Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

Как всем вам известно, уважаемые читатели, одна из главных исторических проблем, сопровождавших развитие Петербурга с момента начала строительства и до недавнего прошлого — наводнения, обрушивавшиеся на город практически каждый год. Всего их зарегистрировано более 300, среди которых минимум 3 были катастрофическими.

Так получилось, что Петр не знал об этом, а вот шведы, которым издавна принадлежали эти земли — знали. Недаром они заложили одно из старейших поселений, Ландскрона, еще в 1300 г. на месте впадения в Неву речки Охты, там где сейчас находится Большеохтинский (Петра Великого) мост, т. е. далеко от устья, а конкретно — прямо вот тут, на мысу. Хотя в шведских исторических хрониках есть ссылка на наводнение 1691 г., когда вода добралась и туда. По нынешней классификации это было «тысячелетнее» наводнение, с частотой 1 раз в тысячу лет и подъем воды тогда составил 7 — 7.5 метров.

1
Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений
Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

В то время на этом месте существовал, практически, город (более 400 дворов) — Ниеншанц, который в 1703 г. штурмовали и взяли войска Ф. Апраксина.

Чего же Петр не основал город там? Дело в том, что некоторые историки считают, что он и не собирался этого делать — в его планах были крепость и верфи и именно для крепости он выбрал стратегически важное место в дельте Невы. А уж по мере строительства, вокруг этих объектов начали формироваться какие — то землянки, избушки, слободы, в которых жили строители, надсмотрщики, ремесленники и т. п. Так и возник город, на таком неудобном месте. Поэтому, похоже, исключительно фантазии «нашего всего» надо приписать знаменитые фразы, типа «на берегу пустынных волн стоял он дум великих полн…" или «Отсель грозить мы будем шведу, здесь будет город заложен назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно». которые и сформировали в нашем сознании историю этих мест и возникновения того, что стало ВЕЛИКИМ ГОРОДОМ. А на самом деле — «так получилось»… Кстати, в комментариях к «Медному всаднику» Пушкин дает ссылку на итальянского публициста и писателя Франческо Альгаротти, который побывал в Петербурге в 1739 г. и впоследствии, в своей книге «Письма из России», написал про Петербург так:«Город — большое окнище, из которого Россия смотрит в Европу». Так что метафору эту придумал не Петр Алексеевич, и не Александр Сергеевич…

Была у Петра и идея основать столицу в заливе, на острове Котлин, где тогда был крупный и главный порт и строился город, названный им впоследствии «Кронштадт» — «Коронный город». В 1712 г. он даже издал указ о переселении на остров после окончания войны со шведами шляхетства, купеческих и «рукомесленных» домов, но, к счастью, быстро к идее остыл.

В начале XVIII века воде было достаточно подняться на 40 см, чтобы началось подтопление и выглядело это так (реконструкция в масштабе 1: 87 из «Петровской акватории»)

1
Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений
Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

в XIX веке для этого уже требовался подъем на 1 метр, а в ХХ веке началом наводнения считается уже подъем воды выше 160 см над уровнем невского ординара. В правление императрицы Елизаветы Петровны законодательно было закреплено, что уровень первого этажа домов должен находиться не ниже чем на 71 сантиметр выше «прибылой» воды. Поэтому пороги домов находились на высоте от 1,75 до 2,6 метра над землёй. На первых и полуподвальных этажах открывались магазины и увеселительные заведения. Наблюдения за уровнем воды начались еще в 1715 г. в Невских воротах Петропавловской крепости, а регулярные и официальные наблюдения — только в 1878 г., когда на Васильевском острове (сейчас — рядом с ледоколом «Красин») был организован водомерный пост, существующий до наших дней — на нем установлены рейки, по которым ежедневно и измеряется уровень воды. Подъем воды вот до этой ступеньки под номером 7 и означает начало наводнения.

Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений
Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

Существует еще и более известный Балтийский ординар или «Кронштадский футшток» — знаменитая черная рейка на устое Синего моста в Кронштадте, от «нуля» которой измеряются и все глубины и высоты в нашей стране, да и, наверное, в странах бывшего СССР, т. к. она обозначает принятый за нулевой уровень Балтийского моря, который, кстати на 11 см ниже невского «нуля» На нем тоже есть отметка уровня наводнения.

Причина возникновения петербургских наводнений уникальна — она не зависит ни от природных катаклизмов, ни от таяния снега или дождей. Их формируют циклоны, зарождающиеся вблизи Исландии и создающие, в силу определенных физических процессов, так называемую «длинную волну», которая при сильном западном ветре добирается до узкого и мелкого горла Финского залива и поднимает в нем уровень воды, еще и запирая выход в залив невской воде, которая и подтапливает город. Выглядит это так:

Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений
Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

1 из 11
Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений
 

Раньше этого не знали и пытались бороться с наводнением, например, выкопав Обводный канал, который, как считали, должен был забирать излишки невской воды, но — не смог.
Я уже писал, что катастрофическими в истории города считаются 3 наводнения, самое страшное из которых, с подъемом уровня воды на 4.2 м и гибелью, по разным данным более 5000 человек произошло в 1824 г. и его гениально и страшно (хотя пользовался только свидетельствами очевидцев, сам не видел) описал великий Пушкин в поэме «Медный всадник». Не могу не привести цитату:

«Ужасный день!
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури…
И спорить стало ей невмочь…
Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело — воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружен.
Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Народ
Зрит божий гнев и казни ждет.»

Почитайте это великое произведение. Кстати, его герой, Евгений, спасался от наводнения во вполне конкретном месте, существующем до сих пор:

«Тогда, на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений.»

Вот они, эти львы, перед особняком Лобановых — Ростовских, рядом с Исаакиевским собором.

Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений
Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

Попали в историю и забавные моменты — в подвал Публичной библиотеки заплыл сиг, где его поймал, а потом зажарил и съел библиотекарь, которого звали Иван Андреевич Крылов (тот самый — будущий баснописец). Мимо Зимнего дворца проплыла будка со стоЯщим в ней жандармом, который отдавал честь наблюдающему за ним императору.
Ни одно морское сражение эпохи парусников не принесло российскому флоту такого ущерба, как это наводнение. Практически был затоплен Кронштадт и в его гаванях смогло удержаться на якорях только 12 кораблей. 53 линейных корабля и фрегата и 40 более мелких сбило в кучу в углу Военной гавани. Многие корабли затонули, другие вынесло на мель, стенки гавани, обломки затонувших кораблей и они были сильно повреждены.

Интересно, что еще одно катастрофическое наводнение случилось ровно через 100 лет, уже при Советской власти в 1924 г. Тогда вода поднялась на 3.8 м, но тоже — хватило…
Вода затопила Дворцовую и Исаакиевскую площади, Вознесенский и Невский проспекты, Садовую улицу, Марсово поле и Летний сад (там были вырваны с корнем сотни деревьев, составлявшие 30% сада), добралась до нынешнего Технологического института, а в Петергофе затопила дворцы Марли, Эрмитаж и Монплезир.

А это последствия наводнения в Летнем саду

Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений
Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

Пострадал и зоопарк. По данным прессы, в воде погибли один олень, два страуса, 20 рыжих лисиц, 6 черноголовых баранов, семейство кроликов, филин, два орлика, два ястреба и белоголовый гриф.
В итоге стихия унесла жизни 14 ленинградцев. Общая площадь затопленных пространств достигала 65 квадратных километров. Пострадали более 5000 домов, вода снесла 19 мостов, в том числе Сампсониевский и Гренадерский, были серьезно повреждены мостовые и канализация. Сильно пострадали порт, ряд фабрик, заводов и складов. Общая сумма убытков, причиненных наводнением, составила астрономические по тем временам 25 миллионов рублей.
Наводнение, как и любой удар по революции, встретили митингами. На главном из них, состоявшемся на заводе «Красный треугольник», была принята следующая резолюция: «Ленинградский пролетариат приложит все усилия к тому, чтобы преодолеть и ликвидировать последствия наводнения и поднять производительность труда. Пусть вся буржуазия знает, что мы всегда готовы взять в руки винтовку для защиты своей страны».

Третье по разрушительности датируется сентябрем 1777 г., (3.2 м) именно во время этого наводнения затопило Летний сад и разрушило систему находившихся там фонтанов. Частично их смогли восстановить только несколько лет назад, причем один из раскопанных фонтанов — «Лакоста» восстанавливать не стали, а накрыли специальным колпаком и его можно увидеть в первозданном виде, с «родными» кирпичами и трубами для подачи воды.

Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

На Петергофской дороге вырвало с корнем 2000 мачтовых деревьев. С этим наводнением связана и легенда о гибели «княжны» Таракановой, изображенной на знаменитой картине К. Д. Флавицкого. Хотя история говорит о том, что она умерла за 2 года до того. Во время раскопок и реконструкции выяснилось, что «культурный слой» в городе с тех пор поднялся минимум на 80 см, так что не забывайте их добавлять, когда будете прикидывать уровень наводнения тех лет, показанный на специальных отметках, «на свой рост». Надеюсь, понятнее станет и наличие «полуподвальных» окон и дверей во многих домах «центра». На самом деле, в момент строительства это был полноценный первый этаж, а с тех пор наслоилось столько земли и асфальта…

Произошло наводнение и в блокаду — 25 октября 1942 г. Правда, природа, видимо, предпочла «не усугублять» и без того бедственное положение города и вода остановилась на уровне 174 см.

Участились и зимние наводнения уже в этом веке. На одном фото можно разглядеть плакат «С Новым Годом!»

1 из 10
Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений
 

Отметки уровней наводнений можно и сейчас увидеть во многих местах города, посмотрите — Ботанический сад

Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

Университетская набережная

Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

Угол Зимней канавки и Дворцовой набережной

Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

наб. канала Грибоедова у Демидова моста

Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

Большая Конюшенная 9

Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

Московский пр. 9

Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

и даже рядом с Технологическим институтом, на торце здания Метрологического музея Госстандарта России. Адрес там сложный, ориентируйтесь на Московский пр. 17Ж и памятник Д. И. Менделееву рядом.

Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

Ну и самые известные — у Синего моста на Исаакиевской площади (черные полоски — уровни катастрофических наводнений) и в Невских воротах Петропавловской крепости

Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений
Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

Ученые считают, что при определенных обстоятельствах уровень воды в Неве может подняться и выше 5.4 м, что приведет город к гибели (будет затоплено более 150 кв. км территории, уничтожены метрополитен и все городские коммуникации) а весь регион и большую часть Балтийского моря к экологической катастрофе — вода смоет с поверхности земли миллионы тонн грунта, грязи, мусора и т. п. и унесет все это в море, погубив всю его экосистему. Причем, что характерно, за последние 50 лет произошло столько же наводнений, сколько за предыдущие 100. (Вспомните Новый Орлеан, который так и не восстановлен после наводнения).
Администрация КЗС (Комплекса защитных сооружений) ежегодно страхует свой объект. В 2018 г. при сумме вознаграждения страховщика в 15 млн рублей, ответственность он должен будет принять на 6,5 млрд Хотя, конечно, и такая страховка не покроет ущерб, который в приложении к техзаданию оценивается в 99,3 млрд рублей. Количество пострадавших в случае катастрофы в 44895 человек, в том числе 4397 погибших, а степень риска аварии как 1×10 в минус 9-й степени. Для наглядности — вероятность падения самолета составляет 10 в минус 8 степени. То есть вероятность аварии на дамбе в Финском заливе в 10 раз ниже, чем вероятность падения самолета. Вероятность погибнуть в поезде в 7 раз выше, чем на самолете, а вероятность аварии на автомобиле — в 20 раз выше, чем на самолете.

А дальше будет много цифр, уж извините, но как еще выразить грандиозность проекта?

Сначала о том, что побудило меня написать этот рассказ — дело в том, что нам с братом посчастливилось побывать на экскурсии по комплексу защитных сооружений, которые проходят довольно регулярно и с большим успехом — в выходные по 4 — 6 групп. Поражает все, в том числе доступность объектов для посетителей — всё (кроме поста охраны) можно фотографировать, мы забрались в самые интересные места — и в тоннели на водопропускных сооружениях, и к самим судопропускным сооружениям, и в святая святых — диспетчерский пульт управления тоннелем. Нас везде ждали и все двери были открыты, по одной простой причине, которую озвучил великолепный экскурсовод Дмитрий Александрович — администрация комплекса считает, что народ вправе знать, на что ушли его деньги.

Итак:

Еще генерал Миних во времена Анны Иоанновны призывал построить защитные сооружения, стоимость которых оценивал в 750 000 рублей (сейчас — стоимость иномарки, а тогда — 1 / 10 всего бюджета России) и говорил, что сколько бы они не стоили, построить их НАДО. В 1825 г. профессор Санкт — Петербургского института инженеров путей сообщения француз Пьер — Доминик Базен, сделавший очень много для города, как выдающийся инженер — строитель, предложил идею дамбы, которая должна пройти через остров Котлин и защитить город. На «созревание» этой идеи понадобилось около 150 лет и началось ее воплощение в 1979 г., когда начавшаяся стройка была объявлена «ударной комсомольской» и на ней одновременно работало более 7.5 тыс. человек (а в разработке участвовало свыше 50 НИИ). Первой и главной задачей был подъем со дна залива более 20 млн. куб. метров ила и грязи, чтобы добраться до более менее твердого дна, а потом засыпка на ее место еще бОльшего объема твердых пород — песка и гравия. Строители говорят, что общий объем стройматериалов, использованных в ходе строительства дамбы таков, что ж/д состав с ними трижды дотянулся бы до Владивостока. По форме она представляет собой трапецию, при длине дамбы 25 км 380 м, основание которой в некоторых местах 150 м шириной, тогда как 6 — ти полосное шоссе поверху, по которому проходит свыше 30 000 автомобилей в сутки — шириной 29 метров. Стоимость всей дамбы, вообще — то, сопоставима со стоимостью организации и проведения встречи стран членов ШОС во Владивостоке и гораздо дешевле затрат на проведение Олимпиады в Сочи, примерно 166 р. 60 к. на 1 кв. м. комплекса.
То, что это именно Петербургская дамба, очень ярко иллюстрирует это фото — обратите внимание — тут и цепи и решетки, так характерные для города, а по словам архитектора вот эти полукружья внизу олицетворяют волны, идущие на город, а над ними, сверху, там где камера — деталь, напоминающая по форме «Гром — камень», на котором стоИт «Медный всадник».

Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

Но, просто насыпав дамбу, строители столкнулись с колоссальной проблемой. Я, вообще — то, по профессии гидролог и получал эту профессию именно в те годы, когда шли разработки строительства и даже поучаствовал в одной из хоздоговорных тем — разработок. Помню многочисленные лекции и дискуссии тех лет, на которых экологи доказывали, что в таком виде дамба приведет к экологической катастрофе, т. к. нарушится водообмен между частями Финского залива, он «зацветет» и зарастет, а все живое в нем погибнет. Так и случилось и пример этого можно видеть сейчас, подъезжая к Кронштадту — огромные заросли тростника, а сейчас уже и просто нанесенного ила и земли в одном из заливов рядом с островом Котлин. Кстати, сейчас это место получило статус заказника и в нем живут и через него мигрируют более 60 видов водоплавающих птиц.

Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

Строительство пришлось приостановить, что, как ни странно, пошло только на пользу проекту, так как во — первых, был придуман простой и гениальный способ, как избежать застоя воды, а во — вторых, научно — техническая революция последних лет привела к тому, что при достройке дамбы использованы последние достижения компьютерной и прочей техники, чего просто не было в 80 — е годы прошлого века.
Итак, дамбу разделили на 11 дамб, сделав в ее теле 8 «дырок» общей длиной 1.5 км, включая 6 водопропускных и 2 судопропускных сооружения, через которые, в обычных условиях и происходит водообмен в заливе.

Водопропускные сооружения.

Вот так выглядят водопропускные сооружения, их 6 — в них установлены специальные щиты (их 64), которые находятся в поднятом состоянии и не мешают водообмену, а в случае опасности опускаются на дно и преграждают путь волне. (Здесь группа «Иванушки Интернешнл» в свое время записала знаменитый клип «Тучи»). Эти башни защищают огромные, высотой 10 м гидравлические цилиндры, которые поднимают и опускают щиты.

Это один из тоннелей в теле дамбы, длиной 280 м, в котором расположены системы обеспечения — вот такие зловещие штуковины, управляющие гидравлическими цилиндрами, которые поднимают и опускают вот эти затворы, высотой до 6.5 м.

1 из 5
Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений
 

В отсеках, в которых установлены щиты, в шторм находиться невероятно опасно — брызги поднимаются на высоту нескольких метров и даже висящая под «потолком» камера снабжена… дворником — очистителем. Пока мы там стояли, камера эта все время поворачивалась — наблюдают…

Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

А на стенах тоннеля специальные стеллажи, на которых находятся оптоволоконные и прочие кабели, связывающие берега залива. Там же где — то и силовой кабель

Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений
Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

В Морской порт Петербурга в год заходят свыше 30000 судов, включая огромные круизные лайнеры,

Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений
Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

поэтому, разумеется, надо было предусмотреть для них возможность делать это беспрепятственно. Для этого в теле дамбы организованы 2 судопропускных сооружения — С 1 и С 2.

Судопропускное сооружение С 2

Более маленькое С 2 предназначено для прохода небольших судов, его ширина чуть больше 100 м и над ним находится мост, который в случае необходимости могут поднять на 8 метров вручную (!) всего 2 человека. (!) Правда, на это им понадобится 2 часа. Хотя только краски на него ушло более 20 тонн. Но это, конечно, в случае отказа многочисленно продублированных электронных систем, отказ которых, как говорят строители, даже теоретически невозможен, т. к. комплекс оснащен автономной системой электропитания и дизель — генераторами, и тем не менее… А в случае наводнения со дна залива поднимется с глубины 7 метров специальный щит, весом 2550 тонн, который перекроет проход и над водой останется еще 4.5 метра. Нам необычайно повезло — щит как раз был поднят для профилактических работ, так что мы смогли увидеть то, что мало кто видит — щит в поднятом состоянии.
В здоровенных башнях с обеих сторон щита тоже находятся поднимающие его гидравлические цилиндры.

Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений
Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений
Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

На недостроенном тогда мосту через канал снималась сцена разборки бандитов с ОМОНом в фильме «Антикиллер».

Судопропускное сооружение С1

Сооружение С1 является просто уникальным в мировом масштабе — через канал шириной более 200 м могут проходить суда любых типов. Когда начинается наводнение, проход закрывают два грандиознейших сооружения — «батопорты», длиной более 110 м, высотой 23 м и шириной более 8 м и весом более 3000 тонн каждый. Это полукруглые затворы, которые с помощью локомотивов выдвигаются в канал, стыкуются, после чего заполняются водой и садятся на специальную бетонную подушку многометровой толщины. Опорные рамы батопортов длиной более 115 м, а глубина отсека, в котором он стоИт более 10 м.

Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

1 из 5
Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений
 

Это занимает около 45 минут и произвести это с помощью электроники может один человек. При строительстве С1 был выкопан резервный судовой ход, по которому шли суда, а участок будущего тоннеля и прохода огораживался сваями, из него выкачивалась вода, проводились работы, а потом все засыпалось сверху многими метрами породы. Мне довелось в те годы побывать в Кронштадте, который еще был военной базой — я возил туда с экскурсией группу гидрологов со всей страны и мы посетили как раз строящиеся водопропускные сооружения и подъехали к стройке С1. Тогда просто невозможно было понять и представить, что мы стоим на краю громадного котлована, на дне которого копошится какой — то крошечный механизм (на самом деле — огромный экскаватор) и что на месте этого котлована будет 6 — ти полосный тоннель, а над ним толща породы, высотой около 10 м и 16 метров воды.
Так вот эти батопорты могут ломать лед до 0.5 м толщиной и сдерживать давление воды до 10000 тонн на каждый (при том, что «вес» нагонной волны, создающей наводнение, ученые определяют до 10 млрд. тонн) с помощью простой (ну, не простой, а уникальной) шаровой опоры — такова наука физика. Давление воды на стену батопорта передается на шар из легированной стали диаметром 1.5 м и весом 155 тонн, а с него — на береговое сооружение, что позволяет выдерживать такое колоссальное давление.

Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений



Выдвигает батопорты вот такой специальный «локомотив», который движется не по рельсам, которые могут, например, обледенеть, а по т.н. «цевочному пути» — лучи «звездочки» цепляются за специальные цилиндры «цевки» и конструкция перемещается со «страшной» скоростью — 10 см (1 цевка) в секунду, за что и получила название «Сапсан».

1 из 4
Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений
 

Но, давление воды происходит с обеих сторон дамбы — Нева ведь продолжает вытекать в Маркизову лужу, как в таз, и хотя площадь ее 600 кв. километров, каждый час закрытой дамбы поднимает уровень воды в ней на 3 — 5 см. И через сутки такого режима все равно начнется наводнение — невской воде просто некуда деваться. Поэтому, чтобы избежать гидродинамического удара и разрушений, затворы открывают постепенно, пока не сравняется уровень воды с обеих сторон дамбы. Те, кто этого не знает, или не хочет знать (типа представителей одной паромной компании) ругаются — почему наводнение закончилось, а дамба закрыта, ищут в этом коррупционную составляющую администрации комплекса и порта направленную лично против них и пишут письма, требуя компенсации убытков.
Независимо от ситуации, раз в полгода батопорты проверяют — сводят и разводят.

Тоннель под С1.

Для автотранспорта под каналом, на глубине 27 м, проложен тоннель длиной 1980 м, оснащенный 47 системами безопасности и жизнеобеспечения на все случаи жизни (или смерти, тьфу, тьфу, тьфу…)

Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

Вот тут мы и попали в диспетчерскую, расположенную в специальном здании.

Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

При входе в нее у всех вырвался единодушный вздох восторга: «ВАУ!» настолько это невероятно выглядит — в ЦУПе, наверное, такого нет. Более 140 камер выдают информацию на специальные «кубы» — экраны, причем в разных масштабах — одним изображением можно занять и весь комплекс, а можно уменьшить до размеров форматом А4.

1 из 3
Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений
 

Специальные системы отслеживают и фиксируют номера всех проходящих автомобилей, регистрируют нарушителей скоростного режима в тоннеле и все нарушившие получат «письма счастья» с фото — фиксацией нарушения. Любая нестандартная ситуация, например, вдруг остановившаяся фура мгновенно обозначается специальным значком (прямоугольник) для привлечения внимания диспетчера. Система реагирует даже на блики «солнечных зайчиков» от машин, въезжающих в тоннель. А тут вот, под одной из камер свила гнездо ворона и диспетчеры в режиме реалити — шоу наблюдают за жизнью ее и ее 6 будущих птенцов — пока она сидит на яйцах.


Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

Даже представить невозможно, как бы это выглядело, если бы дамбу достроили с первой попытки — тогда ничего подобного и в проекте не было.

В этом белом здании слева, на самой окраине Кронштадта, рядом с кольцевой, находится главный пульт управления всеми структурами дамбы.

Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

Экологическая безопасность залива является важнейшей составляющей проекта — ведь с проезжающих по дамбе машин дождями смываются тысячи тонн грязи, нефтепродуктов и прочей дряни, которая не должна попасть в залив, поэтому существует целая система очистки этих стоков, включающая более 50 км водоотводных лотков и 36 станций водоочистки прямо в теле дамбы. Так что в залив попадает только очищенная вода.
Вот через эти черные трубы и сливается вода

Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений

Несмотря на работу дамбы, наводнения случаются до сих пор, вот фото нескольких последних по времени

1 из 3
Дамба, которая спасает Санкт-Петербург от наводнений
 

Достройка и открытие движения по дамбе помогло замкнуть кольцевую автомобильную дорогу (КАД) вокруг города. Значение этого события переоценить просто невозможно — она вывела из города сотни тысяч машин, в том числе тысячи грузовых автомобилей, упростила доступ к разным районам для простых автомобилистов. Вот брат, живущий на севере города, как — то раз собрался в аэропорт, расположенный на самом его юге. Приехавший таксист предложил лучше ехать туда… через дамбу, т. е. забравшись еще севернее, чем продираться через город. Да, по расстоянию вышло километров на 50 больше, а по времени меньше, и в пробках не стояли.
Резюме. Дамба стала самым большим в мире гидротехническим комплексом, а уже через несколько месяцев после начала ее работы, осенью и зимой 2011 г. произошло несколько наводнений, причем во время ноябрьского полностью затопило парк «Сестрорецкие Дубки», находящийся за дамбой, вода там поднялась выше 3 — х метров, о чем сообщила газета «Сестрорецкие Берега», а декабрьское того же года стало одним из сильнейших и продолжительных по времени наводнений, с 2 — мя пиками, при котором уровень воды на дамбе достиг 1.93 м, что равносильно высоте воды в городе свыше 3 — х метров и это было бы 4 — е катастрофическое. Только прямой ущерб составил бы в тех ценах свыше 25 миллиардов рублей. Вообще, с официальной даты открытия комплекса — 12 августа 2011 г. до момента написания рассказа уже зафиксировано десятки наводнений, в том числе только зимой 2015 г. их было целых 7 (!) И каждый раз Петербург спасала дамба, грандиозное сооружение, воздвигнутое человеческим гением строителей и инженеров. Но город об этом так и не узнал…

В рассказе использованы материалы канала RTG, программы «Большой скачок» и книги автора — составителя А. В. Полозова «Морской барьер Петербурга».
Спасибо за внимание.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Дамба Санкт-Петербурга

Кольцевая Автомобильная дор., Санкт-Петербург, 197760 Подробнее об объекте