Текие дервишей в Евпатории

Наш путь лежит в Текие Дервишей.

Единственный образец мусульманской архитектуры времен эпохи Возрождения в Крыму, сохранившийся в первозданном виде. Комплекс обители странствующих монахов (называемый текие дервиш) был воздвигнут рядом с главными воротами Евпатории.

В ансамбль входят мечеть Шукурулла-эфенди, минарет, текие дервишей, здание медресе (его ещё называют «чайный домик»), возведенные на протяжение ХV-ХVII веков. Двухэтажное здание, а справа от него ворота, над которыми изображён герб Крымского ханства (тамга) и есть вход в ансамбль «Текие-дервиш».В самом здании — бывшем медресе, сегодня расположена кофейня и крымскотатарский музей этнографии. Ворота всегда закрыты, и чтобы попасть во двор текие, нужно позвонить в один двух звонков.

Текие — центральная постройка всего комплекса. Это квадратное в плане здание с комнатами-кельями по периметру и купольной кровлей, покоящейся на восьмигранном барабане. Каждая стена здания имеет по два стрельчатых окна. Точных данных о времени строительства ансамбля «Текие-дервиш», как и об авторе проекта нет. Вместе с тем, византийские заимствования и другие особенности в архитектуре строения позволяют датировать его XV — началом XVI веков. Основали его выходцы из турецкого города Конья (тогда это была столица могущественного государства турок-сельджуков), принадлежавшие к ордену, то есть братству, Мевлана. Основателем этого самого влиятельного в мусульманском мире ордена считается выдающийся мыслитель и гуманист XIII века Мевлана Джалаледдин Мухаммад Руми.

Внутренние помещения текие оштукатурены, но не содержат росписей. В кельи дервишей из центрального зала ведут стрельчатые входы, а сами комнатки расположены одна возле другой и перекрыты низкими сводами. На востоке дервишами называют отшельников, скитальцев-мистиков, искателей истины. Дервиши исповедовали принцип: «В миру, но не от мира сего».Они врачевали, толковали сны, предсказывали будущее, переписывали книги, продавали магические амулеты. Но при этом жили по собственным законам, стараясь сохранять независимость от мирских суждений и общественной иерархии. В восточных странах и Крыму они пользовались особым уважением, считаясь чуть ли не святыми. Не они кланялись могущественному султану, а он им.

Странствуя из города в город, из страны в страну, дервиши играли примерно ту же роль, что сейчас средства массовой информации. Именно от них люди узнавали о событиях, произошедших в чужих краях.

В угловых кельях жили суфии, рядом с суфием жил дервиш — ученик.

Вход в одну из девятнадцати келий. Это совсем маленькое помещение с крохотным окошком в мир. Дервиши проповедовали аскетический образ жизни, отсутствие какого-либо имущества, отказ от всех мирских соблазнов. Эта келья как раз и иллюстрирует отношение дервишей к своему быту. Около выхода из текие расположена келья суфия — настоятеля обители. Обстановка в обители настоятеля несколько «богаче», да и само помещение кельи больше. Вообще, дервиши никогда не были нищими.

Подать милостыню дервишу в мусульманском мире всегда считалось большим благом, т. к. молитва дервиша считалась богоугодной. Не дервиш просил подаяние, а дервиша просили принять его. Жизнь дервиша была поинтереснее жизни христианского монаха.

Суфиев ордена Мевлана, которому принадлежал этот монастырь, называли «вертящимися дервишами».Об их богослужениях, сопровождаемых песнопениями и ритуальными плясками, в Европе ходили легенды. Но никто из европейцев не видел их собственными глазами, потому что посторонних сюда не пускали.

Вот, как описывали богослужение в некоторых источниках:

«С наступлением сумерек, в купольном зале текие появляется небольшой оркестрик и занимает отведённое ему место справа от входа, в углу храма. Дервиши рассаживаются, образуя круг. Ноги привычно поджаты под себя, головы опущены. На них тюрбаны (головные уборы) вишнёвого цвета, белые юбки и чёрные накидки со шлейфом. В центре круга, посреди зала, на овечьей шкуре восседает шейх (настоятель монастыря). Начинается молитва.
Вслед за суфием дервиши встают. Сбросив накидки, дервиши начинают кружиться — сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее. Во время вращения дервиш забывает обо всём земном.
Оркестр замолкает. Дервиши застывают, и некоторое время в зале царит полная тишина. По знаку шейха музыка возобновляется, но теперь в другом ритме.
Бог прославлен. Дервиши одновременно ударяют ногой об пол, подпрыгивают и под унылые звуки музыки начинают кружиться. Их застывшие взгляды свидетельствуют о наступлении экстаза. Ритуальные танцы длились до утра».

Входной проем в текие. Он невысокий — нужно наклониться, чтобы войти в старинную дверь. Это символизирует смирение.

Три основных строения этого мусульманского ансамбля — слева вход в текие, справа — остатки здания мечети Шукурулла-эфенди и минарет.«Вертящиеся дервиши» кружились здесь вплоть до конца XVIII века. А затем, после присоединения Крыма к Российской империи, всё кардинально изменилось.

Дервишей перестали пускать на полуостров. Их храм постепенно пришёл в запустение. В 1924 году советская власть закрыла монастырскую мечеть. Территорию обители передали Черноморскому флоту, который разместил здесь свои склады. Минарет использовался в качестве караульной вышки. Отчасти, благодаря этому, комплекс сохранился хоть в каком-то виде.

Монастырской же общине комплекс был возвращен в 2000 году. После возвращение комплекса религиозной общине, здесь провели небольшие археологические исследования и обнаружили удивительные вещи.

Например, могилу самого древнего в степном Крыму мусульманского святого — Отеш-деде. Она расположена слева от текие.

В мечети проводились пятничные молебны, зал был устлан прекрасными дорогими коврами, для омовения во дворе журчал источник, окаймленный розовым мрамором. Первоначальная мечеть не сохранилась, на ее месте в XVII веке была сооружена новая мечеть: одноэтажная с двухъярусным расположением окон — типичная для построек мечетей в Крыму.

Простота форм сооружения со слабой освещенностью интерьера создавали ту таинственность, которая усиливала мистическое состояние дервишей.

К сооружению мечети примыкает колоннообразный (а не кафедральный) минарет, сооруженный в конце XVII века, высеченный из тесаных блоков камня-известняка местных каменоломней.

Завершал минарет конусообразное покрытие из свинца.

Удивительно, что во время войны на территорию ансамбля не попал ни один снаряд, и лишь верхняя часть минарета была незначительно повреждена пулями.

Сегодня у стен мечети расположены надмогильные плиты с кладбища, которое располагалось во дворе текие до 1933 года.

Чалма венчала надмогильные камни тех, кто при жизни совершал священный хадж в Мекку. На некоторых плитах можно видеть знак тамки «Т» — печати рода. В бывшем здании медресе расположен крымскотатарский музей этнографии.

Здесь можно увидеть некоторые элементы татарского быта.

Крымско — татарский воин.

История ислама.

В этом сосуде, сделанном из тыквы, дервиши носили воду в странствиях.

Этим отзывом мы закончим знакомство с Евпатрией. И, кстати, с праздником, дорогие женщины.

С международным женским днём.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
Marina2506
Владимир, спасибо за поздравление!
acvazul-v2010
Марина, спасибо за комментарий
sbasman
Сколько оказывается интересного в Евпатрии
acvazul-v2010
Слава Богу закончил с этим городом. Дальше Севастополь, горы, Бахчисарай
Lyudmila_Klyopova
Не знала, что в Крыму были дервиши. Мне повезло, что встретила такого любопытного и дотошного (в хорошем смысле) туристера!
aprel2011
Интересный рассказ, неожиданно было узнать о присутствии дервишей в Евпатории... Сразу вспомнилось свое путешествие в турецкую Конью, там есть похожий музей.
Olga-Valeriia2017
Владимир, спасибо за поздравление!
Про жизнь дервишей было очень любопытно узнать, Крым столько интересного хранит.
klaudia
Здорово, у меня иногда ощущение, что я не в Лапландии, а в Евпатории!
happiness
Уж ты какая интересность в Евпатории.Действительно,Крым такой таинственный.
acvazul-v2010
Сколько всего видел этот полуостров. Страны, народы.....

Монастырь дервишей

ул. Караева, Евпатория, Крым Подробнее об объекте