Базилика Сантиссима Аннунциата

Базилика Сантиссима Аннунциата — Святейшего Благовещения (Благовещения Пресвятой Богородицы — если по-русски) была построена во Флоренции в 1250 году. И хотя церковь эта несколько раз перестраивалась — так в XV веке ее полностью перестроил Микелоццо, а потом еще и еще раз в угоду меняющимся представлениям и вкусам новых времен, иные архитекторы и художники, «вносили коррективы», все же магическое упоминание о XIII веке всегда маячило, манило, удивляло.

Впрочем, для всех ли эта базилика была так же притягательна, как, к примеру Дуомо, или галерея Уффици! Должна, собрав признания посетивших Флоренцию туристов, согласиться с фактом: не для всех. Почему?

2
Базилика Сантиссима Аннунциата

Во Флоренции существует 7 туристических маршрутов и тот, куда включена базилика Сантиссима Аннунциата, кроме посещения ее самой, позовет вас еще и в театр «Пергола», Синагогу, историко-топографический музей «Флоренция в прошлом»… А если время пребывания во Флоренции у вас ограничено! Ну, конечно же, вам захочется пройти иными маршрутами, где вам покажут Палаццо Питти, Понте Веккио, Национальный музей Барджелло — ах, Микеланджело…

Есть и другое решение: выйти рано утром и просто пойти, куда глаза глядят… Должна предупредить — очень опасное решение. Флоренция — город небольшой, но едва ли не каждый дом, архитектурное сооружение — манящая история. Так что глаза ваши моментально «начнут разбегаться» и вы можете просто окосеть (простите за вульгаризм). Если же вы куда-то откроете дверь и войдете — поверьте! Вы останетесь там надолго, потому что такой концентрации аромата Возрождения нет больше нигде в мире. Флоренция дурманит этим ароматом, и ты ходишь, скользишь, почти летаешь, забыв о времени и дате обратного билета, который, конечно же, есть у всякого туриста.

4
Базилика Сантиссима Аннунциата

Во Флоренции непременно нужно иметь свою маршрутную карту и следовать ей, иначе красота возьмет вас в плен, и вы точно заболеете от перенасыщения — «болезнь Стендаля».

В моих планах было непременное посещение монастыря Сан Марко, но о базилике Сантиссима Аннунциата я знала, и когда выяснилось, что они расположены рядом, конечно же, решила посетить базилику.

Знала, что именно в этой базилике находится знаменитая фреска XIII века — чудотворный образ Благовещения, который и стал главной святыней первой базилики. Знала я и о легенде, которая передается вот уже много столетий. Говорят, что художник — монах, которому было поручено написать фреску, никак не мог написать лик Богородицы и молитвы его были услышаны. Однажды он уснул в слезах перед незаконченной фреской, а когда очнулся — фреска была чудесным образом завершена. Говорят, что ее дописал Ангел…

Мне хотелось увидеть эту фреску, но когда мы подошли к базилике, оказалось, что она закрывается на банальную итальянскую сиесту.

1
Базилика Сантиссима Аннунциата

Кажется, я так страстно умоляла впустить меня, что милостивое разрешение, вопреки всем правилам, было получено — меня впустили, но… ненадолго!

Задумав, наконец-то, через три года (с небольшим), оформить мои впечатления от посещения базилики, я стала искать какие-то другие отзывы, ведь, наверное, другие посетители не были ограничены временем, а значит, разглядели все лучше меня. Однако признаюсь, что была разочарована. Ни одного отзыва, который бы меня удовлетворил, я не нашла. А подумав, я даже «сочинила» оправдание этому обстоятельству: Когда открываешь дверь и входишь в огромный, однонефный барочный зал, на тебя обрушивается такое великолепие, что ты, оглушенный, просто не способен собрать мысли и отпускаешь только чувства и эмоции, которые восхищают тебя в иной мир вдохновений многих великих творцов разных времен.

5
Базилика Сантиссима Аннунциата

Пережив это потрясение, я сегодня готова кратко рассказать вам об увиденном, но в более спокойной, вполне уравновешенной манере.

Базилика принадлежит служителям Девы Марии. Этот орден был в свое время основан семью флорентийцами, благородного происхождения, которые раздали свое богатство и стали монахами.

Базилика, которая предстает перед нашим взором, создавалась на протяжении трех веков. Вдоль правой стороны заметен архитектурный восьмиугольник, сооруженный еще в XV веке. Со всех сторон его окружают часовни, построенные в разное время.

Дверь под коринфским портиком XVII века ведет во внутренний дворик под названием — Двор обетов, созданный в 1447–52 годах Манетти, по проекту Микелоццо, расписанный выдающимися маньеристами Андреа дель Сарто и его учениками — Понтормо и Россо Фиорентино. Сегодня это атриум с застекленной крышей. Раньше в этот двор приносили какие-либо дорогие вещи, как «мягкое жертвоприношение» с просьбой об исцелении, или о чем-то ином, важном.

2
Базилика Сантиссима Аннунциата

В атриуме находятся фрески ранних флорентийский маньеристов, которые посвящены житию Девы Марии и св. Филиппа Бенизи — генерал-настоятелю ордена сервитов (Орден Слуг Марии) с 1267 года. Не будем углубляться в церковную историю, но отмечу те фрески, которые вы можете увидеть в атриуме. Это фрески Андреа дель Сарто: «Его милосердие к прокаженному», «Поражение богохульников», «Исцеление женщины, пораженной дьяволом», «Воскресение младенца перед гробом святого», «Почитание мощей святого».

3
Базилика Сантиссима Аннунциата

Но не пора ли войти в базилику! Ведь время, которое мне дали на осмотр было ограничено, поэтому я и не задержалась в атриуме. Фрески фотографировать не стала — я их только рассмотрела. Конечно! Ничего не нужно откладывать на «потом», но тогда я спешила.

3
Базилика Сантиссима Аннунциата

Первое впечатление, когда входишь в просторный зал — неожиданность великолепия! Здесь, уже у входа можно остановиться в каком-то удивительном состоянии, что раскрывается в известном выражении: «Остановись мгновенье — ты прекрасно». Обычно мгновения не останавливаются, а вот здесь…

3
Базилика Сантиссима Аннунциата

Впрочем, идите дальше! К знаменитой капелле чудотворного образа, который и позвал меня в базилику.

Не каждый раз видишь фреску «дописанную Ангелом»… Сфотографировать фреску трудно. Она находится в отдалении, да еще и под стеклом.

2
Базилика Сантиссима Аннунциата

(фото ин-та)

В католической традиции — я уже об этом писала, святыни обычно не так доступны, как в православной традиции.

Капелла небольшая. Она сооружена по рисункам того же Микелоццо, в середине XV века.

Здесь очень много светильников, которые всегда горят.

6
Базилика Сантиссима Аннунциата

Интересно! Раньше для ламп часовни Чудотворного Благовещения нужно было очень много лампадного масла. Утром, во второе воскресенье Пасхи проводилась интересная «Церемония ангелочка» — процессия, что направлялась к базилике. Приходской священник вел осла, который нес два бочонка масла и ребенка, одетого ангелочком. Народ выходил на улицы приветствовать.

Не стоит пройти мимо и знаменитой фрески «Успения» Росси Фиорентино. Здесь чувствуется влияние северных мастеров. Интересна деталь: край плаща одного из апостолов свисает за край фрески. Это интересный иллюзионный прием, которым пользовались и другие живописцы: Боттичелли, Беллини.

2
Базилика Сантиссима Аннунциата

(фото ин-та)

Поскольку я часто употребляю слово «маньеризм» — об этом стоит немного поговорить. Маньеризм — это даже не стиль (хотя об этом спорят искусствоведы), но как бы ответ поколения, на разочарования в гармонии Возрождения, что не привела человечество к счастью.

Дисгармония между телесным и духовным находит отражение в некоторой вычурности, неестественной удлиненности фигур, однако все же понятное стремление художников к постижению Красоты, уберегает их от увлечения такой категорией, как ужасное. Это еще придет — значительно позднее!

4
Базилика Сантиссима Аннунциата

Впрочем! Были и в XV веке художники, которые «выходили за край», но уже не рамок картины, а за рамки «дозволенного».

В базилике есть алтарный образ Андреа дель Кастаньо — Спаситель и св. Иулиан. Однако этот художник не всегда соблюдал благообразие и нередко писал такие образы, что его имя впоследствии даже было «стерто из памяти», а многие фрески замазаны. Причина и в том, что в «Жизнеописаниях художников» — великий труд, благодаря которому человечество сохранило в памяти многие страницы истории искусства Золотого века, его автор Вазари, обвинил Андреа дель Кастаньо в убийстве его учителя.

Проблема Моцарта и Сальери оказывается совсем не нова!

Имя дель Кастаньо было предано забвению, фрески затерты. Но потом открылось, что учитель — Доменико Венециано даже пережил ученика, который скончался в 1457 году от чумы. Тогда — в конце XIX века, художник был реабилитирован в памяти потомков.

Но, думается, что художник был совсем не прост…

Так в 1440 году дель Кастаньо, по заказу покровителя Бернардетто Медичи расписывает фресками фасад Палаццо дель Подеста во Флоренции. Да-да! На стенах музея Барджелло были когда-то фрески повешенных за измену при битве Ангиари. Тогда художник получил прозвище «Andrea degli impiccati (impiccati — повешенные).

Должна сказать, что во Флоренции очень любили казни. Дело в том, что на зрелище приходили и приезжали со всей округи. В течение дня люди хотели есть и торговля шла очень оживленно… День казни — «базарный день». Народ получал зрелище, торговцы прибыль.

Давайте не забудем об этом факте и, опомнившись — зачем «вышли» из базилики на улицу — ведь время посещения храма у меня весьма ограничено — вернемся!

4
Базилика Сантиссима Аннунциата

Да. Андреа был совсем не прост…

Я знала, что во время очередной реставрации обнаружили фрагмент фрески художника. Взору реставраторов открылась прыгающая страшная черная собака. Это был только фрагмент неизвестной фрески — остальное утрачено. Предупреждение? Несомненно, что это была аллегория страшных черных сил, которых и называть не хочется. А ведь это храм!

Я искала собаку, но не нашла…

Время было мало, и я сосредоточилась на добром и гармоничном.

Вот купольная фреска, написанная художником Бальдассаре (1611–1689), который более известен под именем Вольтеррано. Фреска называется «Вознесение Девы Марии средь всех святых и пророков».

5
Базилика Сантиссима Аннунциата

Вообще художников часто знали по прозвищам (приятнее сказать по псевдонимам), поэтому искать сведения о них иногда бывает затруднительно.

Баччо Бандинелли. Пьета. Известно, что этот скульптор хотел бы освоить манеру Микеланджело.

Он был очень талантлив, но ему не повезло. Те, которые в свое время, рассказывали и писали о художниках — Вазари и Челлини, не любили Баччо, а Бенвенуто Челлини просто ненавидел.

Вот и об этой скульптуре написано в источниках немного, да и то не вполне убедительно. Есть версия, что эту скульптуру на самом деле создал сын Бандинелли — Клементе, а отец только завершил.

Но я в это не верю.

5
Базилика Сантиссима Аннунциата

Пьета изображает тайного ученика Христа — Никодима (Иосиф Аримафейский), который пошел к Пилату после казни и умолил его разрешить похоронить тело Учителя во гробе, который приготовил для себя. Гробом в то время считалось место, выдолбленное в пещере, которое заваливали камнем.

Если Пьета Микеланджело — горе Матери, над бездыханном телом сына, то здесь земное горе отца (Сын Баччо — Клементе ушел в иной мир всего двадцати лет от роду), и одновременно ученика Отца Небесного, которым был Иосиф. В этом убеждает и то, что Иосифу придано портретное сходство с самим художником.

Художник прожил 73 года. Почему то захотелось поместить портрет молодого Баччо Бандинелли, написанный Андреа дель Сарто.

3
Базилика Сантиссима Аннунциата

(фото ин-та)

Вообще-то настоящее имя Баччо было Бартоломео Брандини, но он сфальцифицировал свою родословную, прилепив себя к знатному роду — в то время это было в порядке вещей.

Вот чуть задержались у одной из скульптур, созданной у надгробия самого Баччо и его жены Якопы Дони и нагрянули воспоминания, аналогии, ассоциации.

А время торопило.

4
Базилика Сантиссима Аннунциата

Я не успевала пройти и во «Двор мертвых» — выход в левом трансепте, и на северной стороне двора в Капеллу братства св. Луки, где когда-то проходили заседания Академии рисунка, а потом превращенную в усыпальницу художников. Здесь нашли место последнего упокоения и Понтормо, и Челлини. Знала, что там хранятся работы Луки Джордано, Вазари, Бронзино…

2
Базилика Сантиссима Аннунциата

В базилике множество капелл и в устройстве каждой потрудились великие итальянские художники прошлого.

3
Базилика Сантиссима Аннунциата

Это целая энциклопедия. Концентрация необыкновенная.

4
Базилика Сантиссима Аннунциата

Уравновешивает только просторность самой базилики. Дышится легко.

Пора выходить на площадь, что носит то же название Пьяцца делла Сантиссима Аннунциата.

3
Базилика Сантиссима Аннунциата

Эта площадь считается лучшим образцом Ренессанса! Она окружена с трех сторон портиками — сама базилика с севера, Дом братства сервитов с запада и воспитательного дома с востока (постройка Бруннелески).

Доминантой площади является конная статуя Фердинандо I. Была начата Джамболонья и закончена Такка (1608 год). Он же с учениками соорудил и два бронзовых фонтана…

3
Базилика Сантиссима Аннунциата

Но это все только в кратких путеводителях…

Нас встретила невероятно шумная, заставленная неказистыми сооружениями, площадь, где готовилась и жарилась еда, для страждущих туристов.

4
Базилика Сантиссима Аннунциата

Столы, скамьи, разноречивый говор… Даже высокая конная статуя утонула в пестрой толпе, какие уж там фонтаны и портики!

Мы подошли к «испанскому отделу» этой великой забегаловки. Заказали паэлью, запив бокалом красного испанского вина, и направились по улице дел Серви, стараясь не пропусть дом 15 — знаменитый дворец Бутурлиных, принадлежавший этому семейству с 1824 по 1918 годы.

4
Базилика Сантиссима Аннунциата

Впереди красовался Дуомо, сзади оставалась базилика, словно невидимый град Китеж, уходивший под воду. В отдалении она казалась все более скромной и незаметной, тонувшая в безразличной озабоченной чем-то обыденным, толпе.

3
Базилика Сантиссима Аннунциата

Почему-то вспомнилась средневековая Флоренция, палаццо с фресками повешенных и такая же жующая, снующая, вполне довольная толпа вокруг.

Красота еще жила во мне и я, пытаясь ее хоть как то удержать купила календарик на 2018 год с иллюстрациями любимого мной Боттичелли. Однако, перелистнув, несколько страничек, я вздрогнула сердцем. Пробивая место для гвоздя на стене — все для удобства пользования календариком, кто-то, равнодушный, нечаянно пробил чистый лик Венеры-Симонетты…

1
Базилика Сантиссима Аннунциата

А толпа несла меня к Дуомо, и его почти нереальный образ в пастельных тонах все больше манил и пленял раненую душу. Созидание и разрушение — что окажется сильнее…

3
Базилика Сантиссима Аннунциата
Комментарии

Церковь Сантиссима Аннунциата