9 туристов уже
были в этом месте

Канавинский мост

Мосты 25 ноября 2020
Режим работы
Круглосуточно
Стоимость билета
Бесплатно
Где находится Канавинский мост
Через р. Ока между Нагорной и Заречной частью, Нижний Новгород смотреть на карте

Канавинский мост — самая старая постоянная переправа через Оку и Гребневский канал в Нижнем Новгороде. Находится на 1.2 километре реки, рядом со Стрелкой — местом слияния Оки и Волги. Связывает между собой две части города — Нагорную и Заречную. Изначально назывался Пахомовским, затем спустя недолгое время стал Окским, а после открытия в 1965 г. второго по счету Молитовского моста был переименован в Канавинский — по названию района.

С него можно полюбоваться открыточными видами Нижнего Новгорода. С одной стороны открывается панорама на Волгу и ее правый берег, с другой — на Метромост. Внизу длинной лентой пролегает остров Гребневые пески, куда можно попасть только на лодке с Заречной части. На правом берегу Оки белеет шпиль Речного вокзала и возвышаются стены нижегородского Кремля. В низинной части города красуется Стрелка с ее знаменитыми достопримечательностями — Собором Александра Невского, стадионом «Нижний Новгород» и Ярмарочным домом.

Канавинский мост соединяет Нагорную и Заречную части города
 
Канавинский мост соединяет Нагорную и Заречную части города, © Наталья Старостина

История

Вплоть до начала XIX в. горожане добирались в район Канавино и обратно на пароме и лодках, а зимой переходили по льду. Острая необходимость в переправе между двумя берегами Оки назрела после переноса ярмарки на другой берег — в Заречную часть Нижнего Новгорода, на Стрелку. С середины июля и до начала сентября гостиный двор посещало более 150 тысяч человек, в то время как население города составляло не более 18 тысяч жителей.

Для частичного решения проблемы с 1817 г. стал использоваться 500-метровый плашкоутный мост, который ежегодно собирали весной и разбирали осенью. На тот момент это была самая длинная плавучая переправа в России, которая опиралась на плоскодонные суда. Конструкция состояла из 26 плашкоутов и имела 3 части — две боковые фиксировались у берегов якорями, а центральная перемещалась при проходе грузовых судов. В качестве покрытия использовался настил из деревянных досок, который приходилось менять раз в 10 лет. По временному мосту ездил гужевой транспорт, а с 1896 г. начали ходить трамваи.

Вид на Канавинский мост с Нагорной части города
 
Вид на мост с Нагорной части города, © Наталья Воробьева

Решение о возведении постоянной переправы было принято в 1920 г., но работы начались только спустя 10 лет. Разработкой занимались советские архитекторы А. В. Щусев, П. В. Помазонов и Н. А. Француз при участии инженера А. В. Крылова. Строительство велось под руководством нижегородского отделения «Мостреста». Капитальный мост был построен в Нижнем Новгороде (Горьком) за 1,5 года в период с 1932 по 1933 гг., но официальные сроки составляют 5 лет. В 1930-м начались подготовительные земляные и изыскательные работы, а в 1935-м проект принял Горсовет. Запуск в эксплуатацию состоялся значительно раньше — 2 апреля 1933 г. На тот момент мост находился еще в «сыром» состоянии: после открытия движения продолжались работы по созданию подъездных путей и покрытия проезжей части.

Первое название — Пахомовский — не прижилось по политическим причинам. Мост был назван в честь Николая Ивановича Пахомова, который на момент торжественного открытия был председателем губисполкома в Нижнем Новгороде. В 1934-м Пахомов был назначен Народным комиссаром водного транспорта (НКВТ) СССР, а в 37-м — членом ЦК ВКП (б). Но уже в 38-м карьерный рост резко оборвался в связи с критикой депутата Жданова и обвинением в шпионаже. Народного героя расстреляли, а мост спешно переименовали в Окский.

Вид с моста на Нижне-Волжскую набережную
 
Вид с моста на Нижне-Волжскую набережную, © Наталья Старостина

Конструкция

Канавинский мост имеет арочную конструкцию: нагрузка распределяется между шестью арками, над которыми осуществляется транспортное и пешеходное движение. Массивные опоры изготовлены из металлобетона, дорожное покрытие — из асфальтобетона.

В длину Канавинский мост достигает 795.5 м, в ширину — 23.6 м.

Несмотря на свою монументальность, сооружение имеет «стройный» ажурный силуэт, а в вечернее время при включенных фонарях и подсветке словно парит над рекой.

Первый капитальный мост через Оку не разводится, но при этом является судоходным. Для навигации из Оки в Волгу и обратно используются второй и третий пролеты от правого берега. Шестой судоходный пролет находится над Гребневским каналом. Ширина пролетов между устоями составляет 120 м, а высота от расчетного уровня — от 16,7 до 23,3 м. Этого пространства вполне хватает для прохода крупных грузовых судов.

Пролеты позволяют проходить под ними судам
 
Пролеты позволяют проходить под ними судам, © Яндекс

На данный момент дорожная часть имеет шесть полос для автомобильного и грузового транспорта. Раньше по мосту ходил трамвай № 1 (старейший трамвайный маршрут «Черный пруд — Московский вокзал»), но после последней реконструкции рельсы были демонтированы. Правительство Нижнего Новгорода планирует снова построить двухпутную трамвайную линию в 2023—2030 гг.: эта задача была включена в программу развития транспортной инфраструктуры в ноябре 2019 г.

Реконструкции

Арочный мост пережил две немецких бомбежки, избежав серьезных повреждений благодаря применению дымовой завесы. В послевоенные годы покрытие и конструкции неоднократно ремонтировались, но без перекрытия движения. Первый серьезный капитальный ремонт был сделан только в 1968–72 гг.

Второй раз реконструкция производилась в 1995–96 гг., но уже в 2009 г. мост частично закрыли (2 полосы вместо 6) из-за неудовлетворительного состояния несущих конструкций, дорожного покрытия и трамвайных путей. После третьего ремонта мост остался без рельсов, но шестиполосное движение автотранспорта было вновь восстановлено.

По мосту осуществляется шестиполосное движение
 
По мосту осуществляется шестиполосное движение, © Наталья Воробьева

Как добраться

С нагорной части к Канавинскому мосту можно доехать на авто по Нижне-Волжской набережной или ул. Похвалинский съезд, со стороны Стрелки — по Советской и Самаркандским улицам. Если своей машины нет, можно вызвать такси через сервис «Везет», «Максим», «Сатурн» или «Яндекс. Такси».

Общественный транспорт:

Панорама с Канавинского моста на Стрелку

Канавинский мост на видео: ночная аэросъемка

Нашли неточность? Сообщите нам.

Куда сходить и что посмотреть в Нижнем Новгороде

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии