Выставка «Три века русской ёлки»

Всего лишь около месяца назад впервые побывав во Дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском, на днях оказалась я там снова. Нежданнно-негаданно вообще-то. Т. к. хотя слова музейных смотрительниц о том, что «скоро у нас откроется выставка игрушек» к сведению приняла, но не очень заинтересовалась, т. к. тетушки толком не знали, что за игрушки, а мне далеко не всякие нравятся. Глиняные свистульки, например, совсем не моя тема.

Потому про сайт Коломенского вспомнила лишь в поисках уважительной причины не ходить в Исторический на недавно открывшуюся экспозицию, посвященную Российской империи))) Вполне вероятно, что это интересно, но серьеза перед Новым годом не хочется ни капельки! И — вот вам и выставка непонятных игрушек! — оказалось, что в царском дворце собираются поведать о «Трёх веках русской ёлки»! Другое же дело, самое то для декабря!

11
Выставка «Три века русской ёлки»

Правда, выяснилось, что собственно «про ёлку» там один зал. Третий, дальний. А начинается все с рассказа о разных системах летоисчисления, календарях и т. п. Мельком глянула и пошла дальше.

Второй зал, совсем небольшой, посвящен святочным традициям. С демонстрацией предметов крестьянского быта, одежды, украшений. Как-то я не очень прониклась, разве что картина с изображением румяных девушек в нарядных платках среди заснеженной деревни понравилась. Настрой ведь был на ёлки!

13
Выставка «Три века русской ёлки»

Ну, и не только я такая несознательная — почти все посетители стремились именно в последний зал, к рождественской красоте!

9
Виталий Ермолаев. Юный фаготист. 
Впервые видела работы этого художника. А он известен, некоторые работы находятся в музее Царское село, и вот здесь, в Коломенском.
Виталий Ермолаев. Юный фаготист. Впервые видела работы этого художника. А он известен, некоторые работы находятся в музее "Царское село", и вот здесь, в Коломенском.

Кстати, справедливости ради, ёлкам в общенародном смысле на Руси все же поменьше трех веков. То есть всем известно, что «украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых» по случаю перенесенного с 1-го сентября на 1-е января «новолетия» были рекомендованы указом Петра I от 20 декабря 1699 года. Но ни о каких нарядных ёлочках, устанавливаемых ВНУТРИ домов в указе этом речи не было. Собственно, и ёлки-то никак указом не выделялись, ибо в декоре ворот, крыш, трактиров, улиц и дорог предлагалось использовать любые хвойные ветки и деревья. Более того, после смерти Петра предписания по поводу новогодних украшений улиц и т. п. были прочно позабыты.

8
Лубок 1911 года. Тут как раз очень хорошо видно, как по-разному праздновали Рождество и Новый год различные слои населения.
Лубок 1911 года. Тут как раз очень хорошо видно, как по-разному праздновали Рождество и Новый год различные "слои населения".

С одним исключением: в конце каждого года свежими ёлками отмечали … кабаки! Привязанные к колу деревца водружали на крыши питейных заведений или же втыкали у ворот. И стояли они так до следующего новолетия, когда старые (это ж в какие одры-то они превращались…) заменяли, наконец, на новые. Обычай сей поддерживался в течение двухсот лет, вплоть до прошлого века.

11
В.Ермолаев. Красная площадь. Действие ироничных жанровых картин разворачиваются на фоне старинных усадеб и архитектурных шедевров трехсотлетней давности.
В.Ермолаев. Красная площадь. Действие ироничных жанровых картин разворачиваются на фоне старинных усадеб и архитектурных шедевров трехсотлетней давности.

Между прочим, окажись современный человек в том времени, и предложи какому-нибудь дитятку или девице прогуляться к ёлке, его бы в лучше случае не поняли, в худшем — последствия могли бы быть малоприятными. Ибо «ёлками» постепенно стали называть и сами кабаки. Появились даже устойчивые понятия «на тему»: «ёлку поднять» — пьянствовать, «идти под ёлку» или «ёлка упала, пойдем поднимать» — идти в кабак, «быть под ёлкой» — находиться в кабаке, «ёлкин» — состояние алкогольного опьянения и т. п.

9
Великий князь Александр Михайлович в воспоминаниях о повседневной жизни Петербурга начала ХХ века, замечал, что город выписывал шампанское из-за границы не ящиками, а целыми магазинами.
Великий князь Александр Михайлович в воспоминаниях о повседневной жизни Петербурга начала ХХ века, замечал, что "город выписывал шампанское из-за границы не ящиками, а целыми магазинами".
6
Между прочим, русские поваренные книги предлагали рецепты домашнего шампанского! И уверяют, что по вкусу было не хуже настоящего.
Между прочим, русские поваренные книги предлагали рецепты домашнего шампанского! И уверяют, что по вкусу было не хуже "настоящего".
5
Графин на четыре наливки с пробками. Россия. XIX век. Отродясь такого не видывала!
Графин на четыре наливки с пробками. Россия. XIX век. Отродясь такого не видывала!

Так что век XVIII-й из русской ёлочной истории вполне можно и исключить… Ёлка, в качестве именно рождественского дерева появилась в России в начале ХIХ века в домах петербургских немцев. В 1818 году по инициативе великой княгини Александры Федоровны была устроена ёлка в Москве, а на следующий год — в Аничковом дворце в Петербурге.

9
Игрушки на ёлке - всех времен, но интереснее всего, конечно, старинные.
Игрушки на ёлке - всех времен, но интереснее всего, конечно, старинные.

На Рождество 1828 года Александра Федоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник «детской ёлки» для пятерых своих детей и племянниц (дочерей великого князя Михаила Павловича). Были также приглашены дети некоторых придворных. Интересно, что вместо одной большой ёлки на столах установили несколько ёлочек, украшенных конфетами, золочеными яблоками и орехами. Под деревцами разложили подарки: игрушки, платья, фарфоровые вещицы и прочие приятные мелочи. Подарки всем присутствовавшим детям раздавала сама императрица. Праздник начался в восемь часов вечера, а в девять гости уже разъехались.

8
Поздравительная открытка великой княжны Марии императрице Александре Федоровне и императору Николаю II. 1907
Меня сначала удивил английский язык, потом вспомнила, что принцесса Алиса после смерти матери большей частью жила у бабушки, королевы Виктории. Была, кстати, любимой внучкой королевы, которая звала Алису  Sunny.
Поздравительная открытка великой княжны Марии императрице Александре Федоровне и императору Николаю II. 1907 Меня сначала удивил английский язык, потом вспомнила, что принцесса Алиса после смерти матери большей частью жила у бабушки, королевы Виктории. Была, кстати, любимой внучкой королевы, которая звала Алису Sunny.
7
Поздравительное письмо великой княжны Татьяны императрице Александре Федоровне с Рождеством. 1906
Поздравительное письмо великой княжны Татьяны императрице Александре Федоровне с Рождеством. 1906

С этих пор по примеру царской семьи ёлку на Рождество стали устанавливать в домах высшей петербургской знати.

6
Поздравительное письмо великой княжны  Татьяны с Новым годом с переписанным стихотворением Теофиля Готье. 1906
Поздравительное письмо великой княжны Татьяны с Новым годом с переписанным стихотворением Теофиля Готье. 1906
6
Поздравительное письмо великой княжны  Ольги императрице Александре Федоровне с Рождеством. 1906
Поздравительное письмо великой княжны Ольги императрице Александре Федоровне с Рождеством. 1906

Но, однако, в дворянских семьях не столь высокого происхождения вплоть до середины 1840-х по-прежнему предпочитали традиционные святочные забавы, а не «специфическое немецкое обыкновение». Про простых людей и говорить нечего.

10
Все же когда зима настоящая, это здорово!
Все же когда зима настоящая, это здорово!

Ёлочный бум начался в Петербурге внезапно, и, как говорят, немало этому способствовало то, что самыми известными кондитерами в столице стали выходцы из Швейцарии, которые с конца 1830-х годов начинали перед Рождеством продажу ёлок с висящими на них фонариками, игрушками, пряниками, пирожными, конфетами. Конечно же, маменьки, стремящиеся порадовать своих чад, не могли перед таким чудом устоять, несмотря на то, что стоили «кондитерские» ёлки очень дорого (от 20 до 200 рублей ассигнациями).

12
Книга-игрушка. Прага. 1960.
Книга-игрушка. Прага. 1960.

Увлечению «немецким нововведением» — Weihnachtsbaum — помогла и мода на произведения немецких писателей, «Щелкунчик» Гофмана был хорошо известен русскому читателю.

9
В.Ермолаев. Павел Петрович осматривает окрестности Гатчины.
В.Ермолаев. Павел Петрович осматривает окрестности Гатчины.

Постепенно Weihnachtsbaum сменилось калькой с немецкого «рождественское дерево», и только потом появилось русское «ёлка». Ёлкой стали называть и праздник, устраиваемый на Рождество.

4
Рисунок великой княжны Анастасии с поздравлением с Рождеством. 1910
Рисунок великой княжны Анастасии с поздравлением с Рождеством. 1910

Торговля деревцами началась в столицах с конца 1840-х годов. Продавались они в Петербугре у Гостиного двора, а в Москве на Театральной площади. Ох, как вкусно И.Шмелев описывает ёлочный базар в Москве! Каждый год перед зимними праздниками перечитываю эти страницы из «Лета Господня». Исключительно замечательно помогает созданию правильного настроения…

6
Рождественский набор. Россия. 2018
Рождественский набор. Россия. 2018

В конце 1840-х впервые встречается упоминание об искусственной ёлке. Диво-дивное, но в богатой на лесных красавиц России, иметь такую ёлку считалось особым шиком! На выставке одна из них представлена, ну, и в общем, выглядит неплохо. Особенно по сравнению с пластиковыми уродцами 1960-х.

6
Елка, Германия. 1903.
Елка, Германия. 1903.

К середине XIX-го века ёлки стали уже привычным явлением в городах России. А вот помещичьи усадьбы «завоёвывали» они с большим трудом. Слишком сильны там были народные традиции Святок. И все же мало-помалу столичные новшества проникали и в усадьбу. Но не в крестьянские избы. Простой народ в старой России так и не принял эту господскую забаву. Хотя во многих усадьбах было принято звать на ёлку и крестьянских детишек из окрестных деревень.

6
Выставка «Три века русской ёлки»

Удивительно, но поначалу ёлка гостила в доме только один вечер. Накануне Сочельника ее тайно от детей вносили в дом, устанавливали в зале или в гостиной, украшали лакомствами и игрушками, прикрепляли к концам ветвей свечи. Анастасия Цветаева в своих мемуарах вспоминала: «прятали от нас [елку] ровно с такой же страстью, с какой мы мечтали ее увидеть». И только вечером, после того, как взойдет ТА САМАЯ звезда, на ёлке зажигали свечи, двери заветной комнаты распахивались, и заждавшиеся дети видели, наконец, волшебное, сияющее огнями, дерево. Минутное оцепенение — как не замереть перед такой красотой? — сменялось бурной радостью, начинался праздник.

10
Картонный лебедь такой у нас дома был когда-то...
Картонный лебедь такой у нас дома был когда-то...

А вот в конце вечера происходило нечто совершенно нам теперь непонятное и даже шокирующее: дети получали ёлку в свое полное распоряжение, они срывали с нее сласти и игрушки, разрушали, ломали и полностью уничтожали дерево (появились даже выражения «грабить елку», «щипать елку», «рушить елку»). И сам вечер иной раз назывался праздником «ощипывания елки». Считалось, что таким образом детишки снимают нервное напряжение после пережитого долгого периода ожидания. (Вот уж не знала, что в середине 19-го века над такими вещами вообще задумывались!) В конце праздника опустошенное и поломанное дерево выносили из залы и выбрасывали во двор… Ну, однако… По мне так варварство настоящее… Не все традиции стоит хранить, ох, не все! К счастью, подобное творилось лишь в самые первые годы ёлочных праздников в России. После она радовала красотой в течение всех Святок.

4
Чугунная подставка для елки (вот уж такая точно не упадет!), и подарочные наборы - слева Россия, начало XX века. товарищество Брокар; справа - фабрика Новая Заря 1950-е.  Преемственность налицо!
Чугунная подставка для елки (вот уж такая точно не упадет!), и подарочные наборы - слева Россия, начало XX века. товарищество Брокар; справа - фабрика "Новая Заря" 1950-е. Преемственность налицо!

Между прочим, серьезным противником ёлки как иноземного и языческого по своему происхождению обычая была православная церковь. Святейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство ёлок в школах и гимназиях.

4
Макушка искусственной ёлочки. 1903
Макушка искусственной ёлочки. 1903

Тем не менее, ёлка победила всех своих противников, став непременным символом рождественских праздников.

8
Открытка Поздравляю. Европа, рубеж XVIII - XIX веков. Из музея Александровская слобода.
Открытка "Поздравляю". Европа, рубеж XVIII - XIX веков. Из музея "Александровская слобода".

Правда, в прошлом веке выпало на ее долю десятилетие гонения. Да-да, всего десять лет Россия жила вовсе без ёлок! Я почему-то думала дольше… После октябрьского переворота большевики на ёлку поначалу не покушались. Другое дело, что жизнь в первые послереволюционные годы была настолько трудной, что было не до ёлок. Хотя, в семьях с традициями, все же старались детям праздник устроить.

6
Фрагмент искусственной ёлочки. 1903
Фрагмент искусственной ёлочки. 1903

А вот с 1925 года началась активная борьба с религией и с православными праздниками. В 1929 году день Рождества превратился в обычный рабочий. Вместе с Рождеством вне закона оказалась и ёлка, уже прочно ассоциировавшаяся с ним. Парадокс да и только: ёлка, против которой не так давно выступала православная церковь, теперь стала называться «поповским» обычаем.

9
В.Ермолаев. Кунсткамера. Творчество художника обращено в основном к куртуазному XVIII столетию с его праздностью, карнавальностью, изысканностью быта, костюмов и интерьеров. Мне даже порой казалось, что здесь некий микс Петербурга и Венеции во время  карнавала.
В.Ермолаев. Кунсткамера. Творчество художника обращено в основном к куртуазному XVIII столетию с его праздностью, карнавальностью, изысканностью быта, костюмов и интерьеров. Мне даже порой казалось, что здесь некий микс Петербурга и Венеции во время карнавала.

Предновогодними вечерами по улицам ходили патрули, проверяя, не светятся ли где-нибудь в окнах свечи на еловых лапах. В школах в порядке борьбы с Рождеством и ёлкой на Новый год стали проводить «антирождественские вечера», на которых ставили высмеивающие попов и церковь пьески, пели антирелигиозные сатирические куплеты, вроде «Динь-бом, динь-бом, больше в церковь не пойдём». (Шедевр, куда там Гофману!). Перестали устраивать ёлки и в детских садах.

Казалось, что ёлочной традиции пришёл конец… Как вдруг, на исходе 1935-го года, 28 декабря (!) ёлку решено было реабилитировать. В «Правде» за подписью П. П. Постышева появилась небольшая заметка, призывающая комсомольцев и «пионерработников» в срочном порядке организовать перед Новым годом коллективные ёлки для детей.

11
Елочка  в Коломенском украшена льдинками, оригинально! Наверное, вечером очень красиво.
Елочка в Коломенском украшена "льдинками", оригинально! Наверное, вечером очень красиво.

Впрочем, связь ёлки с Рождеством на долгие годы была предана забвению. Отныне новогодняя — а не рождественская — ёлка стала «праздником радостного и счастливого детства в нашей стране». Но, главное — ёлки вернулись! И даже благополучно избежали излишней иделогизированности. В кругу семейном — тем более.

5
Открытки, подарочные коробки, флажки советского времени
Открытки, подарочные коробки, флажки советского времени

А с 1991 в России вновь стали праздновать Рождество Христово. Пусть и после Нового года))) Зато праздники у нас получаются ого какими длинными! Вполне ведь можно начать с Рождества католического, а то и с первого адвента, и закончить аж 18-го января, с окончанием Святок! Чудесных всем предновогодних дней! Ведь ожидание праздника это уже праздник!..

11
Выставка «Три века русской ёлки»

Ежели гуляя в Коломенском замерзнете, вполне можно заглянуть на выставку, что-то вспомнить, о чем-то узнать…

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

2-я улица Дьяково-Городище Подробнее об объекте