Тоня Тетрина

В этом году нам посчастливилось побывать в таком удивительном месте на Кольском полуострове!!! Называется это место — тоня (читать следует с ударением на «я») Тетрина. Не стоит путать (многие путают эти места) с селом Тетрино, что находится за Варзугой (около 140 км), до которого можно добраться только по воздуху или морем. А тоня Тетрина стоит на Турьем полуострове, и доехать сюда можно на машине.

Тоня — это место промысла поморов (ловля рыбы, добыча соли, охота и многое другое). Таким промысловым участком на Белом море владела семья или община. В старину насчитывалось огромное количество тоней. Эта тоня — одна из крупнейших этого района. В переводе с финно-угорского Тетрина означает тетеревиная. Тетеревов здесь достаточно много.

Это музей под открытым небом. Здесь огромными усилиями и с любовью воссоздан быт поморов, живших на Терском берегу Белого моря с 12 века.

На просторах интернета написано достаточно много различных отзывов об этом месте. От себя хочу сказать, что это классное место для отдыха. Это место, куда нам хочется еще раз вернуться. Это место, о котором хочется с восторгом рассказывать друзьям и знакомым, делиться впечатлениями от увиденного, показывать свои фотографии и советовать его посетить.

В прошлом году во время отпуска по северу нашей старны (Карелия, Заполярье) мы доехали до Варзуги, а тоню проехали мимо)… Ну, наверное, так нужно было, чтоб в прошлом году мы его проехали, а сюда попали именно в этом году.

Мы заранее созвонились с Александром Борисовичем, получили от него подробный инструктаж, как добраться до места. Приехав в Кандалакшу, еще раз с ним созвонились. К нашему приезду он готовил уху из свежей рыбы и баню (баня после очень долгой дороги была кстати)!

После Умбы перед знаком 23 км нужно повернуть направо.

Тоня Тетрина

Потом проехать прямо лесной дорогой до самого моря, затем направо. Нам повезло — начинался отлив и мы ехали по литорали.

Немного проехав, на берегу установлен крест, от которого одна дорога идет берегом моря, а другая (чуть правее) — лесом. Мы потихоньку поехали лесной дорогой. Дорога маркерована. По пути нам повстречалась машина, разъехались легко. Ребята сказали, что нам уже совсем немного осталось. И вот мы у цели…

Вышли мы из машины после очень долгой дороги и стали расслабляться… Познакомились поближе с хозяином — Александром Борисовичем. Нам сразу была предложена поморская уха из только что выловленной рыбы и баня. Честно скажу, что сначала мы выбрали уху (уж очень хотелось горяченького и жиденького), а потом уже баню.

Тоня Тетрина

Уха на свежем воздухе — это невероятная вкуснятина, которую никаками словами не описать, нужно только самим есть, вот так ела б и ела. Особенно она вкусна из такой посуды. Еще нам предложили местную соль. Она совсем не та, что мы покупаем в магазине.

А на следующий день нас угощали икрой. Вот сейчас бы я не отказалась еще ее покущать.

Тоня Тетрина

Кушали мы ресторане, продуваемом северным морским ветерком, и с видом на море. Сидели на деревянных скамейках, устланных оленьей шкурой. Кушали, смотрели на море, красивое небо. Одним словом получали удовольствие!

Затем Александр Борисович провел нас в дом, в котором мы ночевали. Это комната-музей. Так что ночь у нас была в самом настоящем музее! Да еще и на самом берегу Белого моря! Думаю, что можно даже немного и похвастаться (по-доброму,…вообще я не хвастунишка), что однажды мы ночь провели в музее).

Перед сном мы с большим интересом рассматривали экспонаты, которых здесь очень много. Экспонаты очень интересные.

Как же нам хорошо здесь спалось под дождик!

А вот такми был вид из окошка.

Передохнув после приема пищи, мы пошли в баню, чтоб смыть всю усталось от дороги. Мы не заядлые парильщики, но баня нам понравилась. Такое классное ощущение, когды ты выходишь чистенький на прохладный воздух, вдыхаешь морской воздух… Я еще приняла спа-процедуру с ламинарией. Здорово! Ванна с подогретой беломорской водой и водорослями! Лежишь и смотришь на море… Ну не красота ли!

Тоня Тетрина

Здесь тишина, покой… здесь нет телефона, телевизора…отдыхаешь душой и телом от городской суеты. Человеку нужна смена обстановки, нужен перезагруз. Отдыхающих было много, все места были заняты. Кроме туристов сюда приезжают, ученые, студенты,…

Интересна сама территория.

Все оформлено в старинном стиле.

Можно гулять и по берегу моря, наслаждаясь северными красотами, от которых глаз не оторвать.

Морские звезды. Камень почти в форме сердца.

За день до нашего приезда можно было понаблюдать за отдыхающим на камне тюленем. Говорят, что так он лежал минут 30. Но нам такое не удалось увидеть. Зато среди камней мы нашли пинагора. Видели морских звезд.

Легкий дожик нам не помешал. Куда не посмотри — красота. Стараешься сделать кучу фоток себе на память. А когда уже вернешься домой, думаю, что мало сделала фото)

Александр Борисович проводит очень интересные экскурсии. Он рассказывал бы и рассказывал. Мы слушали с открытыми ртами. Только потом я осталась, чтобы повнимательнее рассмотреть все экспонаты и зафотить их. А экспонатов здесь более 1000!!!

Мы остались в восторге от пребывания в этом месте. Нам сюда хочется вернуться снова.