валента

И вот мы на месте. Церковь Хоры поразительно целый памятник! Это очень важно отметить, так как церковь долгое время служила мечетью. Кроме того, очень интересна иконография фресок. Уткнувшись взглядом попеременно в С. А. Иванова и в потолок мы увидели в росписях церкви историю от сотворения Мира и до скончания веков.

Кахрие Джами
Немножко Стамбул, но все-таки Константинополь

От Кахрие мы решили направиться в церковь Балыклы (рыбная церковь). Решив, что этот день должен пройти под знаком пеших прогулок мы двинули вдоль дороги уткнувшись в карту. По пути нам встретились забавные корейцы и бомжи, спящие на константиновых стенах. Имея под рукой такие стены — как не полазить по ним?)

Мы немного размялись, перешагивая через отдыхающих там бомжей. Нет, не пугайтесь — их там не много.) Как только пришли сразу направились к источнику. А там, не поверите, плавают рыбки))

С этими рыбками связана одна интересная легенда. Давным давно у ручья сидел монах и жарил на сковородке рыбок, вдруг к нему подбежал вестник и сообщил о падении Константинополя. Монах, выразил по этому поводу скепсис, заявив, что скорее рыбки выпрыгнут из сковородки обратно в воду, чем я поверю в сказанное. Рыбки, поджарившись с одного бока, незамедлительно шмыгнули в воду. Что касается самого источника, то он чтится святым и многие столется к нему совершаются паломничества. Рядышком с источником можно обнаружить бутылочки, заботливо оставленные служителями обители, в которые Вы сможете набрать воды для себя и для друга. Все это, конечно, бесплатно. Дворик церкви вымощен плитами и заставлен саркофагами.

Немножко Стамбул, но все-таки Константинополь

На следующий день мы отправились на принцевы острова. Высадились на последнем острове. Там очень красиво — узкие улочки с простройками рубежа XIX—XX вв., все в зелени и цветах…толпы туристов)) сделав несколько шагов мы увидели прокат велосипедов. И что же мы должны стоять и смотреть как дргие разбирают велики и укатывают?

Мы тоже прихватили парочку и бодро двинулись вперед. Но бодро длилось не долго)) Остров этот не очень-то располагает к поездкам на двухколесном транспорте в силу своей холмистости))) Поспускавшись с горок и пешком поднимаясь в горки мы сдали велики и взяли напрокат лошадок с фаетоном.

Мы двинулись к монастырю Св. Георгия. Высадившись, побрели пешком по узкой, вымощенной брусчаткой дорожке вверх в гору. Монастырь находится в потрясающе красивом месте! С большой высоты, из-за сосенок и каменных глыб открывается прекрасный вид на море и на раскинувшийся вдалеке Стамбул.

Немножко Стамбул, но все-таки Константинополь

При монастыре действует небольшая церквушка, побыв там немного мы спустились, вернулись к причалу и полыли домой.

А теперь тот самый долгожданный день, в который я снова осматривала Софию. В этот раз я с грустью посмотрела на очередь из счастливчиков -обладателей музейной карты, и побрела в очередь к неудачникам стоящим за билетами. (по музейной карте смотреть Софию можно только один раз). Хотя к очередь двигалась довольно быстро.

Граффити оставленные русскими паломниками, разобрать практически невозможно)
Немножко Стамбул, но все-таки Константинополь

В назначенное время мы с Машей встретились и направились в Голубую мечеть. Архитектура проекта вдохновлена стоящей напротив Софией.

После, отправились покорять Галатскую башню.

Расставив галочки по основным пунктикам туристического паломничества в Стамбуле мы решили порадовать себя и друзей открытками. Почтовое отделение мы нашли на Гранд Базаре. На почту мы ходили дважды, ибо желающих получить открытки оказалось много. Второй раз почтовые работники позволили нам самим поставить штампы на открытках =)

Немножко Стамбул, но все-таки Константинополь

В один из вечеров мы решили прогуляться до мраморного моря. Видя что море находится «там» мы стали спускаться из Султанахмета через жилые массивы.

Мраморное море

Надо сказать, что прогулка по таковым в этом городе всегда интересна) В этот раз мы просочились в квартал населенный чернокожими)) Переглянувшись и убрав в рюкзак фотоаппарат мы побрели «туда» к морю. И даже зная, что море находится прямо по курсу можно поплутать, постоянно обходя сполошные стены из домов. Гуляя по жилому району в очередной раз мы увидели постройку, выглядывающую из плотных жилых стен. Постройка увенчана христианским крестом нас заинтересовала. Обойдя по улочкам ближайшие здания мы нашли вход во дворик и вошли.

Разномастные домики)
Немножко Стамбул, но все-таки Константинополь

Это естественно, оказалась церковь. Она была заперта. Спросив у сидящих за чаем и шахматами рядом мужчин, что это за церковь мы получили более чем исчерпывающий ответ. Один из них поднялся со своего места и прихватив связку ключей пошел отприрать нам двери. Церковь эта, судя по виду молодая. Но, можно не сомневаться, построена она на месте древнейшей византийской постройки, т. к. после взятия Константинополя христианские церкви можно было возводить только на уже существующем фундаменте какого-либо храма. К сожалению фотографировать внутри нам не разрешили. Множество икон и фресок на стенах, два ряда лавок и ключевое изображение Святого Георгия-то что мы запомнили выйдя из церкви. Церковь действующая- в подсвечниках видны огарки свечей и воск. Из интересных церквей стоит еще назвать церквушку неподалеку от моста Ататюрака. Впоследиствии я узнала, что это, скорее всего, Церковь Ключей. Там, немного пообщавшись со священнослужителем мы выяснили, что это Гречкская ортодоксальная церковь, да и сам служитель стопроцентный грек. При входе в храм продавали маленькие ключики, которые прихожане прикладывали к окладам икон и импровизированными замочным скважинам.

Мы эти манипуляции проделвыать не стали, ибо традиция эта нам не знакома, зато с интернсом понаблюдали, как это делают другие)

Ну и напоследок еще пару кадров снятых в чудесном городе Константинополе.

после трудного дня=)
На память о Стамбуле (вместо знаменитого турецкого ковра,восхваленного Бедняковым) я решила сделать себе красную прядь :)