Метро Нижнего Новгорода

Нижегородский метрополитен по длине эксплуатируемых линий (21,82 км) и по числу станций (15) занимает третье место в России после Московского и Петербургского.

Метро Нижнего Новгорода
Логотип
© МП «Нижегородское метро» ВКонтакте

Ежегодный пассажиропоток составляет около 30 млн человек. В сутки метрополитеном пользуется около 115 тыс. человек. По количеству перевозимых пассажиров он занимает пятое место в России.

Метро в Нижнем Новгороде (тогда еще Горьком) появилось 20 ноября 1985 года, когда был открыт первый участок «Московская» — «Пролетарская», состоящий из шести станций. Он стал десятым по счету в Советском Союзе.

По состоянию на 2024 год Нижегородский метрополитен состоит из двух линий — Автозаводской (красной) и Сормово-Мещерской (синей) и 15 станций. Первая линия включает 11 станций, вторая — 5. Одна из станций — «Московская» — является общей для обеих линий и представляет собой кросс-платформенную пересадку между ними. «Московская» — самая загруженная станция Нижегородского метро, к тому же она сообщается с главным железнодорожным вокзалом, куда прибывают пригородные поезда и поезда дальнего следования.

Из 15 станций одна («Буревестник») является наземной (полуподземной), остальные — подземные мелкого заложения. Обе линии обслуживаются одним депо «ТЧ-1 Пролетарское».

Метро охватывает пять районов из восьми — Автозаводский, Ленинский, Канавинский, Нижегородский и Московский. В центре Нижнего Новгорода располагается только одна станция метро — «Горьковская». В 2 км от нее расположен Нижегородский кремль и другие исторические и культурные достопримечательности.

Метромост
Метромост
Фото: © Мария Пенина

Решение о строительстве Горьковского метрополитена было принято 1970 году, спустя три года было получено разрешение на проектирование. Технический проект первой очереди был выполнен в 1975 году, причем в разработке эскизов будущих станций принимали участие только горьковские архитекторы. Исключением стала станция «Московская», за которую отвечал столичный архитектор В. А. Черёмин.

Строительство началось в 1977 году со станции «Ленинская», возле которой установили памятный знак. Он стоит там по сей день.

За год до открытия началась подготовка кадров — машинистов, электромехаников, дежурных по станции. Обучение проходило на базе Московского, Ленинградского и Харьковского метрополитенов.

Первый поезд прибыл из Москвы в сентябре 1985 года, и уже 20 ноября началось регулярное движение от станции «Московская» до станции «Пролетарская» и обратно. В 1987-м был открыт участок от «Пролетарской» до «Комсомольской», а в 1989 году Автозаводская линия была продлена до «Парка культуры».

В 1993 году начато движение по второй — Сормово-Мещерской — линии: от станции «Московская» до станции «Бурнаковская».

Понадобилось 10 долгих лет, чтобы Нижегородский метрополитен обзавелся еще одной станцией — «Буревестник». Она была введена в эксплуатацию в 2002 году.

В 2012 году состоялось открытие станции «Горьковская». Движение поездов от «Московской» до «Горьковской» частично проходит по метромосту через Оку. На верхнем ярусе моста расположена автодорога, на нижнем — железнодорожные пути. Интересно, что проект метромоста был разработан в 1987 году, но строительство сильно затянулось, и сдача объекта состоялась только в 2009-м (автомобильная часть), первый поезд прошел в 2012-м.

В 2018 году была открыта станция «Стрелка» — на месте слияния рек Оки и Волги.

Возле всех станций метро располагаются остановки наземного транспорта — автобусов, троллейбусов, трамваев, маршруток. Так, на трамвай можно пересесть, выйдя на станциях «Московская», «Чкаловская», «Ленинская», «Пролетарская», «Автозаводская», «Комсомольская», «Кировская», «Парк Культуры», «Буревестник». Сообщения с троллейбусами нет только у станций «Двигатель Революции», «Заречная», «Ленинская», «Чкаловская».

Только с одной станции — «Московской» — можно пересесть на пригородную электричку. В нескольких шагах от станции «Комсомольская» находится платформа Кустовая, откуда в летние месяцы ходят электрички до Суроватихи.

Схема метро Нижнего Новгорода

Подземка состоит из двух линий — Автозаводской (красной) и Сормово-Мещерской (синей).

Список станций Автозаводской линии:

  • Горьковская
  • Московская
  • Чкаловская
  • Ленинская
  • Заречная
  • Двигатель Революции
  • Пролетарская
  • Автозаводская
  • Комсомольская
  • Кировская
  • Парк культуры

Список станций Сормово-Мещерской линии:

  • Стрелка
  • Московская
  • Канавинская
  • Бурнаковская
  • Буревестник

На схеме Нижегородского метрополитена изображены действующие линии и станции, а также географические объекты (реки), объекты культуры (Кремль), транспортные (вокзал) и спортивные объекты (стадион «Нижний Новгород»). В целом ориентироваться по ней довольно просто. Русские названия дублированы на английский язык.

Актуальную схему можно скачать на официальном сайте Нижегородского метрополитена:

Чтобы рассчитать время в пути от станции отправления до станции прибытия, можно воспользоваться интерактивной схемой от Яндекс. Метро. Следует выбрать обе станции, и система предложит маршрут. Так, от станции «Буревестник» синей линии до станции «Парк культуры» красной линии поездка займет 38 минут.

Режим работы метро Нижнего Новгорода

Нижегородский метрополитен работает с 05:15—05:20 до 00:05—00:15 в зависимости от линии и станции. Вестибюли открываются в 05:15, закрываются на вход — в 00:10. При этом некоторые вестибюли (II станции «Бурнаковская», II станции «Канавинская», I станции «Пролетарская») открыты с 07:00 до 19:00).

Посмотреть, до скольки работает метро в Нижнем Новгороде, когда отправляется первый поезд в ту или иную сторону, можно на официальном сайте Нижегородского метрополитена.

Интервал движения по рабочим дням в часы пик с 07:00 до 09:30 и с 16:00 до 19:00 составляет 5 минут для Автозаводской линии, 7 минут для Сормовско-Мещерской линии. С 05:30 до 07:00, 09:30 до 16:00 и с 19:00 до 22:00 интервал — 10 минут, с 22:00 до 00:00 — 12-14 минут.

По выходным поезда Автозаводской линии движутся с интервалом в 10 минут, Сормовско-Мещерской линии — 10 минут.

Стоимость метро в Нижнем Новгороде

Оплатить проезд в Нижегородском метрополитене можно жетоном, транспортными картами, бесконтактными банковскими картами Visa, MasterCard, «Мир». Транспортной картой может воспользоваться любой житель и гость Нижнего Новгорода. Существуют специальные тарифы для школьников, студентов и льготников.

По состоянию на 2024 год проезд в Нижегородском метрополитене стоит:

  • 35 рублей при оплате наличными (жетон),
  • 30 рублей при оплате транспортной картой, бесконтактной банковской картой.

Жетоны

Жетоны продаются в кассах метрополитена и в стационарных терминалах в кассовых залах.

Изначально в Горьковском метрополитене для оплаты проезда принимались пятикопеечные монеты. После распада Советского Союза на смену монетам пришли специальные жетоны. Любопытно, что жетоны Петербургского и Нижегородского метрополитенов имели схожие параметры и проходили в турникетах обоих городов. В связи с этим предприимчивые пассажиры закупались жетонами в Новгороде и расплачивались ими в Петербурге. Попытки предотвратить этот «жетонообмен» были безуспешны, поэтому в 2009 году все нижегородские жетоны «продырявили», что привело к уменьшению их веса.

Проездной в метро Нижнего Новгорода:

Разовый электронный билет на 4 поездки — 110 рублей.

Разовый электронный билет на 10 поездок — 260 рублей.

Транспортная карта «Ситикард»

Чтобы воспользоваться картой, нужно, во-первых, ее приобрести, во-вторых, подобрать подходящий тариф, а затем пополнить счет на требуемую сумму. Пополнить карту можно в пунктах обслуживания, а также дистанционно.

Метрополитен включен в следующие тарифные планы.

Единый проездной билет на количество дней:

На 1 день

120 рублей

На 3 дня

350 рублей

На 5 дней

550 рублей

На 7 дней

750 рублей

На 14 дней

1 200 рублей

Действуют на всех видов транспорта с момента регистрации первой поездки.

Единый проездной билет на количество поездок в месяц:

На 16 поездок

400 рублей

На 30 поездок

700 рублей

На 60 поездок

1 350 рублей

На 90 поездок

2 000 рублей

Действуют на всех видах транспорта в течение календарного месяца.

Безлимитные проездные билеты:

Метро

1 400 рублей

Автобус + метро

2 000 рублей

Метро + трамвай + троллейбус

2 000 рублей

Все виды транспорта

2 300 рублей

Действуют в течение календарного месяца.

Транспортная карта школьника/студента

Проезд на метро в течение календарного месяца — 700 рублей для школьников, 700 рублей для студентов. Также существуют тарифы для проезда учащихся в наземном транспорте.

Льготная транспортная карта

На льготный проезд в метро Нижнего Новгорода (а заодно и в городском транспорте) могут рассчитывать пенсионеры, ветераны, лица с ограниченными возможностями.

Безлимитное количество поездок на календарный месяц — 800 рублей.

40 поездок на 3 месяца — 500 рублей.

20 поездок на 3 месяца — 250 рублей.

Пересадочный тариф

«Электронный кошелек на 60 минут» — 30 рублей. Пассажир имеет право на неограниченное количество пересадок в течение 60 минут с момента первой поездки.

«Электронный кошелек на 90 минут» — 45 рублей. Пассажир имеет право на неограниченное количество пересадок в течение 90 минут с момента первой поездки.

Станции метро Нижнего Новгорода

Нижегородская подземка состоит из 2 линий и 15 станций, одна из которых является общей, поэтому включена в перечень каждой из веток.

На Автозаводской линии объявления на русском языке озвучены мужским голосом, на Сормовско-Мещерской — женским. Текст на английский язык дублирован мужским голосом на обеих линиях.

Станции красной Автозаводской линии

Самая глубокая станция Автозаводской ветки и всего Нижегородского метрополитена — «Горьковская» (глубина заложения — 16 метров). Для сравнения: самая глубокая станция Петербургского метрополитена — «Адмиралтейская» (86 метров), Московского — «Парк Победы» (73 метра).

Самая «мелкая» станция — «Чкаловская» (около 5 метров).

Самый длинный перегон — 3,2 км от станции «Московская» до станции «Горьковская», почти половина пути проходит по метромосту.

Самый короткий перегон — 891 метр от станции «Автозаводская» до станции «Комсомольская».

Автозаводская линия состоит из 11 станций. Длина линии — 14,9 км. Любопытно, что большая часть станций располагается вдоль проспекта Ленина.

1 из 2
Станция «Московская»
Фото: © Наталья Старостина

Метро «Московская». Станция открыта в 1985 году в составе первого пускового участка. Уникальная для Нижнего Новгорода четырехпутная совмещенная станция, которая представляет собой кросс-платформенную пересадку между линиями. Отсюда отправляются поезда по четырем направлениями — в сторону «Стрелки», «Буревестника», «Горьковской, «Парка культуры». Переход между линиями осуществляется по пешеходному мостку.

Из юго-западного зала ведет подземный переход к Московскому железнодорожному вокзалу и зданию Центрального универмага.

«Московская» считается одной из самых красивых в городской подземке. Оформление сдержанное, но эффектное. На путевых стенах без труда угадываются очертания зубцов стен московского Кремля. С каждой стороны всех колонн размещены яркие светильники. Кассовые залы декорированы мозаичными панно, посвященные трудовой, праздничной, военной и исторический Москве.

Строительство станции не обошлось без трагедии: в 1984 году при обрушении стен котлована погибли рабочие, что породило легенду о призраках, которые бродят по тоннелям.

Метро «Чкаловская». Станция открыта в 1985 году в составе первого участка «Московская» — «Пролетарская». Располагается возле администрации Канавинского района. Названа в честь Валерия Павловича Чкалова — советского летчика-испытателя, Героя Советского Союза. В одном из вестибюлей расположен его бюст. В целом оформление станции сдержанное. Барельефы из алюминия над лестничными пролетами посвящены теме полётов. Возле станции располагается парк им. 1 мая и Горьковская детская железная дорога.

В нашем большом обзоре достопримечательностей Нижнего Новгорода вы найдете карту города, на которой отмечены станции метро и окружающие ее интересные места.

Метро «Ленинская». Станция открыта в 1985 году. С нее и началось строительство будущего Горьковского метрополитена. В честь этого события рядом с южным вестибюлем установлен памятник в виде буквы «М» с надписями «1977» и названиями первых станций. «Ленинская» отличается лаконичностью оформления. Преобладают красные, золотистые и белые цвета. Внимания заслуживают декоративные витражи в кассовых залах, посвященные образам Ленина и Революции.

1 из 2
Станция «Заречная»
Фото: © МП «Нижегородское метро»

Метро «Заречная». Станция открыта в 1985 году. Названа по одноименному бульвару и расположенной на нем гостинице. Оформление станции отсылает к образу течения реки. Путевые стены облицованы рельефной плиткой, создающей иллюзию волнообразного движения. Стены вестибюлей выложены голубой глазурованной плиткой. В торцах вестибюлей расположены панно «Сказочный град Китеж» и «Юность», выполненные в технике художественной керамики. Интересно, что во время строительства станции рабочие обнаружили фугасную бомбу времен Великой Отечественной войны. На объект были вызваны саперы, которые аккуратно транспортировали 250-килограммовый снаряд.

Метро «Двигатель Революции». Станция открыта в 1985 году в составе первого пускового участка. Названа в честь располагавшегося поблизости завода «Двигатель революции» (ныне ОАО «РУМО»). Оформление выдержано в производственно-революционной тематике, преобладают серые, желтые и красные цвета. Над лестничными пролетами расположены мозаичные панно на революционную тему.

Метро «Пролетарская». Станция открыта в 1985 году. Название отсылает к расположению в рабочем (пролетарском) районе. Простая по архитектуре станция. Оформление выдержано в светлых тонах. Над лестничными пролетами расположены два барельефа — один с голубем и Землей (тема мира), другой с серпом и молотом (тема труда).

Метро «Автозаводская». Станция открыта в 1987 году в составе участка «Пролетарская» — «Комсомольская». Названа в честь расположенного рядом Горьковского автомобильного завода. Характерное отличие от прочих станций — многочисленные панно на путевых стенах. Все они выполнены из желтоватого мрамора. Сюжеты панно посвящены городскому автомобилестроению.

Метро «Комсомольская». Станция открыта в 1987 году. Выходы со станции ведут к проходной Горьковского автомобильного завода и к железнодорожной станции Кустовая, откуда летом отправляются пригородные поезда на Суроватиху. Между колоннами — слегка сводчатый, а не прямой потолок, что придает всей станции оригинальность и делает ее запоминающейся на фоне остальных на данной линии. Надпись на путевых стенах с названием станции выполнена с использованием фирменного шрифта газеты «Комсомольская правда». Над лестницами расположены панно: одно — на автозаводскую, другое — на революционную тематику. Здесь же заложена капсула с посланием, которую следует открыть в 2087 году — спустя 100 лет после запуска станции.

Метро «Кировская». Станция открыта в 1989 году в составе участка «Комсомольская» — «Парк культуры». Простая по оформлению, отделана гранитом и мрамором. Главными элементами декора являются мозаичные панно в торцах кассовых залов: с серпом и молотом и с красной звездой.

Метро «Парк культуры». Станция открыта в 1989 году. Названа в честь расположенного рядом Автозаводского парка. Тут же находится кинотеатр «Мир» и ДК ГАЗ. Станция выделяется на фоне остальных благодаря эффектному освещению. Вдоль свода установлены группы массивных светильников. Мозаичные панно над лестницами выполнены на тему отдыха: цветы и вазоны, беседка и растительность.

1 из 3
Станция «Горьковская»
Фото: © МП «Нижегородское метро»

Метро «Горьковская». Открыта в 2012 году. С этого момента метрополитен частично охватил и правый берег Оки, а ведь раньше приходилось добираться наземным общественным транспортом. Часть путей проходит по метромосту, верхний ярус которого занимает автомобильная дорога. Оформление станции отсылает к образу Буревестника из поэмы в прозе, написанной писателем Максимом Горьким, который родился в Нижнем Новгороде (отсюда и название станции). Арки, расходящиеся от колонн, символизируют крылья птицы. Путевые стены декорированы флорентийской мозаикой. На панно изображены виды на город с Оки, а также исторические достопримечательности Нижнего Новгорода. На других мозаичных панно «Горьковской» станции запечатлены Кремль, берег реки и сам Горький.

Станции синей Сормовско-Мещерской линии

Линия состоит из 5 станций, одна из которых — наземная. Общая длина — 7,1 км. До 2012 года Сормовская линия являлась продолжением Автозаводской, при этом на станции «Московская» направление движения менялось на левостороннее. С открытием станции «Горьковская» движение осуществлялось по «вилочному» принципу: поезда со стороны «Парка культуры» на станции «Московская» направлялись либо к «Буревестнику», либо к «Горьковской».

После открытия станции «Стрелка» в 2018 году Сормовско-Мещерская линия, отделившись от Автозаводской, стала самостоятельной. На сегодняшний день линия требует продления вглубь Сормовского района.

Самая глубокая станция Сормовско-Мещерской линии — «Стрелка» (глубина заложения — 12 метров). Самая «мелкая» станция — «Буревестник».

Самый длинный перегон — 3,1 км от станции «Московская» до станции «Стрелка». Самый короткий перегон — 1,1 км от станции «Канавинская» до станции «Бурнаковская».

Станция «Стрелка»
Станция «Стрелка»
Фото: © Юрий Боб

Метро «Стрелка». Самая молодая станция Нижегородской подземки. Открыта в 2018 году. Связывает микрорайон Мещерское озеро в Канавинском районе с близлежащими районами. Считается одной из самых красивых по оформлению. Названа в честь места слияния двух рек — Оки и Волги. Архитектурной доминантой являются колонны с массивными светильниками. В вестибюле № 1 расположено панно со светодиодной подсветкой, изображающее футболиста с мячом, а в вестибюле № 2 — собор Александра Невского. Возле станции расположен футбольный стадион «Нижний Новгород», строительство которого было приурочено к Чемпионату мира по футболу 2018, и собор Александра Невского.

Между станциями «Московская» и «Стрелка» в Нижнем Новгороде есть станция метро призрак — «Ярмарка». Строительство, начатое в 1993 году, вскоре было приостановлено, а вскоре и заморожено на неопределенный срок. При проезде под районом Нижегородской ярмарки, можно заметить ответвление — задел под перспективную станцию. Сроки возобновления строительства неизвестны.

Метро «Канавинская». Открыта в 1993 году в составе участка «Московская» — «Бурнаковская». Пол отделан гранитом. Буквы на путевых стенах выложены из белого мрамора. Вдоль потолка размещены четыре ряда светильников. Как и большинство станций Нижегородского метрополитена, оформлена в лаконичном стиле.

Метро «Бурнаковская». Открыта в 1993 году в составе участка «Московская» — «Бурнаковская». Располагается в одноименном микрорайоне. Оформление станции лаконичное, обошлось даже без мозаичных панно. Внимания заслуживает контрастный пол, выложенный гранитом и полосами белого мрамора.

Станция «Буревестник»
Станция «Буревестник»
Фото: © МП «Нижегородское метро»

Метро «Буревестник». Станция открыта в 2002 году в составе участка «Бурнаковская» — «Буревестник». Название отсылает к произведению Максима Горького и расположенного рядом ЦНИИ «Буревестник». Во всех смыслах уникальная станция для Нижегородского метрополитена. Во-первых, платформы располагаются по бокам, а пути — по центру. Во-вторых, она имеет полуподземную конструкцию: тоннели частично выведены из-под земли, вестибюль находится на поверхности. Непривычным глазу является название станции: оно не выложено буквами, а выполнено из самоклеящейся пленки.

Строительство метро в Нижнем Новгороде

Как уже было сказано, метрополитен охватывает не все районы города. Но даже в тех районах, где оно есть, путь до станций может занимать большое количество времени. Например, поездка с окраин Сормовского района до ближайшей станции «Буревестник» длится 20–40 минут. То же самое справедливо для конечной станции «Горьковская» в Нагорной части города.

Судя по всему, новое метро в Нижнем Новгороде появится нескоро. Во всяком случае, начинать разговоры о нем власть не намерена ранее 2025 года. В планах — продление Автозаводской линии: строительство станций «Оперный театр» (возле Театра оперы и балета), «Сенная» (Сенная площадь), «Мончегорская» (в одноименном районе за «Парком культуры»), «Юго-Западная». Так, в первую очередь планируется продлить Автозаводскую ветку до Сенной площади, строительные работы начались уже в 2022 году. 

Кроме того, необходимо продление Сормовско-Мещерской линии как минимум на 2 км вглубь Сормовского района. В связи с этим должны появиться станции «Варя» и «Сормовская». Далее перспективное развитие метрополитена в этом районе видится в двух направлениях: через площадь Славы к железнодорожной платформе Починки, либо через микрорайон Светлоярский. Пока же проектирование новых станций Сормовской линии не ведется.

Предполагаемая третья линия — Нагорная — будет включать 15 станций и пройдет то ли через улицу Ванеева, то ли по проспекту Гагарина. Она должна разгрузить наземный транспорт в Советском районе и сделать более доступным микрорайон Щербинки.

Как вернуть забытые вещи

Личные вещи пассажиров, найденные в вагонах поездов, на платформах, в вестибюлях станций, передаются на хранение в специальную комнату забытых вещей. Комната располагается на станции «Горьковская». Там они хранятся в течение 6 месяцев с момента поступления. Чтобы вернуть свои вещи, пассажиру следует написать заявление и предъявить документ, удостоверяющий личность. Уточнить сведения можно по телефону справочной (831) 249-95-88.

Забытые документы, в том числе паспорта, медицинские полисы, студенческие билеты, пенсионные удостоверения и пр., передаются в отдел полиции на метрополитене, который расположен по адресу Чкалова, 24. Отдел работает круглосуточно. Телефон дежурной части (831) 249-90-91.

Безбарьерная среда

Сотрудники Нижегородского метрополитена сопровождают людей с ограниченными физическими возможностями — инвалидов по зрению, слуху, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Специально обученный персонал встречает у входа в вестибюль станции отправления, помогает сесть в вагон поезда, встречает на станции прибытия и сопровождает до выхода из вестибюля.

Для удобства перемещения инвалидов-колясочников персонал использует специальные подъемные устройства — мобильные гусеничные подъемники, стационарные подъемные платформы, стационарные наклонные платформенные подъемники.

При этом стоит учесть, что стационарные наклонные платформенные подъемники имеются на станциях «Парк культуры», «Московская», стационарная подъемная платформа есть на станции «Горьковская». Оба вида подъемных устройств представлены на станции «Стрелка». Мобильными гусеничными подъёмниками оснащены станции «Парк культуры», «Комсомольская», «Пролетарская», «Двигатель революции», «Московская», «Буревестник». Они могут быть транспортированы на любую станцию метро.

Музей метро Нижнего Новгорода

С историей нижегородской подземки познакомит Музей Нижегородского метрополитена, который расположен на станции метро «Комсомольская» (I вестибюль). В ходе экскурсии посетители узнают о ходе строительства сложной транспортной системы, ее особенностях, о работе машинистов, инженеров, диспетчеров, о перспективах развития, а также о тайнах и мифах подземки, которых за более чем 30 лет существования накопилось достаточно.

Музей работает по предварительной записи по будням с 08:00 до 17:00 (в пятницу до 16:00), перерыв с 12:00 до 12:48. Телефон для записи: (831) 249-95-07.

Пешеходные экскурсии в Нижнем Новгороде

Куда сходить и что посмотреть в Нижнем Новгороде

Нашли неточность? Сообщите нам.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Нижнем Новгороде
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии