Музей Малые Корелы в Архангельске

Прилетев в Архангельск с Соловецкого архипелага, на котором мы провели пять интереснейших дней, знакомясь со сложной и противоречивой историей этих островов, весь следующий день мы посвятили знакомству с городом. Архангельск еще со стародавних времен служил воротами в Европу. Фактически, это был единственный морской порт России, связывавший страну со всеми другими европейскими странами — С-Петербурга ведь еще не было.

Из загородных экскурсий были намечены посещение этнографического музея Малые Корелы и поездка в Холмогоры, из которой вышел «в люди» знаменитый Ломоносов.

Архангельский музей деревянного зодчества Малые Корелы находится километрах в тридцати вверх по правому берегу Северной Двины и к нему легко можно добраться автобусом № 104, который проходит по Троицкому проспекту мимо нашего отеля «Двина».

С утра задалась замечательная погода — как раз то, что нужно для посещия объектов на природе. Автобус, выехав из города, идет через пейзажи, радующие глаз — зеленые просторы полей, перелески и разливы Северной Двины.

Музей был создан в 1964 году и его территория сейчас занимает площадь около 140 гектаров. В нем можно познакомиться с образцами архитектуры и быта четырех районов Архангельской области — Каргопольско-Онежского, Мезенского, Двинского и Пинежского, то есть, почти всего русского Севера.

Наш гид Мария в Малых Корелах
Наш гид Мария в Малых Корелах

Нам повезло — нашим гидом оказалась молодая женщина Мария, которая как бы олицетворяла и красоту, и значимость этого края. Без нее многие детали быта поморов были бы незамечены и непоняты нами.

Мы прошлись с ней по Каргопольско-Онежскому участку музея и это было правильно. Для непосвященного, все эти дома, сделанные из бревен, кажутся одинаковыми, простыми, грубыми и нескладными. Однако, познакомившись поближе, видишь всю сложность этих сооружений и, главное — их практичность.

Мария познакомила нас с устройством такой избы, в стенах которой и проходило житье-бытье российских поморов. Под одной крышей в ней было все — и жилые помещения, и вспомогательные — сеновал, на который могла даже въезжать лошадь с телегой сена, скотный двор, в котором были коровы, овцы и свиньи.

Ну, и самое главное — амбар. Там хранились все съестные запасы, а в двери была дырка для кота, который ловил там мышей. Амбар всегда стоял поодаль от дома и, в случае если от пожара сгорал дом, то все припасы оставались целыми и в нем еще можно было и худо-бедно переночевать.

Часть изб поморов топились по черному
Часть изб поморов топились "по черному"

Жилые помещения располагались как бы на втором этаже и состояли, в основном, из одной большой комнаты, в которой стояла большая печь, топившаяся «по-черному». Дым из топки поднимался до потолка и, обволакивая стены, спускался по ним. Так, полагали жители таких домов, стены изнутри лучше высушиваются и дольше сохраняются. Конечно, все стены и мебель были прокопчены. Случались и угары людей.

Мебель в таких домах простая — стол и лавки вдоль стены, на которых рассаживались глава семьи и сыновья. Женщины и дочери садились на приставные лавки. Сбоку от печи была отгороженная стенкой так называемая «женская половина», в которой женщины готовили пищу, проводили свое время и занимались рукоделием.

От печи к фронтальным окнам, которые, как правило, выходили на южную сторону, над головой была проложена широкая доска «воронок», на которой родители хранили ценные вещи и сберегали от детей всякие вкусности, чтобы те раньше времени их не съели.

На «воронок» обычно вешалась и детская колыбелька, которую здесь и сейчас называют — «зыбка». Обычно она накрывалась сверху длинной юбкой, которую носила во время беременности мать малыша. Считалось, что она, все еще хранящая тепло и запах матери, лучше оберегаетего покой.

Мария вспомнила еще одну интересную деталь в воспитании тогдашних детей. Когда все члены семьи были заняты работой, а старшие братья и сестры, которым поручали следить за младенцем, хотели поиграть на улице, то они перепоручали это дело… козе — к зыбке привязывали клок сена с козой, и она, щипая сено, колыхала младенца.

Те крестьяне, у которых были сыновья, находились в лучшем и более обеспеченном положении, чем те у которых были в основном дочери. В первом случае, при рождении мальчика, община давала семье новый надел земли. Во втором случае семью ожидали в основном расходы: на воспитание, обучение дочери домашнему хозяйству, подготовку приданого и затем ее отдачу в чужой дом и в чужие руки.

Дом середняка-помора
Дом середняка-помора

Вокруг поморских домов не было принято разводить и выращивать всякие цветы, как это любят делать в украинских селах. Жизнь поморских крестьян была тяжела и проходила в постоянном труде. Тут уж было не до цветочков. Зато в каждом селе строили церкви. И, конечно, деревянные.

В этой же части музея есть деревянные церковь и колокольня. Эта Вознесенская церковь сделана уже по новому — никоновскому типу — многоглавой, а в Двинской части есть чудом сохранившаяся шатровая Георгиевская церковь, вывезенная из деревни Вершины Верхнетоемского района и построенная еще в 1672 году.

2
Шатровая церковь — 17 в.
Шатровая церковь — 17 в.

Интересно, что головки всех церквей — как шатровых, так и луковичных, набраны из деревянных листочков, вырезанных из осины. Такие осиновые листочки очень стойки к внешним осадкам и со временем приобретают благородный серебристый оттенок и непосвященным даже кажется, что такие главы покрыты серебром.

В этой же части музея, недалеко от входа стоит большая деревянная ветряная мельница, а чуть поодаль — еще две. Их устройство привезли голландцы еще в 16 веке и крестьяне быстро переняли их ценный опыт.

Разговорившись с пожилой смотрительницей этой мельницы, узнали, что ее работящего деда, проживавшего в знаменитых Холмогорах, и имевшего шестерых взрослых сыновей, в 30-х годах «раскулачили» и отобрали у семьи четыре дома из пяти, превратив их в школу, сельсовет, клуб и магазин.

Отсылать дальше на Север его не стали (и тут далеко «не Ташкент») и удовольствовались только конфискацией «незаконно нажитого и лишнего» добра.

1 из 3
Хозяйка поморского дома
 
Хозяйка поморского дома

В другие части музея, представляющие разделы Мезенского, Двинского и Пинежского районов, можно пройти по деревянными мосткам уже самостоятельно без гида. И после ее детальных объяснений в первой части экспозиции, там все было ясно и понятно без слов. В домах этих районов печи топились уже «по белому», то есть имеют знакомую нам трубу. В остальном, они практически ничем не отличались от уже виденных нами в первой части экспозиции.

В некоторых домах этой части располагаются выставки охотничьего и рыболовецкого снаряжения, есть даже корчма с постоялым двором того времени. В одном из домов была представлена большая коллекция повозок и саней, в другом — различных лодок. Очень интересна была лодка, тонкий корпус которой был выделан из цельного ствола осины. Это было настоящее произведение столярно-плотничьего искусства.

В общем, все пять часов при хорошей погоде, испортившейся только к вечеру, здесь пролетели незаметно. Посещение такого музея очень удобно, так как позволяет сразу за один день познакомиться со всем богатством архитектуры и быта русского Севера.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»

деревня Малые Карелы Подробнее об объекте