Кругобайкальская железная дорога

Достопримечательности 5 августа
Режим работы КБЖД
По вопросам заказа туров с 10:00 до 18:00 в будни
Стоимость билета на туры по Кругобайкальской железной дороге
Первый класс - от 3600 руб., второй класс - от 3100 руб., круиз - 4500 руб.
Телефон
+ 7 (3952) 69-77-11
Официальный сайт КБЖД
https://baikaltrain.ru
Адрес
Отрезок Восточно-Сибирской железной дороги от поселка Култук до порта Байкалсмотреть на карте

Кругобайкальская железная дорога — памятник инженерной мысли, расположенный в Иркутской области вдоль озера Байкал у подножья Ольхинского плато. КБЖД проходит по побережью Байкальского озера. Сегодня это участок в составе Восточно-Сибирской железной дороги, ветка «Слюдянка II — Байкал» от поселка Култук до порта Байкал длиной 89 километров с четырьмя станциями и одним разъездом. Уникальность КБЖД в том, что каждый километр ее строительства давался огромными усилиями, а все тоннели создавались изнурительным трудом ссыльных каторжников, и единственным вспомогательным средством была взрывчатка.

На КБЖД 38 тоннелей общей длиной 9063 м, 15 каменных галерей (сегодня используется только 5 из них), 3 железобетонные галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, а также 268 подпорок. По инженерной насыщенности конструкциями КБЖД занимает одно из первых мест в мире и не имеет равных в России.

Путешествуя на туристическом экспрессе, туристы попадают в сказочный мир, ныряя и выныривая из тоннелей, наблюдая изумительной красоты озеро, а также местные достопримечательности.

Тоннели
 
Тоннели, © Alennal

Цены

Стоимость экскурсии по КБЖД зависит от времени года и класса вагона. В низкий сезон поездка на электропоезде в первом классе стоит 3600 рублей, для иностранцев — 4500 руб., в высокий — 3800 руб., для иностранцев — 5100 руб. Во втором классе в низкий сезон билет стоит 3100 руб. для россиянина и 4200 руб. для иностранца. В высокий — 3300 руб. для россиян и 4800 руб. для граждан других стран.

Поездка на ретро-поезде в субботу обойдется в 3800 рублей, а в воскресенье 4000 рублей (для иностранцев — 4900 и 5100 руб. соответственно).

Цена билета для ребенка до 12 лет составляет минус 200 рублей от взрослого тарифа. Дети до 5 лет едут без места, билет стоит 350 рублей.

Стелла КБЖД
 
Стелла КБЖД, © Юлия Дудукало

Экскурсии

Путешествовать по хорошо сохранившемуся памятнику архитектуры можно несколькими способами.

  1. Пешая экскурсия. Путь по КБЖД вполне удобный, с оборудованными туристическими тропами, местами для кемпинга, палаток, с многочисленными столиками, беседками и лавочками. С собой нужно взять палатку, спальник, удобную обувь, одежду и пр. Продовольственные запасы можно будет пополнять по дороге — приблизительно на каждые 10–15 км пути есть продуктовые магазины.
  2. Тур на электропоезде. В первом классе мягкие кресла расположены парами вокруг столика, во втором классе мягкие кресла парами и тройками стоят друг за другом. Чтобы максимально близко увидеть Байкал, то от Листвянки нужно сесть слева по движению поезда, а из Слюдянки — справа. Но билеты с видом на Байкал стоят на 500 рублей дороже.
  3. Поездка на паровом ретро-поезде окунает в неповторимую атмосферу начала XX века. В вагоне мягкие кресла стоят напротив друг друга вокруг небольшого столика. А из окон открывается панорамный вид на Байкал и окружающую природу.
  4. Водная экскурсия вдоль КБЖД доступна с мая по октябрь. Отправная точка — пристань «Ракета» в Иркутске, микрорайон Солнечный, проспект Жукова, 98Б. Маршрут проходит по Ангаре, вдоль КБЖД до мыса Половинный. С воды открывается необычный ракурс на инженерные конструкции. Однако заказывать билеты нужно заранее, не позже чем за две недели. С мая по сентябрь стоимость круиза — 4500 рублей. Поездка возможна при наборе группы от 20 человек.
Поезд движется под утесом
 
Поезд движется под утесом, © Дмитрий Алтунин

Маршруты по КБЖД

Организованные экскурсии поводятся по двум маршрутам. Начало пути по классическому маршруту — центральный железнодорожный вокзал Иркутска. Затем поезд проходит станцию Слюдянка, где можно купить перекусить в дорогу и посмотреть на здание вокзала — единственный вокзал в мире, построенный из белого и розового мрамора.

Далее идут остановки Ангасолка и Киркирей. Последний известен тем, что участок дороги здесь перестраивался дважды, поэтому на Киркирее получилось два тоннеля. Следующая остановка — станция Половинная в долине реки Половинной между мысом Половинным и Чайкиным утесом. Через первый проходит самый длинный тоннель — 779 м, а через второй — самый короткий, всего 30 м. После этого маршрут ведет к Итальянской стенке — галерее с подпорными блоками, один из которых выполнен в итальянском стиле в виде арки.

Последняя станция маршрута — порт Байкал. Здесь пассажиры пересаживаются на паром и движутся в сторону Листвянки, где уже на автобусе возвращаются в Иркутск. От Слюдянки до Иркутска ехать 4 часа 40 минут.

Особенность зеркального маршрута в том, что он начинается там, где заканчивается классический, то есть с переправы на пароме. А заканчивается на железнодорожном вокзале Иркутска.

Тоннель изнутри
 
Тоннель изнутри, © Artem Svetlov

История

Строительство КБЖД началось в конце XIX века, когда Александр III подписал указ о соединении внутренних железных дорог с Сибирью. На тяжелые работы были отправлены каторжники. Но кроме заключенных дорогу строили специалисты из Албании, Италии, применившие уникальный метод кладки камней — глыбы подбирались по форме и выкладывались без использования раствора. Во избежание обвалов, оползней мастера создали более двух сотен подпорных конструкций. Все это технически сложные инженерные сооружения.

От станции Култук до станции Байкал на 84 км приходится 424 сооружения. До 1917 года этот отрезок КБЖД называли «Золотая пряжка России», так как она соединяла «пряжкой» Транссибирскую магистраль, которая до этого была разделена озером, а стоимость ее строительства была такой высокой, то «пряжка» стала «золотой».

Полноценно КБЖД работала до 1956 года, пока из-за строительства ГЭС на Ангаре не поднялся уровень воды в Байкале и участок дороги от Иркутска до Байкала не затопило. Тогда Транссибирскую магистраль пустили по горам, а изолированный участок дороги стал тупиковым и был признан архитектурным памятником.

Экскурсионный поезд
 
Экскурсионный поезд, © Роман Бычков

Как добраться

Организованный экскурсионный маршрут начинается из Иркутска, от станции «Иркутск-пассажирский». Если отправляться в самостоятельный поход, то из Иркутска — от ж/д вокзала — нужно доехать до Слюдянки. Оттуда сесть на пригородный поезд «Слюдянка — Порт Байкал», курсирующий 3–4 раза в неделю. Чтобы побродить по КБЖД, выйти можно на любой станции.

В придорожных селениях поезд, который курсирует из Слюдянки в Порт-Байкал называется «мотаней», потому что он мотается между станциями.

Для тех, кто хочет отправиться на Круглобайкалку с палаткой, маршрут может быть изменен следующим образом: нужно сойти с электрички «Иркутск — Слюдянка» на станции Темная Падь. Затем пройти 4–5 км по тропе, на которой всегда много туристов, прямо до КБЖД.

Участок КБЖД у поселка Половинная на панораме Google-карт

На видео путешествие на поезде по КБЖД

Нашли неточность? Сообщите нам.

Отзывы о Кругобайкальской железной дороге

Добавить отзыв

Отзывов пока нет.

Смотреть отзывы наtripadvisor

Куда сходить и что посмотреть в Култуке

Достопримечательности
Комментарии