От колесницы до великой Арматы...

С Прохоровкой и музеем «Третье ратное поле России» я познакомил Вас здесь:

https://www.tourister.ru/responses/id_22507

В последнем материале о путешествии в Курск расскажу о втором посещённом нами музее «Музей бронетанковой техники».

От колесницы до великой Арматы...

Билет в музей так же как и в предыдущий стоит 120 рублей плюс 60 за возможность фото.

В здании музея есть недорогое, но вкусное кафе. На двоих отдали 300 рублей, но откушали плотно.

Хватит хлеба, подавай теперь зрелищ.

От колесницы до великой Арматы...

Бронетанковые войска начались……..с колесницы.

От колесницы до великой Арматы...
От колесницы до великой Арматы...

Да, бронетанковые войска начались в том числе и с «Самбука Дамия» — лестницы на колёсах с платформой для штурма стен.

От колесницы до великой Арматы...

«Самбука» могла быть разных видов

От колесницы до великой Арматы...

В средние века в качестве первых «танков» использовался так называемый «гуляй-город». Впервые эти возы использовались «таборитами» в гуситском движении в Чехии. Позже запорожские казаки использовали такие возы в обороне.

От колесницы до великой Арматы...
От колесницы до великой Арматы...

Юго-восточная Азия и Индия также не оставалась в стороне от технического прогресса. Вот такие боевые паланкины устанавливались на спины слонов.

От колесницы до великой Арматы...
От колесницы до великой Арматы...

«Черепаха» со стенобитным тараном

От колесницы до великой Арматы...
От колесницы до великой Арматы...

Бурав для разрушения стен

От колесницы до великой Арматы...
От колесницы до великой Арматы...
От колесницы до великой Арматы...

А это уже прямо самый первый «танк». Придумал его великий Леонардо Да Винчи. Понятное дело что полевые испытания этот «танк» не прошёл. При малейшей неровности дороги тут же застревал. Приводился в движение с помощью мускульной силы 8 человек экипажа. Скорее всего, танк предназначался более для запугивания и деморализации противника, нежели как серьёзное орудие поражения.

Ну Леонардо вообще был гениальный изобретатель. То танк придумает, то подлодку, та самолёт, то робота. Правда его изобретения толком не плавали, не летали, не ездили. Но по другому в 15 веке и не могло быть.

Но средневековье закончилось, технический прогресс шёл вперёд в эпоху империализма.

С началом первой мировой вдруг выяснилось что противоборствующие армии попали в патовое положение. Началась война на истощение, так как ни одна из сторон не могла преодолеть инженерные фортификационные заграждения противника. Пулемётные дзоты, ряды колючей проволоки, чудовищные окопы в несколько рубежей, гаубицы……..

Чтобы преодолеть всё это наступающей армии нужны были тяжёлые металлические монстры. Так появились первые танки. И это уже были не деревянные доморощенные возы или неуклюжее детище Да Винчи.

От колесницы до великой Арматы...
От колесницы до великой Арматы...

Правда началась эта война не с собственно танков, а пока вот таких бронеавтомобилей. Русские военные инженеры также не могли остаться в стороне в этой гонке вооружений. Вот такие бронеавтомобили уже в 1914 году получили название Русско-Балтийских и очень помогали войскам в атаке. Стальные листы обшивки не пробивались ружейной пулей с расстояния дальше 200 шагов.

От колесницы до великой Арматы...
От колесницы до великой Арматы...

А вот это уже не бронеавтомобиль, а самый настоящий первый отечественный танк разработанный Василием Менделеевым (сыном знаменитогого Д. И. Менделеева) в 1911 — 1915 годах. Инженер работал над танком в свободное от основной службы время.

Толщина брони в лобовой части 150 мм, бортов — 100 мм, башни — 8 мм. Вооружение состоит из 120-мм пушки и легкого 7,62-мм пулемёта расположенного в выдвижной башне. Снаряды подавались по монорельсу в тележке. Экипаж — аж 8 человек. К сожалению дальше чертежей дело не пошло и в производство танк так и не был отправлен.

От колесницы до великой Арматы...
От колесницы до великой Арматы...

Вот такое ужасающее чудо — огромный «Царь-танк» Лебеденко не получил распространения, так как колеса застряли на испытаниях 1915 года.

От колесницы до великой Арматы...

Малюсенький «Вездеход» Прохоровщикова также не прошёл испытаний.

Однако к началу 1917 года Российская империя уже приближалась к моменту выпуска собственных вездеходных боевых машин. На рыбинском заводе к тому времени разработали неплохой танк, также имелись вполне успешные опыты создания боевых машин на базе полугусеничных тракторных шасси — бронетрактор Гулькевича.

Слово «танк» происходит от английского слова tank (то есть «цистерна»). Происхождение названия связано с целью дезинформации агентов противника, следивших за перевозками войск и вооружения по железной дороге, при отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила слух, что царским правительством заказана партия топливных цистерн в Англии. И танки отправились по железной дороге под видом цистерн. Впоследствии в большинстве языков мира прижилось именно это название «танк» и получило современный смысл как вид боевой машины.

А что же наши союзники?

Англичане использовали свои первые танки в битве на Сонме в 1916 году.

От колесницы до великой Арматы...

Это был танк «Mark 1» — довольно несовершенная боевая машина, выпускавшаяся в двух модификациях — «самец» (с пушечным вооружением) и «самка» (только с пулемётным вооружением).

В ходе боя выяснилось, что конструкция танка недостаточно отработана — из 49 танков, которые англичане подготовили для атаки, на исходные позиции выдвинулось только 32 (17 танков вышли из строя из-за неполадок), а из этих тридцати двух, начавших атаку, 5 застряло в болоте и 9 вышли из строя по техническим причинам. Тем не менее, даже оставшиеся 18 танков смогли продвинуться вглубь обороны на 5 км, причём потери в этой наступательной операции оказались в 20 раз меньше обычных.

Главные союзники англичан на западном фронте — французы — сумели разработать и запустить в производство очень удачный лёгкий танк «Рено FT» — настолько удачный, что эксплуатировался ещё в начале Второй мировой войны в армиях Польши и Франции. При конструировании этого танка впервые были применены многие решения, ставшие затем классикой танкостроения.

От колесницы до великой Арматы...

Он имел вращающуюся башню с установленной в ней лёгкой пушкой или пулемётом, низкое удельное давление на грунт и, как следствие, высокую проходимость, относительно высокую скорость и хорошую маневренность.

В первое время после появления танков на фронте германские солдаты боялись их панически.

Но недолго длилась паника в германских окопах.

Первоначально, германское командование отнеслось к появлению танков у британцев и французов скептически. Консервативные германские генералы, воспитанники прусской военной школы довольно настороженно относились даже к таким военно-техническим новинкам как бронеавтомобили, которые появились в Германии лишь в 1916 году, да и то в заметно меньших количествах, чем у стран Антанты. И всё же, немцы уже в ноябре 1916 года приступили к созданию собственной гусеничной бронетехники.

От колесницы до великой Арматы...

Посмотрите на это неуклюжее чудище.

«Бронированный боевой вагон» на гусеничных движителях A7V был готов к осени 1917 г., однако, в течение года из 100 заказанных единиц и без того задыхающаяся и перегруженная германская промышленность смогла построить лишь 20 единиц. Не считая около сотни трофейных британских и французских танков, единичных опытных образцов и машин построенных уже после окончания войны это фактически были все бронетанковые силы Австрии, Болгарии, Турции и спонсирующих их всеми этими танками Германии.

От колесницы до великой Арматы...

Нажав на сенсорный экран можно вот с такой подсветкой ознакомиться то с ходовой частью, то с башней, то кабиной водителя и пулемётчика-радиста и т. д.

От колесницы до великой Арматы...

К началу Второй Мировой войны Красная Армия располагала вот такими танками. Тяжёлый «КВ-1» (Клим Ворошилов), средний ТВ-28, лёгкий ТВ-26.

От колесницы до великой Арматы...

Как видите очень хорошо что к началу войны большинство танковых заводов было сконцентрировано на Урале и в Сибири. Правда Харьковский завод пришлось отдать фашистам. Сталинградский тракторный был разрушен.

Победа ковалась в тылу женщинами.

От колесницы до великой Арматы...

Сварщица у сварочного автомата. В ходе войны трудоёмкие клёпанные детали танков научились соединять быстрой сваркой.

От колесницы до великой Арматы...

Почитайте как работали бедные женщины. С трудом представляю себе что немецкие фрау могли делать такие же трудовые подвиги.

От колесницы до великой Арматы...

Не отставал ни стар, ни млад. Два фрезеровщика.

От колесницы до великой Арматы...
От колесницы до великой Арматы...
От колесницы до великой Арматы...

На этом стенде детали получаемые литьём. Мне была интересна именно эта часть техпроцесса потому что я живу в металлургическом городе Липецк, а на заводах «НЛМК» и «Свободный Сокол» отливали подобные детали для танков. Кстати заводы работают в той или иной степени до сих пор.

От колесницы до великой Арматы...
От колесницы до великой Арматы...

Во время войны научились отливать башни танков, а не получать их с помощью клёпки или сварки. Как Вы понимаете литьём получить изделие быстее и литая башня прочнее сварно-клёпаной.

От колесницы до великой Арматы...
От колесницы до великой Арматы...

Посмотрите как интересно на макете представлен весь техпроцесс изготовления танка. От отливки до покраски и отправления на склад.

От колесницы до великой Арматы...

Подготовка экипажа танка к бою.

От колесницы до великой Арматы...

Почитайте на стенде как это происходило, не пожалейте времени. Трудна служба в бронетанковых войсках! Не позавидуешь.

От колесницы до великой Арматы...

Здесь рассказано о известнейшем столновении двух танковых армад под Прохоровкой июля 1943 года.

От колесницы до великой Арматы...

И о неизвестном, но более масштабном сражении в ходе ржевско-сычёвской операции августа 1942 года.

Жаль что тут нет упоминания о ещё более крупном бое под Луцк-Бродами в первые дни войны. Впрочем, об этом я уже рассказывал в прошлом материале: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/prokhorovka/museum/28493/responses/3932

От колесницы до великой Арматы...
От колесницы до великой Арматы...

Почитайте о 125-мм гладкоствольной пушке

От колесницы до великой Арматы...

Послевоенные образцы советских танков участвующие в войнах второй половины двадцатого века в том чиле и в Афганистане.

И вот мы подошли к будующему бронетанковых войск, которое возникает прямо у нас на глазах.

От колесницы до великой Арматы...

Это чудо, созданное не в СССР, а в современной России. Суперсовременный танк «Армата Т-14»

От колесницы до великой Арматы...

На экране показано идея совмещения трансмиссии с двигателем. В цех в атмосфере секретности проходил только узкий круг специалистов. Некоторые работы велись даже под непроницаемым пологом.

Широкой публике Т-14 был представлен на Параде Победы в 2015 г. (на семидесятелетие) вместе с другими изделиями на базе «Арматы». Лично я увидел этот танк через два года на репетиции парада 7 мая 2017 года и уже рассказывал Вам: https://acvazul-v2010.tourister.ru/photoalbum/32397

От колесницы до великой Арматы...

Т-14 является первым в мире серийным танком используемым прежде всего как машина разведки, целеуказания и корректировки огня САУ, ЗРК и эскорта из танков Т-90 своего тактического звена. Для этого в Т-14 имеется круговой доплеровский АФАР радар средней дальности, ультрафиолетовые HD-камеры наблюдения с круговым охватом на 360°, способные детектировать работу двигателей техники по выхлопу из ионизированного газа.

Танк также способен запускать беспилотный аппарат разведки и целеуказания «Птеродактиль» с собственной обзорной РЛС и инфракрасным прицелом. БПЛА запускается на кабеле, поэтому за счет электроэнергии из танка может неограниченно долго следовать за ним. Передача данных по кабелю защищает БПЛА от РЭБ. «Птеродактиль» позволяет танку вести огонь с закрытых позиций или находясь внутри облака маскирующей аэрозоли «Афганита». Т-14 является «стелс-танком» с кардинальным снижением видимости в инфракрасном, радио- и магнитном диапазоне, что сокращает дистанцию захвата цели ГСН ПТУР «Джавелин», «Спайк» или «Бримстоун» и аналогичных им в 2,7 раза даже без использования танком аэрозолей.

Т-14 оборудован динамическим бронированием четвёртого поколения «Малахит», способным отражать с вероятностью более 95% выстрелы из ручных противотанковых гранатомётов, а также разрушать современные подкалиберные противотанковые снаряды и ракеты, даже пущенные в борт танка. «Малахит» является первой в мире электродинамической броней с возможностью метания бронепластины в подлетающий боеприпас ещё до контакта с бронёй по данным РЛС «Афганита» или по собственного датчику магнитного поля подлетающего снаряда или ПТУР.

«Уралвагонзавод» сообщил, что Т-14 будет дистанционно управляемым, а также к 2017–2018 годам будут выпущены прототипы Т-14 без экипажа и управляемые роботом с искусственным интеллектом.

Китайское информационное агентство Sina отмечает, что Т-14 может стать «боевым дроидом», автоматически уничтожающим обнаруженные цели без участия человека, где оператор выдает лишь общие тактические задания. Для вождения в ночных условиях водитель использует прибор ночного видения, а также светодиодные фары танка позволяют переключиться в режим инфракрасной подсветки дороги, чтобы не демаскировать танк ночью. Видеокамеры на микроболометрах позволяют также находить цели в ИК-диапазоне сквозь туман и дым, что важно с учётом того, что Т-14 сильно ориентирован на ослепление противников дымовыми завесами. Например, Т-14 при окружении вражеской пехотой может поставить вокруг себя дымовую завесу, сделавшись невидимым для гранатомётчиков, и расстрелять их из пулемётной установки по данным ИК-приборов.

В 2015 г. Дмитрий Рогозин ознакомившись с системой управления огнём Т-14 отметил, что имеется очевидная геймификация эргономики управления огнём танка и поэтому предложил набирать экипажи Т-14 из игроков компьютерных танковых симуляторов как World of Tanks, так как они ближе к управлению огнём танка, чем практика даже опытных танкистов с танков предыдущих поколений.

От колесницы до великой АрмаТы…

От колесницы до великой Арматы...

Возле музея расположен памятник «Танковый десант».

От колесницы до великой Арматы...

Это был последний материал про поездку в Курск на день Защитника Отечества.

По результатам этого путешествия скажу что наша страна обречена на новый виток гонки вооружений, так как Россия мне напоминает борца с одной здоровой левой рукой. Другая правая рука парализована коррупцией, воровством, отсутствием демократии, неразвивающейся и стагнирующей экономикой. А поскольку правая парализована, то левая, отвечающая за армию, должна работать за обе руки. За себя и того парня.

От колесницы до великой Арматы...

И если парализовать ещё и левую (военную) руку, то нас сомнут. И у нас не получится как в Белорусии сконцентрироваться только на экономике и не тратиться на гонку вооружений, поскольку белорусские болота никому в мире не нужны. А у нас безлюдная Сибирь и Дальний Восток на которые давно глаз положили наши «добрые» китайские «друзья», с которыми взасос целуемся.

НАТО тоже не дремлет всё ближе подбираясь к моему дому со своими базами в Прибалтике и Восточной Европе.

А раз так, то и дальше будем пояса затягивать туже, ведь за гонку вооружений расплачивается всегда налогоплательщик, но не олигархи. Война в Сирии и противостояние в Донецке стоит огромных денег

От колесницы до великой Арматы...

Если не воевать в Сирии, то рано или поздно ИГИЛ окажется в Казани и на Кавказе. Почему по этому поводу не беспокоится казахский Назарбаев (ведь это мусульманская страна)? И почему он заявил ещё 25 лет назад что его страна должна быть безъядерная — это мне неведомо.

Почему против ИГИЛа не воюют и не беспокоятся другие близлежащие к региону соседи — Индия, Китай, Казахстан, Средняя Азия, это мне также непонятно. Их что не волнует радикальная исламская угроза? Или опять хотят за счёт русского Вани выехать? Ну, а богатым американцам и нам голытьбе как всегда больше всех надо. Спасаем весь мир, платим, теряем своих ребят как 30 лет назад во Афганистане. Как они теряли своих во Вьетнаме.

Вот только и нам «праведным» и им «борцам за демократию» пришлось таки позорно из обеих этих стран улепётывать в 1973 и 1989 годах соответственно

От колесницы до великой Арматы...

В подготовке материала использованы сведения из Википедии

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии