Когда мы въезжали в Элисту, то издалека увидели гордость Калмыкии — буддийский храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни» или Центральный хурул.
Когда мы въезжали в Элисту, то издалека увидели гордость Калмыкии — буддийский храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни» или Центральный хурул.
Хурул — буддийский храм в калмыцком ламаизме. Само название «хурул», происходит от монгольского «хурэ» — круг, ограда.
Считается, что хурул виден изо всех точек Элисты. Это не так, среди частного сектора храм виден замечательно, а если находишься за большими домами, то вполне естественно — его не видно.
История хурула началась 1 декабря 2004 года во время визита в Калмыкию Далай-Ламы XIV (Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо), который прилетел прямым чартерным рейсом из Амритсара (Индия) в заснеженную Элисту, в которой снегопад сменился ледяным дождём, 29 ноября 2004 года.
Этот визит смог состояться лишь в результате компромисса между российским МИД и руководством КНР. Китай рассматривал деятельность Далай-Ламы как враждебную. Поэтому визит был неофициальным и в аэропорту не было официальных встречающих лиц. В течение 30 ноября 2004 года Дала-Лама занимался пасторскими делами, а перед отлётом в Индию, 1 декабря 2004 года он освятил место строительства нового храма в центре Элисты, согласно задумкам этому храму было суждено стать самым высоким буддийским храмом в Европе.
Освящен буддийский храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни» был 27 декабря 2005 года.
Далай-лама на открытии хурула побывать не смог, ему не была выдана въездная виза. Да и вообще посещение в 2004 году стало последним визитом Далай-Ламы в Россию, хотя до этого он бывал в нашей стране 8 раз. Трижды при Леониде Ильиче Брежневе, по два раза при Михаиле Сергеевиче Горбачёве и Борисе Николаевиче Ельцине.
При этом Далай-Лама побывал в Калмыкии во время визитов в РОссию в 1991 и 1992 годах.
Мы подъехали к хурулу после посещения Города шахмат Нью-Васюки. От выдумки Остапа Бендера до реального воплощения. Вокруг хурула имеется четверо ворот в ограде, с каждой стороны света. Но по сложившейся калмыцкой традиции входить в храм нужно с южной стороны.
Помимо ворот ограда состоит из 108 белоснежных субурганов (ступ), которые установлены в память погибших в годы Советской власти калмыцких лам.
У входа табличка с названием храма,
над входом также видим его название.
На территории, окружающей храм, расположены пагоды со статуями Пандитов, а также пагоды с молитвенными барабанами, внутри которых находятся священные мантры.
К храму можно подняться по двум лестницам,
между которых фонтан из шести уступов. Правда в апреле воды в нём не было. Начинается фонтан сверху от одноглазого бога богатства Куберы (Вайшравана).
Так выглядит оборотная сторона места, где находится начало фонтана.
С двух сторон вход в хурул охраняют симпатичные и яркие львы.
В Элисту мы приехали в субботу и поэтому не раз встречали возле храма молодожёнов.
Внутри храма запрещено фотографировать, вести видеосъёмку и разговаривать по сотовому телефону. Ничто не должно отвлекать от общения с Буддой. Приношу огромное «Спасибо» моим сопутешественицам, где нельзя снимать фотоаппаратом, там они потихоньку сделали несколько кадров на телефон.
К мужчинам особых требований нет, а женщины должны быть в длинных одеяниях, несмотря на то что они могут быть в джинсах или брюках. Для этого бесплатно раздаются куски материи чтобы прикрыть ноги. Безразлично от пола необходимо снять обувь. По этому поводу некоторые даже шутят. Когда я вышел из молельного зала (дугана), то передо мной мужчина прикалывался — мол надо найти обувь подороже и получше, оставив взамен свою. Но несмотря на слова — делать так не стал. Здесь же ларёк-прилавок, где осуществляется продажа различных атрибутов, как и в православном храме, только атрибутика несколько другая.
В дугане находится статуя Будды Шакьямуни высотой 9 метров.
Хотя она называется золотой, но состоит не целиком из золота, а покрыта сусальным золотом только сверху. Внутри статуя полая, внутрь вложены мантры, дары жителей республики, пригоршни земли и семена растений и злаков из всех районов республики. Обратите внимание — на фотографии справа внизу пагода-витрина, закрытая стеклом. Там находится полное облачение Далай-Ламы XIV, такого более нигде в мире нет по словам гидов, не считая конечно самого Далай-Ламы.
Храм состоит из нескольких уровней, когда мы сидели и слушали экскурсовода то над нами ходили местные жители и даже с детьми.
В зале всё время слышались напевы тибетской музыки и песен, доносившиеся из соседних залов. Стены храма изумительно красивы, фотография не может передать всех красок и волшебной красоты.
Для оформления стен приезжали специально мастера из Индии. Нас разместили в молельном зале на низеньких скамейках и прочитали лекцию о храме и о буддизме, затем мы прошлись по храму по часовой стрелке, сложив ладони лодочкой. После чего переместились на уровень ниже, в музей истории буддизма, где фотографировать тоже нельзя.
Было интересно и главное — красиво.