Ярославский речной трамвайчик: «Из варяг в персы»

Ярославский речной порт. Адрес: г. Ярославль, Волжская набережная, 4, телефон: +7 (4852) 22-81-44 (обязательно уточнить время отправления, особенно в конце навигации), сайт: yarport.com, группа Вконтакте: https://vk.com/yarport76.


Лето будет продолжаться, пока не закончилась навигация!

Ярославский речной трамвайчик: «Из варяг в персы»
Ярославский речной трамвайчик: «Из варяг в персы»


Мы в этом убедились, прокатившись в первые осенние выходные на речном трамвайчике — наверное, самом романтичном городском общественном транспорте. Вообще, надо заметить, что экскурсионный теплоход «Москва-208» — отличная альтернатива обычным дачным теплоходам, плывущим до Толги или Вакарево.

Ярославский речной трамвайчик: «Из варяг в персы»
Ярославский речной трамвайчик: «Из варяг в персы»

Комфортабельный и уютный, двухпалубный, вместительный, с душевными интерьерами, на нижней палубе есть даже бар с безалкогольными напитками и нехитрыми закусками.

Ярославский речной трамвайчик: «Из варяг в персы»
Ярославский речной трамвайчик: «Из варяг в персы»

Цена вопроса — 350 рублей за взрослый билет. Маршрут — от речного вокзала до Стрелки, затем к Толге и снова к речному вокзалу. Время в пути — 1,5 часа, без остановок.

Ярославский речной трамвайчик: «Из варяг в персы»

Но зато с увлекательной экскурсией — аудиогидом «Легенды Ярославии». Даже мне, знающей о родном городе достаточно, было любопытно еще раз послушать историю Ярославля, начиная с момента основания и до празднования его 1000-летнего юбилея.

От речного вокзала с изящной башенкой с часами – узнаваемой картинки для всех, кто предпочитает водный путь по матушке-Волге, наш кораблик направляется к Стрелке.

Ярославский речной трамвайчик: «Из варяг в персы»

Именно здесь, на высоком берегу, в месте, где Волга встречается с Которослью, в 1010 году и был основан Ярославль. В очередной раз с интересом слушаем легенду об основании города, погружаясь во времена давно минувших дней, когда было сильно противостояние православных князей и язычников – мерян, коренного населения этого края, носившего название Медвежьего (Медведицкого) угла. Тогда, как гласит предание, князь Ярослав, увидев, что языческое племя грабит корабли купцов, проплывающих мимо их поселения, решил приструнить мерян. Те в ответ выпустили на дружину князя «лютого зверя». Что это был за зверь – история умалчивает, лишь благодаря народной молве, намного позднее описываемых событий, было решено, что это был медведь. Видимо, потому, что язычники поклонялись скотьему богу Велесу, а тотемным животным у них был медведь. В общем, Ярослав медведя убил, язычники пообещали купеческие корабли больше не грабить, однако, недоверчивый князь решил заложить на Стрелке крепость – град, дав ему свое имя. Вот такая красивая и героическая легенда.

Ярославский речной трамвайчик: «Из варяг в персы»

Над не по-осеннему зеленой листвой парят золотые купола нового Успенского собора, который был восстановлен в 2010 году на месте первого каменного храма Ярославля, заложенного в летописном 1215 году ростовским князем Константином Всеволодовичем на территории княжьего двора (кремля). К современному собору можно относиться по разному, считая слишком массивным, новодельным, отличающимся от Успенского собора 17 века (кстати, четвертого на тот момент по счету – вот так не везло главному кафедральному собору). С другой стороны, сейчас уже сложно представить Стрелку без этого монументального храма. Кстати, особенно эффектно он выглядит именно с воды.

Ярославский речной трамвайчик: «Из варяг в персы»

Сейчас у подножья Стрелки на насыпной дамбе разбит парк, кардинально реконструированный к 1000-летию города. Новые светомузыкальные фонтаны, дорожки, молоденькие деревца, памятник в честь 1000-летия. Любимое многими горожанам место, вызывающее восторг у туристов. Не Версаль, конечно, и даже не Петергоф, но прогуляться приятно. А нам интересно посмотреть на знакомую Стрелку с воды, что мы и делаем на верхней, открытой палубе теплохода, благо погода отличная, даже на реке ветра нет. Такой вот летний сентябрь.

Ярославский речной трамвайчик: «Из варяг в персы»

Тем временем теплоход, позволив немного полюбоваться ладным храмовым ансамблем Коровников, поворачивает обратно. Неспешно идет теплоход. И вместе с его движением, под шум волны переворачиваются страницы ярославской истории, о которой рассказывает аудиогид. Татаро-монгольское нашествие, польско-литовская интервенция, 17 век – время расцвета Ярославля, время, когда город становится центром купечества и торговли, когда активно идет каменное строительство, в том числе, храмовое. Помните, Ярославль – город церквей «золотого» 17 века. А мы любуемся спускающейся к нижнему партеру Стрелки белоснежной многоярусной лестницей, куполами Успенского собора, Арсенальной (Волжской) башней, Губернаторским домом, Губернаторской беседкой. Панорамы и виды, на которые можно смотреть бесконечно! Как и слушать рассказы о любимом городе.

Ярославский речной трамвайчик: «Из варяг в персы»
Ярославский речной трамвайчик: «Из варяг в персы»
Ярославский речной трамвайчик: «Из варяг в персы»

Но, пожалуй, особенно понравилась мне фраза, что наш маршрут пролегал по части древнейшего торгового пути «из варяг в персы» – в воображении сразу же возникли яркие картины прошлого. Речной торговый путь «из варяг в персы», более известный как волжский или волго-балтийский торговый путь, считается самым ранним из трех великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Примечательно, что он сложился ранее днепровского и двинского путей, но и свое международное значение стал утрачивать раньше остальных – ещё до начала крестовых походов. В период своего расцвета, во второй половине 9 века, торговый путь «из варяг в персы» обеспечивал экономическое благосостояние трех государственных образований: Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги. Вниз по Волге до Волжской Булгарии сплавлялись такие северные товары, как меха и мёд. С другой стороны, торговля со странами Востока была выгодна для Руси, так как такие экзотические товары, как, например, шелк и пряности можно было приобрести только там.

Ярославский речной трамвайчик: «Из варяг в персы»

Удивительным стал и рассказ о трех ярославских мостах, раскинувшихся над Волгой, под которыми мы проплывали (точнее, проходили – это вас любой речник поправит, по рекам именно ходят, а не плавают!). Так, Октябрьский мост – автомобильно-пешеходный мост через реку Волгу, соединяющий Октябрьскую площадь с Урочской улицей, а Ленинский и Кировский районы с Заволжским районом города. Он был построен взамен временной переправы в 1961–1966 годах по новаторскому проекту Евгения Сергеевича Уланова, брата знаменитой балерины Галины Улановой. Свое название он получил в честь 50-й годовщины Октябрьской революции. Мост довольно симпатичный, бирюзовый.

Еще один ярославский мост с ажурными пролетами называется Ярославским железнодорожным мостом (или по-старому – Николаевским). Это единственный железнодорожный мост через Волгу в нашем городе. Он расположен на перегоне Приволжье – Филино участка Ярославль – Данилов Северной железной дороги и соединяет Ленинский и Заволжский районы Ярославля. Именно по нему мы на электричке ездим в деревню. Строительство моста началось в 1910 году, и работы планировалось завершить за 2 года. Однако, почти перед самой сдачей объекта в 1912 году рухнул один из пролетов моста, и строительство затянулось. Тем не менее, открытие нового железнодорожного моста состоялось 21 февраля 1913 года и было приурочено к 300-летнему юбилею дома Романовых. Как видно из названия, мост осматривал сам император Николай II, чье имя и дало название сооружению. Первоначально в народе мост именовался Императорским, Николаевским или Романовским, а сейчас – его просто называют железнодорожным мостом. Автором проекта моста являлся инженер Станислав Ипполитович Ольшевский. Еще один любопытный момент: одним из строителей железнодорожного моста в Ярославле был отец знаменитой советской актрисы Любови Орловой, Пётр Федорович Орлов, потомственный дворянин, служивший в военном ведомстве. В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов железнодорожный мост имел стратегическое значение и охранялся с особой тщательностью. Ведь через него на фронт двигались составы с войсками и боевой техникой. Был даже создан деревянный мост-дублер, полностью повторяющий конструкции существующего железнодорожного моста, чтобы в случае его разрушения можно было быстро и просто возвести новый мост, не допустив остановки поездов. Дублер был настолько засекречен, что не сохранилось ни одной его фотографии, да и место его расположения оставалось под завесой строжайшей тайны. К счастью, его так и не пришлось использовать.

Ну, и, самый новый – это Юбилейный мост, автомобильно-пешеходный, который был построен к 1000-летнему юбилею Ярославля, и сегодня соединяет Дзержинский и Заволжский районы города.

Ярославский речной трамвайчик: «Из варяг в персы»
Ярославский речной трамвайчик: «Из варяг в персы»

Тем временем с палубы теплохода открываются виды на Толгский монастырь – любимую ярославскую жемчужинку. Это очень красивое и душевное место. Аудиогид довольно подробно останавливается на истории святой обители. Конечно, этот рассказ лучше слушать в белоснежных стенах монастыря, неспешно гуляя по его утопающей в роскошных цветниках территории. Я лишь напомню, что монастырь был основан в «лютое» время монголо-татарского нашествия и княжеских междоусобиц как духовный центр Ярославского края. В 1314 году владыка Трифон, возвращаясь с Белозерья после осмотра Ростовской епархии, ночью увидел чудесное явление Божией Матери. Восприняв это как знак свыше, было решено устроить на левом берегу Волги монашескую обитель, а обретенная икона Богоматери получила название Толгской. По преданиям, она обладает чудодейственной силой, излечивает больных, помогает страждущим. За время своего существования обитель знала периоды расцвета и упадка. В советское время монастырь был разорен, в его стенах даже размещалась детская колония. К счастью, время лихолетья миновало, обитель не только была восстановлена, но стала еще краше. На мой взгляд, обязательное для посещения место в нашем городе, не только для паломников, но и для всех, кто не равнодушен к старинной архитектуре и просто умеет чувствовать красоту.

Ярославский речной трамвайчик: «Из варяг в персы»
Ярославский речной трамвайчик: «Из варяг в персы»
1
Ярославский речной трамвайчик: «Из варяг в персы»

Еще раз бросим взгляд на привольные волжский просторы. А теперь пора в обратный путь. Экскурсия окончена, на теплоходе играет ненавязчивая музыка, а мы любуемся душевными видами. И, наверное, главное впечатление – это сама неспешная, романтичная и приятная во всех отношениях водная прогулка, шум стальной волны за бортом, еще по-летнему зеленые волжские берега, украшающие набережную особнячки и проглядывающие сквозь листву маковки церквей.

Ярославский речной трамвайчик: «Из варяг в персы»
Ярославский речной трамвайчик: «Из варяг в персы»

Часто хожу по центру Ярославля, кажется, знаю его вдоль и поперек. Но вот так, с воды город приходится видеть крайне редко. Но именно смотря на привычные виды с борта теплохода, понимаешь, осознаешь, как хорош этой пронзительно-щемящей провинциальной красотой наш Ярославль – любимый волжский город.

Ярославский речной трамвайчик: «Из варяг в персы»

Славная получилась прогулка в последние теплые денечки уже ушедшего лета. Что еще раз подтверждает, что выходные в городе могут быть интересными и познавательными, а чтобы получить положительные эмоции и яркие впечатления совсем не обязательно уехать-улететь-уплыть куда-то далеко-далеко. Интересное – оно всегда рядом. Надо только научиться это замечать и видеть.

Ярославский речной трамвайчик: «Из варяг в персы»

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Речной вокзал Ярославля

Волжская набережная, 4 Подробнее об объекте