Картины, которые надолго остаются в памяти

В городе Архангельск по адресу Поморская д.1 располагается усадьба Е. К. Плотниковой — памятника архитектуры конца XVIII — начала XX вв. Это единственная усадьба, представляющая исторический уголок старого города, дошедшая до нашего времени в полном объеме.

Усадьба начала строиться в 1794 году. Изначально представляла два каменных двухэтажных дома, которые принадлежали разным владельцам, но имели единый фасад, разделённый брандмауэром (каменной стеной).

В 1894 г. П. М. Шингарева начал перестройку. Нынешний вид здание получило в начале XX века, когда хозяйкой стала Екатерина Кирилловна Плотникова.

После революции оно оказалось национализировано. Здесь квартировали разные организации. Наконец, в 1994 году оно оказалось на балансе у Архангельского музея изобразительных искусств (с 1994 года — Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»).

1 из 2

За 250 рублей покупаю билет и направляюсь на осмотр. Экспозиция «Русское классическое искусство XVIII — начала XX вв." является постоянной и занимает в 17 залов.

Картины разместились в анфиладе залов с паркетными полами, изразцовыми печами, расписными потолками и лепными украшениями.

4
Картины, которые надолго остаются в памяти

Изучая художников, зритель погружается в атмосферу ушедшей красоты.

3
Картины, которые надолго остаются в памяти

(Н. Е. Сверчков 1818—1898 гг. Тройка на закате)

3
Картины, которые надолго остаются в памяти

(Неизвестный художник. Берёзовая роща)

4
Картины, которые надолго остаются в памяти

(А. С. Егорнов 1858—1902 гг. Зима. 1896 г.)

4
Картины, которые надолго остаются в памяти

М. К. Клод 1832—1902 гг. Полдень. Около 1870 г.)

4
Картины, которые надолго остаются в памяти

(А. И. Мещерский 1834—1902 гг. Морской пейзаж 1871 г.)

Один из первых залов посвящен историческим персонажам.

3
Картины, которые надолго остаются в памяти

Тема продиктована наличием редкой для сегодняшнего дня династической серии портретов первых Романовых — царей Ивана Грозного, Алексея Михайловича, Михаила Фёдоровича и других.

1 из 5

Зал «Иерархи русской церкви» является продолжением портретной галереи Романовых.

1 из 4

Следующий зал называется Белый. Он оформлен красивым паркетом и печными изразцами. В прежние времена здесь собирались купцы и знатные люди.

1 из 4

Теперь Белый украшен работами Брюллова, Венецианова, Тропинина.

3
Картины, которые надолго остаются в памяти

(Ф. С. Рокотов 1735—1808 гг. Портрет неизвестной в платье с голубыми лентами и бантом. Конец 1870-х г)

4
Картины, которые надолго остаются в памяти

(К. П. Брюллов 1799—1852 гг. Портрет графа Владимира Алексеевича Мусина-Пушкина 1830-ы)

Среди представленного выделяется портрет Екатерины II кисти известного немецкого портретиста И. Б. Лампи (1751 — 1830).

3
Картины, которые надолго остаются в памяти

В зале «Академии художеств» собраны жанры, в которых работали ученики Академии.

1 из 4

(А. П. Боголюбов 1824—1896 гг. Кронштадт. 1851)

5
Картины, которые надолго остаются в памяти

(Г. П. Виллевальде 1818—1903 гг. Вид старого Владикавказа)

Блики и освещение не давали возможности нормально фотографировать, но, отмечу, мне особенно понравились «Ангел выводит апостола Петра из темницы» Е. М. Корнеева (1782–1839)

3
Картины, которые надолго остаются в памяти

и «Подача милостыни» Т. Е. Мягкова (1811–1865).

5
Картины, которые надолго остаются в памяти

С Академией Художеств связано и творчество И. К. Айвазовского.

1 из 2

Музей обладает его ранней работой «Южная ночь. Крым», когда художника привлекали картины спокойного состояния моря в момент рассвета или заката.

1 из 2

Историческая живопись считалась важнейшей среди академических жанров. Более 150 лет никого не оставляет равнодушным картина С. Хлебовского «Смерть принца Оранского» (1835–1884).

1
Картины, которые надолго остаются в памяти

Портрет середины XIX века — так называется следующая экспозиция. Она наполнена картинами С. К. Зарянко, И. А. Тюрина, Г. И. Яковлева, К. И. Лаша, М. Зеленцова, Р. К. Шведе, И. К. Макарова и др.

1 из 3

По словам одной из смотрительниц, когда создавался музей, первый директор отобрала для коллекции работы известнейших мастеров и теперь музей может по праву гордиться коллекцией.

3
Картины, которые надолго остаются в памяти

Надеюсь, читатель меня простит, под впечатлением я попросту забывал записывать художников и их работы.

1 из 5

«Святые шестидесятые» и «Крестьянские образы в творчестве передвижников» — так назывались следующие два зала. Здесь были представлены А. А. Попова, Н. В. Неврева, А. К. Саврасова, И. Н. Крамского, Ф. С. Журавлёва и др. художники.

1 из 3

На анонсе выставки была репродукция К. В. Лемоха (1841–1910) «Варька» 1893 г. На выставке я нашёл эту картину.

7
Картины, которые надолго остаются в памяти

После знакомился с академическим искусством второй половины XIX века, пейзажами передвижников и исторической живописью того же периода.

1 из 9

Не могу не отметить В. Е. Маковского (1846–1920) и его работ «Первый фрак» 1892 г. и «Охотники» 1906 г.

1 из 5

Посетителей было мало и я осматривал залы в гордом одиночестве, что дало чувство сопричастности с художниками.

2
Картины, которые надолго остаются в памяти

(П. М. Шамшин 1811–1895. Введение во храм. 1847–1848)

5
Картины, которые надолго остаются в памяти

(М. В. Нестеров 1862—1942 гг. Первая встреча царя Алексея Михайловича с барышней Марией Ильиничной Милославской. 1887 г.)

3
Картины, которые надолго остаются в памяти

(К. А. Савицкий 1844—1905 гг. Христова милость (Беглые в Сибири) 1890–1897)

Представленные на экспозиции картины резко меняют тональность после Революции.

1 из 3

С одной стороны, больше ярких красок, с другой — красный цвет подобен пожару.

5
Картины, которые надолго остаются в памяти

(А. Е. Архипов 1862—1930 гг. Молодая крестьянка в красной кофте. 1920)

3
Картины, которые надолго остаются в памяти

(А. А. Аратов 1876—1949 гг. Испуг)

3
Картины, которые надолго остаются в памяти

(К. И. Горбатов 1876—1945 гг. Ранняя весна. Псков. 1921)

На момент моего визита на первом этаже здания проходила выставка — ПреКрасный.

1
Картины, которые надолго остаются в памяти

Для русской культуры красный цвет всегда имел сакральное значение.

1 из 2

Сотрудники музея создали экспозицию, где красный доминировал.

1 из 2

Василий Кандинский писал: «Красный действует проникновенно, как очень живой, полный воодушевления, беспокойный цвет, не имеющий легкомысленного характера желтого, расточаемого направо и налево».

1 из 2

В народном искусстве красный был цветом самой жизни, символизировал Божественную любовь, солнечную энергию, православный праздник Пасхи, деторождение, молодость и счастливую жизнь.

3
Картины, которые надолго остаются в памяти

В русском классическом искусстве, красный — олицетворял власть, энергию и силу ума.

2
Картины, которые надолго остаются в памяти

Искусство XX века сделало красный цвет главным символом революции, нового времени и меняющегося мира.

3
Картины, которые надолго остаются в памяти

Что особенно понравилось, всё и везде разрешают фотографировать!

3
Картины, которые надолго остаются в памяти

Это один из самых популярных музеев Архангельска. Известный блогер Анна Кудрявцева свой рассказ Усадебный дом Е. К. Плотниковой заканчивает следующими словами:

«В музее еще много интересного, но рамки отзыва уже давно трещат. Оставим что-то „за кадром“, пусть, если доберетесь до этого музея, будет для вас сюрпризом.»

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Музей изобразительных искусств в Архангельске

пл. Ленина В.И., 2, Архангельск, Архангельская обл., 163000 Подробнее об объекте