Шаманы, жрецы, колдуны

17 июля — профессиональный праздник этнографов. Этот день в России приурочен ко дню рождения Николая Николаевича Миклухо-Маклая, который родился в России в 1846 году и считается основоположником научной этнографии. Он был медиком, биологом, антропологом, путешественником, изучавшим коренное население Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании, в том числе папуасов Новой Гвинеи. В России он практически и не жил. Этнографом его можно назвать с натяжкой, но он попадал в нужные классовые схемы, так как выступал против рабовладельчества. Он одним из первых выступил против теории, которая царила тогда в науке, что негры — это недораса, этакий переходный вариант между обезьянами и современным человеком. То есть главным достижением Миклухо-Маклая стало провозглашение видового единства человечества. В 1947 году имя Миклухо-Маклая было присвоено Институту этнографии АН СССР, сейчас это Институт этнологии и антропологии РАН. Вообще, этнография — это наука о том, чем один народ отличается от другого. И здесь надо быть осторожным, чтобы не попасться по статье об экстремизме.

Выставка находится в музее Института археологии и этнографии СО РАН в Новосибирском Академгородке по ул. Кутателадзе, 7/3. Лекция была посвящена тому, чем народы похожи и чем отличаются на примере шаманства. На выставке были представлены атрибуты селькупов, хантов, манси, эвенков, есть раздел по шаманству Дальнего Востока.

1
Шаманы, жрецы, колдуны

Есть термины: шаман, жрец, волхв, ворожея, священник в конце концов. Всех их мы можем отнести к религии, так как это служители культа. Чем же шаман отличается от остальных? Шамана отличает несколько признаков; первое — это его избранность, то есть его избирают духи, второе — он повелевает духами, третье — шаман обладает техникой достижения экстаза. Еще шаманов отличает высокая эмоциональность.

Шаманство селькупов. У селькупов (народ, живущий на севере Западной Сибири), чаще всего, шаманство передавалось по наследству, в идеальном варианте, от деда к внуку. Обращали внимание на какие-то необычные способности ребенка, когда он достигал 12–14 лет. Это касалось каких-то психических отклонений: ребенок мог вести себя не как человек — рычать, кричать, убегать и прятаться в лесу. Считалось, что духи начали с ним «работать». Действующий шаман начинал гадать, действительно ли этот молодой человек начал общаться с духами, действительно ли они его выбрали. Если в результате камланья ответ был «да», то шаман брал его себе в ученики. Первым делом шаман вручал ученику колотушку. По легендам, ее нельзя было делать из любого дерева. Было некое «намоленное» место, которое называлось семиямное болото. Считалась, что там растут три дерева: одно называлось колотушкино дерево, другое — бубново дерево, потому что из него изготавливали обечайку бубна, третье — колыбельное, потому что старуха жизни, такая богиня-покровительница, изготавливала новорожденному люльку. Шаман шел туда и вырезал колотушечку.

3
в центре - нагрудник шаманский, 9 - пластина с подвесками с шаманской парки, 3 - корона шаманская, 6 - лопатка-колотушка
в центре - нагрудник шаманский, 9 - пластина с подвесками с шаманской парки, 3 - корона шаманская, 6 - лопатка-колотушка

Чаще всего она окрашена по лопасти в два цвета: красный и черный — цвета жизни и смерти. Иногда у колотушки на конце бывает изображение головы, это голова того духа, который живет в этой колотушке. Колотушка бывает чаще всего обшита шкурой со лба оленя, редко шкурой медведя. Со шкурой медведя мог камлать тот шаман, который обладал способностью путешествовать в подземной мире. Если не было бубна, то шаман ударял колотушкой по левой ноге, чтобы получить звук. Гадали с помощью колотушки, только брали ее не за ручку, а за кончик лопасти. Подбрасывали ее, она падала, отвечая на вопрос да/нет. «Да», если падала раскрашенной лопастью вверх. Важной функцией колотушки было то, что она была инструментом для лечения. Если человек заболевал, то звали шамана, он говорил, что вселился злой дух. Шаман колотушкой прикасался к больному месту, тем самым извлекая злого духа из тела больного. Была другая ситуация. Придя к больному, шаман гадал и выяснялось, что у человека ушла душа из тела. Тогда шаман забегал вперед и посылал одну из подвесок своего костюма, которая выглядела как уродец, без какой-то детали: без руки, без ноги, без головы — в подземный мир, она искала и находила там ушедшую душу. Шаман касался кончиком колотушки головы больного, считалось, что душа возвращалась. Считалось, что с колотушкой шаман получал бессмертие. Когда он умирал, то старуха жизни забирала его душу и вкладывала в последующего вновь рожденного шамана.

1
7 - Нагрудник шаманский, 6 - корона,  1 - наголовник, 2 - лопатка-колотушка
7 - Нагрудник шаманский, 6 - корона, 1 - наголовник, 2 - лопатка-колотушка

Когда проходило какое-то время, шаман изготавливал второй атрибут — бубен. Бубен представлялся в качестве духа. Считалось, что бубен — это лодка, на которой может передвигаться шаман, и тогда колотушка воспринималась как весло. Или бубен — это олень для шамана, а колотушка — некое погоняло. Бубен состоит из широкой порядка 10 см обечайки, на которую натягивается выделанная кожа оленя (очень редко медвежья). У селькупов бубны были самые широкие. Шаман за свою жизнь мог быть обладателем последовательно семи бубнов, причем каждый последующий должен быть больше по размеру. Бубен мог меняться, если умирал родственник шамана. Бубен мог играть роль жертвенного животного: его топили на реке. Когда шаман умирал, то его бубен пробивали и вешали на дерево.

Когда у шамана были оба атрибута — колотушка и бубен, изготавливались оставшиеся атрибуты. Прежде всего, это была парка, на парку сверху надевали нагрудник. Парка считалась неким подобием птицы, нагрудник, соответственно, грудь птицы. Потом шаману шили сапоги. Дополняло все это корона и посох. Корона была металлическая, под нее подкладывали шапочки из сукна. У короны два варианта оформления. Бывают рога (оленя), считалось, что с помощью рогов шаман может сражаться со злыми духами или с соперником шаманом. Были короны с саблями, считалось, что в такой короне шаман может пробивать облака, когда он поднимается на небо, либо пробивать лед, когда плывет под водой. На нагруднике существуют разного рода металлические подвески. Их изготавливал сам шаман, он обладал навыками кузнеца. Подвески воспринимались как детали скелета человека. Чем больше было подвесок на костюме, тем сильнее считался шаман. Подвески могли быть разными, очень часто могла быть ящерица. Иногда ее крепили и на лицевую сторону колотушки. Ящерица означала, что шаман мог путешествовать под землей. Шумящие подвески создавали звон, когда шаман камлал. Антропоморфные фигурки (по форме схожие с человеком): уродцы искали душу, других шаман посылал с какими-то поручениями.

1
2 - корона шаманская, 8 - нагрудник с подвесками,  5 - лопатка-колотушка с ящерицей
2 - корона шаманская, 8 - нагрудник с подвесками, 5 - лопатка-колотушка с ящерицей

Шаманство хантов, манси. В витрине можно видеть серию бронзовых изображений бобров. Эта скульптура относится к раннему железному веку. Бобры занимали видную роль в культе. На них навешивали медные кольца, символизирующие то, что шаман приручил бобров. Почему именно бобров? Потому что они могут передвигаться в трех сферах: плавая под водой, передвигаясь по земле и поднимаясь по деревьям над поверхностью земли. Бобры напоминают людей: они живут семьями, строят дома, обрабатывают деревья — поэтому очень подходят в качестве тотемного животного.

1
2,11,12 - фигурки зооморфные - бобры. 10 - мехи кузнечные
2,11,12 - фигурки зооморфные - бобры. 10 - мехи кузнечные

На фото мансийский шаман Тихон Иванович Номин (одет в мундир своего сына) с женой и российский этнограф Измаил Гемуев.

2
Шаманы, жрецы, колдуны
2
Шаманы, жрецы, колдуны

Шкура убитого козла. В жертву приносят животное (на Алтае — лошадь) и поднимают его шкуру, считая, что, так как это жертва небесным богам, то ее нужно поднять как можно выше. Ханты для этой цели срубают 3-4-х метровые колья.

1
Шаманы, жрецы, колдуны
1
Шаманы, жрецы, колдуны

Столб — это реконструкция одного из священных мест. Внизу духи-покровители аганских хантов. Столб с воткнутыми ножами посвящен мансийскому духу-покровителю Чохрынь-ойке.

1
Шаманы, жрецы, колдуны

Почему именно ножи? Чохрынь-ойку представляли в двух ипостасях: в одной — стрекоза и мог летать, а в другой — старик-нож: он выглядел в виде ножа с деревянной рукояткой и узким лезвием. Чохрынь-ойка «заведовал» лекарскими функциями, он единственный из мансийских божеств мог помочь человеку, когда у того болели уши. Еще он «отвечал» за табакокурение и «принимал» листы табака в качестве дара.

1
Шаманы, жрецы, колдуны

Смерти уделялось большое внимание. Когда у селькупского шамана умирал кто-то из родственников, для того, чтобы его душа могла спокойно уйти в нижний мир, шаман со своей парки отправлял духов, чтобы они помогали умершему. Шаман оставался без защиты. Считалось, что в это время шамана можно убить, и ему запрещалось камлать в течение двух месяцев. У селькупов и эвенков для шаманов существовали воздушные захоронения, считалось, что после смерти шаман должен летать. Делали высокий помост, подвозили тело и в сидячем положении отправляли его на помост, где он и оставался.

Есть еще одна, связанная с умершими, традиция. Когда у хантов или манси умирал человек, то считалось, что одна из душ остается. У женщины — 4 души, у мужчины — 5. Четыре души у мужчины и три у женщины навсегда уходят в подземный мир. Считалось, что оставшаяся душа может возродиться в потомках. Поэтому делали куклу, которая называлась Иттерма. У манси она была из дерева, вырезали антропоморфную фигурку, обычно бюст. На нее надевали халатики, а поверх обязательно шубку, чтобы временно пребывая в подземном мире, душа сохраняла тепло. У хантов была тоже антропоморфная фигурка, но не из дерева, а отлитая из свинца. На первый день делали для мужчины, на четвертый для женщины: Иттерму помещали в сундук или деревянную коробочку и ставили на стол в избе. Мужчине клали папиросы и спички, а женщине — вещицы для шитья: наперстки, булавки, игольницу и т. д. На ночь накрывали платочком, чтобы она спала. Утром за завтраком ее открывали, наливали ей чай, клали кусочек хлеба. Она находилась на столе 50 дней для мужчины и 40 дней для женщины. При этом ставили керосиновую лампу, которая должна была гореть день и ночь, чтобы душе не было одиноко, чтобы она не заблудилась. Если забыли подлить керосин и лампа гасла, то вторично зажигать ее было нельзя. По прошествии 40–50 дней фигуру убирали в сундук и обычно помещали на чердак или в угол комнаты за занавеску. Когда рождался ребенок, не важно через какое время, звали шамана, чтобы определить, душа какого человека вселилась в новорожденного. Доставали ящик или сундук. Шаман какой-нибудь палкой поднимал сундук с Иттермой, перечисляя имена и задавая вопрос, чья душа вселилась в ребенка. Если сундук поднимался легко, то это был отрицательный ответ. А если тяжело, то названная душа ответила, что это она. Эту Иттерму помещали на чердак и больше не вынимали.

1
Шаманы, жрецы, колдуны
1
1,2 - колотушка шаманского бубна, 3 - рукоять бубна, в бубне находятся 6 - иттерма, 5,7 - фигуры духов покровителей
1,2 - колотушка шаманского бубна, 3 - рукоять бубна, в бубне находятся 6 - иттерма, 5,7 - фигуры духов покровителей

В центре на стенде платок, принесенный в жертву богине-покровительнице манси, ее зовут Калтащ. Платок сделан в конце 19 — начале 20 века на московской фабрике Асафа Баранова. Такие платки покупали на ярмарках, затем мансийские мастерицы делали окантовку и пришивали наборы суровых нитей. Богиню Калтащ представляли бабушкой с седыми волосами, и нити символизируют ее седые волосы.

1
В лодке-долбленке,  сделанной селькупами, ящик с Иттермами
В лодке-долбленке, сделанной селькупами, ящик с Иттермами

Далее реконструкция мансийского священного места, когда на березу надето несколько халатов, тканью выполнена голова и надета шапочка. Халаты настоящие, можно видеть даже пятна крови жертвенного оленя.

1
Шаманы, жрецы, колдуны

У шаманов было несколько функций. Кроме лЕкарства они занимались ворожейством, гаданием. Шаман мог гадать с помощью топора, ножа, но самым популярным элементом гадания была сабля. Привязывали шнур за кончик сабли и за кончик рукоятки, шаман продевал палец в медное кольцо, при помощи заклинаний раскачивал саблю. Раскачивание создавало ритм для его песнопений, и он таким образом гадал.

1
Шаманы, жрецы, колдуны

В витрине наверху можно видеть шаманский бубен с перекрестной рукоятью, бывает вильчатая. Если у селькупов и эвенков шаманы занимали главенствующее положение, то у хантов и манси они играли периферийную роль, в основном, занимаясь гаданием, и костюмов у них практически не было. Были только головные уборы в виде шапочек.

1
Шаманы, жрецы, колдуны

У хантов, манси несколько другая религиозная система: у них в каждом доме существует свое священное место: это сундук, в котором живут духи-покровители этой семьи. Сундук может стоять на угловой полке в комнате и/или на чердаке. Чердак является чистой зоной, так как туда не могут подниматься животные и пачкать, и не поднимаются женщины, которые тоже являются не совсем чистыми существами:-(в мировоззренческих традициях манси. Так как духи-покровители живут в этом доме, то «священником», жрецом и волхвом является хозяин дома. Отец семьи является тем, кто общается с духами, кто их кормит, кто их просит. Шамана вызывают только в крайних случаях, когда нужно понять, почему произошло то или иное важное событие. Поэтому шаманский костюм у хантов и манси не сформировался. Шаман имел либо бубен, либо саблю, которая являлась заместителем бубна, либо струнный инструмент санквылтап.

1
Шаманы, жрецы, колдуны

Когда шаман умирал, то манси его бубен не повреждали, а превращали в фигуру духа-покровителя, одевая его в халаты. Иногда внутри бубна находятся две фигуры — мужская и женская, это семья духов этого бубна.

1
Шаманы, жрецы, колдуны

Рядом ставили койп-пупыг (охранник бубна). В основе фигуры находится 7 стрел.

1
Шаманы, жрецы, колдуны

Показана подготовка обряда жертвоприношения коня у манси. На спину коня наброшено жертвенное покрывало с изображением главного мансийского божества Мир-сусне-хума, который изображается в виде всадника на коне.

1
Шаманы, жрецы, колдуны
1
Шаманы, жрецы, колдуны

Шаманство эвенков. Эвенков, по сравнению с предыдущими народами, очень много. Кроме России они живут в Монголии и Китае. В России они локально разделяются на две группы. Первая группа проживает в бассейне Енисея, на притоке реки Сым. Вторая группа проживает в Восточной Сибири, в Забайкалье вплоть до Дальнего Востока — это забайкальские эвенки.

В углу — деревянная фигура Чичипкана, она очень высокая. Чичипкан переводится с эвенкийского как лазейка. Чтобы поместить ее в зал музея, пришлось немного отпилить «ноги».

1
Шаманы, жрецы, колдуны

Эвенки занимаются оленеводством. Если происходил мор оленей, то считалось, что рядом поселились злые духи, которые вселяются в оленей и поедают их. Изготавливали фигуру оленя из прутиков, и начинали камлать у костра. Шаман призывал злых духов вселиться в это прутиковое чучело. Костер потрескивал, это воспринималось как согласие. Тогда на следующее утро ставили одного или несколько чичипканов, мимо них проходила вся семья, у которых умирали олени. Шаман окуривал их, очищая от злых духов. Последним шел хозяин, он нес прутиковое чучело. Проходя мимо чичипкана, он заталкивал чучело между его ног, стягивая эту конструкцию черемуховой саргой (нитка из черемухового лыка, гибкая, тонкая полоска). Люди уходили вперед, хозяин двигался за ними спиной и из лука стрелял в сторону чичипкана, чтобы злые духи не стали преследовать людей. Фигуру чичипкана после этого либо сжигали, либо уносили далеко в лес. Считалось, что мор оленей должен прекратиться.

В витрине находятся деревянные фигуры, сверху как раз прутиковые. А внизу — фигурки лосей.

1
Шаманы, жрецы, колдуны

Перед началом охоты или в случае неудачной охоты шаман изготавливал три фигуры: самца, самки и теленка. Их ставили на поляну, мужчины прятались в лесу, потом один из них выходил, говоря: «Смотрите — пасутся лоси!». Брали лук с тупыми стрелами и стреляли в «самца», считалось, что его убивали. Затем фигурку лося разделяли на три части и клали в лабаз — священный амбарчик, то есть делали подношение, прося, чтобы охота была удачной.

1
Шаманы, жрецы, колдуны

Иногда лосей делали из бересты, это был уже другой обряд с тем, чтобы переломить неудачу в охоте. Опять же изготавливали три фигурки — лося, лосихи и теленка, ставили их на полянке. Приходил шаман с луком и «убивал» стрелами с тупым наконечником «лося». Затем всю ночь сидел с этой фигуркой и гадал у костра. Пел свои молитвы, фигурку разламывал на кусочки и вместе с жиром бросал в огонь, прося, чтобы духи помогли ему в охоте. Под утро он засыпал, и во сне должен был увидеть удачное место охоты, о котором просил.

1
Шаманы, жрецы, колдуны

Следующая витрина посвящены сымским эвенкам. Здесь можно увидеть шаманский бубен и лопатки. Лопатки могли быть деревянные, с металлическим покрытием, костяные, с меховой окантовкой. Даже были лопатки с изображением Микулая — Святителя Николая, которого эвенки почитали. Были даже случаи в Салехарде, когда эвенки приезжали в церковь, убивали около паперти оленя и его кровью мазали губы Николая, который был самым популярным святым на Севере.

2
Шаманы, жрецы, колдуны

Подвески к шаманскому костюму были не только антропоморфные, но и стрелы, луки, топоры, помогающие сражаться со злыми духами. Антропоморфную фигурку можно было класть на больное место, и человек излечивался.

1
Шаманы, жрецы, колдуны

Шапочка, которую надевали под корону, и подвески к шаманскому костюму.

1
Шаманы, жрецы, колдуны

На двух фото ниже: нагрудники, короны с рогами оленей, внизу — сапоги, корона с проникающим ножом, с помощью которого шаман мог пробивать препятствия, и жезл. Жезл, в данном случае трезубец — редкий атрибут у шамана. Кончики трезубца украшены атропоморфными личинами, которые существуют в этом жезле. Считалось, что жезл — это посох, с помощью которого шаман передвигается, и с другой стороны, это орудие, которым он может сражаться. Этот жезл выполнен в виде атропоморфа: у него есть руки, ноги и три личины. Когда шаман умирал, его жезл передавался по наследству. Могли только подтачивать ножку.

1
Шаманы, жрецы, колдуны
2
Шаманы, жрецы, колдуны

Шаманство нанайцев. К шаману обращались охотники и рыболовы, чтобы заручиться помощью, шаман помогал излечиться от болезней и даже наладить контакт с умершими предками. Если человек недостаточно почтительно относился к своим предкам, то считалось, что духи предков могли разгневаться и наслать болезни и несчастья. Шаман призывался узнать причину несчастий. Игра на бубне и запах багульника, который бросали в костер, помогали шаману войти в транс. В жилище шамана обязательно находились вырезанные из дерева савэны — духи, которые приходили шаману на помощь.

1
Шаманы, жрецы, колдуны
1
Шаманы, жрецы, колдуны
1
Шаманы, жрецы, колдуны

У нанайцев шаманом могла стать и женщина. Наладив общение с духами, шаман мастерил себе одежду: халат и шапку. Какими они должны быть, подсказывали духи покровители. А главным инструментом шамана был бубен.

1
Шаманы, жрецы, колдуны

На фото ниже представлены амулеты, идолы, шапка шаманская и пояс шамана с металлическими трубочками, наверное, тяжелый, зато звенящий.

1
Шаманы, жрецы, колдуны
1
Шаманы, жрецы, колдуны

Кроме этнографии в музее можно немного познакомиться с археологией. Мы знаем, насколько кропотлива работа археолога.

1
Шаманы, жрецы, колдуны

Вот так, работая буквально кисточкой, можно найти ценные артефакты.

1 из 2
1 - стрела, 2 - ножны, 3,4,5,6,8 - кинжал, 7 - коробочка для мыла, 9 - чекан, 10, 11 книга с застежкой, 12 - кропило
1 из 2
1,2,5 - наконечники, 3 - нож, 4 - крючок рыболовный, 6 - чекан, 11 - монеты, 15 - удила, 16 - стремя

Но мало найти артефакты, ведь эти находкам много-много лет, и время совсем не пощадило их. Тогда на помощь приходят реставраторы. И тоже кропотливейший труд!

1 из 2

Вот сапоги-чулки с могильника и далее подробное описание их восстановления.

1
Сапоги-чулки, курганный могильник, V-III вв. до н.э., Пазырыкская культура, плоскогорье Укок, Алтай
Сапоги-чулки, курганный могильник, V-III вв. до н.э., Пазырыкская культура, плоскогорье Укок, Алтай

1 из 2

Описание восстановления мужской шубы:

1 из 4

Реконструкция шубы из могильника:

1 из 3

Покрытие седла из курганного могильника, V — III вв. до н. э., Пазырыкская культура, плоскогорье Укок, Алтай

1
Шаманы, жрецы, колдуны

Описание реставрации пазырыкских войлочных покрытий седел:

1 из 2

Шаманизмом раньше я не интересовалась и видела шаманов только в кинофильмах. Но послушать лекцию было интересно, для меня это было новое. Приезжало местное телевидение, и Ирина, с которой мы познакомились в поездке в альплагерь Актру, даже давала интервью.

1
Шаманы, жрецы, колдуны

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Музей Института археологии и этнографии СО РАН

пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, Новосибирская обл., 630090 Подробнее об объекте