Музей колоколов, уютный и звенящий

Так бывает. Собираешься писать о чем-то, а материал сам тебя уводит на другую дорожку. Не думала писать так сразу о колоколах Рима, а случилось. Не собиралась приглашать вас в музей колоколов, что на Валдае, да вдруг в архиве обнаружила 105 фото из этого музея! Возможно количество, а возможно возгласы друзей в комментариях о том, что история колоколов и колокольчиков обширная, слепило желание об этом музее рассказать. Тем более что музей этот единственный в России (я имею в виду именно музей, а не многочисленные коллекции, которые имеются и в монастырях, и в других музеях, в виде отдельных экспозиций). Впрочем, может быть уже и появились «собратья» — это было бы хорошо.

2
Музей колоколов, уютный и звенящий

Итак, если уж касаться темы колоколов, то, как же не пересмотреть свои собственные фотографии из музея, где собраны достоверные сведения по этому вопросу. Пересмотреть, чтобы выбрать минимум фотографий, иллюстрирующих текст. Это, конечно маленький подвиг.

3
Музей колоколов, уютный и звенящий

Музей находится в бывшей Екатерининской церкви, которую спроектировал мой любимый зодчий Н. А. Львов. Церковь построили и освятили в 1793 году.

4
Музей колоколов, уютный и звенящий

Как ни странно, в наши «странные богоборческие годы» церковь не стали ни губить, ни разрушать. В 1970 году здесь расположился музей, через десять лет вполне ожидаемо, среди краеведческой темы появилась экспозиция «Валдайский колокольчик», а уж позднее в 1995 году, в 500 годовщину первого упоминания о Валдае, в данном здании открыли Музей колоколов.

1
Музей колоколов, уютный и звенящий

Мое первое посещение Валдая было в 1998 году. Конечно же, я посетила музей, даже не зная о его молодости, даже малолетстве. Может быть поэтому, а может по стечению обстоятельств, но в музее посетителей не было и мне именно поэтому или по другой причине, но были рады.

4
Музей колоколов, уютный и звенящий

Не помню, чтобы кто-то что-то объяснял. Но аннотации на стендах были очень содержательные, так что я ходила, читала и смотрела.

Еще раз напомню, что пишу я именно о колоколах и, как могу, от темы не отступаю. Но хотелось бы заметить, что эту безбрежную тему я все же стараюсь сузить до темы «о колоколах церковных» — иначе будет великий многотомный труд «летописца» Елены, и всем моим читателям станет скучно. Однако в музее совсем избежать предыстории вопроса не получится — здесь рассказывается о временах разных и колоколах разных.

3
Музей колоколов, уютный и звенящий

Поэтому так, без обязательств «досконального изучения вопроса», погуляем по стендам и посмотрим на то, на что глаз ляжет. Поразмышляем, конечно.

2
Музей колоколов, уютный и звенящий

Второй раз я побывала в музее в 2015 году. Должна признаться, что была несколько разочарована. Видимо, для того, чтобы не разочаровываться, не нужно очароваться, а я была в свое первое посещение по-настоящему очарована выпавшими мне мгновениями общения с колоколами. Это случилось тогда, в конце 20 века…

Ах, как звучит: в конце 20 го века…

2
Музей колоколов, уютный и звенящий

Что это было! Мне словно открылась тайна. В музее было тихо и я, испросив разрешение, тронула один из колоколов. Тронула осторожно, ведь мы еще не были с ним знакомы. Колокол ответил негромко, он словно выдохнул в звуке всю палитру тембров, которые слились в звук единый, наполненный многоцветный, по сути. Я дослушала его до конца, пока он кружил вокруг меня, лаская слух. Когда звук угас, я тронула его язык чуть сильнее, и колокол ответил уже радостнее и увереннее. Я снова дождалась угасания звука и о, чудо! Другой колокол, который я не трогала (!) тоже тихо «молвил», скорее «прошептал», отвечая собрату. Резонанс! Тут и физика, и акустика, и чудо. Оттого, как я трогала колокол за язык, зависела, в сущности, высота звучания (на уровне обертонов только). И тогда случилось второе чудо. Колокола стали «подстраиваться» друг к другу, пока не выстроились в терцию, чистую, как утренняя роса… Сами подстроились! Подвластные законам Вселенной!

3
Музей колоколов, уютный и звенящий

Прошло 17 лет. А я все помнила ту радость. Когда шла в музей — понимала, что такие мгновения не повторяются, но разочарование все же меня не обошло. В музее проходила экскурсия для старшеклассников. Экскурсовод хорошо рассказывала об истории колоколов. Я даже что-то записала на видео, хотя акустика в храме такова, что голос звучал гулко. Да и ребятам было «не до чудес». Когда разрешили тронуть колокол, кажется, никто не решился. А потом, когда экскурсовод ушла, стали смело «дергать за веревочку». В результате резкие звуки слух не порадовали и лишь наложились на запрещающие, также резкие возгласы смотрительницы, из конца небольшого зала.

Мое чудо осталось в прошлом…

И вот теперь, вспомнив с вами о том незабываемом, я готова рассказать немного и фрагментарно о чем можно узнать в музее.

Кстати, следует упомянуть, что ныне на Валдае уже два музея — открылся еще Музейный колокольный центр, но я в нем не была (пока).

Итак, колокол, очевидно, вначале был средством оповещения. Интернет убеждает читателя, что появились колокола в Китае в 23 веке до нашей эры. Я, конечно же, не верю. Но с чего то надо начинать, должна же быть точка отсчета. Но почему именно этот век, а не тот!

Почему не верю? Как средство оповещения колокол или его предтеча мог возникнуть в совершенно разных культурах, которые и не соприкасались в пространстве. Это называется «типологические связи».

А еще не верю, потому что рядом с заявлением о рождении колоколов в Китае, именно в 23 веке до н. э., предлагается вот такая версия про наш знаменитый Царь-Колокол.

1
Музей колоколов, уютный и звенящий

Он, оказывается, был такой громкий, что его было слышно, аж за 7 верст…

Между тем, как многим известно, Царь-Колокол не звонил никогда. Вследствие пожара в Москве, от разницы температур, от него отвалился огромный кусок металла, когда он был еще в яме. Там он пролежал довольно долго — не до него было, раз уж инвалид… А потом вспомнили, подняли, поставили на пьедестал и получился замечательный памятник в честь всех, кто занимался и занимается литьем колоколов, а может быть и звонарей.

Итак! Не верь интернету, а ходи по музеям — там ученые, прежде чем выставят экспонат — действительно изучают, а не придумывают истории.

Читаем о возникновении колоколов в Европе.

1
Музей колоколов, уютный и звенящий

Что ж! 6 век — это уже «теплее», тем более что этому факту есть документальные подтверждения.

2
Музей колоколов, уютный и звенящий

Первые упоминания о колоколах на Руси… Впрочем, читайте!

2
Музей колоколов, уютный и звенящий

А вот тут уже интересно! Оказывается, на Руси вначале тоже были колокола «качающиеся», то есть тот тип, который и до сих пор используются в католических храмах. Наверное, это естественно, ведь первый колокол, из сохранившихся ныне в России, привезли из Рима в 12 веке. А вообще кто-то пишет, что первые колокола на Руси появились еще на два века раньше. Но мне это уже не проверить.

Вначале на Руси привезенные колокола называли «очапными» или «очепными». Очеп, очап, оцеп — это русские названия ремня, который приделывался к вращающемуся валу с насаженным на нем колоколом. Поэтому иногда такие колокола называли валовыми. В то же время «очепом» называли и шест с веревкой на конце, приделанный к валу, скрепленному с колоколом.

Итак, колокола в западной традиции появились на много тысячелетий позднее восточных — в данном случае китайских собратьев, и назывались они карильоны. Не будем прослеживать их судьбу — она непростая, ведь вначале карильоны в Европе считались атрибутом языческим. Здесь не нужно путать первые колокола (карильоны) с музыкальными инструментами карильонами, которые состояли из множества колоколов и возникли значительно позднее.

1
Музей колоколов, уютный и звенящий

(фото ин-та)

На Руси колокола прижились без труда. Постепенно оформилось и собственное название — «колокола», а бить стали с помощью языков.

1
Музей колоколов, уютный и звенящий

И хотя речь обычно идет о 17 веке, но сохранился рисунок, повествующий о реконструкции, в 15 веке, системы очапных звонов в Духовской церкви Троице-Сергиево монастыря.

2
Музей колоколов, уютный и звенящий

Сойдемся на том, что это были «дела давно минувших дней».

Однако есть одно исключение (о котором и я не знала). Оказывается, в Псково-Печерском монастыре сохранилась единственная в России колокольня с очепным принципом звона. Вот как интересно!

В музее прослежена история становления колокольного литья, рассказано о заводах, которые возникали по всей России, о хозяевах этих заводов, династиях предпринимателей.

1
Музей колоколов, уютный и звенящий
2
Музей колоколов, уютный и звенящий

История напоминает, что наряду с колоколами могучими, создавались и колокола, выполнявшие прикладную функцию. Так ямщицкие колокольчики — это сугубо русское явление. Сколько народных песен связано с этим образом.

«И колокольчик — дар Валдая»… Именно Валдай стал центром литья ямщицких колокольчиков.

2
Музей колоколов, уютный и звенящий

На дорогах Урала и Сибири с начала 19 века распространялись колокольчики Вятской Тобольской, Пермской губерний. Вообще колокольное производство развивалось в городах, что стояли на дорожных трактах. Это естественно. Были заводы-гиганты, а некоторые заводы или просто мастерские насчитывали всего 15–16 рабочих. В них изготовляли наряду с ямщицкими колокольчиками подсвечники, самовары.

2
Музей колоколов, уютный и звенящий
2
Музей колоколов, уютный и звенящий

Однако наряду с этими бытовыми вещами, некоторые такие заводы, несмотря на свою малость, отливали и церковные колокола, которые изготовлялись по особым правилам.

А колокола и колокольчики все больше входили в быт людей. Сигнальная функция стала определяющей для пожарных, железнодорожных, корабельных колоколов. Популярными стали и дверные колокольчики, которые в обыденном сознании выполняли функцию чуть ли не оберега.

Настольные колокольчики использовались в богатых домах для вызова прислуги, а на собраниях они призывали к вниманию собравшихся.

Эти колокольчики часто являются достойными предметами декоративно-прикладного искусства — при их отливке заботились об их внешней красоте.

Но вернемся к церковным колоколам. Их принято разделять на принадлежность к следующим традициям: восточную, западную, русскую.

Особняком стоит карильонная традиция.

Колокола восточной традиции сегодня используются в буддистских храмах. Звонят мерно, мягко. Иногда ударяют деревом по металлу. Есть в современной восточной традиции и большие колокола, в них ударяют бревном! Эти колокола используются в медитациях.

О западной традиции мы уже немного поговорили ранее.

Колокола в Риме

А вот о русской традиции еще будем и говорить, и слушать в других моих рассказах о путешествиях — отправимся туда, куда позовут колокола.

2
Музей колоколов, уютный и звенящий
3
Музей колоколов, уютный и звенящий

Наверное, стоит все же сказать и о карильонах (о них несколько раз упомянули в комментариях).

Карильон — это музыкальный инструмент, который состоит из колоколов, каждый из которых подточен в определенную ноту и диапазон тут составляет до 4 октав. Колокола связаны с клавиатурой, на которой можно играть как на органе.

В России есть два карильона (один в Санкт-Петербурге, а другой в Петергофе). Самый первый инструмент был привезен еще Петром I из города Мехелен. На французский манер этот город звучал как «Малин». Есть версия, что от этого карильона и пошло выражение «малиновый звон».

Тот инструмент был уничтожен еще в 1756 году, от прямого попадания молнии. Следующий карильон был куплен в 1776 году и в 1840 году был разобран, так как состарился.

Последний карильон, который можно услышать и сейчас (в нем 51 колокол), начали изготавливать в 1991 году. Карильон — подарок городу от Фландрии. Хотя это государство и исчезло, но музыкальные традиции остались и существуют уже в новом государственном образовании. Так Йо Хазен — директор бельгийской Королевской школы карильона, был одним из инициаторов этого благородного дела.

Туристы могут принять во внимание, что в Петропавловской крепости, на Соборной площади, каждое воскресенье проходят концерты карильонной музыки. Концерты бесплатные, но не круглогодичные: С 14 апреля по 1 июля в 17 часов. А с 25 июня по 7 июля каждый день за исключением суббот концерты проходят в 19 часов.

В юбилейный 2022 год — 350 лет со дня рождения Петра Великого, проходил 18-й, традиционный Международный фестиваль карильонной музыки. О таком фестивали гостям Санкт Петербурга тоже полезно знать.

Хотела бы отметить, что у нас теперь есть свои карильонистки, их обучают в Санкт-Петербургской консерватории.

В этом видео вы можете увидеть как играют на карильоне Петропавловской крепости и услышать его. Показывает известная карильонистка Олеся Ростовская. А затем мы вернемся в музей колоколов на Валдае.

Музей колоколов на Валдае и звучание карильона

В музее есть документы — свидетельства времени богоборчества. Сколько в то время колоколов было порушено и разбито!

Но мне не хочется сейчас предлагать вашему вниманию те фотографии. Сердцу больно.

В наше время колокольное литье и колокольное искусство возрождается. Об этом в музее вы также найдете немало сведений.

2
Музей колоколов, уютный и звенящий

Проходят конференции, семинары, фестивали…

2
Музей колоколов, уютный и звенящий

Это очень помогает объединению носителей традиций, обмену опытом.

3
Музей колоколов, уютный и звенящий

А о том, что «колокольчик — дар Валдая» сегодня в этом небольшом городке напоминают даже автобусные остановки.

2
Музей колоколов, уютный и звенящий

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Музей колоколов

ул. Труда, 2А, Валдай, Новгородская обл., 175400 Подробнее об объекте