1 турист уже
был в этом месте

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

Достопримечательности 24 августа
Стоимость билета на туры по Кругобайкальской железной дороге
Первый класс - от 3600 рублей, второй класс - от 3100 рублей, круиз - 4500 рублей
Телефон
+ 7 (3952) 69-77-11
Официальный сайт КБЖД
https://baikaltrain.ru
Адрес
Отрезок Восточно-Сибирской железной дороги от поселка Култук до порта Байкалсмотреть на карте

Кругобайкальская железная дорога — памятник инженерной мысли, расположенный в Иркутской области вдоль озера Байкал у подножья Олхинского плато. КБЖД проходит по побережью озера. Сегодня это участок в составе Восточно-Сибирской железной дороги, ветка «Слюдянка II — Байкал» от поселка Култук до порта Байкал длиной 89 километров с четырьмя станциями и одним разъездом. Уникальность КБЖД в том, что каждый километр ее строительства давался огромными усилиями, а все тоннели создавались изнурительным трудом ссыльных каторжников, где единственным вспомогательным средством была взрывчатка.

На КБЖД 40 тоннелей общей длиной 9063 м, 15 каменных галерей (сегодня используется только 5 из них), 3 железобетонные галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, а также 268 подпорок. По инженерной насыщенности конструкциями КБЖД занимает одно из первых мест в мире и не имеет равных в России.

Путешествуя на Кругобайкальском экспрессе, туристы попадают в сказочный мир, ныряя и выныривая из тоннелей, наблюдая изумительной красоты озеро, а также местные достопримечательности.

Тоннели
 
Тоннели, © Alennal

Цена 2020

Стоимость экскурсии по КБЖД зависит от времени года и класса вагона. В низкий сезон поездка на электропоезде в первом классе стоит 3600 рублей, для иностранцев — 4500 руб., в высокий (с мая по октябрь) — 3800 руб., для иностранцев — 5100 руб. Во втором классе в низкий сезон билет стоит 3100 руб. для россиянина и 4200 руб. для иностранца. В высокий — 3300 руб. для россиян и 4800 руб. для граждан других стран.

Поездка на ретро-поезде в субботу обойдется в 3800 рублей, а в воскресенье 4000 рублей (для иностранцев — 4900 и 5100 руб. соответственно).

Цена билета для ребенка до 12 лет составляет минус 200 рублей от взрослого тарифа. Дети до 5 лет едут без места, билет стоит 350 рублей.

Стелла КБЖД
 
Стелла КБЖД, © Юлия Дудукало

Купить билеты

Экскурсии по КБЖД проводятся на нескольких видах транспорта. Туры на электропоезде и на катере, теплоходе по Кругобайкальской железной дороге организует компания ООО «ТСПК ТУР», а на ретро-поезде — РЖД-тур. Поэтому заказать билеты онлайн можно на их официальных сайтах.

Организаторы оставляют за собой право корректировать даты проведения экскурсий и время отправления.

Экскурсия по КБЖД

Путешествовать по хорошо сохранившемуся памятнику архитектуры можно несколькими способами.

Путешествие пешком

Путь по КБЖД вполне удобный, с оборудованными туристическими тропами, местами для кемпинга, палаток, с многочисленными столиками, беседками и лавочками. С собой нужно взять палатку, спальник, удобную обувь, одежду и пр. Продовольственные запасы можно будет пополнять по дороге — приблизительно на каждые 10–15 км пути есть продуктовые магазины.

Участок КБЖД
 
Участок КБЖД, © Наталия Коннова

Туры на поезде

В первом классе ж/д вагонов мягкие кресла расположены парами вокруг столика, во втором классе мягкие кресла парами и тройками стоят друг за другом. Чтобы максимально близко увидеть Байкал, то от Листвянки нужно сесть слева по движению поезда, а из Слюдянки — справа. Но билеты с видом на Байкал стоят на 500 рублей дороже. В зимний период по линии запускается рельсовый автобус.

В вагоне № 2 есть бар с легкими закусками и кофе, во всех вагонах термосы с горячей водой, продаются сувениры. Отправляясь в поездку, нужно помнить, что за багаж 30×40×50 придется доплатить 400 рублей, а чтобы не остаться без атмосферных фото, стоит заранее зарядить мобильные телефоны, так как на отрезке пути «Слюдянка — порт Байкал» нет электричества.

Туры на ретро-поезде по Кругобайкальской дороге

Поездка на паровом ретро-поезде окунает в неповторимую атмосферу начала XX в. В вагоне мягкие кресла стоят напротив друг друга вокруг небольшого столика. А из окон открывается панорамный вид на Байкал и окружающую природу.

На катере, на теплоходе

Водная экскурсия вдоль КБЖД доступна с мая по октябрь. Отправная точка — пристань «Ракета» в Иркутске, микрорайон Солнечный, проспект Жукова, 98Б. Маршрут проходит по Ангаре, вдоль КБЖД до мыса Половинный. С воды открывается необычный ракурс на инженерные конструкции. Однако заказывать билеты нужно заранее, не позже чем за две недели. С мая по сентябрь стоимость круиза — 4500 рублей. Поездка возможна при наборе группы от 20 человек.

Поезд движется под утесом
 
Поезд движется под утесом, © Дмитрий Алтунин

Расписание

В высокий сезон, то есть с мая по октябрь, туры на поездах по Кругобайкальской железной дороге организуются четыре раза в неделю. В остальное время — только по выходным при условии благоприятных погодных условий.

На электропоезде экскурсии по классическому маршруту проводятся в четверг, воскресенье, по зеркальному — в понедельник и пятницу.

На ретро-поезде знакомство с КБЖД возможно в среду, четверг, субботу и воскресенье.

Время начала путешествия зависит от маршрута и поезда. Классический (от станции «Иркутск-пассажирский») на электропоезде начинается в 06:30 или в 07:40. Точное время нужно уточнять у менеджера тура. Зеркальный тур (от Драмтеатра имени Охлопкова) начинается в 09:00.

Классический на ретро-поезде (также от Центрального ж/д вокзала) стартует в 07:40, а зеркальный от Драмтеатра Охлопкова — в 07:00.

Круиз по КБЖД начинается с отправления от Драмтеатра в 08:30. Расписания круизов нет, так как проводятся они при наборе групп от 20 человек.

Тур у мысов
 
Тур у мысов, © Artem Svetlov

Маршрут, тоннели и станции Кругобайкальской железной дороги

Организованные экскурсии поводятся по двум маршрутам. Начало пути по классическому маршруту — центральный железнодорожный вокзал Иркутска. Затем поезд проходит станции Гончарово (Шелехов) и Слюдянка, где можно купить перекусить в дорогу и посмотреть на здание вокзала — единственный вокзал в мире, построенный из белого и розового мрамора. Еще одно место кратковременной стоянки для посадки — Култук.

Далее идут остановки Ангасолка и Киркирей. Последний известен тем, что участок дороги здесь перестраивался дважды, поэтому на Киркирее получилось два тоннеля. Следующая остановка — станция Половинная в долине реки Половинной между мысом Половинным и Чайкиным утесом. Через первый проходит самый длинный тоннель — 779 м, а через второй — самый короткий, всего 30 м. После этого маршрут ведет к Итальянской стенке — галерее с подпорными блоками, один из которых выполнен в итальянском стиле в виде арки.

Последняя станция маршрута — порт Байкал. Здесь пассажиры пересаживаются на паром и движутся в сторону Листвянки, где уже на автобусе возвращаются в Иркутск. От Слюдянки до Иркутска ехать 4 часа 40 минут.

Особенность зеркального маршрута в том, что он начинается там, где заканчивается классический, то есть с переправы на пароме. А заканчивается на железнодорожном вокзале Иркутска.

Тоннель изнутри
 
Тоннель изнутри, © Artem Svetlov

Совершенно неповторимую атмосферу путешествию создают проходы в скалах через тоннели. В них спрятана десятая часть КБЖД — от Култука до порта Байкал так проходит 8,5 км пути. Тоннели строились для преодоления мысов на скалах, на проходку каждого уходило от полугода до года. Некоторые имеют галереи-порталы, примыкающие с востока (запада) или с обеих сторон. Галереи нужны были для защиты дороги и поездов от каменных осыпей.

Самой красивой считается галерея тоннеля 9-бис, из которого открывается роскошный вид на Березовскую бухту. Портал выложен облицовочным камнем в обрамлении колонн. А на самом верху — железнодорожная эмблема.

Изначально планировалось сделать 20–35 тоннелей, но после завершения постройки пробили 39. Во время строительства второго пути появилось еще два, но до наших дней один из них, № 9, не сохранился. Примечательно, что кладка стен тоннелей отличается, в зависимости от того, кто работал на сооружении этого участка железнодорожного пути: русские, буряты, китайцы и др.

Экскурсионный поезд
 
Экскурсионный поезд, © Роман Бычков

История

Строительство КБЖД началось в конце XIX в., когда Александр III подписал указ о соединении внутренних железных дорог с Сибирью. На тяжелые работы были отправлены каторжники. Но кроме заключенных дорогу строили специалисты из Албании, Италии, применившие уникальный метод кладки камней — глыбы подбирались по форме и выкладывались без использования раствора. Во избежание обвалов, оползней мастера создали более двух сотен подпорных конструкций. Все это технически сложные инженерные сооружения.

От станции Култук до станции Байкал на 84 км приходится 424 сооружения. До 1917 г. этот отрезок КБЖД называли «Золотая пряжка России», так как она соединяла «пряжкой» Транссибирскую магистраль, которая до этого была разделена озером, а стоимость ее строительства была такой высокой, то «пряжка» стала «золотой».

Полноценно КБЖД работала до 1956 г., пока из-за строительства ГЭС на Ангаре не поднялся уровень воды в Байкале и участок дороги от Иркутска до Байкала не затопило. Тогда Транссибирскую магистраль пустили по горам, а изолированный участок дороги стал тупиковым и был признан архитектурным памятником.

Участок КБЖД у поселка Половинная на панораме Google-карт

Вся история КБЖД воссоздана в посвященном ей музее. Он находится в здании ж/д вокзала в поселке Байкал (мыс Устьянский). Экспозиция здесь небольшая, но очень информативная. Есть макеты причала для ледоколов «Байкал», «Ангара», привозивших людей и транспорт до запуска КБЖД, а также 3D модели тоннелей, инструменты, которые использовались в строительстве железной дороги, предметы быта поселенцев и фотографии столетней давности. Посещение Музея включено в туры на ретро-поезде.

Как добраться

В зависимости от типа тура путь к началу железной дороги начинается в разных местах, точную информацию необходимо уточнять у организатора. Туры на поезде и ретро-поезде — классический или зеркальный начинаются из Иркутска, от станции «Иркутск-пассажирский» или от Драмтеатра на К.Маркса, 14.

Доехать до остановки «Железнодорожный вокзал» можно на трамвае № 1, 2, 4а. На автобусной остановке останавливаются маршруты № 355, 372, 375, 543, 579. Чуть выше по улице Челнокова до остановки «Железнодорожный вокзал» идут автобусы № 77, 80, а также маршрутки № 16, 20, 21, 64, 417.

Парные виадуки
 
Парные виадуки, © Наталия Коннова

К Драмтеатру идет автобус № 137, остановка «Управление ВСЖД». Добраться до старта зеркального тура по КБЖД можно также на автобусах № 11, 74, 77, троллейбусах № 3, 4, 5, 7, 8 или на маршрутках № 12, 16, 16к, 56, 99, 321, 417 — остановка «Стадион Труд».

Если отправляться в самостоятельный поход, то из Иркутска от ж/д вокзала нужно доехать до Слюдянки. Оттуда сесть на пригородный поезд «Слюдянка — Порт Байкал», курсирующий 3–4 раза в неделю. Чтобы побродить по КБЖД, выйти можно на любой станции.

В придорожных селениях поезд, который курсирует из Слюдянки в Порт-Байкал называется «мотаня» («матаня»), потому что он мотается между станциями.

Для тех, кто хочет отправиться на Круглобайкалку с палаткой, маршрут может быть изменен следующим образом: нужно сойти с электрички «Иркутск — Слюдянка» на станции Темная Падь. Затем пройти 4–5 км по тропе, на которой всегда много туристов, прямо до КБЖД.

На видео путешествие на поезде по КБЖД

Нашли неточность? Сообщите нам.
Olimpiyskaya Vysota Olimpiyskaya Vysota
от 2 600 руб
Отель Турист Отель Турист
от 550 руб
Apartment on Pushkina 15 Apartment on Pushkina 15
от 1 500 руб
Гостевой Дом Надежда Гостевой Дом Надежда
от 1 700 руб
Hostel Sludyanaya 6a Hostel Sludyanaya 6a
от 500 руб
Delight Delight
от 1 800 руб

Отзывы о Кругобайкальской железной дороге

Добавить отзыв

Отзывов пока нет.

Смотреть отзывы наtripadvisor

Другие интересные места Иркутска

Куда сходить и что посмотреть в Иркутске

Музеи и галереи
Где поесть и выпить
Развлечения
Парки и зоны отдыха
Другое

Полезные ссылки:

 ✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.

 ✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

 ✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии