Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Поленов был художником удивительного дарования. Своими живописными работами он сильно выделялся на фоне художников-передвижников, поскольку затронутыми темами никого и никуда не призывал и никогда не учил. Он так однажды сформулировал своё кредо: «Искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит» и следовал ему всю жизнь. Не все талантливые люди, которых небесные силы одарили искрой божьей, делились с людьми своим талантом так щедро, как это делал Василий Поленов. И хотя художник не был обойден вниманием в течение жизни и жизнь в целом у его сложилась счастливо, критики современников он не избежал. То темы не те раскрывает, то Христа не так показывает, а записной критик, защитник всех передвижников мира Стасов вообще считал, что Поленову нечего делать в России. Его цитата относительно Поленова просто поражает:«Москва Вам ровно ни на что не нужна, точь-в-точь, как и вся вообще Россия. У Вас склад души ничуть не русский, не только не исторический, но даже и не этнографический. Мне кажется, что Вам лучше всего жить постоянно в Париже или Германии». Но истинные друзья Поленова, первым среди которых был Савва Мамонтов, называли его «рыцарем красоты» — художник искал ее во всем: театре, жизни, архитектуре. И выражал в живописи.

На стыке прошлого и текущего года в честь 175-летия Василия Поленова в Новой Третьяковке прошла его монографическая выставка. Это было грандиозное культурное событие прошлого года. В Третьяковскую галерею на Крымском Валу привезли более 150 произведений из 14 музейных и 4 частных собраний, а также театральные эскизы, архитектурные проекты, световой театр-диораму, архивные документы, фотографии и более 20 живописных и графических произведений поленовских учеников.

Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Выставка В.Поленова в Новой Третьяковке конец 2019-начало 2020г.г.

Закономерным шагом вслед за посещением выставки стало бы посещение усадьбы Поленово, что и было запланировано на апрель текущего года. К сожалению, события этого года разрушили эти планы, Поленово волею судьбы удалось посетить только поздней осенью, в ноябре. Конечно, это была уже не любимая художниками золотая осень, но и в таком времени посещения также есть плюсы: практически полное отсутствие посетителей, безмолвный парк, белые в инее деревья и один на один с удивительным местом на Земле, созданным гением великого русского художника.

Ниже несколько ноябрьских фотографий из Поленово (больше фотографий в фотоальбоме «Поленово. Краски поздней осени»).

От Поленова к Поленово ровно год спустя после открытия выставки. Поездка как подтверждение архитектурного и ландшафтного гения художника, ибо впечатления от увиденного укладываются в три слова: гармония, красота и совершенство.

1
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Вход в музей-заповедник «Поленово», ноябрь 2020г.

2
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Аллея, ведущая к главному дому «Поленово»

2
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Главный дом музея-заповедника «Поленово»

2
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Дерновый круг перед главным домом с памятным камнем в честь защитников «Поленово» в войну 1941—1945 гг. и мастерская художника под названием «Аббатство»

2
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Панорама территории перед главным домом музея-заповедника «Поленово»

1
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир
3
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Аббатство в разных ракурсах — чем не архитектурный шедевр Поленова.

Аббатство было построено в 1904 году. По этому поводу Поленов иронично написал Цветаеву: «Мы до сих пор в деревне, где я в это лето соорудил себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство».

Возвращаясь к выставке Поленова. Она стала поводом обратиться к творчеству одного из известнейших русских художников и в дальнейшем подробно познакомиться с историей усадьбы Поленово. При входе на выставку посетителей встречали три главных шедевра Поленова — «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». А дальше ясная и цельная экспозиция рассказывала историю ясной и цельной жизни художника и такого же его искусства.

Сначала про феномен картины Поленова «Московский дворик». С неё начиналась выставка, она считается манифестом художника, так что сделать это более чем логично.

1
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Василий Поленов. «Московский дворик». 1878г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Картина «Московский дворик» на выставке Поленова в Новой Третьяковке

«К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным». Такими словами Василий Поленов сопроводил свой «Московский дворик», когда посылал его на выставку передвижников. Никто не ожидал, что «Дворик» будет ждать такой успех. Особенно на фоне других полотен той экспозиции — «Протодиакона» Репина или «Встречи иконы» Савицкого. Так случайно получилось, что скромная картина, написанная на скорую руку, стала программным произведением художника. Сюжет картины прост как мир: Москва — большая деревня, но с какой теплотой написанная.

В конце 1870-х Василий Дмитриевич готовился к выставке художников-передвижников и приехал в Москву писать «Пострижение негодной царевны», собирал материалы, зарисовывал интерьеры кремлевских соборов. Но понял, что не успевает к сроку. Поселился Поленов недалеко от Арбата, и из окна его комнаты открывался вид на ставший потом знаменитым московский дворик. Сначала художник сделал этюд, а потом — картину, которую в итоге представил на выставке передвижников. Его «незначительная» картина понравилась всем, а Третьяков сразу её купил. Первый этюд на эту тему, на котором не было ни людей, ни лошади с телегой, Поленов не один раз повторил, один из повторных этюдов презентовал писателю Ивану Тургеневу. Почему Тургеневу? Как в свое время написал сам Поленов, на его картине изображен именно московский «тургеневский уголок». В ответ Иван Сергеевич подарил Василию Дмитриевичу «Записки охотника» с дарственной надписью. Книгу эту Поленов очень любил и называл бриллиантом русской литературы.

Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Первый, самый ценный этюд Василия Поленова к картине «Московский дворик» на выставке Поленова в Новой Третьяковке. В настоящее время хранится в Третьяковской галерее.

Если кому случится посетить музей Тургенева в Буживале во Франции, то подаренный Поленовым повторный этюд картины «Московский дворик» можно увидеть в реконструированном кабинете Тургенева на втором этаже здания музея.

Поленов и Европа

Поленов, интеллигент и потомственный дворянин (его отец был дипломатом в чине тайного советника, мать — детской писательницей и художницей-любительницей) одновременно с Академией художеств окончил юридический факультет Петербургского университета — родители настояли, чтобы он получил серьезную, способную прокормить, специальность. Но художественное начало у молодого Поленова перевесило. После получения золотой медали Академии художеств за «Воскрешение дочери Иаира» он вместе с Репиным уехал в пенсионерскую поезду по Европе. Кстати, Репин удостоился этой поездки за картину на ту же тему. «Воскрешения» двух друзей-художников всегда сравнивали и по мнению общественности того времени сравнение было не в пользу Поленова. Поленову пеняли, что его картина исполнена слишком просто, что там нет ощущения истинного божественного чуда и Христос изображен как простой усталый путник. Но они просто не поняли, что это была отнюдь не случайность. Об евангельской теме в жизни Поленова чуть ниже, а пока отметим, что Репин в отличии от Поленова всегда откликался на актуальные темы российской действительности: обличал, учил и призывал, его творчество можно назвать энциклопедией русской жизни. Правда закончил плохо, разочаровавшись в том, к чему призывал, и умер, по сути, в холоде и голоде в ссылке в своих Пенатах. А Поленов — это скорее художник вне времени, его путеводной звездой стала красота в обыденном, которая не связана временными историческими рамками. На склоне лет Поленов создал свою уникальную усадьбу Борок (с 1939 года Поленово) как дело всей жизни, художник прожил там почти безвыездно последние 15 лет, революционные годы его конечно потрепали, но умер он счастливым. А усадьба Поленово осталась навсегда для потомков, как вечный памятник великому русскому художнику. Есть такая цитата Поленова про уход в мир иной: «Смерть человека, которому удалось исполнить кое-что из своих замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное, закономерное, это есть желанный отдых, покой, причем покой небытия, а бытие остается и переходит в то, что он сотворил».

1
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Василий Поленов. «Воскрешение дочери Иаира». 1871г. Холст, масло. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург.

1
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Илья Репин. «Воскрешение дочери Иаира». 1871г. Холст, масло. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург.

В Европе Поленов побывал во многих городах, в географии его путешествий значатся Вена, Мюнхен, Венеция, Флоренция и Неаполь, художник долго жил в Париже. На доме в Париже по адресу улица Верон, дом 31, в 18 округе Парижа, на Монмартре, где жили Поленов и Репин, усилиями международной ассоциации под названием «Поленов», которую основали потомки художника по французской линии, буквально в 2018 году была открыта памятная доска, а чуть раньше в Нормандии, в Вёле, куда друзья-художники ездили на плэнер, появился сквер имени Поленова. В Европе чтут талант большого русского художника.

1
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Памятная доска, посвященная русским художникам Василию Поленову и Илье Репину, открытая 6 октября 2018 года в Париже на фасаде здания по адресу улица Верон, дом 31, 18 округ Парижа, Монмартр. Фото из интернета.

Вехой в живописной карьере Поленова стала написанная в пенсионерской поездке картина «Арест графини д’Этремон», посвященная преследованиям гугенотов во времена Варфоломеевской ночи в Париже. Она была приобретена цесаревичем Александром Александровичем (будущим императором Александром III) и обеспечила художнику получение в 1876 году звания академика живописи.

1
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Василий Поленов. «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон». 1875г. Холст, масло. Государственный Русский музей

В музее Поленово в бывшем кабинете художника в окружении других его работ висит авторская копия этой картины.

Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Музей-заповедник «Поленово». Кабинет художника. Картина «Арест графини д’Этремон». Авторская копия. 1919г.

На картине выражен весь ужас противостояния на религиозной почве. Лицо графини, жены одного из лидеров гугенотов, спокойно и гордо, она потеряла всех своих родных и смирилась с судьбой. События Варфоломеевской ночи и французской революции по своей жестокости ненамного уступали Русской революции 1917 года, по крайней мере у большевиков были хорошие учителя.

У Поленова есть ещё две значимые картины на исторические темы: «Право господина» (это была первая картина Поленова, купленная Павлом Третьяковым) и «Цезарская забава». Все три упомянутые картины выполнены в лучших академических традициях и вполне достойны парижских выставочных салонов того времени. Но историческим живописцем Поленов так и не стал, в чем его и упрекал Стасов. Именно в Европе Поленов нашел себя в качестве пейзажиста. Летом 1874 года Репин пригласил его в городок Вёль-ле-Роз (Город Роз) на побережье Нормандии, где оба пенсионера с увлечением занялись этюдами на пленэре и даже писали с натуры одну и ту же лошадку для сбора галечника, как когда-то создавали каждый свою версию «Воскрешения». Поленов «неожиданно» стал настоящим импрессионистом, с цветными тенями и открытым, свободным движением кисти. Приведем три его характерные картины того времени.

1
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Василий Поленов. «Мельница на истоке речки Вёль». 1874г. Этюд. Холст, масло. Музей-заповедник «Поленово».

В этой картине Поленов даст фору многим художникам-импрессионистам. Наверное поэтому французы согласились увековечить память художника, что чувствовали в нем родственную душу своему любимому импрессионизму.

1
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Василий Поленов. «Белая лошадка. Нормандия». 1874г. Холст, масло. Музей-заповедник «Поленово».

Эта картина раскрывает Поленова как мастера передачи цвета, непросто нарисовать белую лошадь в солнечный день да ещё на фоне белой стены. Картина храниться в музее Поленово в одном помещении с копией картины «Арест графини д’Этремон» и показывает многогранность таланта художника.

Для сравнения приведем картину с подобной лошадкой, но кисти Репина. Это сравнение дает возможность понять, насколько разными и насколько талантливыми были друзья-художники.

1
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Илья Репин. «Лошадь для сбора камней в Вёле». 1874г. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.

1
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Ещё одна симпатичная картина Поленова под названием «В парке. Местечко Вёль в Нормандии». 1874г. Холст, масло. Государственный Русский музей

В городке Вёль-ле-Роз в 2015 году был открыт сквер имени Василия Поленова. Он расположен рядом со Старыми Воротами, которые художник запечатлел на этой картине. А ранее одна из улиц города получила название Пассаж русских художников. Будете в Вёле, отыщите места, связанные с именами великих русских художников.

Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Фото, сделанное на открытии сквера имени Поленова в Вёле и размещенное в инстаграме (без соцсетей нынче никуда) тульского журналиста Дмитрия Литвинова — друга музея «Поленово». На фото правнучка Поленова — Наталья — нынешний директор «Поленово» и её мама Грамолина Наталья Николаевна — предыдуший директор «Поленово».

Поленов и Восток

Поленов не ограничился поездками по Европе, он совершил не одну поездку по Востоку, в коллекции его путешествий Константинополь, Александрия, Каир, Палестина, Сирия, Греция. Сохранилась реконструированная карта восточных путешествий Поленова, изучив её, понимаешь, в чём истоки подлинности изображений на картинах восточной серии художника.

Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Карта с маршрутами восточных путешествий В. Д. Поленова. Архив семьи Поленовых. Поленовский «путь Христа».

От поездок у Поленова остались не только картины, но и письма. Сегодня записи Поленова читаются как увлекательный, говоря по-современному, тревел-блог обаятельного и наблюдательного человека: природа и музеи, нравы и странности, еда и цены, особенности внешности и костюмов. К выставке был издан трехтомник под названием «Мир Василия Поленова» — уникальное издание, позволяющее взглянуть на мир художника сквозь призму его путешествий. Третий том посвящен Востоку и в него в том числе вошли записи Поленова, сделанные в ходе его «библейского пути». Это было совсем нелегкое путешествие, это не был комфортный для путешествий 21-ый век. Стужа и зной, порой отсутствие элементарных удобств, пошаливали бедуины. Поленов путешествовал с палицей, которой собирался защищаться от недругов, хорошо, что не пригодилась, сегодня она хранится в запасниках Поленово. Приведем одну характерную картину Поленова из его первого путешествия на Восток в 1881–1882 годах.

1
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Василий Поленов. «Храм Юпитера в Баальбеке». 1882г. Холст, масло. Ульяновский областной художественный музей.

Критик Яков Тугендхольд в анонсе выставки Поленова 1914 года так писал про восточную серию Поленова «В этих пейзажах Палестины и Египта — подлинное художественно-историческое значение Поленова в русском искусстве. В восточных этюдах Верещагина больше педантической правды, но в отношении живописном первым русским ориенталистом является Поленов». Ориентализм (от лат. orientalis — восточный) расшифровывается «как использование сюжетов, мотивов и стилистических приёмов искусства Востока в европейской культуре», а упоминание в связи с восточной серией Поленова другого русского художника Василия Верещагина является поводом сравнить творчество на тему Востока двух великих русских живописцев.

Поленов и евангельские сюжеты

В советские времена по понятной причине мы не были знакомы с этим направлением творчества Поленова. Как рассказывал в одном из интервью внук художника Федор Поленов, это было время, когда за одно упоминание в ходе экскурсии в музее о цикле «Из жизни Христа» незамедлительно писался донос, а затем следовал вызов в соответствующие органы. А между тем, эту тему художник считал едва ли не главной темой его творчества. Одним из сильнейших юношеских впечатлений Поленова стало знакомство с картиной Иванова «Явление Христа народу». Эта картина после возращения Иванова из Италии была выставлена на всеобщее обозрение в Академии художеств и потрясла четырнадцатилетнего Василия. Кто знает, не тогда ли у художника зародилась идея сделать собственную евангельскую серию и написать не менее эпическое полотно, коим в итоге и явилась его картина «Христос и грешница». Но к этой теме Поленов вернется десятилетия спустя. А до этого времени у художника было много потерь в жизни. Тот же обожаемый художник Иванов вскоре после возвращения из Италии умирает и причиной его смерти стала не только болезнь, а в большей степени неодобрение и осуждение, которые вызвала в обществе его эпохальная картина. В марте 1881 года Василий Поленов стоял перед постелью умирающей сестры-близнеца Веры, он понимал ее с полуслова, а любил всем сердцем. В пенсионерской поездке в Риме Поленов потерял Марусю Оболенскую, которую видел своей невестой, она умерла от кори. Художник как реквием позже написал свою известную картину «Больная». Ещё была потеря ребенка, от последствий которой Поленова спасал Савва Морозов в своем имении Абрамцево. У каждого в жизни своя Голгофа. Поэтому обращение художника к евангельской теме в зрелом возрасте вполне объяснимо. Но его отношение к этой теме было своеобразным. Поленов выбирает эпизоды, которые не попадают в освященные многовековой живописной традицией сюжеты, такие как Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря и многие другие, а оказываются «между», это скорее бытописание пути Христа, причем самые травмирующие сюжеты Страстной недели дозируются художником очень скупо. Отношение Поленова к Христу было не фанатично религиозным, а скорее приближенным к реальной жизни, что, разумеется, не нравилось церкви. Христос для Поленова — это больше человек, но с идеальной, нравственной, совершенной силой. Ученик Поленова Татевосян очень своеобразно оценил эту часть творческого наследия своего учителя — он как-то сказал, что серию картин «Из жизни Христа» Поленова «вернее было бы назвать «Путь Христа в пейзажах».

Всего Поленовым было написано более 60 картин на евангельские темы, в России осталась небольшая их часть. Советская власть, понятно, не особо берегла это наследие Поленова. На последней выставке было представлено не более 2-х десятков картин из этого цикла, больше собрать не удалось.

Ниже приведем три характерные поленовские работы на евангельскую тему, но до них разместим два портрета: Василия Поленова кисти Ильи Репина и сестры художника Веры авторства самого Поленова. Интересно сравнить их портреты, они были близнецами.

1
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Илья Репин. «Портрет В. Д. Поленова». 1877г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Василий Поленов. «Портрет В. Д. Хрущёвой, сестры художника». 1874г. Холст, масло. Музей-заповедник «Поленово».

Далее три выбранные картины Поленова из евангельской серии художника.

1
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Василий Поленов. «Голгофа (Стояли вдали…)». 1909г. Холст, масло. Вятский художественный музей им. В.М. и А. М. Васнецовых

Очень сильная картина, малознакомая широкой публике. Поленов лично подарил её Вятскому музею, по крайней мере именно так написано на сайте музея.

1
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Василий Поленов. «Мечты (На горе)». 1909г. Холст, масло. Государственный русский музей.

Это одна из наиболее известных работ поленовского цикла. Создатель мира Христос здесь путник, находящийся в полной гармонии с природой. О чем мечтает? Скорее всего о том, чтобы наконец люди стали жить в гармонии, красоте и совершенстве, как он изначально и планировал, но даже в наше время эти мечты пока несбыточны.

Апофеозом серии «Из жизни Христа» стала картина «Христос и грешница». С ней связана масса интересных фактов и историй. Во-первых, Поленов чуть не повторил путь художника Иванова, общество её не приняло. Эту картину под первоначальным авторским названием «Кто из вас без греха?» планировалось представить на 15-ой выставке передвижников в феврале 1887 года, но картина цензурой была сочтена опасной. Президент Императорской академии великий князь Владимир Александрович назвал полотно пусть и «интересным для образованных людей», но «для толпы весьма опасным», а обер-прокурор Константин Победоносцев для начала запретил печатать каталог выставки. Настороженно отнеслись к картине и «друзья»-передвижники, они увидели в ней конкурента экспрессивной и агрессивной суриковской «Боярыне Морозовой» — классическому образцу передвижнической живописи. Поленов был в шоке. Спас ситуацию император Александр III, который приехал на выставку до ее открытия. Пообщавшись с автором, он не только разрешил демонстрировать полотно публике, но и купил его у Поленова. Именно сумма, вырученная за картину, позволила художнику купить землю на Оке и построить усадьбу по собственному проекту. Кроме этого, покупка картины Александром III фактически легализовала её. На картину также претендовал Третьяков, но если бы она была запрещена цензурой — а так вполне могло случиться в случае её покупки Третьяковым — то запрещенное полотно нельзя было бы выставлять в его галерее и демонстрировать на выставках. С позиций сегодняшнего дня запрет картины Поленова выглядит наивным, цензоры руководствовались соображениями, что Поленов изобразил Христа без нимба, простым человеком, а народу полагалось показывать его как недоступного Бога. Но как показала история, не там запрещали, ничто не помешало русскому народу отойти от Бога через какие-то 25 лет. Тем не менее многие художники и писатели того времени одобрительно отзывались о таком образе. Лишь Лев Толстой в свойственной ему манере назвал поленовского Христа «полотёром»: «Поленов красив, но бессодержателен. Правая сторона картины написана очень хорошо — сама грешница, евреи; левая никуда не годна: лица банальные, Христос у него — какой-то полотёр, а апостолы плохи; сзади — декорация». Поленов не обиделся, слишком велик был моральный авторитет Толстого в русском обществе. Спустя 20 лет художник послал писателю каталог, изданный в 1909 году и посвященный наиболее полной выставке картин евангельского цикла, прошедшей в Санкт-Петербурге, Москве и Твери, предварительно частично раскрасив цветными красками черно-белые изображения картин. Толстой частично изменил свое мнение и благосклонно ответил в письме: «Очень благодарен вам, Василий Дмитриевич, за присылку вашего альбома… Альбом ваш произвел на меня сильное впечатление. Воображаю, как подействовала бы на меня сама выставка…», но не был бы Толстым, если бы не вставил шпильку: «…ваша выставка имеет, по моему мнению, еще значение педагогическое. Нельзя в лучшей форме передать детям историю Христа, как по вашим картинам». Альбом, раскрашенный и присланный Поленовым Толстому, в настоящее время хранится в библиотеке музея «Ясная поляна».

Несмотря на заступничество Государя, цензура потребовала в каталоге выставки изменить название главной поленовской картины на «Христос и грешница». А в Москве это полотно и вовсе было представлено под вывеской «Блудная жена», что противоречило евангельскому сюжету. Поленов возмущался, поскольку сюжет картины он сам не придумывал. В Евангелии от Иоанна содержится история о том, как книжники и фарисеи привели ко Христу женщину с вопросом: «Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» На что Христос ответил: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». После этих Его слов от разъярённой толпы народа не останется никого, а над головой этой заплаканной и оцепеневшей несчастной, успевшей пережить и ужас позора, и угрозу расправы — прозвучит слова прощения и предостережения…«Иисус сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Иоанн 8:4–7).

1
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Василий Поленов. «Христос и грешница». 1888г. Холст, масло. Русский музей.

По мнению самого Василия Поленова, смысл этого сюжета — в том, чтобы донести до людей идею добра и всепрощения. Он так писал об этой своей работе: «Трудная задача передо мной — непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем». Непосильная задача — вылечить людей от лицемерия и двойных стандартов.

После истории с покупкой картины императором Александром III она десять лет провисела в залах Зимнего дворца, а в 1897 году была передана в коллекцию образованного тогда Русского музея. Александр III в 1888 году разрешил показать картину в Москве (где Поленов подправил её, поэтому она датирована 1888 годом), а для показа по стране заказал уменьшенную копию, которую исполнили на двоих Поленов и его ученик Сергей Коровин: Коровин рисовал фигуры людей и пейзаж, Поленов — лица. Эта копия сегодня хранится в Иркутском художественном музее им. В. П. Сукачева. В Москве оригинальное и самое масштабное полотно Василия Поленова (325×611 см.) не демонстрировалось более 130 лет и впервые было привезено на прошлогоднюю выставку художника.

Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Картина «Христос и грешница» на выставке Василия Поленова в Третьяковской галерее.

В течение 15 лет Поленов собирал материалы и делал зарисовки, размышляя над композицией своей будущей эпохальной картины. Во время работы над картиной Поленов путешествовал по Ближнему Востоку (в 1881–1882 годах) и Италии (в 1883–1884 годах). Из-под руки художника десятками выходили этюды пейзажей, наброски фигур, лица людей. Работая над полотном «Христос и грешница», Поленов создал свыше 150 эскизов, рисунков и несколько больших полноценных вариантов этой картины. Эскизы, а зачастую это были полноценные самостоятельные произведения, которые художник с успехом выставлял на выставках, разошлись по музеям и частным коллекциям. В главном же живописном произведении наибольшее впечатление, помимо реализованного сюжета, производит цветовое решение, достигнутое Поленовым. Если до него в русской живописи в основном господствовали темные цвета, то в картинах Поленова на первый план выходят яркие краски и видно, как свет насыщает картину. По Москве в то время даже ходила такая байка, что после выставки поленовских работ на евангельскую тему молодые художники стали спрашивать в художественных лавках специальные краски, которыми работает Поленов. Но он, конечно же, писал обычными красками, но действительно светоносность и насыщенность цветом у Поленова были такие, какие до этого редко встречались в русской живописи.

В 1885 году Поленов исполнил угольный рисунок, повторяющий сюжет картины «Христос и грешница». Его он оставил в таком виде и не стал записывать красками, посчитав его законченным. Сегодня этот вариант картины хранится в Поленово.

Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Угольный эскиз к картине «Христос и грешница» в мастерской Поленова в главном доме музея-заповедника «Поленово». 1885г.

Как утверждают искусствоведы, в графическом варианте персонажи более проработаны в плане психологии и их характеры обозначены более остро. Что интересно, Христос на этом эскизе изображен в головном уборе, так правильно с исторической точки зрения, под палящим палестинском солнцем иначе нельзя. Но в цветной версии картины Поленов убрал головной убор Христа по настоянию матери Марии Алексеевны — ведь канонический Христос и на картинах, и на иконах всегда с непокрытой головой. Художник, особенно бережно относившийся к матери после смерти сестры, не стал ей перечить.

В этом же помещении хранится часть живописных эскизов Поленова к цветной картине «Христос и грешница».

Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Вот те самые драгоценные эскизы к картине «Христос и грешница», которые так ценятся частными коллекционерами.

Кратко, в режиме соцсетей, о некоторых интересных фактах, касающихся картины «Христос и грешница»:

1) Историческая достоверность — один из главных столпов, на которых держится картина. На ней изображены реальный храм (наружный дворик Второго Иерусалимского храма), реальные пейзажи (в частности, склон Елеонской горы) и известные библейские персонажи — в целом это палестинский город две тысячи лет назад, живущий своей жизнью и изображенный с максимальной исторической достоверностью. Как пример достоверности: жена Поленова Наталья Васильевна в Риме шила по историческим описаниям одежды, изображения которых потом Поленов переносил на картину. Часть этих костюмов можно увидеть в музее «Поленово».

2) Все, кого мы видим рядом с Христом на картине Поленова, это вполне конкретные люди. Критик Александр Соболев в своё время издал подробную брошюру о персонажах этой картины, составленную со слов самого Поленова. На картине можно найти Иуду (под оливой), евангелиста Марка, на ослике сидит Симон Киринеянин, которому вскоре предстоит нести на Голгофу крест для распятия Христа и т. д.

3) Точно известно, что, создавая образ Христа, Василий Поленов просил позировать своего ученика из Московского училища живописи, ваяния и зодчества будущего художника Исаака Левитана.

Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Левитан — проообраз Христа на картине Поленова «Христос и грешница»

4) Неблагодарное занятие сравнивать картину Василия Поленова «Кто из вас без греха?» с картиной Александра Иванова «Явление Христа народу». Это разные картины и каждая из них шедевр на все времена. Но есть любопытный факт, как их оценили Помазанники Божии. Император Александр III заплатил Поленову за его творение ровно в два раза больше (30 тыс. рублей — это примерно 25 млн. на наши деньги), чем его отец император Александр II — Александру Иванову за «Явление Христа народу». Интересно, что коллекционер Павел Третьяков ещё до открытия выставки предложил Василию Поленову за его полотно 20 тысяч рублей. Поместье средней руки с землей и строениями в те времена стоило в среднем 6 тысяч рублей.

5) После успешного показа евангельской серии Поленова в Петербурге, Москве и Праге, в 1909 году было решено отправить эту выставку в Америку. Для этого был зафрахтован «Титаник» — да-да, тот самый знаменитый «Титаник». Но из-за традиционной русской безалаберности не успели подготовить картины к транспортировке, а оказалось — Бог уберег. Значит он благосклонно отнесся к творчеству Поленова на эту тему и на мнение критиков можно не обращать внимание.

6) После случая с «Титаником» Поленов долгое время не разрешал вывозить свои картины за границу. Но в 1924 году двенадцать (по другим данным тринадцать) картин евангельской серии, включая уменьшенную (118×239 см.) авторскую копию картины «Христос и грешница», всё-таки попали в Америку. Поленов скрепя сердцем согласился отдать эти картины на Нью-Йоркскую выставку русского искусства с целью продажи, поскольку время было голодное и семья художника бедствовала. В Америке картины Поленова пользовались наибольшим успехом, девять из них были проданы, но оставшиеся картины в Россию не вернулись. По одним сведениям, Поленов получил часть денег за первые четыре проданные картины, но остальных денег и картин больше никогда не увидел. Внук художника Федор Поленов в одном из интервью утверждает, что дед вовсе не получал денег за увезенные полотна. Кстати, по продажам в целом выставка оказалась неудачной и едва окупила расходы, единственный плюс — американское общество познакомилось с русским живописным искусством, поскольку в выставке участвовало около тысячи картин почти ста русских художников.

7) Спустя более 80 лет, в 2011 году часть работ Поленова, исчезнувших в водовороте событий 20-го века, появились на русских торгах лондонского аукциона Bonhams. Предаукционная выставка, как насмешка, проходила в Третьяковской галерее, где выставленные на продажу картины Поленова «Повинен смерти» и «Кто из вас без греха?» (та самая авторская уменьшенная копия 1908 г.) экспонировали в поленовском зале рядом с другими произведениями художника. Но ни спонсоры, ни наше родное государство не озаботились выкупом этих картин, как ни хотелось бы Третьяковской галерее иметь собственную авторскую копию «Христоса и грешницы» в противовес оригиналу картины, принадлежащему Русскому музею. Авторская копия главной картины Поленова произвела на аукционе фурор и ушла в чужие руки за рекордные пять с лишним миллионов долларов. Печальная история.

Благодаря евангельской серии Поленов остался в истории тем великим русским художником, который вслед за Христом обращается к людям с главным вопросом: «Кто из вас без греха?» — соблюдаете ли Вы хотя бы частично Божии заповеди?

Поленов и русский пейзаж или Поленов-импрессионист

Обустроившись на берегу Оки в середине 1890-х в созданном своими руками имении Борок, Поленов написал здесь множество местных панорамных пейзажных видов в разное время года. Кстати, есть такая смешная версия, почему Поленов назвал свое имение Борок, это якобы произошло в противовес бору с большими деревьями. Когда художник обустраивал здесь имение, деревья были совсем маленькие, ну чисто борок — подлесок, а вовсе ещё не бор.

Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Фотография главного дома, который спроектировал и построил Поленов. Фото конца 19-го века. Здесь не только нет бора, но и вообще не видно деревьев.

Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Вот таким фотоаппаратом сделана вышеприведенная фотография. Личный фотоаппарата Поленова, экспонируемый в здании Аббатства.

Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

А это фотография главного дома 120 лет спустя. Ноябрь 2020г. Можно организовать игру: найди, чем отличаются дома на фотографиях, сделанных с интервалом в 120 лет.

На выставке в Новой Третьяковке впервые собрали вместе в таком количестве окские поленовские пейзажи и многие другие. Вот как о поленовских пейзажах отозвалась куратор выставки Элеонора Пастон: «В поленовских пейзажах, в отличие от работ Саврасова или пейзажных фонов Перова, нет мрачности и тоски. Только меланхолия — как, например, в осенних сюжетах». Другой знаменитый русский пейзажист Иван Шишкин вряд ли был бы доволен живописью коллеги. Если для Шишкина была важна максимальная реалистичность - порода дерева или тип растений, то у Поленова на первый план как у истинных импрессионистов выходит настроение.

Ниже по традиции три характерные работы Поленова-пейзажиста.

1
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Василий Поленов. «Золотая осень». 1893г. Холст, масло. Музей-заповедник «Поленово».

Это один из тех самых знаменитых поленовских пейзажей, из которых вырос Левитан. Учитель в этой части едва не оказался в тени ученика. Но Поленов не был бы сам собой, если бы не ценил таланты младших товарищей и не радовался за их успехи. В пейзажном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества, который возглавлял Поленов, учились Левитан, Коровин, Головин, Пастернак, Татевосян и др. От Поленова они впервые услышали об импрессионистах, именно он определил их судьбу как художников.

1
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Василий Поленов. «Река Оять». 1883г. Холст, масло. Частное собрание.

Река Оять протекает рядом с бывшим родовом имением Поленовых близ деревни Имоченицы (в сети встречается название Имоченцы) Олонецкого края — это восток нынешней Ленинградской обласли. Поленов на всю жизнь сохранил любовь к этим родным местам. Здесь он написал почти четыре десятка своих живописных произведений.

1
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Василий Поленов. «Первый снег». 1891г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

По утверждению Дмитрия Поленова — сына художника, в 1891 году отцом было написано аж 8 копий этой картины. Из них точно известна судьба четырех картин. Самая первая и по идее самая ценная авторская копия этой картины из собрания Третьяковской галереи в 1955 году якобы с разрешения Н. С. Хрущева тогдашним министром культуры Екатериной Фурцевой была подарена в качестве сувенира делегации театра «Комеди Франсэз». За что такая честь выпала театру — точно неизвестно, но злые языки утверждают, что идея исходила от самого Хрущева, который увидел в визите французского театра символическое начало оттепели и тема подарка была подобрана соответствующая. В настоящее время подарок так и висит в одном из помещений дирекции театра, это достоверно подтверждено хранителями Третьяковской галереи. В 1989 году Третьяковке подарили другую авторскую копию «Первого снега». В заявлении дарителя — коллекционера Григория Белякова были такие слова:«Передаваемая мною в дар галерее картина «Ранний снег» В. Д. Поленова никогда, ни при каких условиях, обстоятельствах и независимо от чьего-либо распоряжения не может быть ею продана, обменена, передана в дар, перемещена в другие места или в какой-либо иной форме изъята из экспозиции ГТГ». Ещё по одной авторской копии хранится в Киевском музее русского искусства и Ярославском художественном музее. Как утверждают искусствоведы, Поленов обладал замечательным качеством: часто его повторения не просто не хуже, но более глубоки по содержанию.

1
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Картина «Золотая осень» на выставке Поленова в Новой Третьяковке.

Освещение на выставке было явно сделано более профессионально, чем на месте постоянного обитания картины в помещении т.н. Пейзажной главного дома музея-заповедника «Поленово». Такое впечатление, что картина светится изнутри.

Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Автограф Поленова на одной из картин, экспонируемых в помещении Пейзажной главного дома музей-заповедник «Поленово».

В поздних пейзажах Поленов для картин использовал грубый холст и живопись превращалась в своеобразный гобелен, картины художника всё более становились похожи на произведения импрессионистов.

Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Василий Поленов. «Стынет. Осень на Оке близ Тарусы». 1893г. Холст, масло. Частное собрание.

Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Современное фото примерно с того же ракурса, что и картина Поленова, может чуть дальше от Тарусы. И время года примерно то же самое с подобными же красками.

Поленов и театр

Талант Поленова был многогранен, он был не только художником, но и архитектором, и педагогом, и театральным декоратором, и даже музыкантом и композитором. Например, написал оперу «Призраки Эллады» на придуманный античный сюжет — про скульптора, дерзнувшего воплотить в статуе Афродиты образ своей реальной возлюбленной. Опера длилась около 50 минут, в ней сочетались пение и мелодекламация и она была поставлена в 1906 году в Московской консерватории, но прошла всего один раз, видимо, как художник Поленов всё-таки был на голову выше. Но вот театральные декорации, по общему мнению современников, он создавал гениальные.

Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Василий Поленов. «Призраки Эллады». 1901г. Холст, масло. Частное собрание. Одна из версий картины, как иллюстрация к опере художника.

Художник, как правило, работал для небольших любительских сцен вроде театральных подмостков в усадьбе Саввы Мамонтова в Абрамцево, он создавал «единую декорацию», где в одном холсте воссоздавались и глубина пространства с пейзажами и архитектурой, и обстановка, и предметы, нужные для действия.

В 1883 году Мамонтов поставил в Абрамцеве оперу «Алая роза» по сказке Шарля Перро «Красавица и чудовище». Либретто сочинил сам Мамонтов, а музыку написал Николай Кротков, закончивший в Вене школу Иоганнеса Брамса. Поленов исполнил декорации и еще сыграл роль мавра. До настоящего времени сохранились поленовские акварельные эскизы декораций к «Алой розе». От этих декораций «бледнели от восторга и нервно курили в сторонке» лучшие театральные художники молодого поколения — и Коровин, и Бакст, и Головин. Виктор Васнецов прямо называл декорации Поленова гениальными: «Его [Поленова] декорации к „Алой розе“- гениальные декорации, говорю это смело при таких свидетелях, как, например, Репин. Надо быть волшебником, чтобы перенести нас в эти сказочные дворцы и сады».

1
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Зал в волшебном замке. Эскиз декорации к постановке пьесы Саввы Мамонтова «Алая роза» на домашней сцене Абрамцевского кружка. Музей-заповедник «Абрамцево», Московская область

Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Лестница к замку. Эскиз декорации к постановке пьесы Саввы Мамонтова «Алая роза» на домашней сцене Абрамцевского кружка. Музей-заповедник «Абрамцево», Московская область

Любовь к театру Поленов сохранил на всю жизнь. Его усадьба Борок стала центром театральной жизни всей округи. «До 1937 года вся округа жила театром. Приходили с полей — и играли. Народные драмы, Шекспир, Шиллер, Мольер… Поленов, пока был жив, делал декорации, дочери шили костюмы, режиссировали, мужики играли» — эти слова третьего по счету директора Поленово Натальи Грамолиной в одном из интервью звучат фантастически: в стране революция, гражданская война, красный террор, смерть и голод, — а в Поленово еще 20 лет после прихода большевиков «вся округа жила театром»!

Спектакли, как правило, ставились в Аббатстве. Поленов, когда проектировал свою мастерскую в Аббатстве, сразу предусмотрел, чтобы она могла трансформироваться в театральный зал. Театральные традиции «Поленово» живы до настоящего времени, здесь регулярно ставятся спектакли для детей, особенно популярны среди окрестной детворы новогодние представления.

Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Импровизированная сцена в мастерской здания Аббатства. И в настоящее время здесь проходят спектакли.

Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Фото от сцены в сторону мастерской художника. Обстановка этого помещения была тщательно восстановлена по старинным фотографиям, сохранившимся в архивах семьи Поленовых.

На стене справа ещё одно произведение Поленова — картина «Лилии», составленная художником из окских камушков.

Поленов дожил до 83 лет, последние 15 лет он почти безвыездно жил в своей усадьбе. Одной из последних его идей стало создание светового театра-диорамы «Путешествие вокруг света» — аттракциона и сегодня являющегося одним из самых привлекательных экспонатов усадьбы-музея. Непростая жизнь была в эти годы в Поленово: было холодно и голодно. В 1920 году засуха уничтожила посевы, вслед за продразверсткой в окрестных деревнях начался голод. Часто основным блюдом семьи художника были печёные яблоки из выращенного в имении яблоневого сада. Чем можно было поддержать людей и занять себя, когда так трудно? На этот раз Поленов задумал нечто сказочное: устроить световой театр с подсвеченными картинами, на которых бы изображались путешествия по разным уголкам земли. «Вы подумайте только, как живут крестьяне» — говорил художник — «Полгода холода, темноты, ничего кроме трактира… С тоски можно умереть…И вдруг кругосветное путешествие!». Для создания картин (их всего получилось ни много ни мало 65шт.) художник использовал свои ранние этюды, привезенные из поездок, в своей жизни он был большим путешественником и ему было что вспомнить и показать. Он сам сконструировал и изготовил переносной складной ящик для диорамы и сам с большим трудом (от холода и голода начали отказывать ноги) ездил по деревням, показывал детям и взрослым свое представление и искренне радовался, что смог вызвать улыбки и смех детей в такое тяжелое время. А сегодня «спектакли» театра-диорамы, режиссёром которых стал Поленов, можно увидеть в помещении Адмиралтейства (бывшего лодочного сарая) в исполнение сотрудников музея. Представления идут по сеансам и попасть на них в туристический сезон непросто.

1
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Картина диорамы В. Д. Поленова «Венеция». Эффект дня.

1
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Картина диорамы В. Д. Поленова «Елка».

Стремление приносить людям радость через искусство, сделать их жизнь немного счастливее от соприкосновения с прекрасным, руководившее художником во всех его творческих замыслах, он сохранил до конца жизни. Советская власть оценила заслуги Поленова, ему, одному из первых в новой стране, было присвоено звание народного художника. Но и без звания он был народным художником, демократизм которого, по словам одного из его современников «выражался не в снисхождении к массам, а в глубокой любви к благородству человека».

Судьба усадьбы Поленово через судьбы людей поленовского круга

Наталья Поленова — правнучка художника, возглавившая музей «Поленово» в 2011 году, в одном из интервью как-то сказала: «Музеи, как и остальные сферы культуры, они не столько про предмет, сколько про человека». В заключении материала хотелось бы вспомнить, кто они — люди поленовского круга, что создали и сохранили для нас это потрясающее место — музей-заповедник «Поленово».

Василий Дмитриевич Поленов
Художник, основатель усадьбы и музея

Все постройки в усадьбе были закончены к началу 1893 года. Кроме строений усадьбы в окрестных селениях были построены две школы, позже церковь в Бёхово, регулярно устраивались театральные постановки и елки для деревенских детей, Поленов сам водил экскурсии по своему дому, изначально задуманному и построенному им как народный музей — первый художественный российский музей в деревне. «Желание моё устроить музей осуществилось, когда нам удалось соорудить на берегу Оки дом, приспособленный к размещению коллекций, и я несказанно радуюсь, когда вижу, как приходят посетители и разглядывают наши собрания. Приходят целые экскурсии из ближайших городов, школ, из деревень, крестьяне и крестьянки с детьми» — так писал сам Поленов о том времени. Значение музея, организованного Поленовым, понимала и новая Советская власть, сразу после революции, уже в мае 1918 года, нарком Луначарский выдает усадьбе 74-летнего Поленова охранную грамоту — музей Поленова стал одним из первых музеев в стране, взятых под охрану государством как не подлежащий национализации и конфискации. В 1924 году усадьба Борок была предоставлена Василию Поленову и его семье в пожизненное пользование постановлением Совнаркома РСФСР. В 1926-м году Поленову, второму в истории новой страны, было присвоено звание народного художника. Народным художником под номером № 1 стал Николай Касаткин, один из основоположников социалистического реализма, активный участник «Товарищества передвижников», ученик Василия Перова, «певец» рабочего класса, как его называли современники.

Дмитрий Васильевич Поленов
Сын художника, первый директор

До революции дворянин Дмитрий Поленов был унтер-офицером, а в декабре 1917 года вернулся в Борок прямо с фронта Первой мировой войны. В 1927 году после смерти отца стал первым директором музея. Вот что пишет о нем его сын, Федор: «Отец занимался крестьянским трудом: начиная с 1921 года самоотверженно боролся с засухами, каменистым грунтом, суглинистыми почвами пашни и нашествиями саранчи, чтобы прокормить семью и сохранить музей, которому он сознательно посвятил всю жизнь. […] Нас окружала первобытная тишина и глушь. На Митинском озере за Окой останавливались перелетные лебеди, в Страховском лесу встречались косули и рыси, не говоря уже о барсуках, а в Оке водилась стерлядь. И было много волков по всей округе. Типичный глухой, только что не медвежий угол. Посещаемость музея — не больше двухсот человек в год, и вся она приходилась на летние месяцы. Появление даже знакомого человека из соседней деревни было событием…».

В октябре 1937 года Дмитрий Поленов вместе с женой Анной был арестован тульским отделением НКВД, они получили по 10 лет лагерей. Причина ареста? Банальна, как и другие аресты в те времена: происхождение, доносы, рвение картельных органов. После их ареста вышло постановление, подписанное председателем Комитета по делам искусств Керженцевым о ликвидации музея в 10-тидневный срок. Но ирония судьбы, был арестован и сам Керженцев, и это приостановило исполнение постановления. Но желающих захватить прекрасное обжитое место над Окой было предостаточно, чего только стоит история с размещением в Поленово дома отдыха Большого театра, этот дом отдыха удалось окончательно выселить только в 1983 году. На хозяйстве в это время оставались дочери Поленова, и они всё это время боролись и за семью брата, и за музей. И что удивительно — победили. Дмитрий Поленов и его супруга выжили в жерновах репрессий и вернулись в усадьбу в 1945 году, чтобы посвятить оставшуюся жизнь сохранению музея. Реабилитированы они будут только в 1956-м. В 1939 году вышло Постановление СНК РСФСР «О принятии в дар государству от наследниц народного художника В. Д. Поленова художественных ценностей». Музей был взят на баланс Тульским Облисполкомом и начал работать как государственное учреждение с установленной входной платой.

Федор Дмитриевич Поленов
Внук художника, второй директор

Как сын репрессированных родителей, У Фёдора не было особого выбора кем стать в своей жизни, из возможных вариантов он выбрал военную службу. Службу на флоте оставил в 1960 году, когда родственники призвали его на другую, не менее ответственную службу — восстановление наследия великого деда. Федору очень повезло со второй половиной — супругой Натальей Грамолиной — её все знакомые считали административным и управленческим гением. История музея при Федоре Дмитриевиче — это история не просто сохранения, а возвращения усадьбе ее первоначального вида, защита окской природы, развитие поленовских традиций и воплощение планов художника.

В 1964 году постановлением Совета Министров РСФСР из областного подчинения музей передали в непосредственное ведение Министерства культуры РСФСР. Появилась возможность отреставрировать Большой дом и все поленовские постройки, была восстановлена Троицкая церковь в Бёхово, построенная по проекту Василия Поленова. На праздник Крестовоздвижения в 1972 году Федор умудрился водрузить на неё привезенный из Тулы крест и попросил кровельщиков быстро разобрать леса, чтобы снять его было сложно. Для того времени это был мужественный поступок, опасный для директора государственного музея. В 1983 году постановлением Совета Министров РСФСР Музей-усадьба В. Д. Поленова был преобразован в Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова.

Наталья Николаевна Грамолина
Жена внука художника, третий директор

Когда в 1990-м году Федор Поленов становится депутатом Верховного Совета РФ, у руля музея «Поленово» встала его супруга Наталья Николаевна Грамолина. Список её достижений велик: завершение реставрационных работ на большинстве построек усадьбы, строительство целого поселка для своих сотрудников (26 благоустроенных домиков с приусадебными участками) и музейного центра с выставочными и лекционными залами на въезде в усадьбу, но главное, поистине рыцарские сражения за сохранение окского поленовского пейзажа. Наталья Грамолина была боевой девушкой, ей всегда приходилось воевать с превосходящими силами противника: то девелоперы придут с предложением построить рядом с усадьбой микрорайон из многоэтажных домов и одеть берег Оки в гранит, то бесконечные суды с дачниками, которые дошли чуть ли не до Верховного суда с вопросом, почему им не позволяют строить 3-х этажные каменные особняки в охранной зоне, то борьба с круглосуточным песчаным карьером на противоположном от усадьбы берегу Оки. В 90-е годы эта борьба была не просто трудной, но и опасной. Наталья Николаевна всё выдюжила и добилась невозможного, только один факт. За годы, которые у руля «Поленово» находились внук художника Федор Поленов с супругой Натальей Грамолиной площадь поленовского заповедника увеличилась с 18 га до 870 га в Тульской области и до 520 га — в Калужской области. Грамолина задела интересы многих людей, для которых 90-е годы было временем вседозволенности, можно конечно понять проблемы дачников, но положа руку на сердце, надо выбрать: или мы ценим и приумножаем то немногое, что удалось сохранить в перипетиях 20-го века или как ведем себя как люди, не помнящие собственную культуру.

Как-то в одном из интервью Наталья Грамолина поделилась с читателями своей картиной мира: «Каждый музей-усадьба — это мини-мир. И мы стараемся его сохранить в окружающем меняющемся мире неизменным. Мы живем в пространстве, которое напоминает фильм Андрея Тарковского Солярис, а древлехранилища — те островки, куда причаливают люди: Мелихово, Ясная Поляна, Мураново. И нам важно протянуть незримые нити, мостики меж друг другом и жить, не отрекаясь от нашей культуры, истоков, национальной аутентичности, быть интересными современникам, стать для них оберегом, чтобы помочь сохранить нечто очень важное. И между людьми так же: я остров, ты остров, она остров — надо преодолевать расстояния между нами, обрабатывать каждый день метр на метр земли, и однажды эти острова встретятся». Кстати, Наталья Грамолина до Поленово работала 10 лет в подмосковном музее Мураново вместе с выдающимся музейщиком нашей страны Кириллом Васильевичем Пигаревым и многому у него научилась. Так оказался действительно переброшен мостик между «культурными островами» Мураново и Поленово.

Наталья Грамолина дожила до 90 лет, свой земной путь окончила осенью текущего года, похоронили её на том же Бёховском погосте, где упокоился Василий Поленов и его ближайшие родственники. Она могла бы с полным правом повторить слова Василия Поленова: «Смерть человека, которому удалось исполнить кое-что из своих замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное, закономерное, это есть желанный отдых, покой, причем покой небытия, а бытие остается и переходит в то, что он сотворил».

Почитайте блистательное интервью Натальи Грамолиной членам Введенского православного братства. В нем очень много умных и остроумных мыслей относительного нашей культуры и текущего положения дел в стране.

Наталья Федоровна Поленова
Правнучка художника, нынешний директор

Мама — Наталья Николаевна Грамолина в 2011 году сдала ей усадьбу в состоянии, близком к идеальному, а сама ушла в замы по научной работе. Дочь в некоторой степени унаследовала боевой характер мамы, но повторить подвиг своих родителей вряд ли она сможет, да и незачем. За недолгую пока карьеру директорствования у Натальи были условные сражения, но скорее курьезного характера, и больше с родным министерством культуры. То оно присылает требование уволить мать с поста зам. директора Поленово по науке, потому что это нарушает положение антикоррупционного закона, что родственники не могут быть вместе в руководстве музеев — более абсурдного требования для Поленово сложно придумать. То выпускает указание срочно увеличить доход от деятельности музея и сделать платным вход на территорию музея-заповедника, при всем том, что все расчеты показывают, что расходы на охрану периметра огромной территории будет едва ли не превышать доходы от платных билетов. А имиджевые потери как оценить? Но разобрались, притерлись, в настоящее время Наталья больше сосредоточена на международных проектах музея. У неё серьезное европейское образование: после учебы в МГУ закончила Школу искусств при Лувре, стажировалась в разных европейских музеях, прошла курс обучения при аукционном доме Christie’s. Кстати, мама её всегда была против желания устроить в Поленово всё по-французки, здесь они с дочерью не совпадали. Грамолина любила повторять: «Самостоянье человека — залог величия его». Но, с другой стороны, культура — это есть главный универсальный инструмент общения народов и здесь все международные проекты нового директора Поленово очень важны. Из достижений молодой Натальи — передача музею ещё одного дома Поленова — дома, построенного по проекту художника в 1915 году на Зоологической улице в Москве. Придерживаясь единожды выбранного стиля неоготики, Поленов cпроектировал этот объект, с башенкой и стрельчатыми окнами, в том же «бретонском стиле 15-го века», в котором построил и «Аббатство» в своем имении. Деньги на этот проект в своё время дал Савва Морозов. Вот этот дом в октябре 2020 году официально стал московским филиалом музея «Поленово». Возможно, на культурной карте нашей столицы появится еще одно яркое место, связанное с именем великого русского художника, ведь до настоящего времени даже не разобран семейный архив Поленовых, хранящийся в запасниках Третьяковской галереи.

1
Поленов и «Поленово»: спасет ли красота мир

Музейная династия Поленовых. Фотография 1982г. Внук художника Василия Поленова Федор — второй директор Поленово, его супруга Наталья Грамолина — третий директор и их дочь Наташа — четвертый директор музея-заповедника.

Музей-заповедник «Поленово», созданный и сохраненный несколькими поколениями семьи Поленов — это лучшая «картина», оставленная Василием Поленовым потомкам. Сейчас «Поленово» — это то, как хочет выглядеть Россия после тяжелейшей истории 20-го века. Эмигрировавший Бунин в «Окаянных днях» пишет об утерянной Родине: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, которую мы не ценили, не понимали, — всю эту мощь, сложность, богатство, счастье…». Но не верьте Бунину. Если Вы приедете в «Поленово», то у Вас будет возможность представить себе ту страну, которую мы все хотели бы видеть. Василий Поленов — это странная уникальная фигура в русской истории, он в отличие от многих российских исторических персонажей не критиковал, а работал, не разрушал, а созидал и всегда верил, что красота должна спасти мир.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Усадьба Поленово

Тульская область, Заокский район, п/о Страхово Подробнее об объекте