Санкт-Петербург. Пушкинский дом. Крыша

22 мая 2021 г. в Петербурге состоялась «Ночь музеев». Формат в этом году был, на мой взгляд, оптимальным: на сайте проекта покупался билет на конкретный сеанс в выбранном месте.

И я выбрала Пушкинский дом. Река Мойка тут совсем не при чем, так как посещала я Литературный музей Института русской литературы Академии наук, он же Пушкинский дом.

До этого я посещала Музей мостов, поэтому на Васильевский остров с Невского проспекта приехала на троллейбусе. По дороге в Литературный музей на такую вот поэтическую остановку в начале Университетской набережной. Конечно, сейчас весна, но предпоследнее четверостишие примерно описывает то, что я ожидала увидеть на этом этапе «Ночи музеев»:

Санкт-Петербург. Пушкинский дом. Крыша

На мой взгляд, неплохо для начала пути в Пушкинский дом. Прочитав знакомый ранее стих, я повернула голову и увидела, что в Петербурге меня догнал Ленинград:

Но надо следовать заявленной теме отзыва. Литературный музей заслуживает отдельного рассказа, в этот раз я только о том, что увидела на мероприятии в рамках «Ночи музеев».

Тема в этом году была заявлена «Звук». Нас познакомили с фонографами и историей собирания с помощью этих устройств, например, фольклора. Послушали мы в живом исполении семиструнную гитару и узнали, кто учил инграть на ней Лермонтова. Была небольшая экскурсия по экспозиции Пушкина, Толстого и Серебрянного века. Услышали мы голоса Льва Толстого, Анны Ахматовой и Владимира Маяковского. Но что скрывать, все ждали, конечно же, последний пункт программы — посещение обзорной площадки на крыше. Ибо находится здание прямо у Стрелки Васильевского острова (наб. Макарова, д. 4). Центрее, как говориться, некуда:).

Вид с Биржевого моста:

Санкт-Петербург. Пушкинский дом. Крыша

Здание почти на 100 лет старше находящегося в нем института. И изначально это была Таможня (1829–1832, арх. Лукини И.Ф., классицизм), что соответствовало находившемуся в то время здесь порту. Этим и объясняется выбор статуй, которых мы видим на фронтоне.

Церера (отвечает за плодородие):

Меркурий (торговля):

Санкт-Петербург. Пушкинский дом. Крыша

Нептун (мореплавание, вероятно, поэтому весло, а не трезубец):

Мимо входа промахнуться невозможно, так как у Пушкинского дома встречает посетителей сам поэт:

Коротко с объектом познакомились, возвращаемся к программе «Ночи музеев».

Предпоследним пунктом программы был «подвиг», так как подниматься к куполу надо пешком.

Чтобы было понятнее, идем мы не на самую «макушку» купола, а на «балкончик» вокруг башни, что тоже вполне высоко:

Санкт-Петербург. Пушкинский дом. Крыша

Погода в этот день была разная. Перед подъемом нам сообщили, что похоже, пошел дождь. Захватив куртки в гардеробе, группа начала «восхождение». Такие усилия должны быть оценены по достоинству, поэтому вид из окон башни обещал отсутствие дождя:

Выходим на свежий воздух. Биржевой мост, Малая Нева, Петроградская сторона, Петропавловская крепость, Нева, Троицкий мост и так далее:

И да, освещение то самое, в надежде на которое я выбрала сенс на 19.00, что означало выход на крышу примерно в 20.15:

Санкт-Петербург. Пушкинский дом. Крыша

На Заячьем острове показывают Кубок будущего Евро-2020 (так странно писать «будущего… 2020» почти в середине 2021 года):

Разворачиваемся в сторону Невы:

Крыши цвета Ростральных колонн

Санкт-Петербург. Пушкинский дом. Крыша

указывают нам на Большой (Старый Эрмитаж) и купола Спаса на Крови над ним, немного виден на фото и Эрмитажный театр:

Идем правее. Видно много знакомых объектов с необычного ракурса:

Санкт-Петербург. Пушкинский дом. Крыша

Круговой проход был частично перегорожен, вид в сторону моря-порта-ЗСД:

Далее я прошла в другую сторону от выхода на площадку и снова увидела Исаакиевский собор, а также Троицкий собор:

Вид на набережную Макарова в сторону Тучкова моста:

Тут я дала маху и не попробовала сделать ближе фотографию серебряного ангела в лучах заходящего солнца. Вот этого ангела на куполе Церкви Святой Великомученницы Екатерины:

Санкт-Петербург. Пушкинский дом. Крыша

Нептун смотрит на многострадальный Тучков буян (стройка за синим забором), а за ним Князь-Владимирский собор (проект Ринальди, строилась долго, освящена в 1789 году, Петроградская сторона, проспект Добролюбова):

А закончу я рассказ про площадку на башне Пушкинского дома видами Малой Невы в сторону Тучкова моста, стадионов и башни Лахта-центра. В общем, ясными вечерами Нептун поворачивает голову налево и наблюдает примерно такую картину:

Санкт-Петербург. Пушкинский дом. Крыша

Сразу отвечу на вопрос, как попасть на эту обзорную площадку. В этом году пока никак. Но замечательные сотрудницы музея сказали, что вопрос проведения таких экскурсий рассматривается, и есть смысл следить за официальными сайтом и ВК института (музея).

На этом моя программа в Пушкинском доме закончилась, но «подсветка» достопримечательностей, к которым я вышла из музея, оказалась, на мой взгляд, так замечательна, что я решила добавить к отзыву мои аргументы за прогулку по Стрелке В. О. и Университетской набережной в закатное время суток:

Санкт-Петербург. Пушкинский дом. Крыша

И раз публикация получилась 27 мая, то сложно не завершить ее фотографией этого дня: