Я поведу тебя в музей!

В своих непродолжительных поездках по городам страны я обязательно стараюсь посетить музеи. Много не успеешь, но, хотя бы, самые интересные, каких нет в других городах и у нас, в богатом на музеи Екатеринбурге. В Воронеже сходила в Музей петровских кораблей и в Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского.

9
Я поведу тебя в музей!

Художественный музей мне интересен был не только своей коллекцией, но и тем, что он располагается в знаменитом «Воронежском дворце», построенном в 1777–1779 годах в стиле барокко по проекту губернского архитектора Н. Н. Иевского для воронежского губернатора И. А. Потапова. Здание в 1911 году перешло к Воронежскому губернскому музею, который после революции стал называться музеем краеведения, а музей изобразительных искусств в нем разместился после Великой Отечественной войны. Историческая внутренняя планировка в здании сохранилась до наших дней.

10
Я поведу тебя в музей!

В эти дни в музее проходила выставка «Передвижники. Правда жизни» к 150-летию Товарищества передвижников художественных выставок. Какой смысл вспоминать об уже закончившейся выставке? Но это повод вспомнить, кто входил в состав товарищества, тем более, что большинство выставленных работ из собственной коллекции воронежского музея.

Напомню, для чего художники создали Товарищество передвижных художественных выставок:

«Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений». (Из Устава)

При входе вас встречает групповой снимок 1886 года членов «Товарищества передвижных художественных выставок», а рядом список, где и кто изображен. Увидите много знакомых фамилий.

1 из 2

Из Государственной Третьяковской галереи привезли на выставку десять картин. Это работы А. Е. Архипова, К. В. Лемоха,

1 из 2
А.Е. Архипов (1862-1930) «Деревенский иконописец» (1889)

В. Е. Маковского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Дубовского,

1 из 3
В.Е. Маковский (1846-1920) «Оправданная» (1882-1900)

И. Н. Крамского, Н. А. Ярошенко, И. М. Прянишникова,

1 из 3
И.Н. Крамской (1837-1887) «Пасечник» (1872)

С. В. Иванова и Л. О. Пастернака.

1 из 2
С.В. Иванов (1864-1910) «В дороге. Смерть переселенца» (1889)

Одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок был Иван Николаевич Крамской, чьим именем назван музей. Иван Крамской — гордость Воронежа, русский живописец и рисовальщик родился в Острогожске Воронежской области. В экспозиции выставки были его работы из коллекции Воронежского художественного музея.

1 из 2
И.Н. Крамской (1837-1887) «Потртрет жены и дочери» (1875)

10
И.Н. Крамской (1837-1887) «Портрет А.И. Крамского, сына художника» (1882)
И.Н. Крамской (1837-1887) «Портрет А.И. Крамского, сына художника» (1882)

Из коллекции воронежского музей также работы Н. Н. Ге, В. М. Максимова,

1 из 2
Н.Н. Ге (1831-1894) «Портрет крестьянина» (1887)

Н. Д. Кузнецова и К. Ф. Гуна,

1 из 2
Н.Д. Кузнецов (1850-1929) «Портрет художника Е.Е. Волкова» (1885)

А. П. Боголюбова и А. А. Киселёва,

1 из 2
А.П. Боголюбов (1824-1896) «Дарданеллы» (1873)
10
А.П. Боголюбов (1824-1896) «Дарданеллы» (1873)

К. Е. Маковского,

1 из 2
К.Е. Маковский (1839-1915) «На улице Каира» (1873)

Е. Е. Волкова, В. Д. Поленова и А. Е. Архипова,

1 из 3
Е.Е. Волков (1844-1920) «На берегу моря» (1894)
10
Е.Е. Волков (1844-1920) «На берегу моря» (1894)

В. Е. Маковского и Н. В. Неврева.

1 из 2
Н.В. Неверов (1830-1904) «Боярыня» (1901)

Н. К. Пимоненко, А. А. Киселёва и А. В. Моравова.

1 из 3
Н.К. Пимоненко (1862-1912) «Молодая хозяйка» (1911)

Хороши портреты: работы И. Н. Крамского,

7
Крамской И.Н. (1837-1887) «Портрет юнкера» (1860-е)
Крамской И.Н. (1837-1887) «Портрет юнкера» (1860-е)
11
Крамской И.Н. (1837-1887) «Портрет С.Н. Крамской, жены художника» (1867)
Крамской И.Н. (1837-1887) «Портрет С.Н. Крамской, жены художника» (1867)

К. В. Лебедева и В. Ф. Аммона.

1 из 2
К.В. Лебедев (1852-1916) «Мужчина, вдевающий нитку в иголку» (1897)

Теперь посмотрим постоянную экспозицию музея, который обладает уникальным собранием произведений искусства Древнего Египта, античности, русской и западноевропейской живописи, икон, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры.

Отдел древнеегипетского искусства

В Воронеже находится старейшая коллекция памятников древнеегипетского искусства в России. В ее основе частная коллекция, собранная молодым путешественником и исследователем бароном Отто Фридрихом фон Рихтером (1791–1816) во время его путешествия в Египет в 1815 году. В 1816 году фон Рихтер, посетивший после Египта Сирию и Палестину, трагически погиб. По решению его отца коллекция древностей и архив были доставлены в Дерпт и стали частью собрания Музея изящных искусств и редкостей при Юрьевском Императорском (Дерптском) университете, который входил в систему образования российской империи.

Во время Первой мировой войны с приближением фронта в 1915–1916 годах для спасения государственного достояния Российской империи Юрьевский университет был эвакуирован в Воронеж, а на его базе основан Воронежский университет. Музей древностей и изящных искусств существовал при университете до 1933 года, потом его коллекция была передана вновь организованному Воронежскому областному музею изящных искусств. С 1984 года музей стал называться Воронежским областным художественным музеем имени Ивана Крамского.

Главный шедевр египетского собрания музея — саркофаг, который изображает запеленатую мумию с маской на голове и груди. Саркофаг принадлежал царскому писцу Несипахерентахату, одному из высших чиновников в поселке строителей царских гробниц в Фивах. Днище саркофага по периметру украшено фризами из священных змей и страусиных перьев, а внешние стенки украшают изображения покойного, предстоящего перед различными божествами.

8
Саркофаг Несипахерентахата. Фивы. Дейр Эль_бахри. XI_X век до н.э.
Саркофаг Несипахерентахата. Фивы. Дейр Эль_бахри. XI_X век до н.э.

Интересна также накладка на мумию жрицы. На накладке имя владелицы отсутствует, но предполагают, что она принадлежала жрице Неситауджатахет.

7
Я поведу тебя в музей!

Отдел античного искусства

Начало коллекции отдела античного искусства музея положил первый директор Музея древностей и изящных искусств при Тартусском университете, профессор классической филологии Карл Моргенштерн, эвакуированный в Воронеж в 1918 году. Он приобретал произведения исккусства, прежде всего, с позиции преподавания истории искусства, и смог приобрести благодаря своим обширным связям с Германией и Петербургом многие произведения очень дешево или даже бесплатно.

1 из 2
Глиняные фигуры.

Произведения приобретались Моргенштерном в Греции, Риме, Неаполе, Капуе, на парижских аукционах. В скульптурном разделе можно познакомиться с подлинными произведениями античной пластики.

1 из 2

В экспозиции представлены копии скульптур, выполненные в XIX веке в итальянских мастерских. Они изображают героев греческого пантеона богов, выдающихся мужей античности и представителей правящего сословия.

1 из 5

Отдел русского искусства XVI — XX веков

Произведения русского искусства — важный раздел в собрании музея. Русская живопись представлена жанром портрета, пейзажа, бытовой картины. Если на выставке передвижников еще были посетители, то здесь я бродила по залам совсем одна.

1 из 3

В витринах вдоль стен выставлены изделия из фарфора и керамики.

1 из 2
Декоративная ваза (1834), фарфор. Бывший императорский завод, ныне Ломоносова.

Воронежский губернский музей был открыт 9 сентября 1894 года. К этому моменту сформировались отделы — исторический, кустарно-этнографический и художественный. Художественное собрание губернского музея пополнилось произведениями живописи, безвозмездно переданными Митрофановским монастырем и воронежским Михайловским кадетским корпусом. Много работ поступило в послереволюционные годы из брошенных или реквизированных новой властью помещичьих усадеб.

1 из 2
Н.И. Аргунов (1771-1829) «Портрет графа Н.П. Шереметева» (1798)

Большое количество произведений проступило из имения принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской в Рамони. Картины Ивана Николаевича Крамского, родившегося в Воронежской губернии, были приобретены у семьи художника.

1 из 2
К.П. Брюллов? (1799-1852) «Умывающаяся итальянка»

Русское искусство XVIII века и первой половины XIX века представлено произведениями крупнейших художников этого периода: Алексея Антропова, Ивана Аргунова, Федора Рокотова, Федота Шубина, Василия Тропинина, Федора Бруни.

1 из 3
В.А. Тропинин (1776-1857) «Портрет скульптора И.П. Витали» (1839)
1 из 2
А.А. Красносельский «Сцена у овощной лавки» (1871)

Большую ценность имеет коллекция картин и рисунков известных живописцев середины XIX века — Ильи Репина, Константина Маковского, Исаака Левитана, Василия Поленова, Архипа Куинджи, Ивана Шишкина и других.

1 из 2
В центре: Карнеев А.Е (1833-1896) «Сборы к венцу»
1 из 2
Н.Е. Сверчков (1817-1898) «Охота на волка» (1870)
1 из 2
И.Н. Крамской (1837-1887) «Книги одолели» (1872)
10
И.Н. Крамской (1837-1887) «Книги одолели» (1872)
1 из 2
Е.А. Лансере (1848-1886) «Прощание казака с казачкой» (1848-1886)

В собрании музея можно познакомиться с интересными образцами пейзажной живописи: произведениями Федора Матвеева, Сильвестра Щедрина, Ивана Айвазовского, Алексея Боголюбова, Феликса Лагорио.

1 из 2

В коллекции русской живописи XX века работы Виктора Борисова-Мусатова, Константина Рериха, Елены Киселёвой, Александра Бучкури, Константина Коровина, Александра Головина, Сергея Малютина, Григория Ряжского, Роберта Фалька, Сергея Романовича, Федора Семёнова-Амурского, Петра Нилуса.

1 из 3
Ю.И. Пименов (1903-1977) «Путешествие» (1960-е)
12
Ю.И. Пименов (1903-1977) «Путешествие» (1960-е)
1 из 2
Д.С. Кондратьев (1928-2008) «Писатель А. Платонов» (1978)

На меня наибольшее впечатление произвели работы Елены Киселёвой. Думаю, я видела ее единичные работы в других музеях, но здесь они занимали значительную часть зала. Кто же такая Елена Киселёва?

1 из 2

Елена Андреевна Киселёва — выдающаяся художница Серебряного века. Она родилась в Воронеже в 1878 году, окончила Высшее художественное училище при Академии художеств, затем продолжила обучение у Ильи Репина, считалась одной из его любимых учениц. Это первая женщина, получившая официальное пенсионерство (оплачиваемую стажировку) в Париже от Академии художеств, первая женщина — член Общества архитекторов-художников. Киселева участвовала во всех крупных выставках в России и за рубежом, получала премии Академии художеств и Общества имени Куинджи. Казалось, ее ожидало блестящее будущее, но получилось все совсем не так.

1 из 2
Е.А. Киселёва «Дачницы» (1915)

В 1915 году Елена полюбила математика Антона Билимовича и переехала жить к нему в Одессу, в 1918 году родился их сын Арсений. В 1920 году семья переехала в Королевство сербов, хорватов и словенцев, где в Белграде Билимович получил работу.

7
Е.А. Киселёва «Портрет профессора механики Антона Дмитриевича Билимовича», 1925
Е.А. Киселёва «Портрет профессора механики Антона Дмитриевича Билимовича», 1925

После этого художница Елена Киселёва стала женой профессора Антона Билимовича, но все же продолжала работать: писала портреты и иконы, делала наброски, а связь в эмиграции поддерживала с единственным человеком из России - с И.Е. Репиным. 

Во время Второй мировой войны в 1942 году её сын с женой были арестованы и отправлены в немецкий концлагерь. Здоровье сына было подорвано, в 1944 году, вскоре после возвращения из лагеря, он умер. Елена написала посмертный портрет сына и дала зарок больше никогда не брать в руки кисть. Рисунок художница никому не показывала, после своей смерти она завещала кремировать его вместе с собой.

А на родине о Елене Киселёвой не знали почти полвека.

1 из 2
Е.А. Киселёва «BLANGE» (1912)

Одна из лучших картин Елены Киселёвой — «Маруся», созданная ею в Париже. Эту картину передала в музей в 1929 году мать художницы. В 1960-е годы эта картина привлекла внимание М. И. Лунёвой, старшего научного сотрудника Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского, которая и начала поиски художницы. В 1967 году Лунёва нашла в архивах письмо на имя И. Е. Репина с сербским штемпелем и восстановила историю Елены Киселёвой. Она разыскала художницу, началась переписка, продолжавшаяся до последних дней Киселёвой.

В 1969 году, к 90-летию Елены Киселёвой, была организована первая персональная выставка на родине, художница передала в дар Воронежскому областному художественному музею более 30 работ. Умерла Елена Киселёва в 96 лет в 1974 году.

14
Е.А. Киселёва «Маруся» (1913)
Е.А. Киселёва «Маруся» (1913)

Отдел западноевропейского искусства

В коллекции западноевропейской живописи музея есть ряд первоклассных произведений художников Италии, Германии, Франции, Нидерландов.

4
Я поведу тебя в музей!

Экспозицию живописи дополняют произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

1 из 3

Среди экспонатов есть по-настоящему уникальные экземпляры. Вот, например, огромных размеров картина «Поклонение волхвов», написанная в 1423 году известным художником Джентиле да Фабриано. Она была заказана богатым флорентийским банкиром и гуманистом Палла Строцци для семейной капеллы в церкви Санта-Тринита во Флоренции. Это копия, выполненная неизвестным художником XVIII века, подлинник находится в галерее Уффици.

11
Я поведу тебя в музей!

Разнообразно представлено искусство Италии XV–XVIII веков. Большую часть коллекции составляют произведения художников различных школ: венецианской, неаполитанской, флорентийской, умбрийской. Это работы учеников великих мастеров: Леонардо да Винчи, Караваджо, Микеланджело и других.

1 из 3
1 из 2

В коллекции западноевропейской живописи есть произведение английской художницы Кристины Робертсон, которая выполнила многочисленные портреты членов императорскрй семьи Николая I, фамильных кланов Барятинских, Орловых-Давыдовых, князей Юсуповых и других. Это парадный портрет молодой красивой дамы. Мария Сергеевна Бутурлина была дочерью члена Государственного Совета обер-гофмейстера князя Сергея Ивановича Гагарина.

1 из 3
Кристина Робертсон (1796-1854) «Портрет Марии Сергеевны Бутурлиной (урожденной Гагариной)» (1841)

Раздел французского искусства знакомит с произведениями мастеров XVI — XIX веков — Жозефа Верне, Жака Куртуа Бургиньона, Гюбера Робера, Франсуа Клуэ.

В собрании музея имеется несколько произведений живописцев нидерландской школы рубежа XVI — XVIII столетий, фламандских живописцев, художников голландской школы. Но, думаю, должна же остаться какая-то загадка. Кому интересно, посетит музей и все увидит сам, там еще немало интересного!

1 из 3
Луиджи Пампалони (1791-1847) «Девочка с голубями»
1 из 2
Канова (1757-1822) «Психея», копия.

Режим работы музея:

понедельник, вторник — выходной
среда, суббота, воскресенье — с 10–00 до 18–00
четверг — с 12–00 до 20–00
пятница — с 11–00 до 18–00

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского

пр. Революции, 18/1, Воронеж Подробнее об объекте