Фрески в тональности радость!

А Спасо-Евфимиев монастырь, что в Суздале, все не отпускает меня. Уж и про мемориал Пожарского, что находится на территории древней обители, о его непростой судьбе рассказала. И на звонницу поднялась, да так что весь «колокольный концерт» засняла на видио — получила разрешение звонаря — великого мастера колокольного звона Александра. Уж и всю территорию монастыря обследовала, а вот захотелось еще раз зайти в Спасо-Преображенский собор, потому что там находятся потрясающие фрески великого живописца, а как раньше говорили — богомаза, Гурия Никитина (со товарищи).

7
Фрески в тональности радость!

Со товарищи — это значит не один работал, а с артелью своих учеников.

5
Фрески в тональности радость!

Да и как иначе! Великие по объему работы настенной живописи нужно было выполнять за короткий срок, пока не пошла непогодь, да сырость, ведь краски высохнуть должны. И вообще вся технология создания фресковой живописи, начиная с грунтовки, это очень трудоемкий процесс, который, как и сами изображения, всегда требовал неукоснительного соблюдения канонов, температурных и других погодных условий.

6
Фрески в тональности радость!

Когда-то в фольклорной экспедиции, мы зашли в дом к бабушке, у которой на стене висела старинная икона (как раз 17 век). К ужасу специалистов, икона была довольно неловко подкрашена голубой масляной краской.

 — Сама красила! — гордо сказала старушка, приняв наши округлившиеся глаза за признак восхищения.

 — Чтоб красивше было!

Этот эпизод можно было бы положить в ларец курьезов, но фрески Гурия Никитина, эти уникальные фрески, пережили то же самое в 19 веке!

К счастью не так давно, были завершены многолетние и многотрудные реставрационные работы, которые открыли первоначальный облик фресок.

7
Фрески в тональности радость!

И дело ведь не только в том, что сняли этот невероятный, вульгарный масляный слой, но реставраторы еще и долго искали идентичные краски.

5
Фрески в тональности радость!

Подбирали охру и ультрамарин. Дело в том, что тонировки, выполненные современными синими красками и недолговечны (светлеют, другие темнеют), и не соответствуют замыслу.

7
Фрески в тональности радость!

«Синька» 17 века была медосодержащая — это совсем другое настроение (даже не хочется говорить про цвет — это нечто большее). Последняя реставрация это все учитывала.

6
Фрески в тональности радость!

И ведь только начав писать этот очерк, поняла, что побывала в Спасо-Преображенском соборе как раз вослед только что закончившейся реставрации! Вот уж повезло!

6
Фрески в тональности радость!

Во время реставрации было немало серьезных открытий. Например, выяснили, что во времена Гурия Никитина нимбы святых не покрывали позолотой (как раньше представляли), но использовали золотистую охру, что в результате давало эффект неземного свечения.

Удалось прочитать некоторые подписи. Например, выяснили, что изображение царя Алексея Михайловича — так думали ранее, на самом деле принадлежит царю Михаилу Федоровичу.

Когда входишь в храм — и это отмечают многие, возникает ощущение необычайной радости, хотя впечатления субъективны. Кто-то говорит о пламени свечи, которая будто освещает храм, кто-то сравнивает вход в храм с погружением в небесную синеву.

Конечно, фрески — дело тонкое. Расположения их на рельефной поверхности дает такую игру свето-теней, что один шаг в сторону и уже совсем другое впечатление.

Ясно одно — никакие фотографии не способны передать живое соучастие, которое возникает при общении с фресками Гурия Никитина, которые были созданы в 1689 году (для церкви очень непростое время — многие уходили в Раскол).

Фрески радостные! Вот уж действительно — этим надо дышать!

Узнала, что у Максима Амелина есть книга (не читала) о Гурии Никитине, которая называется «Живописец Господа Бога». Мне кажется, что уже само название — это маленькая поэма.

4
Фрески в тональности радость!
1
Фрески в тональности радость!

О жизни Гурия Никитина известно немного. Сын небогатого костромского посадского человека. Как он смог вырасти в такого изографа! Это чудо, конечно.

5
Фрески в тональности радость!

Вообще биография Никитина состоит из перечислений его работ.

1
Фрески в тональности радость!

Женат не был. Детей не имел.

1
Фрески в тональности радость!

Свои «тайны творчества» мог передавать не сыновьям, как это было принято в то время, а ученикам.

5
Фрески в тональности радость!

Есть предположение, что фрески в Суздале выполняли его ученики, но под его неукоснительным руководством. Сам мастер был уже стар. Но все же возникает сомнение — согласился ли он доверить первоначальную работу — создание композиции, по которой далее наносились краски, кому-либо. Эту работу он всегда выполнял сам.

7
Фрески в тональности радость!

Почти 600 квадратных метров фресок! Это роспись Спасо-Преображенского собора.

Роспись проводилась сверху вниз — «от мира горнего к миру дольнему». В центральном куполе обычно писали Образ Вседержителя.

Здесь не в центральном куполе.

7
Фрески в тональности радость!

В центральном же куполе костромичи писали Троицу Новозаветную.

4
Фрески в тональности радость!
7
Фрески в тональности радость!

У костромичей всегда был сюжет «О Тебе радуется». Существовала такое апокрифическое поверье, что черед Богородицу мы входим в Рай. Поэтому в храме, на Горнем месте русский человек всегда изображал Богородицу.

4
Фрески в тональности радость!

Роспись в Суздале, это «лебединая песня» Гурия Никитина — вскоре, через два года, он покинул этот мир. Тем более восхищает то состояние радости, которое дарят фрески Гурия Никитина.

3
Фрески в тональности радость!

Однажды прочитала, что в Священном Писании, слово «радуйся» повторяется 365 раз — то есть ровно столько, сколько дней в году. Не считала, но поверила.

Иконопись часто называют Евангелием в красках или безмолвной проповедью. Действительно, даже неграмотный человек, в храме мог через образы и сюжеты «прочитать» Евангелие, вспомнить историю церкви.

7
Фрески в тональности радость!

Фрески в Спасо-Преображенском соборе монастыря — это очень подробная «книга», которая, кстати, читается удобно — по часовой стрелке и сверху вниз. Начинается повествование с южной стены, с момента призвания апостолов. Первые два яруса посвящены притчам и чудесам Христа.

Интересна фреска «Пир в Кане Галилейской». Изограф изображает это событие, как жанровую сценку. Так что рассматривая фреску, мы даже можем представить особенности быта — застолье русской свадьбы 17 века, что особенно интересно историку.

3
Фрески в тональности радость!

Вообще 17 век — это Русское Возрождение. Традиции приближения мира Горнего к миру дольнему затронули и иконопись. Священная история нередко рассказывается, через знакомые образы повседневности, дабы она была понятнее прихожанам — так думали в то время.

У Гурия Никитина эта направленность выражена довольно ярко.

3
Фрески в тональности радость!

Прочитала интересное. Есть мнение, что Никитин — это не фамилия, а отчество: Гурий — сын Никитин, а истинная фамилии был Кинешемцев.

2
Фрески в тональности радость!

Но подобный, как сейчас сказали бы псевдоним уже в веках стал именем великого изографа, и оно стоит в одном ряду с именами Андрея Рублева, Феофана Грека, Диниила Черного, Дионисия, Симона Ушакова.

4
Фрески в тональности радость!

Предполагаю, что в центре фрески — это преподобный Евфимий Суздальский (не все надписи хорошо читаются).

А это рака с мощами преподобного — до их изъятия в богоборческие времена и осквернения.

1
Фрески в тональности радость!

Сегодня мощи преподобного вновь находятся в Спасо-Преображенском соборе и случилось это все в том же году моего посещения святого места.

5
Фрески в тональности радость!

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Спасо-Евфимиев монастырь

ул. Кремлёвская, д. 8 Подробнее об объекте