8 туристов уже
были в этом месте

Музей железных дорог России

Музеи 7 декабря 2023
Санкт-Петербург: полезная информация
Музей железных дорог России
10
фото
Режим работы
С 10:00 до 18:00, среда с 12:30 до 20:30, вторник — выходной .
Кассы закрываются в 17:00, в среду в 19:30.
23 и 31 декабря, 1 января — музей закрыт.
Стоимость билета
300-400 рублей (взрослый)
100-200 рублей (льготный)
Телефон (для справок)
+7 (812) 457-23-16
Официальный сайт музея железных дорог России
http://rzd-museum.ru
Адрес музея железных дорог России
Библиотечный пер., 4, стр.2, Санкт-Петербург, 198095смотреть на карте
Рейтинг TripAdvisor
Отлично 72%
Очень хорошо 17%
Неплохо 8%
Плохо 1%
Ужасно 2%

Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге является одним из самых молодых и технически оснащённых выставочных центров, не только нашей страны, но и всей Европы. Он целиком посвящён поездам и более чем двухвековой истории перевозок. В залах находятся уникальные экспонаты, интерактивные стенды и богатая мультимедийная коллекция, посвящённая важным вехам развития главного российского транспорта.

Общая площадь музея — 50000 квадратных метров, экспонаты находятся в двух крытых корпусах и на уличной выставочной зоне. Всего в фондах числится 4000 единиц хранения, в которые входят 200 образцов железнодорожной техники — от дореволюционной России и советского периода до современности. Такие цифры — абсолютный рекорд для страны, и один из лучших результатов в мировом масштабе — опережают его только аналогичные музеи Калифорнии и Лондона.
Музей железных дорог России
 

История

Всё началось задолго до открытия, а именно — весной 1974-го года, когда профсоюз советских железнодорожников решил увековечить трудовую и боевую славу коллектива. Спустя 4 года в небольшом помещении на Литейном проспекте открылась первая выставка, где показали первые советские поезда, архивные фотографии, документы и макеты локомотивов, принимавших участие в Гражданской и Великой Отечественной войне.

Экспозиция росла и требовала отдельных площадей — так витрины перевезли на пригородную станцию Шушары, где они заняли одноэтажное кирпичное здание. Наличие заброшенных одноколейных рельсов позволило перегнать сюда несколько списанных со службы паровозов, и уже к началу 1991-го года выставочная площадь занимала 7500 метров и около 1 километра путей, на которых разместили первые полноразмерные образцы техники.

Музей железных дорог России
 

Популярностью среди петербуржцев этот район не пользовался — сюда просто никто не хотел ехать. Ситуация изменилась в 2001-м, когда музей перебрался на перроны недавно закрывшегося Варшавского вокзала. Такое расположение привлекло тысячи посетителей ежемесячно, и вскоре стало понятно — места для ретро-поездов не хватает. Начались переговоры о новой площадке и для нового дома выбрали не использующееся депо Балтийского вокзала.

Строительство шло почти 5 лет, и ровно столько же потребовалось для оформления необходимых документов. Помещение старого депо реконструировали, оставив строгую кирпичную отделку и арочные перекрытия, а рядом вырос новый ангар в современном стиле с обилием стекла и металла. Два здания соединили подвесным переходом, для удобства посетителей. В 2017-м году полностью обновлённый музей железных дорог гостеприимно распахнул свои двери.

Экспозиция

Какого-то официального маршрута для осмотра гигантской выставки нет, большинство обзорных туров начинается с исторической части. На витринах зрителям предлагают инсталляцию о развитии перевозок с Античности до наших дней — от первого колеса до скоростных составов. Вагонетки, элементы двигателей и первые прототипы машин присутствуют. Не обошлось и без знаменитого паровоза Черепаловых, ставшего прародителем массового транспорта.

Суперзвёзды экспозиции — красавцы-локомотивы серий СО, СД, П-36 и других легендарных моделей, которые создавались на передовых заводах Ленинграда, Луганска, Коломны и Куйбышева. Все — в идеальном состоянии, и будто готовы вот-вот издать протяжный гудок и плавно отъехать от платформы, набирая скорость. Перед каждым образцом — детальное описание характеристик, годы активного использования и выдающиеся достижения.

Музей железных дорог России
 

Особое внимание уделено пассажирским и промышленным перевозкам. Чудом сохранившийся первый советский тепловоз Щ-ЭЛ-1 — настоящее украшение залов. С виду скромная техника скрывает огромную историю подвига разработчиков и проектировщиков. Неподалёку — знаменитый «Крокодил» — электровоз на постоянном токе, который с 1930-х годов долгие десятилетия эксплуатировался трамвайными депо и советскими комбинатами.

Чего пока что не хватает музею, так это вагонов — они часто уходили на переработку, поэтому оригинальных моделей сохранилось очень мало. На сегодняшний день тут представлены грузовые отсеки, бронированные плацкарты периода Великой Отечественной войны и даже служебный вагон Китайской железной дороги 1904-го года. Заходить внутрь, к сожалению, нельзя, зато можно оценить инсталляции с ростовыми скульптурами.

Музей железных дорог России
 

Современность представлена не так широко, но уникальных экспонатов достаточно. Среди пассажирских локомотивов затесались экспериментальные электропоезда, ходившие между Ленинградом и Москвой до 1989-го года и опытный образец «Сокола», который так и не выпустили на массовый поток из-за дороговизны проекта и кризиса 1990-х годов. Есть даже пара образцов рельсовых автобусов, успевших походить в российских регионах.

Отдельно упоминается военная техника, которая, из-за своих габаритов, выставляется исключительно на улице. Неизменный восторг вызывает настоящий ракетный модуль «Молодец», прослуживший с конца 1980-х годов и переданный Министерством обороны. Чуть в стороне находится артиллерийская установка ТМ-3-12, побывавшая на фронтах Финской войны — она стала одним из первых экспонатов реконструированного музея.

Музей железных дорог России
 

Интересные факты

Мультимедийный центр — предмет гордости разработчиков. Здесь есть современный интерактивный стол, пользоваться которым может любой посетитель — достаточно выбрать временной промежуток, и на больших экранах появятся модели паровозов и другой техники, существовавшие в те годы. Также периодически включаются архивные видеозаписи — отреставрированные и оцифрованные хроники повседневной жизни российских вокзалов.

Музей железных дорог стал одним из первых выставочных центров страны, которые внедрили в постоянную экспозицию технологии дополненной реальности. На нескольких мониторах в полный человеческий рост добавлены анимированные исторические перроны. Например, возле одного из поездов можно увидеть трогательную сцену прощания благородной дамы с царским офицером. В будущем таких экранов должно появиться ещё больше.

Десятки манекенов находятся в залах не просто так — часто за ними скрывается реальные жизненные драмы или рассказы о забытых профессиях. Молодёжи обязательно прочитают краткую лекцию о телеграфистках — долгое время они были едва ли не единственными женщинами, коим разрешалось работать на вокзалах. Рядом — кабинеты станционных смотрителей, где проходят активные игры и квесты для детей и взрослых.

Музей железных дорог России
 

Студентам-инженерам и всем заинтересованным посетителям показывают не имеющий аналогов в мире макет паровоза ЭР-791-81 в масштабе 1:1. Его собрали в 2012-м году на экспериментальном заводе, и это единственный образец локомотива в разрезе, который показывает все физические процессы изнутри. Благодаря разноцветным деталям и подсветке наглядно показан процесс выработки энергии, приводящей в движение состав.

При музее работает симулятор машиниста тепловоза. Это использующаяся на практике трёхмерная модель, воссоздающая реальные дорожные ситуации, необходимость совершать остановки, загружать и выгружать вагоны. По аналогичным системам учат будущих железнодорожников, но почувствовать себя в «шкуре» машиниста до открытия выставки могли только студенты профессиональных и техникумов.

Зал с макетами хорошо осматривать не только в самом начале экскурсии, но и в её финале. Пока что стендов два — огромная по меркам дореволюционной России Царскосельская железная дорога и первая станция Владивостока. Обе витрины изготовлены вручную с участием не только художников-моделистов, но и инженеров, чтобы все мельчайшие детали соответствовали реальным прототипам и были исторически достоверными.

Музей железных дорог России
 

Экскурсии от Спутника

Экскурсии от Tripster

Как добраться до музея железных дорог России

Выставочный комплекс находится в оживлённом районе Санкт-Петербурга, и попасть в него не составит труда. Ближайшая станция метро — «Балтийская», выйдя из зала нужно повернуть направо и идти по Митрофаньевскому шоссе мимо вокзала. За терминалом, буквально через 50 метров покажется центральное музейное здание. Альтернативный способ — сесть на автобус и доехать до остановки «Балтийский вокзал», идти пешком в этом случае столько же.

Тем, кто привык пользоваться сервисами заказа такси Maxim, Яндекс, или Uber, совет один — бронировать машину заранее. Для заблаговременных поездок компании проводят акции, устраивают скидки и гарантированно не станут завышать тариф. Сказать такого об уличных питерских таксистах нельзя — поездка из соседнего двора обойдётся дороже входного билета в музей, что никак не порадует экономных туристов.

Самостоятельным путешественникам лучше сразу ехать по координатам навигатора — 59.905592, 30.297674. Заблудиться в этой части города сложно, но велик риск въехать под «кирпич» и заработать большой штраф. Непосредственно перед музеем есть большая платная парковка — рассчитаться за стояночное время можно с помощью карты Visa или мобильного телефона.

Нашли неточность? Сообщите нам.
Смотреть отзывы наtripadvisor

Другие музеи Санкт-Петербурга

Куда сходить и что посмотреть в Санкт-Петербурге

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии