Летопись освоения космоса. Часть 2

Начало: Летопись освоения космоса. Часть 1

10. Первый в открытом космосе.

Летопись освоения космоса. Часть 2

18 марта 1965 года доблестный летчик-герой Советского Союза Алексей Леонов стал первым космонавтом, который оказался в космосе.

(Из Интернета)
(Из Интернета)

Героическое событие, которое чуть не стало трагедией. Космическое соперничество между США и СССР торопило и впопыхах было много недоработок. Американцы планировали выход астронавта в открытый космос в марте 1965 года, но реально смогли осуществить это позже. Первым американцем и вторым землянином, побывавшем в открытом космосе, стал Эдвард Хиггинс «Эд» Уайт II (Edward Higgins «Ed» White II, 1930 -1967)

(Из Интернета)
(Из Интернета)

и произошло это 3 июня 1965 года.

(Из Интернета)
(Из Интернета)

Для чего был нужен выход в открытый космос -привожу слова Сергея Павловича Королева: «Все это связано с целым рядом операций, которые могут потребоваться, к примеру, при встрече кораблей, при проведении специальных наблюдений в космосе и, наконец, в тех случаях, когда нужно что-нибудь поправить на корабле. Космонавт, вышедший в космос, должен уметь выполнять все необходимые ремонтно-производственные работы, вплоть, скажем, до того, чтобы произвести нужную сварку. Это необходимость! Чем дольше люди будут летать в космосе, тем больше она будет ощущаться. Наконец, надо считаться и с тем, что может возникнуть ситуация, когда один корабль должен будет оказать помощь другому…»

В составе космического корабля «Восход-2» были два человека: командир — Павел Иванович Беляев и второй пилот Алексей Архипович Леонов.

(Из Интернета)
(Из Интернета)

Благодаря бдительности и быстрой реакции Беляева — Леонов не остался навеки в холоде космоса из-за того, что позабыл прицепить страховочный трос. Но на этом злоключения не завершились. Вот что вспоминает сам Леонов: «Серьезных нештатных ситуаций в моем полете на «Восходе-2» было семь, из них три или четыре были смертельными… В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни ребра жесткости, ни плотная ткань. Я, конечно, предполагал, что это случится, но не думал, что настолько сильно. Я затянул все ремни, но скафандр так раздулся, что руки вышли из перчаток, когда я брался за поручни, а ноги — из сапог. В таком состоянии я, разумеется, не мог втиснуться в люк шлюза… И тут я, нарушая все инструкции… перехожу на давление 0,27 атмосфер. Это второй режим работы скафандра. Если бы к этому времени у меня не произошло вымывание азота из крови, то закипел бы азот — и все… гибель. Я прикинул, что уже час нахожусь под чистым кислородом и кипения быть не должно…. сам, нарушая инструкцию, пошёл в шлюз не ногами, а головой вперед… поэтому мне пришлось разворачиваться (внутренний диаметр шлюза -1 метр, ширина скафандра в плечах — 68 см). Вот здесь была самая большая нагрузка, у меня пульс дошёл до 190. Мне всё же удалось перевернуться и войти в корабль ногами, как положено, но у меня был такой тепловой удар, что я, нарушая инструкции и не проверив герметичность, открыл шлем, не закрыв за собой люк. Вытираю перчаткой глаза, а вытереть не удается, как будто на голову кто-то льёт. Но самое страшное было, когда я вернулся в корабль, — начало расти парциальное давление кислорода (в кабине)… Малейшая искра — и все превратилось бы в молекулярное состояние, и мы это понимали. Семь часов в таком состоянии… «Датчики закрытия люка сработали, но осталась щель».

На этом злоключения космонавтов не закончились — при возвращении не сработала автоматическая система ориентации на Солнце. В результате приземлились космонавты в глухой тайге. Снова слово Леонову: «Когда мы приземлились, нас нашли не сразу… Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: „Ну всё, я замерз“. Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт ЦКБЭМ) и другие.

(Из Интернета)
(Из Интернета)

Они привезли нам тёплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали — и жизнь стала веселее. Костёр развели, котёл поставили."

21 марта 1965 года была вырублена посадочная площадка для вертолетов, космонавты с сопровождающими на лыжах добрались до вертолета Ми-4. (Из Интернета)

Леонов есть в Галерее космонавтов на месте приземления Гагарина, а Беляева в ней нет.

Кстати, 7 февраля 1984 первый выход в космос без страховочного фала с американского космического корабля Challenger осуществил астронавт Брюс Маккэндлесс II (Bruce McCandless II, 1937 года рождения). (Из Интернета)

Он проводил испытания индивидуальной двигательной установки,

Американский астронавт Брюс МакКандлесс использует «Пилотируемый маневрирующий модуль» во время выхода в открытый космос (Из Интернета)
Американский астронавт Брюс МакКандлесс использует «Пилотируемый маневрирующий модуль» во время выхода в открытый космос (Из Интернета)

причем находился без связи с кораблем 5 часов 55 минут.

11. Первая женщина в открытом космосе.

Летопись освоения космоса. Часть 2

Светлана Евгеньевна Савицкая

(Из Интернета)
(Из Интернета)

является второй женщиной-космонавтом Советского Союза. В 1982 году в качестве космонавта-исследователя совершила полёт на кораблях „Союз Т-5“, „Союз Т-7“ и орбитальной станции „Салют-7“. В 1984 году в качестве бортинженера совершила полёт на корабле „Союз Т-12“ и орбитальной станции „Салют-7“.

Экипаж Союз Т-12: Космонавт-исследователь Игорь Петрович Волк (1937 -2017), бортинженер Светлана Савицкая, командир корабля Владимир Александрович Джанибеков (1942 года рождения) (Из Интернета)
Экипаж "Союз Т-12": Космонавт-исследователь Игорь Петрович Волк (1937 -2017), бортинженер Светлана Савицкая, командир корабля Владимир Александрович Джанибеков (1942 года рождения) (Из Интернета)

Во время второго полёта, 25 июля 1984 года, первой из женщин совершила выход в открытый космос,

(Из Интернета)
(Из Интернета)

причём сделала это дважды.

(Из Интернета)
(Из Интернета)

Первой американкой, побывавшей в открытом космосе стала Кэтрин Дуайер Салливэн (1951 года рождения),

(Из Интернета)
(Из Интернета)

совершившая выход в космос 11 октября 1984 года во время полёта с 5 по 13 октября 1984 года на корабле „Челленджер“. Кроме того, она совершала космические полёты с 24 по 29 апреля 1990 года и с 24 марта по 2 апреля 1992 года.

В СССР планировали в 1985 году отправить в космос чисто женский экипаж в составе: командир Светлана Савицкая, бортинженер Екатерина Александровна Иванова (Из Интернета) и врач-исследователь Елена Ивановна Доброквашина. (Из Интернета)

Но как и аналогичная идея шестидесятых годов прошлого века, когда планировалась отправка в космос в 1966–1967 годах чисто женского экипажа из двух человек: Валентины Леонидовны Пономарёвой

(Из Интернета)
(Из Интернета)

и Ирины Баяновны Соловьевой

(Из Интернета)
(Из Интернета)

реализована не была.

Кстати, Ирина Соловьева как раз и должна была стать первой женщиной, побывавшей в открытом космосе.

12. Международная космическая станция.

Летопись освоения космоса. Часть 2

Международная космическая станция, сокр. МКС (англ. International Space Station, сокр. ISS) — пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс.

(Из Интернета)
(Из Интернета)

Эксплуатация МКС началась 20 ноября 1998 года. Космонавты на борту МКС могут наблюдать рассветы и закаты каждые 45 минут. К февралю 2017 года на станции проработали 50 долговременных экспедиций, в составе которых работали 226 человек (из них 34 женщины) из 18 стран мира: 46 российских космонавтов, 142 американских астронавта, 17 европейских, 8 японских, 7 канадских, по одному из ЮАР, Бразилии, Малайзии, Ю.Кореи, Казахстана и Великобритании, а также 7 космических туристов, причем один турист посетил станцию дважды.

13. Самоходный аппарат „Луноход -1“.

Летопись освоения космоса. Часть 2

„Луноход-1“ — первый в мире самоходный планетоход, успешно работавший на поверхности другого небесного тела — Луны с 17 ноября 1970 года по 14 сентября 1971 года.

«Луноход-1» с закрытой солнечной батареей (Из Интернета)
«Луноход-1» с закрытой солнечной батареей (Из Интернета)

Разработка советских учёных, дистанционно управлялся с Земли. Для его управления был подготовлен специальный экипаж, в состав которого входили командир, водитель, штурман, оператор и борт-инженер. „Луноход-1“ остался на Луне после того как не вышел на связь.

14. Корабль „Восток“.

Летопись освоения космоса. Часть 2

„Восток“ — наименование серии советских космических кораблей, предназначенных для пилотируемых полётов по околоземной орбите.

(Из Интернета)
(Из Интернета)

Создавались ведущим конструктором Олегом Генриховичем Ивановским (1922- 2014) (Из Интернета) под руководством генерального конструктора ОКБ-1 Сергея Павловича Королёва (1907 -1966) с 1958 по 1963 год.

Экипаж „Востока“ составлял один человек, на них было совершено 6 пилотируемых полётов, не считая непилотируемых:

„Восток-1“ — Юрий Алексеевич Гагарин

„Восток-2“ — Герман Степанович Титов

„Восток-3“ — Андриян Григорьевич Николаев

„Восток-4“ — Павел Романович Попович

„Восток-5“ — Валерий Фёдорович Быковский

„Восток-6“ — Валентина Владимировна Терешкова. 1

15. Орбитальный корабль „Буран“ .

Летопись освоения космоса. Часть 2

„Буран“» — орбитальный корабль-ракетоплан советской многоразовой транспортной космической системы (МТКК), созданный в рамках программы «Энергия — Буран». Один из двух реализованных в мире орбитальных кораблей МТКК. Космический полёт «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года.

(Из Интернета)
(Из Интернета)

Полёт происходил в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения. В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а 25 мая 1993 года программа окончательно закрыта. В 2002 году единственный летавший в космос «Буран» (изделие 1.01)

Летавший в космос «Буран» 1.01 на выставке в Ле-Бурже, 1989 год (Из Интернета)
Летавший в космос «Буран» 1.01 на выставке в Ле-Бурже, 1989 год (Из Интернета)

был разрушен при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.

Мне посчастливилось познакомиться в начале двухтысячных с человеком, который участвовал в обслуживании «Бурана», а затем переехал из Байконура в Саратов. Он с горечью отзывался о том как бесхозно разрушались оставшиеся «Бураны».

16.Пилотируемый корабль «Союз».

Летопись освоения космоса. Часть 2

«Союз» — наименование серии советских и российских многоместных транспортных пилотируемых космических кораблей.

(Из Интернета)
(Из Интернета)

Разработка корабля началась в 1962 году в ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва для советской лунной программы. Первый запуск состоялся 23 апреля 1967 года, а всего корабли серии совершили более 130 успешных полётов и стали ключевым компонентом советской и российской пилотируемых программ по освоению космоса.

Среди них знаменитый экспериментальный совместный полёт 15 июля 1975 года американского космического корабля «Аполлон» и советского «Союз -19».

Корабли «Аполлон» (слева) и «Союз-19» (справа). Реконструкция. (Из Интернета)
Корабли «Аполлон» (слева) и «Союз-19» (справа). Реконструкция. (Из Интернета)

С американской стороны участвовали: командир — Томас Паттен «Том» Стаффорд (англ. Thomas Patten «Tom» Stafford), Вэнс-Де Во Бранд (англ. Vance DeVoe Brand) и До́нальд Кент «Дик» Сле́йтон (англ. Donald Kent «Deke» Slayton), с советской стороны — Алексей Архипович Леонов и Вале́рий Никола́евич Кубасов.

Слева направо: Слейтон, Стаффорд, Бранд, Леонов, Кубасов. (Из Интернета)
Слева направо: Слейтон, Стаффорд, Бранд, Леонов, Кубасов. (Из Интернета)

Современные модификации корабля позволяют доставлять экипаж из трёх человек на околоземную орбиту.

С 2011 года, после завершения программы Спейс шаттл, стали единственным средством доставки экипажей на Международную космическую станцию.

17. Станция «Луна-16».

Летопись освоения космоса. Часть 2

«Луна-16» — советская автоматическая межпланетная станция для изучения Луны и космического пространства. 20 сентября 1970 года станция «Луна-16» совершила мягкую посадку на поверхности Луны. 21 сентября 1970 года с поверхности Луны стартовал возвращаемый аппарат автоматической межпланетной станции «Луна-16».

(Из Интернета)
(Из Интернета)

Непосредственно перед стартом был произведён забор лунного грунта, который в специальной капсуле был помещён в возвращаемый аппарат. 24 сентября 1970 года возвращаемый аппарат станции «Луна-16» массой 35 кг совершил мягкую посадку на территории СССР в 80 километрах юго-восточнее города Джезказган в Казахстане. На Землю были доставлены образцы лунного грунта, взятые в районе Моря Изобилия. Общая масса колонки грунта, доставленной на Землю, составила 101 грамм. «Луна-16» стала первым автоматическим аппаратом, доставившим внеземное вещество на Землю.

«Луна-16» после приземления (архив РГАНТ) (Из Интернета)
«Луна-16» после приземления (архив РГАНТ) (Из Интернета)

18.«Байконур».

Летопись освоения космоса. Часть 2

Космодром Байконур — первый и крупнейший в мире космодром.

(Из Интернета)
(Из Интернета)

Расположен на территории Казахстана,

(Из Интернета)
(Из Интернета)

арендован Россией до 2050 года.

Официальным днём рождения космодрома считается 2 июня 1955 года.

(Из Интернета)
(Из Интернета)

4 октября 1957 года — начало космической эры, запуск с Байконура первого в мире искусственного спутника Земли «ПС-1» . 12 апреля 1961 года отсюда стартовал Юрий Гагарин.

(Из Интернета)
(Из Интернета)

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии