Новый Эрмитаж

Музеи 1 апреля
Санкт-Петербург: полезная информация
Режим работы
Вт, чт, сб, вс: 10:30 - 18:00. Ср, пт: 10:30 - 21:00. Музей закрыт по понедельникам, 1 января, 9 мая.
Стоимость билета
400 руб. для граждан РФ и республики Беларусь; дети, студенты, пенсионеры - бесплатно
Телефон
+7 (812) 571-34-65
Официальный сайт Нового Эрмитажа
https://www.hermitagemuseum.org
Адрес здания Нового Эрмитажа
Россия, Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2смотреть на карте
Рейтинг TripAdvisor
Отлично 73%
Очень хорошо 27%
Неплохо 0%
Плохо 0%
Ужасно 0%

Новый Эрмитаж — один из 5 корпусов, составляющих сегодня основной комплекс Государственного Эрмитажа, расположенного на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. На 2 его этажах размещены около 50 залов, в том числе созданные при Екатерине II «Лоджии Рафаэля», повторяющие своей архитектурой и фресками, украшающими своды, галерею Ватиканского дворца в столице Италии.

Первый этаж занимают произведения античного искусства, при этом интерьеры залов оформлены так, чтобы дополнять экспозицию. Например, тут можно не только осмотреть подлинные статуи Зевса, но и попутно прогуляться среди колонн и гротов античного дворика дома, принадлежащего римскому патрицию или богатому греческому купцу.

Второй этаж посвящен европейскому искусству XVI–XVII веков. Некоторые залы имеют стеклянную часть потолка, благодаря которой мировые шедевры экспонируются при естественном освещении. Таковы, в частности, 3 больших парадных зала для крупноформатных картин, где представлены произведения Веронезе, Веласкеса, Тинторетто. Экспозиция включает в себя не только картины — тут есть и выставка оружия и доспехов, расположенная в Рыцарском зале.

Рыцарский зал
 
Рыцарский зал, © Сайт музея

Интерес представляет и само здание Нового Эрмитажа. Узнаваемый образ — огромные темно-серые фигуры атлантов, которые поддерживают балкон второго этажа над входом — превратился в один из символов не только музея, но и Санкт-Петербурга. Отдельный билет в этот корпус покупать не требуется: право на его посещение дают все категории билетов в Эрмитаж. На первом этаже здание соединено галереей с Малым Эрмитажем, на втором — с ним же, а также с Большим Эрмитажем и Эрмитажным театром. Так что в процессе просмотра экспозиций вы можете и покидать Новый Эрмитаж, и возвращаться, когда захочется.

Здание Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Строительство здания стартовало в 1842 году и продолжалось десятилетие: Новый Эрмитаж торжественно открылся для широкой публики 5 февраля 1852 года. Для Российской Империи это было беспрецедентное событие. Во-первых, впервые всем желающим стала доступна для осмотра столь богатая коллекция мировых шедевров. Во-вторых, Новый Эрмитаж стал первым в стране зданием, специально построенным для размещения общедоступной экспозиции.

До строительства коллекция, собранная российскими монархами, начиная с Екатерины II, находилась в корпусах Малого и Большого Эрмитажа. Чтобы увидеть их экспонаты, требовался спецпропуск. В частности, даже Александр Пушкин был вынужден прибегнуть к связям — его друг, поэт Василий Жуковский, служивший педагогом сына Николая I, сумел выхлопотать бессрочный пропуск. Но коллекция разрасталась, ей требовалось новое помещение.

Проект здания Нового Эрмитажа Николай I заказал Лео фон Кленце — немецкому архитектору, ставшему знаменитым благодаря работам в неогреческом стиле, основателем которого его и стали считать впоследствии.

Подход фон Кленце заключался не только в выдерживании принципов классицизма, но и в воспроизведении мельчайших деталей стиля Античной Греции. Он создал множество эскизов, в том числе и интерьеров будущего музея. Уже после его отъезда из России к воплощению набросков в чертежи, а затем и в реальное здание приступили русские архитекторы, академики Императорской Академии художеств Николай Ефимов и Василий Стасов.

Воплощая замысел фон Кленце, южный, западный и восточный фасады украсили статуями знаменитых художников разных эпох. Всего использовали 28 скульптур, в том числе фигуры Леонардо, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта. Из-за использования в составе цинка, изваяния со временем пришли в негодность. К 2015 году все скульптуры заменили копиями из бронзы.

Скульптуры портика

Акцентом южного фасада стала входная галерея, оформленная в виде портика. Чтобы воплотить задумку фон Кленце, строители обратились к скульптору Александру Теребеневу, который наряду с Василием Демут-Малиновским создавал статуи художников для украшения внешних стен музея.

Гранитных атлантов создавали по образу фигур, которые можно увидеть в храме Зевса Олимпийского, расположенном в итальянском городе Агридженто на Сицилии. Теребенев начала работу с изготовления полноразмерной модели из глины, и уже за нее получил звание академика Императорской Академии художеств. В его мастерской атлантов из серого гранита вытесывали около 150 учеников, но над лицами каждого из гигантов Александр Теребенев работал лично.

Портик музея
 
Портик музея, © Татьяна Лискер

Изящный стиль, тонкость работы и качество полировки оценил и фон Кленце, и Николай I. Помимо причитавшейся оплаты и ордена автор «Атлантов» получил персональную премию от императора. Позднее Александр Теребенев выполнил подобную работу для прусского короля, и снова кроме гонорара удостоился прибавки — бриллиантового перстня от монарха.

Залы Нового Эрмитажа

Считается, что на полный осмотр всех залов Государственного Эрмитажа посетителю понадобится 8 лет. Можно с уверенностью утверждать, что 2–3 года из них займет прогулка по Новому Эрмитажу. Подлинные статуи античных богов, блеск средневековых доспехов, переплетение фресок Рафаэля, бескомпромиссная тщательность образов на полотнах Веласкеса — все это предстает в удивительной неповторимости интерьера каждого из залов Нового Эрмитажа.

Первый этаж

Здесь расположено около 20 залов, в которых экспонируются предметы античного искусства, прежде всего, скульптура. Наибольшая часть экспозиции — шедевры, созданные древними греками. Однако первые залы у галереи, ведущей из Малого Эрмитажа, посвящены римской скульптуре. Обращает на себя внимание зал Юпитера, облицованный искусственным мрамором зеленого цвета, с монументальной скульптурой восседающего на троне бога.

За ним следует «Античный дворик» — комната с мраморными колоннами, реконструирующая обстановку двора виллы, принадлежащей богатому римлянину. В ней представлены образцы декоративной скульптуры, в том числе — для фонтанов, например, «Младенец Геракл, удушающий змей» или «Юноша с кувшином». Продолжение коллекции размещено в «Зале Диониса», который легко узнать по эффектной темно-красной отделке стен.

Искусство Древней Греции представлено по периодам, начиная с архаики — здесь есть даже вазы и терракотовые статуэтки, созданные на Кипре 4 тысячи лет назад. У дверей в Зал архаики установлена парная скульптура львов, найденных в Ольвии и созданных примерно в IV веке до нашей эры.

Зал Юпитеря
 
Зал Юпитеря, © Новый Эрмитаж

Классический период греческого искусства представлен в нескольких залах, в том числе в зале Афины. Посетить его стоит и ради отделки самой комнаты — на полу воссоздана мозаика VI века, ранее украшавшая христианскую базилику, которую археологи нашли в 1853 году, исследуя Херсонес.

Ряд залов посвящен культуре античных поселений, существовавших в Северном Причерноморье. Поскольку многие экспонаты были получены во время раскопок некрополей, состав коллекции своеобразен: саркофаги художественного исполнения, стеклянные и серебряные украшения, фигурные сосуды и прочие предметы, которые складывали в могилу. Есть отдельный Зал ваз, где представлены шедевры наиболее знаменитых школ: Южноиталийской и Аттической.

На первом этаже располагается и парадный вестибюль с широкой лестницей из белого мрамора. именно с него гости начинали бы путешествие по Новому Эрмитажу, если бы вход осуществлялся с Миллионной улицы. Помещение украшено высоким портиком с фигурой богини Славы над входом на лестницу, а также 16-ю колоннами из красного гранита.

Второй этаж

Верхний этаж Нового Эрмитажа отдан произведениям искусства эпохи Ренессанса и последующего столетия. Именно здесь в Зале Рафаэля находятся 2 картины великого художника: «Мадонна Конестабиле» и «Святое семейство». Представлено творчество его учеников Лоренцетто и Романо, а также предметы резной мебели времен Возрождения с декором из сюжетных композиций. Здесь же экспонируется и собрание расписной майолики, из-за чего помещение также называют Залом майолики.

На втором этаже располагается и анфилада так называемых Кабинетов — камерных помещений, в которых выставляются небольшие картины. Открывает ее зал фресок Рафаэля с копиями произведений мастера, исполненных для одного из кардиналов Ватикана, и статуей «Скорчившийся мальчик», созданной Микеланджело. Это единственное подлинное произведение великого итальянца, находящееся в России.

Настоящая сокровищница второго этажа — триада больших светлых залов с частично стеклянным потолком. Малый итальянский Просвет располагает итальянской живописью XVI–XVII века, в том числе полотнами Веронезе и Тинторетто.

Малый Итальянский просвет
 
Малый Итальянский просвет, © Новый Эрмитаж

Следующий век представлен в Большом Итальянском просвете. Здесь находятся 4 картины представителя неаполитанской школы XVIII века Луки Джордано: «Кузница Вулкана», «Битва лапифов с кентаврами», «Изгнание торгующих из храма», «Отдых Вакха». Завершает ряд залов Испанский просвет, в котором представлены полотна Веласкеса и других художников Испании XVII–XVIII столетия.

Экспонируется не только живопись — в Рыцарском зале представлена широка коллекция доспехов для турниров, парадов и охоты. Здесь же выставлено собрание холодного и огнестрельного оружия XV–XVII веков.

Дополняют экспозицию залы фламандской и голландской живописи. Творчеству мастеров с мировым именем отведены персональные помещения — есть Залы Снейдерса, ван Дейка, Рубенса, Рембрандта.

«Лоджии Рафаэля»

«Лоджии» были возведены по проекту архитектора Джакомо Кваренги еще при Екатерине II. Спустя полвека их встроили в здание Нового Эрмитажа. Структурно они повторяют галерею дворца в Ватикане: коридор высотой 8 метров и длиной 65 метров делится арками на 13 частей. В своде каждой арки размещены 4 сюжетных изображения, скопированные с подлинных фресок Рафаэля.

Созданием копий занималась группа художников под руководством австрийского живописца Кристофера Унтербергера. Они работали с темперой и холстом. Впоследствии изображения разместили в сводах. При этом произведения Рафаэля не копировали «дословно», а, скорее, «пересказывали», стараясь сохранить общий замысел. Как и в Ватикане композиция состоит из 12 сводов со сценами из Ветхого Завета и одним сводом с новозаветными сюжетами.

Лоджии Рафаэля
 
Лоджии Рафаэля, © Новый Эрмитаж

Билеты

Покупка отдельного билета в Новый Эрмитаж не требуется — возможно посетить его появляется у всех, купивших любой из билетов или электронных ваучеров в Государственный Эрмитаж. Подробнее ознакомиться с тарифами на посещение музея в 2020 году можно на официальном сайте.

По некоторым дням Эрмитаж объявляет бесплатный вход, это происходит 18 мая, 7 декабря, а также каждый третий четверг месяца. Очередь в эти дни длиннее, чем обычно. Проверить, сколько в ней стоит человек, можно с помощью веб-камеры на сайте музея.

Как добраться до Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Новый Эрмитаж находится на Миллионной улице вблизи Дворцовой площади. Наиболее простой способ добраться сюда — воспользоваться подземкой. Доехав до станции «Адмиралтейская», выходите на Невский проспект и двигайтесь по нему около 600 метров набережной Невы до площади. Прогулка займет 10–12 минут.

Можно доехать и наземным общественным транспортом. Остановка «Дворцовая площадь» расположена у сада Зимнего дворца в двух шагах от входа в музей. До нее следуют автобусы № 7, 10, 24, 191 и троллейбусы № 1, 7, 10, 11.

Третий вариант поездки — заказ такси. В северной столице России работают «Максим», «Яндекс. Такси», Uber, Gett и другие перевозчики. Для оформления поездки воспользуйтесь мобильным приложением.

Панорама Нового Эрмитажа:

Видео о Новом Эрмитаже:

Нашли неточность? Сообщите нам.

Отели Санкт-Петербурга рядом с Новым Эрмитажем

Посмотреть все отели (38)
По соседству с Эрмитажем 3к квартира По соседству с Эрмитажем 3к квартира
от 4 500 руб
Moika Center Hermitage Moika Center Hermitage
от 8 000 руб
Volna by the Hermitage Volna by the Hermitage
от 4 050 руб
Welcome Home Apartments Moyka 14C Welcome Home Apartments Moyka 14C
от 2 730 руб
Аpartments near the Palace square Аpartments near the Palace square
от 3 542 руб
Apartment near Hermitage on Moyka embankment Apartment near Hermitage on Moyka embankment
от 7 647 руб

Отзывов пока нет.

Отзывы с FOURSQUARE

S
февраль 2019
Красиво,но хотелось чтобы золотая и бриллиантовая комнаты не были по отдельности платными.
Юрий
июль 2018
Очень сложно обойти вместо что хотелось бы посмотреть за один день. Очнулись от просмотра, когда нас погнали в связи с закрытием, и мы поняли что ходили 6 часов подряд. Ноги потом отваливались.)))
Смотреть отзывы наtripadvisor

Другие музеи Санкт-Петербурга

Куда сходить и что посмотреть в Санкт-Петербурге

Комментарии