Музей истории трактора

Музей истории трактора — это must see столицы Чувашии. Многие посетители высоко оценили его экспозицию из более 50 раритетных колесных, гусеничных, промышленных, трелевочных тракторов. И даже, если вы не имеете никакого отношения к тракторостроению, то музей все равно посетить стоит. Т. к. он такой единственный в стране. А что там интересного я вам сейчас расскажу.

Экспозиция музея размещается на площади более 1,5 тыс. кв. м. Она дает полное представление об истории становления и развития российского и мирового тракторостроения. Здесь можно проследить эволюцию тракторостроения от сохи до современных моделей.

2
Музей истории трактора

Появление этого объекта на карте города стало возможно благодаря частной инициативе. Дело в том, что начале 1970-х годов в столице Чувашии началось строительство одного из крупнейших тракторных заводов мира. В 1975 году с конвейера Чебоксарского завода промышленных тракторов (ОАО «Промтрактор») сошел первый трактор Т-330. Уже в наше время предприятие стал частью Концерна «Тракторные заводы», руководство которого и выступило с идеей создания такого музея.

Задача была поставлена по истине амбициозная — собрать самую большую в мире коллекцию тракторной техники различных заводов, а также коллекцию моделей и макетов тех тракторов, которые уже невозможно найти.

3
Музей истории трактора

Музей истории трактора был открыт 29 октября 2011 года в негласной столице отечественного тракторостроения — Чебоксарах.

1
Музей истории трактора

В экспозиции музея — около 600 коллекционных моделей образцов тракторной техники начала и середины ХХ века отечественного и зарубежного производства. Фонд насчитывает более 5 000 редких предметов. Музейная экспозиция состоит из следующих разделов: «От сохи до самодвижущихся устройств», «История трактора от паровых машин до мощных дизелей», «Развитие отечественного и зарубежного тракторостроения», «Производители промышленных, лесных и сельскохозяйственных тракторов», «Трактор будущего».

Первое, что видишь попадая в музейный зал — это экспозиция «От сохи до самодвижущихся устройств». Здесь представлены орудия труда земледельцев разных эпох. Центральное место в экспозиции занимает диорама с картиной Ильи Репина «Пахарь. Лев Толстой на пашне», а на переднем плане можно увидеть древнее орудие труда.

4
Музей истории трактора

Первый шаг в деле создания трактора сделан в XV веке — в 1478 году великий Леонардо да Винчи разработал самодвижущийся механизм, использовавшийся во время театральных представлений в качестве платформы для декораций. «Леомобиль» мог перемещаться за счет энергии пружин, помещенных в особые барабаны. На одном заводе он был способен проехать примерно 50 метров.

Интересное в концептуальном плане самодвижущееся устройство создал в 1791 году знаменитый русский механик-самоучка Иван Кулибин. Он разработал легкий трехколесный экипаж на одного пассажира. Позади пассажирского места на двух педалях стоял машинист. Он приводил в действие маховик, облегчавший работу машиниста «самокатки». Маховик помогал легко подниматься конструкции даже в гору. В «самокатке» Кулибина впервые в мире был применён и механизм передачи скоростей. Независимо от усилий, прилагаемых «человеком-мотором», ведущие колеса могли вращаться с различной скоростью.

1 из 3

И самодвижущаяся тележка Леонардо да Винчи, и самокатка Кулибина — изобретения интересные, но в большей степени концептуальные, так как по настоящему заменить основную тяговую силу — лошадь — пока не могли. Требовались машины более мощные, работающие на иных физических принципах. И первой такой машиной стал тягач с паровым двигателем.

1
Музей истории трактора

Первый в мире тягач с паровым двигателем в 1769 году создал французский военный инженер Николя Жозеф Кюньо, а в России изобретатель Федор Блинов.

3
Музей истории трактора

В 1801 году француз Филипп Лебон разработал первый в мире двигатель внутреннего сгорания, работающий на смеси водорода и метана.

Следующий шаг в деле создания ДВС был осуществлен в 1807 году, когда швейцарец Франсуа Исаак дэ Рива собрал первый в мире двигатель внутреннего сгорания.

В 1863 году немцы Николас Отто и Карл Ланген разработали двигатель внутреннего сгорания собственной конструкции и основали завод по его производству.

С начала XX века паровики стали вытесняться тракторами с двигателями внутреннего сгорания. Первый в мире трактор с ДВС появился в 1889 году, когда американская фирма «Charter gas engine & Co» демонтировала с пяти тягачей «Rumely» паровые установки и установила вместо них бензиновые моторы.

Тракторы с ДВС сразу завоевали сердца потребителей. Ведь ранее, чтобы «завести» паровик требовалось разжечь огонь, прогреть котел, выработать пар, добиться нужного уровня давления, и только потом тронуться с места.

В отличие от паровика трактор с ДВС заводился одним оборотом рукоятки, не выкидывал снопы искр, не требовал наличия кочегара и отличался выгодными массогабаритными характеристиками.

В России первый трактор с ДВС был создан в 1911 году конструктором Яковом Маминым. Ученик изобретателя Федора Блинова еще в 1903 году разработал двигатель внутреннего сгорания оригинальной конструкции, работающий на сырой нефти, и получил на него международный патент. В 1918 году Яков Мамин создает трехколесный трактор «Гном» с нефтяным двигателем, а в 1922 году — трактор «Карлик», также с нефтяным двигателем.

Тракторы с нефтяным двигателем производились до 1927 года и на заводе «Красный прогресс» в Запорожье. Здесь выпустили около 500 единиц.

После революции новое правительство нашей страны, осознавая необходимость собственной тракторной индустрии, принимает решение о запуске первых тракторных производств. Так в Петрограде в 1919 году на Обуховском заводе начались опытные работы по копированию американских гусеничных тракторов «Holt 75HP» и «Holt 40HP». Выпущено несколько десятков машин. В дальнейшем опыты, в следствии критического недостатка технологий были свернуты.

С 1924 года на Харьковском паровозостроительном заводе, на основе немецких машин «Hanomag WD Z50», производились гусеничные тракторы под маркой «Коммунар». До 1939 года в Харькове выпустили почти 2000 «Коммунаров».

В 1923 году на петроградском заводе «Красный путиловец» (ныне «Петербургский тракторный завод») приступили к выпуску копии трактора «Fordson» с керосиновым двигателем — модели «Фордзон-Путиловец». До 1933 года краснопутиловский завод выпустил 36 тысяч тракторов.

Чтобы резко сократить разрыв между СССР и странами запада в области тракторостроения, в 1926 году в нашей стране проводится специальный конкурс по выявлению лучшего трактора. В нем побеждает модель «McCormick-Deering 15–30» американской компании «International Harvester» с керосиновым мотором. При посредничестве «International Harvester» в СССР строится сразу два мегазавода — в Сталинграде и в Харькове под выпуск трактора копии McCormick-Deering 15–30». Кроме того американцы в рамках контракта передали всю техническую документацию на «McCormick-Deering 15–30», помогли с приобретением требуемого оборудования, обучили на своих заводах в США рабочих из Советского Союза. Советская версия трактора «McCormick-Deering 15–30» получила индекс СХТЗ 15/30. Благодаря контракту с «International Harvester» удалось совершить прорыв в области моторостроения, создания трансмиссий, сплавов и металлов.

В 1930 году заработал конвейер Сталинградского тракторного завода, а в 1931 первые машины пошли из Харькова. Каждый из заводов был способен выпускать свыше ста машин в сутки. Уже к 1933 году тракторный парк агросектора страны достиг 204 тысяч машин.

Еще один тракторный завод строится в 1929 году в Челябинске. Здесь при посредничестве американской фирмы Caterpillar в серию с 1933 года идет модель трактора Сталинец-60 (копия Caterpillar 60) с лигроиновым двигателем.

1
Музей истории трактора
3
Музей истории трактора

В 1937 году ЧТЗ ставит на конвейер новую модель трактор — Сталинец-65, уже с дизельным двигателем М-17. Именно с дизеля М-17 началась тотальная дизелизация всего тракторного парка страны. В дальнейшем СССР за два десятилетия первым в мире сумел перевести на дизель всю тракторную промышленность.

Здесь же наглядно можно увидеть, какой скачок в эпоху индустриализации совершило машиностроение СССР за какие-то 15 лет, в то время, как страны запада преодолели этот путь за 50 лет. Здесь представлены интерьеры кузницы XIX века — начала XX века, и машинно-тракторная станция 30-х гг. XX века.

1 из 4

В этом же зале можно увидеть вершину тракторостроения — бульдозер. В нашей стране со времен СССР действуют два завода-гиганта, способные выпускать промышленных монстров — Челябинский тракторный завод и Чебоксарский завод промышленных тракторов (ОАО «Промтрактор»). Сегодня машины чебоксарского производства известны во всем мире под брендом ЧЕТРА. Завод выпускает бульдозеры от 6 до 40 тягового класса. Флагман линейки — бульдозер ЧЕТРА Т40, массой в 64 тонн. Это самый огромный, серийно выпускаемый в России и на всем постсоветском пространстве трактор. Чебоксарские бульдозеры и трубоукладчики заняты на добыче угля, золота, алмазов, металлов, применяются при разработке нефтегазовых месторождений.

1 из 5

В отдельном зале музея демонстрируется коллекция из 600 моделей тракторной техники в масштабе 1:42.

1 из 4

Здесь же можно увидеть многочисленные фотографии проектов и акций завода и музея. Сегодня музей истории трактора — это не просто собрание раритетов, а настоящий центр популяризации тракторостроения. На его базе уже не первый год проводится конкурс с говорящим названием «Кулибины 21 века», на котором собственные разработки машиностроения представляют обычные деревенские жители.

Раритетные модели музея участвовали в выставке сельскохозяйственной техники в Москве в рамках фестиваля «Золотая осень». Здесь представлена фотография этого события.

1
Музей истории трактора

Но мне довелось увидеть это своими глазами. Поэтому с некоторыми раритетными моделями музея мы уже познакомились, сами того не зная, в 2019 году.

1 из 4

На первом этаже представлена та самая уникальная техника. Американская техника в экспозиции музея занимает почетное место, поскольку в свое время именно она дала толчок развитию отечественного машиностроения.

2
Музей истории трактора

И почетное место в этой экспозиции занимает модель «Fordson «F». Трактор «Fordson «F» это один из самых ярких символов «тракторизации» нашей страны. Он часто встречается на агитплакатах 20-30-х годов, его можно увидеть во многих киножурналах и художественных фильмах времен раннего СССР. Легко догадаться, что к созданию «Fordson «F» приложил руку знаменитый промышленник Генри Форд, изобретавший не только легковые автомобили, но и другую технику. Недорогая стоимость его модели трактора 400 долларов взамен 800 у конкурентов, позволило Форду завоевать рынок. Побить всех конкурентов Форду удалось не только за счет удешевления деталей и узлов, производимых поточным методом, но и благодаря революционной конструкции «Fordson «F». Он отказался от тяжелой рамы. И по нынешний день безрамная компоновка Форда считается эталонной для большинства колесных тракторов, выпускаемых в различных странах мира.

2
Музей истории трактора

В конце 1920 года разработчики фирмы «Deere & Company» Луи Витри и Гарри Ливитт получили приказ разработать новую модель, которая бы смогла выстоять в конкурентной борьбе с трактором «Fordson F».

И вот в 1923 году «Waterloo Boy» уступил место на конвейере модели John Deere «D». От своего предшественника — «Waterloo Boy» — John Deere «D» унаследовал мотор с горизонтальными цилиндрами. Вообще, двухцилиндровые моторы с горизонтальным расположением цилиндров — это своего рода фишка тракторов марки John Deere до 1960 года. Такие моторы были удобны в обслуживании и получили в Америке прозвище Popping Johnnies («пыхтящий Джонни») из издаваемого шума. Мощность мотора — 22 л.с. Объем — 7,6 литров.

1 из 2

Сложно в это поверить, но трактор John Deere «D» выпускался ровно 30 лет — до 1953 года. Больше, чем какой-либо другой трактор в истории! К 1935 году John Deere «D» получил трехступенчатую коробку передач. К 1939 году двигатель модели D стал более мощным и достиг планки в 34 лошадиные силы.

Есть здесь и «Мак-Кормик», выпущенный в 1936 году в Чикаго.

1
Музей истории трактора
1
Музей истории трактора

Сейчас здесь заводится примерно половина из представленных машин. Среди них есть настоящие раритеты, отыскать которые сегодня стоит не только больших трудов, но зачастую и денег. Каждая машина любовно восстанавливалась энтузиастами фактически из груд ржавого металла. Верится в это с трудом — машины выглядят почти как суперкары.

3
Музей истории трактора

1 из 5

Ирония судьбы — скромные труженики полей стали главными элементами вполне гламурных фотосессий. Увидев в фойе фотографии свадебных фотосессий, мы пошли узнавать, а можно ли залезть в раритеты сфотографироваться. Оказывается — можно! До гламурных фотосессий нам далеко, но не запечатлеть себя в кабине трактора в таком месте было бы непростительно. Однако сидеть в них ну очень неудобно, залезать — тем более. Я предпочла более удобный, на мой взгляд, трактор Владимирец.

5
Музей истории трактора

А Саша не смог выбрать между двумя понравившимися иномаркой и звездой и сфотографировался в обоих. В Fiat

5
Музей истории трактора

В «ДТ-54». Ох, и тяжело быть трактористом, если у тебя рост немаленький

4
Музей истории трактора

Этот трактор является первым отечественным сельскохозяйственным гусеничным трактором с дизельным двигателем. Опытный образец «ДТ-54» создан в 1944 году на Алтайском тракторном заводе. К серийному производству «ДТ-54» приступили лишь в 1949 году, после восстановления разрушенных во время войны Сталинградского и Харьковского тракторных заводов. Вот эта модель — звезда! Т. к. ее можно увидеть во многих фильмах советской поры: «Иван Бровкин на целине», «Ход конём», «Калина красная» и многих других. Но самой запоминающейся является кинокартина «Дело было в Пенькове», знаменитая по сцене «перетягивания тракторов».

Всего в СССР выпустили свыше 900 тысяч единиц «ДТ-54».

Удивительно, но здесь не встретишь надписи «Руками не трогать», как в обычном музее. Ко всем экспонатам, включая самые старые и раритетные, можно не только прикоснуться, но и попробовать их в деле — прокатиться. Но для этого придется предъявить права соответствующей категории. Здесь же есть кабина-симулятор экскаватора, но чтобы почувствовать себя настоящим водителем экскаватора, придется еще доплатить 200 рублей.

Создатели музея преследовали цель — сделать экспозицию интересной и максимально интерактивной. Как сказал директор музея, Альберт Сергеев: «Статичные экспонаты сегодня мало интересны, особенно если это машины. Поэтому нашей задачей было не просто отыскать необычные тракторы и восстановить их, а привести в рабочее состояние. Мы надеемся, что музей будет интересен не только взрослым, но и детям».

2
Музей истории трактора

В фойе уже наряжена елка, глядя на которую возникает праздничный настрой и хочется подарков. А какой самый лучший подарок? Правильно — сделанный своими руками! Саша решил себе сувенир на память сделать — монету. На кассе музея можно купить заготовку для монеты, а в зале на первом этаже ее отчеканить.

На этом мы прощаемся с музеем. На улице есть еще экспозиция, но в зимнее время она недоступна и как нам сказали сотрудники музея, на нее можно посмотреть из окна.

Музей работает в будние дни с 9:00 до 18:00, в выходные с 10:00 до 17:00. Стоимость взрослого билета — 200 рублей. Уточнить цены можно на сайте.

Источник: НУК «Научно-технический музей истории трактора» (trackmuseum.ru)

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Научно-технический музей истории трактора

проспект Мира, 1, корпус 2, Чебоксары, Чувашская Республика, 428022 Подробнее об объекте