Купол Брунеллески

В начале сентября этого года, мне посчастливилось реализовать давнюю мечту. Побывать во Флоренции и подняться на одно из величайших творений человеческого разума — купол собора Санта Мария дель Фьоре. Или как его по праву называют — Купол Брунеллески.

1
Купол Брунеллески

Шёл 1418 год. Во Флоренции уже более 100 лет продолжалось сооружение грандиозного кафедрального собора. Это здание должно было подчеркнуть величие города, разбогатевшего на торговле тканями и другим товаром.

Купол Брунеллески

Само здание собора уже возвышалось рядом с ранее построенным баптистерием (крестильней). Но на месте, где должен был быть грандиозный купол, задуманный архитекторами собора, зияла огромная дыра, через которую внутрь здания проникали лучи знойного летнего солнца и струи зимних дождей. Проблема была в том, что задумать такой гигантский купол было легче, чем этот замысел осуществить. Купол должен был стоять на крыше собора, на высоте 55 метров и заканчиваться на высоте около 100 метров от пола собора. По существующим тогда технологиям, для строительства купола необходимо было соорудить леса, опирающиеся на пол, достигающие высоты купола, и поддерживающие сооружение до конца строительства. В данном случае, это была бы необыкновенно громоздкая, и очень дорогостоящая конструкция. Кроме того, чтобы компенсировать распорные нагрузки таких огромных куполов, в те времена, их подпирали внешними конструкциями — контрфорсами. Это было характерно для готических соборов. Но в Италии пришло время Возрождения со своей новой эстетикой. Одним из людей создававших эту новую эпоху и был Филиппо Брунеллески. Именно он взялся построить грандиозный купол собора, не прибегая к сооружению лесов и не подпирая здание внешними конструкциями.

Архитектор задумал сделать купол из двух оболочек, соединенных восьмью основными и шестнадцатью вспомогательными ребрами. Кроме того, оболочки скреплялись горизонтальными кольцевыми перегородками. Была очень точно рассчитана и кривизна дуги купола, помогающая правильно распределить возникающие усилия.

Купол Брунеллески

Кроме того, чтобы реализовать свою задумку, Брунеллески разработал всевозможные устройства для поднятия значительного количества стройматериалов на большую высоту. Ведь при выполнении работ, приходилось поднимать на купол до 6 тонн грузов ежедневно. А вес всего купола, без венчающего его фонаря оценивается в 9 тыс. тонн. Придумал Брунеллески и конструкцию навесных галерей, на которых размещались рабочие, и которые поднимались вверх по мере роста купола. И всевозможные лекала и устройства для контроля кривизны купола и его симметричности.

Интересно, что по своей основной профессии Филиппо Брунеллески не был строителем. Он был золотых дел мастером. Ювелиром. Но, как и другие великие личности эпохи Ренессанса, он был человеком необыкновенно разносторонним. Еще в детстве, будучи подмастерьем ювелира, он овладел рисунком и живописью, резьбой по дереву, литьем из бронзы и серебра, каменной кладкой, чернением и эмалью, изучал оптику и механику. Позднее сам мастерил хитроумные часы. Именно он в одиночку сформулировал законы линейной перспективы.

18 лет вся Флоренция жила необычным строительством. И в марте 1436 года готовый купол был освящен папой Евгением IV. Еще через 10 лет было завершено строительство венчающего купол декоративного фонаря из белого мрамора, задуманного Брунеллески. Но архитектор немного не дожил до этого события. Он скончался 15 апреля 1446 года.

Великий Микеланджело, назвал построенный им купол Собора св. Петра в Ватикане, «sorella» («сестра») купола Брунеллески.

Ведь, он использовал опыт и технологии флорентийского мастера.

Сегодня купол Брунеллески — основная доминанта Флоренции. Он виден отовсюду. Поражает не только его грандиозность, но и его необыкновенная зрительная легкость. Он как будто парит над городом. Этому способствуют разбивающие темно-терракотовую его поверхность, белые ребра.

Поднявшись на купол, можно не только увидеть потрясающую панораму Флоренции и окружающих ее гор, но и пропутешествовав в пространстве между двумя оболочками купола, увидеть внутренние конструкции, прикоснуться к великому делу Филиппо Брунеллески.

Чтобы подняться на купол, необходимо купить билет в кассе, расположенной как раз напротив северных ворот Баптистерия, в центре соборной площади (если стоять спиной к собору и лицом к баптистерию, то справа). Билет стоимостью в 10 евро, дает возможность подняться на купол, пройти в собор и в музей при соборе. Он действителен в течение 6 суток, но не более 24 часов с момента первого его предъявления. После покупки билета, нужно пройти по той же стороне площади, где касса, к восточной части собора (которая под куполом).

Купол Брунеллески

Очередь там достаточно длинная (в моем случае была, несколько десятков метров), но движется она быстро. Впускают внутрь партиями, каждые 20–25 минут, причем каждый такой «впуск» сразу укорачивает очередь метров на 30–40. Однако надо иметь ввиду, что подъем достаточно длительный. Сначала путь проходит по винтовой лестнице в толще стены собора.

Купол Брунеллески

Этот этап заканчивается балконом-галереей опоясывающим основание барабана купола внутри здания. По этой галерее, мы делаем дугу в 180 градусов вокруг барабана.

Купол Брунеллески

Оттуда потрясающий вид на собор сверху, и на очень близкие росписи купола.

Купол Брунеллески

Купол Брунеллески

Купол Брунеллески

Далее еще одна винтовая лестница в стене барабана и наконец, узкий проход, спиралью поднимающийся между оболочками купола к его вершине.

Купол Брунеллески

Здесь достаточно тесно и душно. Кроме того подъем время от времени прерывается необходимостью пропустить людей, спускающихся с купола. Тогда вся цепочка поднимающихся, прижимается к стене, освобождая проход. С вентиляцией в межкупольном пространстве тоже не очень. Наверное, людям с серьезными проблемами с сердцем или дыханием стоит подумать, прежде чем решиться на такое восхождение. Ведь передумать и вернуться с середины пути не просто. Всем же остальным, очень рекомендую. Там, внутри, очень интересно.

Купол Брунеллески

1
Купол Брунеллески

Купол Брунеллески

Купол Брунеллески

Ну, а уж когда оказываешься на куполе, просто дух захватывает от увиденного.

1
Купол Брунеллески

1
Купол Брунеллески

Купол Брунеллески

Купол Брунеллески

2
Купол Брунеллески

Интересно, что видимый нами снизу, маленьким колпачком венчающим купол, декоративный фонарь, оказывается мраморной ротондой величиной с добрую церковь. Его высота достигает 16 метров (5–6 этажный дом).

Купол Брунеллески

Купол Брунеллески

Сам же купол имеет диаметр 42 метра. Высота его от пола собора 91 метр. А верхушка фонаря находится на высоте 107 метров.

Внизу, напротив южной стены собора находится скульптура Филиппо Брунеллески.

Купол Брунеллески

Архитектор изображен глядящим на свое великое творение, на купол ставший одой из отправных точек эпохи Ренессанса, культурных и социальных переворотов которые она принесла.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Санта Мария дель Фьори