Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Музей располагается слева от Павелецкого вокзала. Перед самим зданием обустроен небольшой парк и детская площадка. Нынешняя жизнь накладывает свои правила — дабы попасть на территорию парка или в музей, нужно пройти через пост охраны.

Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

У музея сложная судьба. В начале 1980 года по радио было передано сообщение, что закончен ремонт траурного поезда В. И. Ленина. 15 апреля того же года в честь 110-летия вождя мирового пролетариата состоялось открытие нового здания, сооружённого за рекордно короткий срок — 1 год.

В 1991 году над павильоном нависла угроза исчезновения. Так, во время августовского путча в музее уже отсутствовала охрана и здание было обесточено. Однако тогда демонстранты обошли музей стороной.

В 1992 году был закрыт музей В. И. Ленина, филиалом которого был музей-павильон, в связи с чем вход в здание отныне был закрыт. В том же году Ленинская площадь была переименована в Павелецкую, а адрес бывшего музея сменился на Кожевническую ул., дом 2.

В начале 1990-х в павильоне открылся автомобильный салон, а рядом располагалось автостоянка. В 2001 году музей-павильон перешёл в собственность музея Московской железной дороги.

Новая экспозиция открылась 5 августа 2011 года. Она занимает площадь около 1800 м², располагается в здании с прилегающей территорией парка площадью 1,5 га.

Посетитель, купив билет и раздевшись в гардеробе, сразу может познакомиться с макетом Казанского вокзала.

Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Первоначально вокзал назывался Рязанским. Это связано с названием общества Московско-Рязанской железной дороги — компании, возникшей в 1856 году как Московско-Саратовская железная дорога. В 1912 году Москва получила связь по железной дороге с Казанью. В связи с этим вокзал был переименован в Казанский. Однако ещё около двадцати лет использовались оба названия.

1 из 2

Зайдя в зал, первым делом обращаешь внимание на старый паровоз серии У127 — главный экспонат всей экспозиции.

3
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Паровоз построен в 1910 году. Экспонат является уникальным, единственным сохранившимся в России и мире паровозом этой серии с осевой формулой 2-3-0. 23 января 1924 года паровоз У127 провел траурный поезд с телом умершего Ленина от платформы Герасимовская до Павелецкого вокзала Москвы.

2
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

В 1937 году после снятия с эксплуатации было решено сохранить его как памятник. Так он стал первым мемориальным паровозом.

1 из 3

Другие экспонаты на стендах вокруг паровоза. Первые рассказывают о строительстве и о железнодорожниках 19-ого века.

2
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Любопытно выглядит инсталляция первого железнодорожного бизнес-класса.

4
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Оказывается, в тех вагонах второй половины 19-ого века была даже ванна.

5
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

На стендах фотографии, приказы, наградные грамоты и даже маслёнки.

1
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Интересна выложенная на полу карта первой московской окружной железной дороги. Рядом на стенде фотографии первых станций.

1
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Нельзя обойти внимание инсталляцию кабинета начальника железнодорожного вокзала.

1
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Начальник сидит за столом, а сзади на стене портрет царя Николая Второго.

Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Помощник держит в руках телеграмму.

1
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Рядом на фотографии дети, ученики школы железнодорожников.

Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Похвальный лист и портфель какого-то начальника.

1
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Следующий стенд посвящён Революции и первым дням Советской власти.

2
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Так выглядел в те годы мандат.

2
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Агитационный листок.

1
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Воззвание к железнодорожникам.

1
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Фотография самих железнодорожников.

1
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Хочется напомнить, что оные активнейшим образом поддержали большевиков. Советская власть периодически проводила забытые ныне субботники. В некоторых случаях железнодорожники организовывали их по своей собственной инициативе.

1
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

В музей приходят школьники. На момент моего посещения, проводилась Олимпиада. Дети подходили к обозначенным в опроснике экспонатам, внимательно их рассматривали и отвечали на вопросы.

1
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Здесь же большая голова Ленина, под которой на плазменном экране демонстрируется фильм, как люди встречают выставленный здесь паровоз с телом Ильича.

2
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Старая железнодорожная форма.

1
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

На следующих стендах рассказывается о советских железнодорожниках во время ВОВ.

2
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в обеспечении победы Советского Союза над фашистской Германией. С первых дней военных действий от железнодорожников потребовалось обеспечить быструю и бесперебойную доставку к фронту огромного количества войск, боевой техники, вооружения.

Железнодорожники обеспечили подготовку и проведение более 50 стратегических и наступательных операций.

Доля железнодорожного транспорта в грузообороте в военные годы:

в 1941 году — 93%;

в 1942 году — 52%;

в 1943 году — 58%;

в 1944 году — 68%;

в 1945 году — 76%.

1 из 3
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...
 

Скоро газеты вообще уйдут из жизни. Под стеклом газета железнодорожников — Гудок от 9 мая 1945 года.

1
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Было время, когда стрелки приходилось переводить вручную. Макет самого первого российского паровоза. Справа паровозная топка.

1
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

А это уже макет современной железнодорожной цистерны.

1
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Над большим залом устроен балкон, где ещё один маленький зал. Поднимаемся наверх.

1 из 2
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...
 

Здесь вот такие старые фонари.

1
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

А это стенд с уже более современными экспонатами.

Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Дабы посмотреть третий зал, нужно спуститься вниз.

Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Здесь макеты российских вокзалов и макет железной дороги в Европе.

1 из 3
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...
 

За стеклом железнодорожная форма,

Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

подстаканник с фигурками,

3
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

паровозы и вагоны.

1 из 3

На стендах подарки и грамоты,

1
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

которые дарились, как отдельным заслуженным железнодорожникам,

1
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

так и целым коллективам.

2
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Инсталляция воспроизводит домашнюю жизнь обычного железнодорожника.

2
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Обратите внимание на первый советский телевизор.

1
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Рядом сын играет в паровозики.

2
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Любопытен комод и старый детский стул.

1
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

В своё время целое поколение одиноких женщин писало во все инстанции, с целью узнать — в какой электричке, когда и в каком вагоне ездит Гоша, из фильма «Москва слезам не верит». Побывав в данном музее, я могу сказать, что Гоша с Катей находятся именно здесь.

2
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

У Гоши по-прежнему грязные ботинки, которых он, как и в фильме, стесняется.

2
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Катя в журнале читает стихи.

Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Рядом на старых деревянных скамейках сидят пенсионеры.

1
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Чуть в стороне, на уже более новых сидениях, бренчит гитарой компания комсомольцев.

1
Дорога железная как ниточка тянется, а то, что построено — всё людям останется...

Вот таким мне увиделся музей.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании Туров на Travelata.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Музей московской железной дороги

Кожевническая, 2 Подробнее об объекте