Киевский вокзал

С Киевским вокзалом знакомы не только путешествующие по железной дороге пассажиры.

Киевский вокзал

От вокзала отходит аэроэкспресс до аэропорта Внуково и множество людей здесь проехало в обе стороны — от вокзала к аэропорту и обратно. Красивый и солидный вокзал имеет свою историю,

Киевский вокзал

которая началась задолго до строительства вокзала и вдали от Москвы.

Ведь железная дорога к Киевскому вокзалу в Москве строилась не от Москвы, а совсем наоборот. Крёстный отец многих железных дорог Российской империи, ставший первым Министром путей сообщения Российской империи в 1865 — 1869 годах, Павел Петрович Мельников (1804–1880)

(Из Интернета)
(Из Интернета)

среди первоочередных железных дорог, которые нужно было построить в империи, указал железнодорожную ветку Одесса-Киев-Чернигов-Брянск с конечной остановкой в Москве. Было это еще во времена императора Николая Первого, а вот реально это было воплощено в жизнь лишь при императоре Николае Втором.

Хотя XIX век стал порой расцвета для строителей железных дорог, но большинство из них строились частным капиталом и поэтому вводились участок за участком. В 1866–1870 годах была построена Курско-Киевская железная дорога протяженностью 440 вёрст на средства частного Общества Курско-Киевской железной дороги. Интересно, что технические принадлежности для этой железной дороги, как и для ряда других (Рязанско-Козловской, Московско-Рязанской), приобретались на средства, полученные от продажи Аляски. Первоначально, начиная с 1868 года, движение курьерских, пассажирских, почтовых и товарно-почтовых составов осуществлялось по линии Москва-Курск-Бровары. От Броваров пассажиров и грузы на подольскую Почтовую площадь в Киеве доставляли «сухопутные пароходы» — омнибусы.

В 1893 году, в связи с окончанием строительства дороги Курск — Воронеж, Курско-Киевская железная дорога была переименована в Киево-Воронежскую железную дорогу, а в 1895 году в Московско-Киево-Воронежскую железную дорогу. В 1899 году была построена ветка Москва — Брянск — Льгов, тогда же появилось первое здание вокзала, получившего название Брянский.

(Из Интернета)
(Из Интернета)

Имеется информация, что Московско-Киево-Воронежская железная дорога использовала для строительства участка от Брянска до Москвы средства инвестора в лице русского промышленника Сергея Ивановича Мальцова (1810 -1893).

(Из Интернета)
(Из Интернета)

Мальцов в 1877 -1881 годах построил на собственные средства малоколейную железную дорогу, связав ею собственные заводы. Главный ход этой железной дороги пролегал по направлению станция Радица (город Брянск, окрестности станции Брянск-Орловский Риго-Орловской железной дороги широкой колеи) — Дятьково — Людиново — Песочня (в настоящее время — станция Фаянсовая, город Киров). Протяжённость линии Радица — Песочня составляла 104 версты (114 километров). Но верна ли эта информация? Ведь в 1882 году Мальцова объявили сумасшедшим и предприятия его стали разоряться. Хотя возможно денежные средства были уже вложены и ничего нельзя было изменить к тому моменту времени.

К марту 1899 года станция в Москве практически была готова. 29 июня 1899 года состоялось освящение помещений Брянского вокзала. Первое здание вокзала представляло собой вытянутую постройку с двумя подъездами провинциального вида. Ни одна станция в Москве не служила таким частым поводом для едких карикатур. Высмеивались и уездный облик здания, и пассажиры с носами, закопченными от керосинок, и скупость железнодорожной компании, которая «украсила Москву таким срубом». На открытках тех дней можно было увидеть это маловыразительное деревянное здание длиной по фасаду в 45 саженей (общая площадь — 200 кв. саженей).

(Из Интернета)
(Из Интернета)

1 августа 1899 года была открыта железная дорога. Из Москвы в Брянск отправился первый почтово-пассажирский поезд. В 1912 году было принято решение о строительстве нового, более достойного для столицы вокзала. Закладка нового вокзала состоялась буквально за два месяца до начала первой мировой войны — 28 мая 1914 года на средства Московско-Киево-Воронежскую железной дороги. Строительство нового Брянского вокзала в Москве было завершено в 1918 году.

(Из Интернета)
(Из Интернета)

Первый поезд от нового перрона Киевского вокзала отправился 18 февраля 1918 года.

Над путями к зданию вокзала примыкает дебаркадер: огромное остеклённое арочное покрытие, имеющее форму параболы и сооруженное в 1915 году.

Киевский вокзал

Автор сооружения — Владимир Григорьевич Шухов (1853–1939).

С рядом изменений здание дожило до наших дней. Лишь в 1934 году Брянский вокзал был переименован в Киевский. Политика решает многое. Ведь 24 июня 1934 года по решению Совнаркома Украины столица Украинской ССР перенесена из Харькова в Киев.

На фасаде вокзала много различных скульптур. В верхнем ряду (по две над каждым входом) они изображают четыре способа перемещения в пространстве: по воздуху, суше, воде и под землей. В нижнем ряду — отсыл к античности и посвящены эти скульптуры сотой годовщине Отечественной Войны 1812 года. Над входами также видны две мозаичные иконы: Михаила Архангела — покровителя Киева

Киевский вокзал

и Георгия Победоносца — покровителя Москвы.

Киевский вокзал

Удивительная судьба у этих икон. На само деле — это декоративные панно. Когда-то на их месте в квадратах на фронтонах располагались белые рельефные двуглавые орлы. Затем их закрыли щитами с гербами СССР.

Киевский вокзал

После этого вместо них разместили созданные в 1930-х годах специально для здания Киевского вокзала в Москве в керамической лаборатории АН СССР художником, скульптором и керамиком Борисом Николаевичем Ланге (1888 — 1969) декоративные панно «Герб Москвы» и «Герб Киева» .

Хотя ходят легенды, что иконы на здании вокзала были изначально созданы при строительстве здания вокзала и пережили под слоем штукатурки весь советский период, а затем пришла одна старушка и поделилась тайной.

Примечательны механические часы на башне.

Киевский вокзал

Им уже более ста лет, подобных часов в Москве еще двое: на Спасской башне Кремля и Центральном телеграфе. До сих пор они заводятся вручную, раз в три дня. Стрелки на трехметровых циферблатах приводятся в движение с помощью вала, веревки и 300-килограммовой гири, которая опускается под собственным весом. Сделаны часы были в Швейцарии, а 1998 году пришло пришлось заменять один из циферблатов и стрелки, которые были разбиты и согнуты во время урагана.

Есть свои часы

Киевский вокзал

и внутри вокзала,

Киевский вокзал

правда не столь известные как часы на башне.

Залы носят отпечаток послевоенной эпохи.

Киевский вокзал

На их стенах много барельефов,

Киевский вокзал

которые служат своеобразными скульптурными иллюстрациями

Киевский вокзал

к статьям советской конституции.

Киевский вокзал

Эти барельефы появились здесь после Великой Отечественной войны.

В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года для того, чтобы подчеркнуть величие здания Киевского вокзала, было решено расширить площадь Киевского вокзала. Теперь здесь хватает места и для площади Европы

Киевский вокзал

с фонтаном,

Киевский вокзал

сквера с каметником

Киевский вокзал

и даже рекламной коровы возле автомобильной стоянки.

Киевский вокзал

От площади Киевского вокзала открывается замечательный вид на мост имени Богдана Хмельницкого и другую сторону Москва-реки.

Киевский вокзал

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Киевский вокзал

Площадь Киевского вокзала, 2 Подробнее об объекте