Лучший материал
недели

Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло

Чтобы уже закончить с Варалло, рассказ о котором здесь, напишу про одно из мест, что сподвигло нас на прошлогоднюю поездку в Пьемонт чуть ли не в наибольшей степени, чем другие локации и пейзажи. Место это Святая гора — Сакра Монте ди Варалло, где воссоздан Крестный путь по типу Иерусалимского.

22
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло
17
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло

С определенного времени, а именно после нашествия турок-османов на земли Палестины, к современным палестинцам никакого отношения, в прочем, не имеющей, паломничество к святыням Гроба Господня, Голгофе, Назарету и другим стало минимум проблематичным, а максимум не возможным. Не смотря на то, что после захвата Иерусалима Салладин разрешил Христианам посещать Гроб Господень, но путь из Европы был сопряжен с огромнейшими трудностями. Опять же, назревал очередной Крестовый поход, инициированный папой Сикстом XIV (в честь которого названа Сикстинская капелла), религиозному туризму не способствовавший. Поэтому во второй половине XV века в Европе стали создаваться так называемые святые горы, имитирующие локации Святой земли.

Святая гора, о которой этот рассказ, считается чуть ли первым опытом подобного рода, но это не так. Первая, чисто символическая, была создана не далеко от Абруццо, так же в Италии в 1453 году.

А в Варалло, на горе Трех крестов, на левом берегу реки Сезия начали строить вторую в 1481 году. Там, по преданию, святому Амвросию Медиоланскому, чьи мощи хранятся в Милане в крипте базилики св. Амвросия в Милане, было видение Мадонны.

26
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло

Идея эта пришла в голову францисканскому монаху Бернардино Кайми, не за долго до этого вернувшемуся из Иерусалима. Но как известно, от идеи до воплощения порой проходит не одно поколение, но в данном случае звезды сошлись: необходимые средства выделили Миланский герцог Людовико Сфорцо, рассчитывавший, что религиозный комплекс поможет бедному населению горной Вальсезии. А разработка архитектурно-живописного замысла принадлежит Гауденцио Феррари, трудившемуся на Святой горе до 1528 года.

17
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло

По замыслу Бернардино Святая гора должна была быть сформирована на топографической основе: Вифлеем, Назарет и Иерусалим, но пришедший через 40 лет на смену Феррари архитектор Галеаццо Алесси задумал иную концепцию расположения часовен, основанную на этапах земного пути Христа в хронологическом порядке, что логически оправдано, особенно учитывая незамысловатую неграмотную жизнь средневекового сапиенса.

14
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло

Приблизительно в это же время Сакра Монте ди Варалло попало в поле зрения кардинала Карло Борромео, с именем которого очень тесно связана Контрреформация и труды по усилению престижа папской власти.

Сюда он приезжал 4 раза, что подняло значимость именно этой Святой горы среди паломников. А всего подобных мест в Италии 10, а в Пьемонте 7. (Я вас, кстати, с одной уже познакомила — это Сакра ди Сан Микеле.)

19
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло

Основные работы в «Великом горном театре» закончились к концу первой четверти XVII века. И если ранее ее посещали не только священно-служители, но и коронованные особы, то в настоящее время поток посетителей поредел. Мы там бродили, на полном серьезе, в полнейшем одиночестве, если не считать рабочих, что-то ремонтирующих у Базилики Санта Мария Ассунта.

29
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло

Добраться до Святой горы в Варалло можно на машине,

14
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло

которую легко припарковать у гостиницы для паломников, и войти там, где стоят памятники Кайми и Феррари, или как это сделали мы, на фуникулере, запущенном только ради нас, за 5 евро с человека. Посещение же комплекса совершенно бесплатно, откуда бы вы не вошли.

21
Памятники Бернардино Кайми и Гауденцио Феррари и капелла «Адам и Ева. Рай земной и грехопадение»
Памятники Бернардино Кайми и Гауденцио Феррари и капелла «Адам и Ева. Рай земной и грехопадение»

Давайте немного пробежимся по часовням. Сфотографировать все терракотовые фигуры, а их более 800, в 44 часовнях, цели не было, да и временами это невозможно, т. к.многие забраны такими частыми решетками и сетками, что объектив фотоаппарата не пролезает.

16
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло

Но некоторые я вам покажу. И надо сказать, что поразителен эффект почти сто процентного присутствия внутри «картины». И это у такого скептического поколения, как наше. А я представляю, как они действовали на резонансе с вибрациями религиозного человека, да еще после длинного, а порой опасного путешествия по дорогам пусть и более спокойной по сравнению с Обетованной, но так же сопряженным с риском для жизни, в вечно воюющей, разрозненной Италии.

16
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло

Начинается действо, как раз у памятников, где в первой капелле изображено грехопадение Адама и Евы. Змей такой гротескный. И у меня в кадр не влез, но над этим триптихом по центру, на облаке сидит, в нашем представлении, типичный китайский мандарин.

21
Эта капелла точно была задумана и построена при Галеаццо Алесси.  Фрески на внутренних стенах капеллы были созданы только в XIX веке. Выразительные фигуры композиции были изготовлены в 1573 году фламандским скульптором Jan de Wespin по прозвищу Табачетти (Tabacchetti).
Эта капелла точно была задумана и построена при Галеаццо Алесси. Фрески на внутренних стенах капеллы были созданы только в XIX веке. Выразительные фигуры композиции были изготовлены в 1573 году фламандским скульптором Jan de Wespin по прозвищу Табачетти (Tabacchetti).

Но мы начали осмотр совсем с другого места — пьяцца ди Трибунале, куда выходишь сразу после фуникулера.

22
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло

По замыслу Алесси она должна была воплощать Иерусалимскую площадь. Весьма смутные сведения были у него об Иерусалиме.

25
КАпелла Суд Каифы.
КАпелла "Суд Каифы".

А потом ходили совершенно бессистемно, т. к. как бы это не было прискорбно, но священный трепет у нас шагает не под религиозными хоругвями, а посему придерживаться хронологии событий для его усиления, смысла не имело. Но благость места читалась очень явственно.

20
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло

Да и природа подыгрывала настроению места, которым я прониклась за долго до поездки в Пьемонт.

22
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло

Как-то неожиданно я попала на документальный фильм о святых пьемонтских горах, по времени снятым приблизительно тогда же, когда туда попали мы, в конце октября.

18
Капелла Исцеление парализованного. Возведена в 1567 году.
Капелла "Исцеление парализованного". Возведена в 1567 году.

Вот так, передвигаясь между капеллами, мы вышли на балкон над городом и меня совершенно заворожила игра теней от стриженных шаром тисовых кустов,

31
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло

а потом и продолжение этой истории в еще не предзакатное, но какое-то невероятно уютное время.

19
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло

Немного побродив по территории мы вышли к площади Базилики, одну из сторон которой занимает здание с арками — Дворец Пилата.

22
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло

В нем тоже есть капеллы, но мы как-то не додумались забраться на галерею, тем более что к тому времени нам вполне хватило увиденных.

18
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло

На последок покажу вам еще одну — «Снятие с креста». Обратите внимание на сами кресты. Совершенно не канонические.

17
Капелла создана в 1632-1639 годы Джованни д’Энрико и Бартоломео Равелли.
Капелла создана в 1632-1639 годы Джованни д’Энрико и Бартоломео Равелли.

Считается, что кресты, как средство казни, изобрели в Персии, а римляне их только переняли. Вот такой «Т» образный крест называется «Crux comissa». А вообще разновидностей распятия, размещения рук, ног, привязывания, прибивания — множество. Неиссякаема фантазия человека в истреблении себе подобных.

16
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло

Еще у фигур меня поразили руки. Как правило, в обычной скульптуре на них редко обращаешь внимание, а здесь кисти просто кричат. Хватают, умоляют, оплакивают, благословляют, проклинают. Лица и их выражения теряются на фоне таких говорящих рук.

Во Дворце Пилата есть даже не то чтобы капелла, а скорее святилище, начинающееся таким веселеньким барочным предбанником с жизнеутверждающим орнаментом,

1 из 2
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло
20

а заканчивается фигурой Христа в натуральную величину, почивающей в стеклянном гробу. Если честно, немного жутковато.

12
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло

Поэтому мы поспешили на свет, на площадь Базилики.

19
На площади Базилики стоит фонтан XVI века с изображением Христа.
На площади Базилики стоит фонтан XVI века с изображением Христа.

Почему-то мне показалось, что церковь закрыта. Причиной тому стало ограждение, за которым кто-то что-то реставрировал и рабочие посматривали на нас, праздношатающихся, довольно суровым глазом.

20
Лестница, ведущая к Базилике.
Лестница, ведущая к Базилике.

Но к счастью, муж из любопытства дернул за веревочку толкнул дверь и она открылась.

28
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло

Как-то я не обратила внимания на двери входа, сделанные из металлических пластин и изображающих, как водится, библейские сюжеты. Не иначе меня смутили взгляды рабочих. Отлиты они из какого-то медного сплава и не подвержены коррозии. Сплав и эскизы ворот, так же как и мраморная облицовка Базилики (но вроде как мрамор не натуральный) дело рук уроженца этих мест (как и Гауденцио Феррари) Джованни Черутти. Наверняка в подобных совпадениях, когда художественный замысел и желание успешно выполнить заказ замешаны на местном патриотизме, и создаются подобные произведения. Не всегда громкие, но душевные на отдачу светлой энергии и получающие подобную энергетику в ответ.

Здание, что мы видим сейчас, строили почти 200 лет, что довольно долго для такого в общем не крупного сооружения. Закончили лишь к концу XIX века. Внутри очень сильно барочно.

20
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло

Но красиво и торжественно.

16
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло
15
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло
25
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло

В общем к пышности подобных итальянских храмов мы с вами уже привыкли, но в этой церкви есть элемент, все-таки поражающий воображение. Это купольный потолок с потрясающей перспективой.

21
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло

Именно он, на мой непросвещенный взгляд, то звено, что связует терракотовые скульптуры капелл и Базилику в единый ансамбль. Создал росписи и барельефы в 1665 и- 1680 гг. Диониджи Буссоло. Фигур святых, пророков и ангелов там около полутора сотен.

Еще в Базилике есть крипта, в которой находится чудотворная скульптура спящей Мадонны. В отличие от лежащего в гробу Христа, место «упокоения» Марии производит очень светлое впечатление.

1 из 2
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло
14

Рядом благодарственные подношения от излеченных и число благодарностей постоянно растет.

14
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло

Гуляя по территории, наткнулись на камень, вмонтированный в стену одного из зданий. Что-то смутно припоминаю, что я про него читала. Но каковы его происхождение и вложенный смысл, а они обязаны быть, сейчас уже и не припомню.

12
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло

Вокруг стояла какая-то звенящая тишина, через которую не пробивались ни человеческие голоса, ни урчание двигателей, ни вообще никакие, свойственные человеческому общежитию, звуки. Но странное дело, эхо этой тишины разносилось, казалось, в вечность, за пределы окружающего нас безразмерного пьемонтского дня.

25
Гвоздик, за который зацепилась судьба. Сакра Монте ди Варалло

Иногда так замутит от бесцельности жизни, скоротечного выброса энергии, шипения биологических помех, что хоть в омут. Но побывав в таких отрешенных местах, где блазится, что кто-то преобнял тебя за плечи, ограждая от земной суеты, ты будешь стараться иногда воспроизводить внутри себя эту благостную атмосферу, чтобы сохранить внутреннее равновесие и треснутое надломленное сердце. Может оно официально и является проводником определенной истины и глобальной христианской идеи, но человека нерелигиозного оно цепляет каким-то тихим шепотком из-за угла, гвоздиком, за который зацепилась судьба.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Сакро-Монте-ди-Варалло

Piazza G. Testori, 13019 Varallo VC, Италия Подробнее об объекте