Выставка: Никита Макаров in propria persona

Вчера, наконец, побывала я на выставке Никиты Макарова в Музее архитектуры имени Щусева. Наконец — потому что собиралась еще в ноябре, лишь только увидев анонс, но тогда выставка так и не открылась… К счастью не вовсе отменили, а только перенесли.

О художнике Макарове я раньше не слышала абсолютно ничего, что, в общем, не удивительно, т. к. ни фанатом, ни знатоком живописи не являюсь. Воспринимаю ее исключительно интуитивно, на уровне — «моё-не моё». На сей раз хватило лишь фрагмента картины на афише выставки, чтобы «зацепило»: а ВОТ ЭТО, кажется моё…

Не скажу точно, какой именно был за фрагмент, но что-то вроде этого:

9
Кастелламмаре дель Гольфо
Кастелламмаре дель Гольфо

Ну, и конечно, заинтересовало упоминание в анонсе пейзажей Италии… По которой, конечно же, скучаю, и где оказаться в обозримом будущем явно мне не светит… Да и само название выставки явно на связь с Италией намекало: «Никита Макаров in propria persona» (собственной персоной).

Выставка проходит в зале Аптекарского приказа на территории МУАР. Зал небольшой, светлый, уютный.

И — бог ты мой! — да тут и в самом деле почти сплошь Италия!

11
Сан-Джиминьяно
Сан-Джиминьяно

Первым делом взгляд притягивает одна из самых больших по формату картин — «Сумерки. Гранд канал». И, конечно, тут же погружаешься в воспоминания о своих вечерах в Венеции…

1 из 3
Сумерки.Гранд Канал

С немалым усилием возвращаясь к реальности: надо ведь все же узнать, что за «персона» Никита Макаров, благо возможность такая есть. На стендах предлагается информация о творчестве художника, представлены и фрагменты интервью с ним.

Интервью, между прочим, я читала уже потом, после первого круга по залу… И, пожалуй, правильно сделала: после того, как увидишь картины, куда лучше понимаешь, о чем идет речь…

Никита Макаров — московский художник, мастер пейзажной живописи. В 2008-м окончил Суриковский институт, с 2010-го член Союза художников Российской Федерации, с 2011-го — член-корреспондент Российской Академии Художеств.

Работает он в редкой технике темперы на деревянной основе, приближенной к русской средневековой живописи. Творческие принципы художника складывались во многом под влиянием таких явлений начала 20-го века, как французский постимпрессионизм и американский модернизм и связанных с ними имен Пьера Боннара, Жоржа Сёра и Эдварда Хоппера.

4
Вольтерра
Вольтерра

По окончании института целиком посвятил себя изучению возможностей пейзажа. Интересно, что Макаров не пишет свои пейзажи с натуры, его метод «предполагает известную пространственную и временную дистанцию по отношению к исходному впечатлению, работу с эмоционально-опосредованными образами». В качестве «основы» художник использует огромный архив черно-белых и цветных фотографий, сделанных им же самим в многочисленных путешествиях.

9
28-е марта. Гранд Канал
28-е марта. Гранд Канал

Все представленные на выставке работы исполнены в технике пуантилизма. Для меня любая техника живописи совершеннейшая загадка, а уж то, каким образом из невероятного количества точечек и черточек создается прекрасный пейзаж — и подавно.

5
Зеленое дерево. Гарньяно
Зеленое дерево. Гарньяно

Почти все пейзажи очень небольшого формата, скорее даже миниатюрные, но почти сразу перестаешь это замечать.

4
Рыбацкий пляж. Искья
Рыбацкий пляж. Искья

Думаю, во многом благодаря тому, что обрамлены они в массивные рамы темного дерева: кажется, будто смотришь в окно, распахнутое в мир… В мир яркий или наоборот призрачный, в вуали рассвета или сумерек, но что бы там ни было: пустынный пляж, осенняя Сиена, ночная Пиза, или просто уголок сада, просто глянуть и пройти дальше — не получится, в каждый пейзаж хочется всматриваться, открывая все новые и новые детали…

2
Пляж Гарньяно
Пляж Гарньяно
7
Сиена. Осень
Сиена. Осень
5
Ночь. Пиза
Ночь. Пиза

Наверное, не очень хорошо видно на экране, но в этом саду помимо буйства растений, еще и разноцветные стрекозки вьются тут и там…

6
Тайный сад. Казамиччола Терме
Тайный сад. Казамиччола Терме

Мне кажется, фрагменты из интервью с художником будут тут очень кстати.

Почему Вы избрали жанром своего творчества пейзаж? Пейзаж — это прежде всего лирика. Это жанр, в котором невозможно соврать, и он в большей степени определяет мою судьбу; пейзаж, который пишу я, определяет мое сознание. Это своеобразный диалог не только с природой, но и с самим собой.

7
Весна. Кьянти
Весна. Кьянти

Что должен увидеть зритель в пейзажах Никиты Макарова? Прежде всего себя, он должен попытаться найти отклик в собственных внутренних переживаниях.

5
Февраль. Лукка
Февраль. Лукка

О, моя душа откликалась моментально на каждый пейзаж… А при виде этой вот карусельки в Лукке сердце прямо-таки кувырок совершило — именно такой я ее помню… Хотя дело было чуть позже, не в феврале, а в начале марта… Но платаны еще стояли без листвы…

А как радостно было вспомнить разноцветные домики Прочиды:

6
Коричелла. Прочида
Коричелла. Прочида
7
Коричелла. Прочида
Коричелла. Прочида

Почему в Вашем пейзаже практически отсутствует человек? Мой герой — зритель, вовлеченный в диалог и проживающий его, но не представленный в нем.

6
После купания. Вилла Фьордализо
После купания. Вилла Фьордализо

Ну и как не «вовлечься» в эту вот замечательную сценку? Так и хочется оказаться там, на берегу озера… И поинтересоваться, почему такой обиженный вид у уточки-круга?

4
После купания. Фрагмент.
После купания. Фрагмент.

И вот сюда тоже с удовольствием бы перенеслась…

3
Вилла Фельтринелли
Вилла Фельтринелли

Каков для Вас критерий, определяющий успех картины? Как правило, на пять-шесть удачных работ случается одна неудачная. Чем больше внутреннего восторга перед изображаемым объектом, тем меньше отдачи в процессе работы. Часто самые простые пластические элементы оказываются гораздо более выразительными, чем сложно-сочиненные художественные задачи. По словам Сёра, «… художник, который рисует эмоции, создает замкнутый мир… картину, которая одинаково интересна, где бы она ни находилась».

7
Пейзаж с месяцем. Villa Maria au Lac
Пейзаж с месяцем. Villa Maria au Lac

3
Белое дерево. Гарньяно
Белое дерево. Гарньяно

7
Ночь. Вилла Maria au Lac
Ночь. Вилла Maria au Lac

Эдвард Хоппер считал, что оригинальность художника это не изобретательность и не метод, тем более не модный метод, это квинтэссенция личности.

И с этим согласна полностью… И, если ты с этой «квинтэссенцией» на одной волне — счастье…

9
Пейзаж с деревом и гондолой
Пейзаж с деревом и гондолой

Чем Вы руководствуетесь при выборе натуры? Любовью. Личным императивным опытом. Созвучностью пережитого.«Воображение — это просто эксплуатация нашей памяти», как говорил Боннар.

6
Закатное солнце. Мальчезине
Закатное солнце. Мальчезине

Сначала меня эта цитата из Боннара удивила, а ведь так и есть! Попробуй-ка вообразить что-то, если для этого чего-то нет некоего «прототипа» в твоем прошлом…

4
Человек, который улетел в космос из Лонг-Айленд
Человек, который улетел в космос из Лонг-Айленд

Ваше творчество в большей степени направлено в прошлое или в будущее? Хотелось бы думать, что оно направлено в вечное, по словам Ильи Кабакова «… в будущее возьмут не всех»… В моих работах отсутствует «контекст времени», точнее отсутствуют определяющие его детали…

8
Рива дель Вин. Гранд Канал
Рива дель Вин. Гранд Канал

Мне кажется, такое вот отсутствие «контекста времени» тоже очень притягательно… И как бы было замечательно, если бы вечное было таким же прекрасным, как и мир в пейзажах Никиты Макарова…

Если хочется «подняться над суетой», порадовать себя красотой, мысленно (увы…) побродить по любимым и пока неизвестным уголкам Италии — рекомендую…

Выставка открыта до 7-го марта 2021 года.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Музей архитектуры имени А. В. Щусева

Воздвиженка, 5/25 Подробнее об объекте