Железнодорожная станция Раненбург как центр культуры и духовности

Порой названия железнодорожных станций созвучны стуку колёс: О-рен-бург, Ра-нен-бург. В центральной России есть небольшая станция с совсем не русским названием Раненбург. Не все поезда здесь останавливаются, да и остановка других занимает 2 минуты. Нужно заранее приготовиться, чтобы успеть сойти на станции.

На перроне меня встретила пара одноэтажных каменных зданий. прижавшихся друг к другу.

1
Железнодорожная станция Раненбург как центр культуры и духовности

Одно из них чуть выше другого.

Появилась железнодорожная станция в здешних местах в 1890 году, сначала здание было деревянным, а затем было перестроено в 1898 году в каменном варианте.

1
Железнодорожная станция Раненбург как центр культуры и духовности

За год до этого события в Раненбург пришёл первый поезд из Москвы.

Экономист, географ, краевед и статистик Николай Павлович Никитин(1893–1975) написал в 1919 году книгу «Несколько страниц из истории, географии и статистики Раненбургского уезда Рязанской губернии». В ней он подчеркнул значение железной дороги для развития края: «Главными путями сообщения для перевозки людей и грузов на дальние расстояния являются в настоящее время в Раненбургском уезде железные дороги… Общее протяжение всех линий в пределах Раненбургского уезда — 125 вёрст. На 1000 квадратных вёрст поверхности Раненбургского уезда они имели протяжение в 46 вёрст. На 10 тысяч жителей уезда приходилось 7 вёрст линий. Развитая ж/д сеть соединяет уезд с крупными городами как южной, так и северной России, и делает уезд хлебо-торговым пунктом.»

Ко времени проведения Рязанско-Козловской линии в 1866 году в Раненбурге было всего 4816 жителей, а в 1897 году насчитывалось уже 15400 человек. В 1911 году со станции было отправлено свыше 36 тысяч человек. Ежегодно со станции отгружали до 1,5 миллиона пудов грузов — зерно, гречиха, мясо, мука, крупы, — которые отправлялись в разные концы страны. Местное купечество участвовало в снабжении Москвы хлебом, закупая его не только в своём уезде, но и в соседних: Лебедянском, Данковском и Козловском. Раненбург стал одним из самых значительных хлебных рынков Рязанской губернии.

Если сейчас зайти в зал ожидания, то ничего особенного в зале ожидания не увидите. Обычный стандартный вид захолустной станции, где люди появляются изредка. Но над выходом висит красочный портрет Владимира Ильича Ленина, который впрочем в этих местах не бывал.

1
Железнодорожная станция Раненбург как центр культуры и духовности

Судьба играет человеком, а человек играет на фортепиано. В материале «Кавказская пленница» на фоне Алушты я упоминал о Николае Орестовиче Попове.

Страсть к музыке и кино у Попова стародавняя, он был первым раненбургским аккомпаниатором немых фильмов, это уже потом он переехал в Алушту. Впоследствии он вспоминал о годах молодости и вокзале в Раненбурге: «Как на спектакль ходили горожане — встречать пассажирский поезд. Невидаль была для горожан — железная дорога. На паровоз смотрели как на чудо! „Как же он держится на рельсах?“… Смоленский пассажирский приходил к 4-м часам вечера… В этом часу на вокзал выстраивалась настоящая демонстрация жителей: чудо техники увидеть, на пассажиров разных посмотреть и на концерте поприсутствовать. Первое время прибытие поезда сопровождалось скрипичным и духовым оркестром».

Эх, железные дороги были красой и гордостью тогдашней России. Американская писательница, историк и общественный деятель Сюзанна Масси (Suzanne Massie) в своей книге «Земля Жар-птица. Красота былой России» она рассказывала про те времена: «На российских железных дорогах все было продумано до мелочей. Русские роскошные вагоны могли соперничать с лучшими европейскими; в первом классе сидения были обиты великолепным красным бархатом, окна украшали кружевные занавески. Чай из постоянно кипевших самоваров можно было получить в обоих концах каждого вагона. Станционные здания, как правило, представляли собой привлекательные кирпичные строения, и их окружали зеленые сады с деревьями и другими растениями, за которыми бережно ухаживали. В 1893 году Виктор Тиссо замечал, что „станции выглядят чистыми и нарядными. На каждой из них вам предложат газеты или книги и окажут тысячи услуг, выказав вежливое обхождение. У русских самые лучшие в мире железнодорожные буфеты и рестораны, самые удобные вагоны, и на каждой станции лежит открытая книга, в которую путешественники могут записать свои пожелания“.

Друг Николая Орестовича Попова — Андрей Никифорович Спиридонов Спиридонов был не только кассиром и смотрителем станции, но еще владельцем летнего театра, синематографа и фотосалона. В 1914 году Спиридонов купил одноэтажное каменное здание на улице Крепостной (ныне Ленина) и отделал его под первый в городе кинозал на 200 мест с фойе и буфетом. Над входом сделал вывеску с названием кинотеатра — „Синема“. За новыми картинами он лично ездил в Москву. Он же открыл в 1909 году на центральной улице города — Козловской (ныне Советская) фотостудию, — и в фондах краеведческого музея до сих пор хранятся снимки раненбуржцев с именным оттиском Спиридонова.

В новом каменном здании вокзала проходили богослужения, где почти посередине зала было выделено специальное место, отмеченное красной плиткой. Регентом станционного хора был известный раненбургский музыкант, педагог, скрипач Алексей Дмитриевич Левитов (1884 г.р.). В советское время он работал учителем-музыкантом при профклубе в Раненбурге, был осуждён.

В станционном хоре часто выступал замечательный церковный певец Тимофей Алтухов, который славился густым бархатным басом. Не везло раненбургским певцам, Алтухов также был осужден и отправлен в ссылку, откуда не вернулся.

Не обошлось на железнодорожной станции без своих революционеров. Помощник начальника дистанции путей в Раненбурге Георгий Фаветович Прокопович в 1905 году организовал марксистский кружкок, собрания подпольщиков проходили в доме жены Георгия Фаветовича — Нины Константиновны (урождённой Весёлкиной). В марте 1906 года подпольщики были арестованы. Наказание они отбывали в городской тюрьме.

21 августа 1919 года на агитационном поезде в Раненбург прибыл Михаил Иванович Калинин, во многих местах вдоль железной дороги он проехал. В Саратовской области он на многих станциях выступал, не изменил он этой традиции и в Раненбурге. А буквально через неделю после пребывания на станции Раненбург Калинина, 27 августа 1919 года, город Раненбург был захвачен во время рейда по тылам Красной Армии одним из отрядов казачьего корпуса генерала Мамантова в количестве 300–400 бойцов. Город казакам красноармейцы сдали, а вот вокзал удалось удержать. Своеобразный ключ от города остался у красных.

Железнодорожная станция Раненбург как центр культуры и духовности

Самого Мамантова в Раненбурге не было. Несколько символично, что я за несколько дней до Раненбурга посетил мемориал „Примирение народов“ в Москве, где среди фамилий других деятелей белого движения была и его.

Помогла красным защитникам железнодорожной станции водонапорная башня, построенная в 1890 году, на чердаке которой был установлен пулемёт системы „Шварц Лозе“.

2
Железнодорожная станция Раненбург как центр культуры и духовности

Мне стало интересным, что же это был за пулемёт. Оказывается, что российская армия, а затем стороны конфликта в Гражданской войне неоднократно использовали трофейное оружие и даже выпускали под него патроны. Хотя пулемёт Шварцлозе (нем. Maschinengewehr Patent Schwarzlose M.07/12) — стандартный станковый пулемёт австро-венгерской армии, изготовленный по системе немецкого конструктора Андреаса Вильгельма Шварцлозе (англ. Andreas Wilhelm Schwarzlose) использовался в первую очередь Австро-Венгрией, но в ходе Первой мировой войны несколько тысяч трофейных пулемётов Шварцлозе использовались в русской армии в связи с нехваткой отечественных пулемётов Максима и патронов к ним.

Советский военачальник, Маршал Советского Союза, начальник Генерального штаба, член Ставки Верховного Главнокомандования, Главнокомандующий Главным командованием советских войск на Дальнем Востоке, Министр Вооружённых Сил СССР и Военный министр СССР Александр Михайлович Василевский (1895 -1977) в своей книге воспоминаний „Дело всей жизни“ рассказывал по этому поводу: " … в течение осени и зимы 1915 года… своих винтовок царской армии уже недоставало. Многие солдаты, в частности, весь наш полк, имели на вооружении трофейные австрийские винтовки, благо патронов к ним было больше, чем к нашим. По той же причине наряду с пулемётами „Максим“ сплошь и рядом в царской армии можно было встретить австрийский „Шварцлозе“»

При защите станции использовался бронепоезд Красной армии «Непобедимый» . Может я недостаточно точно искал, но бронепоезд с таким названием точно был у белых и неоднократно встречается в списке бронепоездов Гражданской войны. Хотя возможно и у красных был бронепоезд с аналогичным названием…

Были у станции Раненбург более светлые дни. В 1930–1940 годах был пущен прямой поезд Раненбург — Москва. Можно было с утра уехать в столицу, а вечером вернуться на нём домой. Сейчас такая роскошь и не снится двухминутной станции.

Зато другое достижение советской власти до сих пор радует местных жителей — наличие местной электрички. А началось это 31 декабря 1966 года, когда вступила в строй электрифицированная железная дорога.

Вот такая она — маленькая, да удаленькая станция Раненбург со своей интересной историей.

Координаты: 53.2519404, 39.9582410

Дополнительная информация: Использована информация с сайта: lpgzt.ru

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Ж/д станция Раненбург

Чаплыгин, Липецкая обл., 399900 Подробнее об объекте