6 туристов уже
были в этом месте

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

Достопримечательности 29 февраля
Стоимость билета на туры по Кругобайкальской железной дороге
Актуальные цены смотрите на официальном сайте baikaltrain.ru
Телефон
+ 7 (3952) 69-77-11
Официальный сайт КБЖД
https://baikaltrain.ru
Адрес
Отрезок Восточно-Сибирской железной дороги от поселка Култук до порта Байкалсмотреть на карте

Кругобайкальская железная дорога — памятник инженерной мысли, расположенный в Иркутской области вдоль озера Байкал у подножья Олхинского плато. КБЖД проходит по побережью озера. Сегодня это участок в составе Восточно-Сибирской железной дороги, ветка «Слюдянка II — Байкал» от поселка Култук до порта Байкал длиной 89 километров с четырьмя станциями и одним разъездом. Уникальность КБЖД в том, что каждый километр ее строительства давался огромными усилиями, а все тоннели создавались изнурительным трудом ссыльных каторжников, где единственным вспомогательным средством была взрывчатка.

На КБЖД 40 тоннелей общей длиной 9063 м, 15 каменных галерей (сегодня используется только 5 из них), 3 железобетонные галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, а также 268 подпорок. По инженерной насыщенности конструкциями КБЖД занимает одно из первых мест в мире и не имеет равных в России.

Путешествуя на Кругобайкальском экспрессе, туристы попадают в сказочный мир, ныряя и выныривая из тоннелей, наблюдая изумительной красоты озеро, а также местные достопримечательности.

Тоннели
 
Тоннели, © Alennal, CC BY-SA 4.0

Цена 2024

Стоимость экскурсий меняется ежегодно, поэтому при планировании путешествия уточняйте актуальные цены на официальном сайте «ТСПК-ТУР». В стоимость экскурсии обычно включен проезд на поезде, водная переправа, трансфер на автобусе и услуги экскурсовода.

Имейте в виду, что места со стороны Байкала, стоят дороже на 500-1000 рублей. К тому же за проезд в вагоне 2 класса предусмотрены скидки при наличии на рейсе таких вагонов.

Для детей до 12 лет действуют скидки. Необходимо иметь с собой свидетельство о рождении ребенка.

Питание во время экскурсий оплачивается отдельно. Также придется заплатить за багаж, размеры которого более 30×40×50.

Купить билеты

Экскурсии по КБЖД проводятся на электропоезде, катере, теплоходе и ретро-поезде. Единственным официальным туроператором по Кругобайкальской железной дороге является ООО «ТСПК ТУР». Посмотреть актуальные цены и заказать билеты онлайн можно на официальном сайте компании.

Организаторы оставляют за собой право корректировать даты проведения экскурсий и время отправления.

Экскурсия по КБЖД

Путешествовать по хорошо сохранившемуся памятнику архитектуры можно несколькими способами.

Путешествие пешком

Путь по КБЖД вполне удобный, с оборудованными туристическими тропами, местами для кемпинга, палаток, с многочисленными столиками, беседками и лавочками. С собой нужно взять палатку, спальник, удобную обувь, одежду и пр. Продовольственные запасы можно будет пополнять по дороге — приблизительно на каждые 10–15 км пути есть продуктовые магазины.

Участок КБЖД
 
Участок КБЖД, © Наталия Коннова

Туры на поезде

В первом классе ж/д вагонов мягкие кресла расположены парами вокруг столика, во втором классе мягкие кресла парами и тройками стоят друг за другом. Чтобы максимально близко увидеть Байкал, то от Листвянки нужно сесть слева по движению поезда, а из Слюдянки — справа. Но билеты с видом на Байкал стоят на 500 рублей дороже. В зимний период по линии запускается рельсовый автобус.

В вагоне № 2 есть бар с легкими закусками и кофе, во всех вагонах термосы с горячей водой, продаются сувениры. Отправляясь в поездку, нужно помнить, что за багаж 30×40×50 придется доплатить 400 рублей, а чтобы не остаться без атмосферных фото, стоит заранее зарядить мобильные телефоны, так как на отрезке пути «Слюдянка — порт Байкал» нет электричества.

Туры на ретро-поезде по Кругобайкальской дороге

Поездка на паровом ретро-поезде окунает в неповторимую атмосферу начала XX в. В вагоне мягкие кресла стоят напротив друг друга вокруг небольшого столика. А из окон открывается панорамный вид на Байкал и окружающую природу.

На катере, на теплоходе

Водная экскурсия вдоль КБЖД доступна с мая по октябрь. Отправная точка — пристань «Ракета» в Иркутске, микрорайон Солнечный, проспект Жукова, 98Б. Маршрут проходит по Ангаре, вдоль КБЖД до мыса Половинный. С воды открывается необычный ракурс на инженерные конструкции. Однако заказывать билеты нужно заранее, не позже чем за две недели. Поездка возможна при наборе группы от 20 человек.

Поезд движется под утесом
 
Поезд движется под утесом, © Дмитрий Алтунин, CC BY-SA 4.0

Экскурсии от Спутника

Экскурсии от Tripster

Расписание

В высокий сезон, то есть с мая по октябрь, туры на поездах по Кругобайкальской железной дороге организуются четыре раза в неделю. В остальное время — только по выходным при условии благоприятных погодных условий.

На электропоезде экскурсии по классическому маршруту проводятся в понедельник, четверг, субботу и воскресенье, по зеркальному — во вторник и пятницу. Время начала путешествия зависит от маршрута и поезда. Классический на электропоезде начинается в 07:56. Точное время нужно уточнять у менеджера тура. Зеркальный тур (от Драмтеатра имени Охлопкова) начинается в 09:30.

Круиз по КБЖД начинается с отправления от Драмтеатра в 08:30. Расписания круизов нет, так как проводятся они при наборе групп от 20 человек.

Маршрут, тоннели и станции Кругобайкальской железной дороги

Организованные экскурсии поводятся по двум маршрутам. Начало пути по классическому маршруту — центральный железнодорожный вокзал Иркутска. Затем поезд проходит станции Гончарово (Шелехов) и Слюдянка, где можно купить перекусить в дорогу и посмотреть на здание вокзала — единственный вокзал в мире, построенный из белого и розового мрамора. Еще одно место кратковременной стоянки для посадки — Култук.

Далее идут остановки Ангасолка и Киркирей. Последний известен тем, что участок дороги здесь перестраивался дважды, поэтому на Киркирее получилось два тоннеля. Следующая остановка — станция Половинная в долине реки Половинной между мысом Половинным и Чайкиным утесом. Через первый проходит самый длинный тоннель — 779 м, а через второй — самый короткий, всего 30 м. После этого маршрут ведет к Итальянской стенке — галерее с подпорными блоками, один из которых выполнен в итальянском стиле в виде арки.

Последняя станция маршрута — порт Байкал. Здесь пассажиры пересаживаются на паром и движутся в сторону Листвянки, где уже на автобусе возвращаются в Иркутск. От Слюдянки до Иркутска ехать 4 часа 40 минут.

Особенность зеркального маршрута в том, что он начинается там, где заканчивается классический, то есть с переправы на пароме. А заканчивается на железнодорожном вокзале Иркутска.

Тропа у КБЖД
 
Тропа у КБЖД, © Наталия Коннова

Совершенно неповторимую атмосферу путешествию создают проходы в скалах через тоннели. В них спрятана десятая часть КБЖД — от Култука до порта Байкал так проходит 8,5 км пути. Тоннели строились для преодоления мысов на скалах, на проходку каждого уходило от полугода до года. Некоторые имеют галереи-порталы, примыкающие с востока (запада) или с обеих сторон. Галереи нужны были для защиты дороги и поездов от каменных осыпей.

Самой красивой считается галерея тоннеля 9-бис, из которого открывается роскошный вид на Березовскую бухту. Портал выложен облицовочным камнем в обрамлении колонн. А на самом верху — железнодорожная эмблема.

Изначально планировалось сделать 20–35 тоннелей, но после завершения постройки пробили 39. Во время строительства второго пути появилось еще два, но до наших дней один из них, № 9, не сохранился. Примечательно, что кладка стен тоннелей отличается, в зависимости от того, кто работал на сооружении этого участка железнодорожного пути: русские, буряты, китайцы и др.

Туристы у тоннеля
 
Туристы у тоннеля, © A. L. (loading), CC BY-SA 4.0

История

Строительство КБЖД началось в конце XIX в., когда Александр III подписал указ о соединении внутренних железных дорог с Сибирью. На тяжелые работы были отправлены каторжники. Но кроме заключенных дорогу строили специалисты из Албании, Италии, применившие уникальный метод кладки камней — глыбы подбирались по форме и выкладывались без использования раствора. Во избежание обвалов, оползней мастера создали более двух сотен подпорных конструкций. Все это технически сложные инженерные сооружения.

От станции Култук до станции Байкал на 84 км приходится 424 сооружения. До 1917 г. этот отрезок КБЖД называли «Золотая пряжка России», так как она соединяла «пряжкой» Транссибирскую магистраль, которая до этого была разделена озером, а стоимость ее строительства была такой высокой, то «пряжка» стала «золотой».

Полноценно КБЖД работала до 1956 г., пока из-за строительства ГЭС на Ангаре не поднялся уровень воды в Байкале и участок дороги от Иркутска до Байкала не затопило. Тогда Транссибирскую магистраль пустили по горам, а изолированный участок дороги стал тупиковым и был признан архитектурным памятником.

Участок КБЖД у поселка Половинная на панораме Google-карт

Вся история КБЖД воссоздана в посвященном ей музее. Он находится в здании ж/д вокзала в поселке Байкал (мыс Устьянский). Экспозиция здесь небольшая, но очень информативная. Есть макеты причала для ледоколов «Байкал», «Ангара», привозивших людей и транспорт до запуска КБЖД, а также 3D модели тоннелей, инструменты, которые использовались в строительстве железной дороги, предметы быта поселенцев и фотографии столетней давности. Посещение Музея включено в туры на ретро-поезде.

Как добраться

В зависимости от типа тура путь к началу железной дороги начинается в разных местах, точную информацию необходимо уточнять у организатора. Туры на поезде и ретро-поезде — классический или зеркальный начинаются из Иркутска, от станции «Иркутск-пассажирский» или от Драмтеатра на К.Маркса, 14.

Доехать до остановки «Железнодорожный вокзал» можно на трамвае № 1, 2, 4а. На автобусной остановке останавливаются маршруты № 326, 543, 579. Чуть выше по улице Челнокова до остановки «Железнодорожный вокзал» идут автобусы № 6, 80, а также маршрутки № 16, 20, 21, 417.

Парные виадуки
 
Парные виадуки, © Наталия Коннова

Добраться до старта зеркального тура по КБЖД можно также на автобусах № 11, 16к, 74, троллейбусах № 3, 4, 5, 7, 8 или на маршрутках № 12, 16, 16к, 56, 417 — остановка «Стадион Труд».

Если отправляться в самостоятельный поход, то из Иркутска от ж/д вокзала нужно доехать до Слюдянки. Оттуда сесть на пригородный поезд «Слюдянка — Порт Байкал», курсирующий 3–4 раза в неделю. Чтобы побродить по КБЖД, выйти можно на любой станции.

В придорожных селениях поезд, который курсирует из Слюдянки в Порт-Байкал называется «мотаня» («матаня»), потому что он мотается между станциями.

Для тех, кто хочет отправиться на Круглобайкалку с палаткой, маршрут может быть изменен следующим образом: нужно сойти с электрички «Иркутск — Слюдянка» на станции Темная Падь. Затем пройти 4–5 км по тропе, на которой всегда много туристов, прямо до КБЖД.

На видео путешествие на поезде по КБЖД

Нашли неточность? Сообщите нам.

Отзывы о Кругобайкальской железной дороге

Добавить отзыв

Отзывов пока нет.

Смотреть отзывы наtripadvisor

Другие интересные места Иркутска

Куда сходить и что посмотреть в Иркутске

Достопримечательности
Музеи и галереи
Где поесть и выпить
Развлечения
Парки и зоны отдыха
Другое

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии