Признание
пользователей

Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

Еще одна мечта сбылась — я попала в музей «Фаберже». Не буду лукавить, что собиралась туда в основном ради коллекции пасхальных яиц, но поверьте, кроме них там есть на что посмотреть.

9
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

Немного официальной информации:

Адрес музея: Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, 21, Шуваловский дворец

Часы работы (в счастливое доковидное время): ежедневно 10:00—21:00 (сейчас могут быть изменения внесены в любой момент).

Стоимость билета на ноябрь 2020 года: 500 руб для взрослых, 250 рублей для детей и льготных категорий.

А, вообще, все указано на сайте: «Музей Фаберже» — частный музей, и сайт очень хорош и информативен.

Я уже давно подумывала посетить этот музей, но все как-то не получалась. Вот и перед этой поездкой робко зашла на сайт посмотреть расписание и цены, но почему-то не озвучила свой интерес подругам. А, возвращаясь как-то в отель, водитель такси спросил: «А были ли вы в музее „Фаберже“?» Собственно, благодаря ему в наших головах зародилось желание туда сходить на следующий день.

Билеты желательно покупать заранее на сайте, их сейчас не так много и пускают по расписанию с интервалом. Но желающих оказалось мало, так что мы спокойно купили день в день на ближайшее время в кассе музея.

Музей расположен в одном из красивейших зданий Санкт-Петербурга в Шуваловском дворце — памятнике архитектуры конца XVIII века. В его красоте и изыске вы сможете лично убедиться, ступив на порог парадной лестницы.

11
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

Условно жизнь дворца подразделяют на три этапа по фамилиям владельцев: Воронцовых, Нарышкиных и Шуваловых. Дворец многократно перестраивался как снаружи, так и внутри. Его жизнь всегда кипела: проходили шумные балы, приемы, гремели концерты, проводились выставки картин.

9
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

В советское время дворец был национализирован, в нем организовали музей быта, затем все экспонаты, картины были равномерно распределены между музеями и картинными галереями. С начала 1930-х гг. в здание заселился Дом инженерно-технических трудящихся, затем Союз писателей СССР.

11
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

Во время Великой Отечественной Войны вражеская авиация нанесла бомбовый удар, в результате чего пожар охватил деревянные стропила, рухнула кровля. По окончании войны началось восстановление.

10
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

После глобальной реконструкции 2013 года дворец был передан в аренду фонду предпринимателя Виктора Вексельберга «Связь времен», который открыл в нем частный музей «Фаберже». Цель фонда — возвращение на родину утраченных в XX веке ценностей.

Мы с вами долго задержались в парадной, пора переходить дальше.

Рыцарский зал украшен по периметру потолка сценами рыцарских средневековых сражений. На стенах представлены акварельные рисунки авторов Петра Балашова и Карла Пиратского.

1 из 2
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными
11

Экспозиция рыцарского зала демонстрирует военные трофеи, праздничные кубки, чаши, вазы, фигурки, имеющие воинскую символику.

11
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

Чаша для пунша с черпаком

14
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

Рог для вина, г. Санкт-Петербург, 1850 (Фирма Сазикова)

11
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

Кубок с крышкой, г. Санкт-Петербург, 1840-е (?) (Мастер-монограммист «FG»)

10
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

Модель Царь-пушки, г. Санкт-Петербург, 1851 (Фирма Сазикова)

9
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

1 из 6
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными
13

Помещение Красной гостиной просто великолепно в своей отделке: потолок пышно украшен лепниной с позолотой, богатые стены и дубовая мебель.

1 из 3
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными
16

Оно продолжает военную тематику рыцарского зала. Здесь представлены изделия из серебра XVIII — XX веков, столовые приборы, интерьерные предметы, выполненные мастерами ювелирного дела дореволюционной России.

11
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными
12
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

Пресс-папье «Тройка» (Санкт-Петербург, 1861. Фирма Сазикова)

8
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

Часы настольные в виде грифона с мечом и щитом, г. Санкт-Петербург, 1899−1904 (Фирма К. Фаберже, мастер Ю. Раппопорт).

12
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными
8
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

1 из 10

Табакерки, г. Санкт-Петербург, 1830—1840 гг. (Мастер И. Кейбель)

1 из 3

1 из 5

Синяя гостиная — настоящая кладовая, она хранит самую ценную императорскую коллекцию семьи Романовы: девять пасхальных яиц авторства Фаберже.

1 из 3
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными
17

Гордостью коллекции считается самое первое пасхальное яйцо «Курочка», изготовленное в 1885 году. Оно достаточно просто в оформлении (скорлупа из белой опаковой непрозрачной эмали, желток из матового золота, курочка из разноцветного золота и миниатюрная корона и кулон, которые бесследно исчезли), но послужило началом новой императорской традиции. Яйцо было заказано Александром III и преподнесено любимой супруге императрице Марии Федоровне как пасхальный подарок.

6
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

Император переживал, понравится ли подарок супруге, а зря. Яйцо пришлось по вкусу, и уже в том же 1885 году Фаберже стал придворным поставщиком на ближайшие 32 года.

Пасхальное яйцо-шкатулка «Ренессанс» стало последним подарком Марии Федоровне от императора Александра III, скончавшегося в октябре 1894 года. Вырезано оно из агата, оправа изготовлена из золота и частично покрыта эмалью. По бокам яйцо украшают львиные маскароны, а сверху дата оформлена алмазами огранки «роза».

14
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

Пасхальное яйцо «Воскресение Христово» выполнено из прозрачного горного хрусталя, а внутри него находится фигурки Спасителя и двух ангелов. По одной из неподтвержденных версий данный шедевр мог помещаться внутрь яйца «Ренессанс» и быть его утраченным «сюрпризом».

4
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

Яйца Фаберже преподносили в подарок не только членам императорской семьи, но и узкому кругу приближенных. Так герцогиня Консуэло Вандербильт (правнучка американского железнодорожного магната Корнелиуса Вандербильта и супруга английского герцога Чарльза Ричарда Джона Спенсера-Черчилля, 9-го герцога Мальборо), посетив Санкт Петребург в 1902 году, увезла с собой нежное произведение искусства — пасхальное яйцо герцогини Мальборо.

По своей форме яйцо напоминает французскую вазу, украшенную змеей. В 1926 году после развода с мужем герцогиня продала пасхальное яйцо на благотворительном аукционе певице Ганне Вальска, а в 1965 году его выкупил Малкольм Форбс, тем самым положив начало своей пасхальной коллекции

1 из 2
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными
14

Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования», подарено Николаем II Александре Федоровне в 1911 году. На скорлупе в овальном медальоне указана дата вступления на престол Николая и Александры — «1894», через два года они были коронованы в Успенском соборе, а в 1911 году исполнилось пятнадцать лет с момента коронации. Яйцо украшено портретами царской семьи (Николая II, Александры Федоровны, их пятерых детей) и историческими сюжетами, его поверхность отделана белой переливчатой эмалью с алмазными перетяжками. Художественные миниатюры написаны Василием Ивановичем Зуевым в технике акварелью по кости и покрыты пластинами из горного хрусталя.

12
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

В 1911 году Фаберже изготовил для Марии Федоровны пасхальное яйцо «Лавровое дерево», в кроне которого обитает «маленькая пичужка». С первого взгляда сложно понять какое отношение дерево имеет к пасхальной тематике. Однако, вечнозеленый лавр — символ вечной жизни, даруемой верой в искупительную жертву Иисуса Христа. Вероятно, взяв за основу любовь императрицы к птицам, которых в летних резиденциях было огромное количество, Карл Фаберже включил полет фантазии и изготовил уникальный подарок.

Если завести механизм и нажать на рычажок, то поднимается крышка, из-под которой появляется птичка, начинает петь, вертеться в разные стороны, хлопая крылышками, поворачивая головку и открывая клювик. Когда пение заканчивается, пичужка исчезает.

Крона лаврового дерева украшена листьями из саянского нефрита и плодами из розового и желто-оранжевого аметиста, цитринов и розовых бриллиантов. Дерево посажено в кадку из белого мексиканского оникса, декорированную золотой сеткой с провисающими эмалевыми гирляндами.

1 из 2
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными
13

Пасхальное яйцо «Ландыши» подарено Николаем II любимой супруге Александре Федоровне в 1898 году. Ландыши, изящно украшающие яйцо, выполнены из жемчуга, а на лепестках, словно утренняя роса, сияют алмазы и бриллианты.

19
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

Сюрпризом яйца являются миниатюрные медальоны с портретами супруга и двух старших дочерей: Ольги и Татьяны, которые появляются при вращении штифта.

12
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

Без вести утрачено «Яйцо с эмалью цвета mauve с тремя миниатюрами», но сохранился его сюрприз: рамка в форме сердца. С помощью хитрого механизма сердечко раскрывается, превращаясь в трилистник клевера. На лепестках изображены портреты сына, невестки и первой внучки вдовствующей императрицы — великой княжны Ольги Николаевны. Портреты написаны миниатюристом И. Цейнграфом в технике акварель по слоновой кости.

9
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

Пасхальное яйцо-часы «Петушок» имеет механизм подобный музыкальной шкатулке: при нажатии на кнопку появляется петушок, кукарекает, а после скрывается внутри яйца.

15
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

1 из 3

Пасхальное яйцо-часы «Шантеклер» изготовлено в подарок для Варвары Петровны Кельх (владелица золотопромышленных компаний, заводов, пароходных товариществ) в 1904 году.

15
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

Оно имеет часовой механизм и сюрприз в виде петушка, появляющегося из-под ажурной решетки. Механизм схож с пасхальным яйцом «Петушок». Только петушок декорирован не натуральными перьями, а эмалью и россыпью алмазов.

1 из 3
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными
10

Пасхальное яйцо «Коронационное» 1897 года — одно из самых известных творений К. Фаберже, посвящено торжественному венчанию на царство Николая II и его супруги. 9 мая 1896 года императорская чета въехала в Москву на позолоченной карете императрицы Екатерины II, созданной в 1793 году. Точная копия этой кареты стала сюрпризом пасхального подарка, преподнесённого императором Николаем II супруге.

Молодой мастер Г. Штейн трудился над созданием кареты в течение пятнадцати месяцев по шестнадцать часов в сутки. Все было продумано до мелочей: дверцы открываются, подножки опускаются, даже колеса пружинят на рессорах.

1 из 2
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными
12

Табакерка творения Августа Хольмстрёма вручена начальнику Военной канцелярии австрийского императора Франца Иосифа I генерал-лейтенанту Артуру фон Больфрасу на Пасху 1897 года.

10
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

Пасхальное яйцо «Курочка», созданное по заказу Варвары Кельх напоминает первое царское пасхальное яйцо, но имеет более яркий дизайн. Внутри желтка находится сюрприз в виде курочки, а в нее вложен мольберт со складными золотыми ножками и бриллиантовым сердцем с рубиновым пламенем.

12
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

Изначально на мольберте были изображены супруги Кельх, в настоящее время портрет цесаревича Алексея.

7
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

Пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия» — последний подарок, выполненный фирмой К. Фаберже в 1916 году по заказу Николая II для его матери императрицы Марии Федоровны. Его дизайн сдержан и лаконичен, выполнен без излишеств, в его оформлении отсутствуют драгоценные камни, сложные механизмы и сюрпризы внутри. В тяжелый для России период Первой мировой войны роскошь не приветствовала императорская семья.

Яйцо «Орден Святого Георгия» посвящено награждению сына и внука императрицы Марии Федоровны «За службу и храбрость».

10
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

Информацию ниже скопировала с официального сайта Фаберже:

Получив этот сувенир, Мария Федоровна написала сыну: «Целую тебя трижды и благодарю тебя всем сердцем за твою милую карточку и прелестное яйцо с миниатюрами. Добрый Фаберже сам привез. Удивительно красиво. Очень грустно не быть вместе». Бывшая российская императрица, покинув Россию в 1919 году, не расставалась с пасхальным подарком сына до самой смерти (она умерла в Дании в 1928 году). Ее дочь, великая княгиня Ксения, унаследовавшая яйцо, так же бережно хранила его, несмотря на стесненные финансовые обстоятельства. Только после кончины Ксении Александровны в 1960 году ее сын, князь Василий Романов, продал яйцо «Орден Святого Георгия», выставив его на торги аукционного дома «Сотбис». В 1976 г. оно было приобретено американским газетным магнатом Малкольмом Форбсом.

В Золотой гостиной

1 из 7
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными
10

собрана коллекция царских подарков: миниатюрные детали интерьера, бюсты, портреты, фоторамки, табакерки и шкатулки с государственной символикой и портретами русских императоров. Преподносились они по самым разным случаям: на государственные праздники, дипломатические визиты, и по личному желанию высочайших особ.

Уникальна рама с фотопортретом Николая II, выполненная из резного горного хрусталя,

9
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

а также блюдо, выточенное из саянского нефрита, украшенное золотыми ручками с бриллиантовыми вензелями Николая II и Александры Федоровны.

6
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

Одним из самых распространенных подарков XVIII века были табакерки, украшенные портретами императоров,

12
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

их инициалами или сказочными сюжетами.

1 из 7

Одним из направлений деятельности фирмы Фаберже было изготовление «Objets de fantaisie»: цветы, фигурки животных из поделочных камней, крошечные лейки, миниатюрная мебель. Карл Фаберже так отзывался о них: «Есть люди, которым давно надоели бриллианты и жемчуг, да иногда и неудобно дарить драгоценность, а такая вещица подходит!»

1 из 7

Я питаю слабость к мелким деталям, в этом и последующих залах меня приходилось буквально за уши оттаскивать от витрин.

1 из 3

В Аванзале представлено уникальное собрание ювелирных украшений, письменных принадлежностей, предметов быта, покрытых эмалью-гиольше. Разнообразие цветовых оттенков просто поражает. К сожалению, секрет производства утерян.

8
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

До чего тонкая работа, с таким биноклем нужно наслаждаться действием, происходящем на сцене Большого театра, только из царской ложи.

11
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными
6
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

Помимо уникальных произведений искусства, созданных в одном экземпляре, в Петербурге и филиалах фирмы Фаберже выпускалась массовая продукция, которую могли позволить себе различные слои общества. Стоимость их варьировалась от нескольких рублей до нескольких тысяч.

1 из 7

В Буфетном зале представлена керамика из коллекции Шуваловых и работы кисти французских и русских художников импрессионистов.

8
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

«Вид на Сен-Сирк-Лапопи», Анри Мартен (1860–1943)

«Вид на Московский Кремль», Сергей Виноградов (1870–1938)

«Суд Париса», Константин Маковский (1839–1915)

«Канатоходка», Генрих Семирадский (1843–1902)

1 из 4

Выставочный зал расположен на месте большой парадной столовой, переделанной в Большой кабинет при Шувалове. Помимо картин

9
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

«Ночная переправа через Днепр», Иван Айвазовский (1817–1900)

8
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

в зале демонстрируются предметы, выполненные из различных самоцветов мастерами фирмы Фаберже и уральских умельцев XIX–XX веков.

6
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

При создании предметов широко использовался нефрит, яшма, агат, малахит и уникальный седельниковский родонит.

1 из 3

Настольные часы с глобусом, г. Санкт-Петербург, 1908–1917

8
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными
8
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

В бывшем кабинете графа Готическим залом в настоящее время представлено богатое собрание религиозных предметов, икон XVI века, царские врата (ок. 1600 г.) и серебряные оклады рубежа XIX–XX веков.

1 из 2

6
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

1 из 3

В Белой и Голубой гостиных представлена богатая коллекция изделий из эмали придворных фирм П. Овчинникова, И. Хлебникова, А. Кузмичёва, Ф. Рюкерта, московских артелей, а также русский фарфор XIX века.

1 из 2
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными
11

Фирма Павла Овчинникова выпускала сувенирную продукцию в старо-русском стиле: различные эмалированные блюда, ковши, чарки, вычеканенные из цельных листов металла в технике repoussé.

1 из 4
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными
11

Альбом с фотографиями московских достопримечательностей подарен президенту Франции Эмилю Лубе от французской колонии в Москве. Москва, 1902. Фирма П. Овчинникова.

10
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными
12
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными
9
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными
10
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

Набор для крюшона (чаша на подносе с шестью чарками и черпаком), г. Москва, 1894. Фирма И. Хлебникова. Чаша украшена фотографиями Москвы. По ее венцу написано: «Братина, что море Соловецкое, пьют из нея про здоровье молодецкое». Чарки украшены другими застольными поговорками: «Чару пить, здраву быть», «по маленькой, да почаще».

13
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными
9
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

Портсигары и шкатулки, фирма К. Фаберже, мастер Ф. Рюкерт.

1 из 4

Эмалевые работы предприятия А. Кузмичёва пользовались большой популярностью в США, куда их поставляла Tiffany.

Набор для пунша, г. Москва, 1887, фирмы «Кузмичёвъ // Made for Tiffany&Co», изготовлен с модным эффектом «тромплейя» (от франц. trompe-l'œil — обман зрения).

11
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

На подносе лежат как будто настоящие «льняные» салфетки с богатой вышивкой, поражающей достоверностью в изображении ткани, кружева и цветных ниток.

10
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

На венце большой братины, нанесена надпись: «Хорош тот, кто поит да кормит, да и тот не плох, кто хлеб-соль помнит», а на ковше-черпаке: «Наливай, брат, наливай, все до капли выпивай».

11
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными

Портсигар и подставка для бумаги, г. Москва, 1899−1908. Мастер Ф. Рюкерт.

1 из 2
Музей «Фаберже» — не яйцами едиными
11

Согласно правилам, прописанным на информационных стендах, в каждом зале рекомендуют находиться не более пяти минут. Честно не представляю, как можно уложиться в столь короткий промежуток времени. Мы провели в музее более двух часов, советую и вам закладывать не меньше (если только не хотите пробежать все галопом и просто поставить галочку «Я тут был»).

Не торопитесь покидать музей быстро, на выходе вас ждет чудесное кафе с ярким дизайном, а, если повезет, то можно успеть присесть за чашечкой кофе возле окна с видом на Фонтанку и «переварить» только что полученные эмоции.

Как вы поняли мечта сбылась, и мечтой осталась довольна. Очень рекомендую музей к посещению.

Цикл материалов "В гостях у северной столицы и ее окрестностях"

  1. Музей «Фаберже» — не яйцами едиными
  2. Остров Орешек (г. Шлиссельбург)
  3. Средневековый замок в Гатчине

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Музей Фаберже

Набережная реки Фонтанки, 21 Подробнее об объекте
Санкт-Петербург: полезная информация