«Но он любил Беатриче…»

Сегодня моим дыханием была грусть. Я вспоминала Флоренцию, и ту улочку Santa Margherita, и тот дом, который теперь значится как музей Данте: Casa di Dante, и тех незнакомых, живших здесь людей, имена которых, забывчивые люди, все же справедливо хранят в своей, нередко легкомысленной памяти. Данте и Беатриче… Достаточно назвать только эти два имени и начинается повествование, которому, кажется, нет предела — как Космосу, который, в переводе с греческого, есть Любовь. Все сходится. Любовь бессмертна и бесконечна, прикоснуться к ней всегда счастье. Однако наша земная разделенность, с жаждой обретения утраченной полноты Всечеловека, стремлением к высшей гармонии, всегда принакроет дымкой светлой печали любое повествование, потому что «нет повести печальнее на свете»…

2
«Но он любил Беатриче…»

Нет! Не для всех! Люди, выбирающие посредством свободы воли, дарованной всем и каждому свыше, великий творческий дар, распоряжаются им в соответствии со своими возможностями, иногда непростительно упрощенно…

Вот и отношение к «Casa di Dante» у всех разное, — достаточно почитать отзывы в интернете: сколько разочарований!

2
«Но он любил Беатриче…»

— И не ходите! Там ничего нет! Почти ни одной вещи, принадлежавшей Данте… — пишет один побывавший и, как ему кажется, напрасно заплативший целых 4 евро.

1
«Но он любил Беатриче…»

— Скучный музей, — вторит ему другой, — одни надписи на иностранном языке (действительно все аннотации на итальянском и английском).

— Музей для тех, кто знает, зачем сюда пришел, — вдруг прорывается голос какого-то умного посетителя, — которому веришь.

4
«Но он любил Беатриче…»

Признаюсь, я не стремилась посетить этот музей, когда летела во Флоренцию, хотя знала о его существовании, — меня манила галерея Уффицци, собор Санта-Мария-дель-Фьори, Палаццо Веккьо, монастырь Сан-Марко и еще, длинный список великих, давно выстраданных желаний беспокойно шелестел в дорожной сумке, требуя осуществления, да вот как все успеть!

1
«Но он любил Беатриче…»

На улице Santa Margherita оказаться нетрудно — самый центр старого города, вот и я оказалась здесь, будто неожиданно — остановилась у входа в музей и, конечно же, порадовалась моему главному путеводителю — интуиции.

5
«Но он любил Беатриче…»

Узкие улочки не дают возможности сфотографировать здание музея во всем объеме, и я пользуюсь услугами неведомого фотографа, сфотографировавшего музей то ли с крыши соседнего дома, то ли из окна, а сама прилежно фотографирую фрагменты, те, которые доступны для любопытного фотообъектива.

Это единственная чужая фотография, а вот своих оказалось, чуть ли не на два альбома, и над каждой хочется думать, а не просто смотреть, — вот ведь что ценно…

Да, это совсем не то здание, в котором в 1265 году с 13 на 14 сентября, родился будущий поэт, мыслитель, философ, богослов, политик, один из родоначальников итальянского языка, — ведь его «Божественная комедия» впервые написана не на латыни, а на живом, итальянском!

7
«Но он любил Беатриче…»

На самом деле эта дата условна, но мне почему-то вдруг кажется, что день (с 13 на 14-е), который в нашем церковном календаре отмечается как Церковное Новолетие — (например, 2019 год — это 7528 год от сотворения мира), выбрана Провидением не случайно. Данте действительно последний поэт Средневековья и первый поэт Нового времени…

Удивительно и то, что именно с 13 на 14 сентября, только уже в 1321 году Данте покинул этот мир, — мир который подарил ему великое счастье вечной любви и который, в то же время, своей враждебностью, заставил его так глубоко страдать.

Конечно! Что могло сохраниться с XIII века! Какие артефакты! Даже тот дом, который когда-то стоял на этом месте, и в котором родился и жил Данте, был сначала продан его родственниками, а потом разрушен политическими противниками.

2
«Но он любил Беатриче…»

Известно, что «нет пророка в своем отечестве», — только в XX веке, флорентийцы, словно спохватившись, создали копию типичного флорентийского здания той поры, и назвали ее Домом Данте, устроив здесь музей. Как выглядел настоящий дом Данте никто не знает, достоверно известно, что это была башня. Время было неспокойное и «мой дом — моя крепость» — очень соответствовало архитектурным воплощениям той поры.

Видите какую-то перемычку между двумя высокими зданиями? Это воспоминание о том, что раньше, в случае нападения, обитатели дома, могли перекинуть что-то вроде временного мостика и перебежать в другую ближнюю башню, к соседям.

6
«Но он любил Беатриче…»

Поднимаемся по крутой лестнице вверх.

3
«Но он любил Беатриче…»

Я не из фетишистов — не испытываю «священный трепет» при виде вещицы, которую когда-то держали руки того или иного исторического персонажа: ушло и ушло, ведь наши вещи бывают недолговечны, а бывает и переживают своего хозяина — что ж! Судьба.

4
«Но он любил Беатриче…»

Здесь все же можно увидеть перстень Данте, его клинок: вещи доподлинные — сохранились.

1
«Но он любил Беатриче…»

Без оружия в то время мужчины не выходили из дома, а Данте был не просто «теоретик», он был и воин.

Есть экспозиции, которые рассказывают о политических симпатиях Данте — именно они впоследствии и привели его к пожизненному изгнанию.

Во времена Данте, во Флоренции существовало три политических силы. Гибеллины — сторонники императоров Священной Римской Империи (правильнее сказать германских императоров), которые стремились к власти. Вторая — гвельфы, которые были противниками гиббеллинов, но со временем тоже разделились на «черных» и «белых».

3
«Но он любил Беатриче…»

Черные гвельфы были сторонниками папского правления над Флоренцией. Белые гвельфы, чьи предпочтения разделял и Данте Алигьери, выступали против, за независимость Флоренции от папской власти. Впоследствии черные победили белых и Данте, как заметный политический деятель был подвергнут преследованиям, изгнанию и пожизненной «приговоренности к страху быть арестованным».

В память о тех политических конфликтах и одном из его военных проявлений, в музее экспонируется панорама битвы при Кампальдино, в которой участвовал 24-летний Данте. Тогда битва закончилась победой над гибеллинами.

3
«Но он любил Беатриче…»

Некоторые посетители музея огорчаются, что музей не столько посвящен самому Данте, сколько истории Тосканы, но как интересны эти сведения!

1
«Но он любил Беатриче…»
1
«Но он любил Беатриче…»

Кроме того, жизнь Данте была тесно связана с политической жизнью Тосканы, Флоренции!

3
«Но он любил Беатриче…»

Конечно, здесь есть экспонаты и на вкус тех, кто жаждет «предметных доказательств». Например, вы можете увидеть осколки флорентийской посуды того времени, обнаруженные в том числе и при раскопках.

3
«Но он любил Беатриче…»

Здесь воссозданы предметы аптекарского искусства, рецепты, ведь Данте занимался и этим ремеслом, — воистину многообразная личность Нового Времени!

3
«Но он любил Беатриче…»

Но для меня все же главное — посетил ли Дух Данте этот музей, принял ли его…

Думаю, что да.

2
«Но он любил Беатриче…»

Наверное вы знаете, что захоронение Данте окружено тайной. Существует даже мистическая легенда, что Дух Данте сам «похитил свое тело из гроба», причем интересно, что папа Лев X (когда-то носивший счастливое, блестящее имя Лоренцо Великолепный — тот самый Медичи!) поверил в это легенду…

Когда в 1321 году великий поэт скончался в Равенне, подхватив лихорадку в одной из поездок в Венецию, его похоронили в церкви Сан-Франческо. Однако, одумавшиеся флорентийцы спустя время приехали, чтобы забрать прах великого соотечественника и привезти вновь во Флоренцию, которая была им любима, и которая так жестоко гнала его. Когда саркофаг привезли и открыли, оказалось, что он пуст…

Более реальной кажется версия о том, что прах Данте спрятали монахи-францисканцы и скрыли это место, дабы охранить вечный покой великого человека. Однако в 1865 году случилась сенсация. В часовне Браччиофорте, где велась реставрация, рабочие обнаружили простой деревянный гроб с неизвестными останками и вложенном конверте с надписью: «Кости Данте положил сюда Антонио Санти в 1677 году».

Сохранилась посмертная маска Данте, которая когда-то была выполнена из гипса. Эта маска хранится ныне во Флоренции в Палаццо Веккьо. Другая маска — отлитая с той, гипсовой, хранится в музее Данте.

3
«Но он любил Беатриче…»

Каким он был на самом деле!

В музее висит картина, где Данте изображен молодым юношей… Конечно же, это фантазия художника — откуда ему ведать такое! Но мы знаем, что искусство обладает провидческим даром — уж это несомненно, так что — как знать!

3
«Но он любил Беатриче…»

Портрет написан неизвестным мне художником (то, что автор — Сержио Габриэлли — информация интернета), не подтверждено. Как известно, в искусстве портрета имеют большое значение две главные характеристики — глаза и руки. На данном портрете мы видим тонкие руки Художника и родовитого человека, как говорят «голубых кровей». Род Алигьери — древний и рассмотреть подробную родословную которая приводится на одном из стендов, на мой взгляд, очень интересно.

1
«Но он любил Беатриче…»

Одна из экспозиций музея воссоздает обстановку комнаты, в которой мог обитать Данте.

4
«Но он любил Беатриче…»

Вот за таким столом он мог писать свои сонеты, дневниковые записи, свою великую «Божественную комедию».

3
«Но он любил Беатриче…»

Я тоже смотрю в окно, вижу туристов-китайцев и думаю совсем о другом…

2
«Но он любил Беатриче…»

Почему бы некоторым посетителям, что «страдают от отсутствия личных вещей Данте», не озаботиться хотя бы таким естественным вопросом (если, конечно же, не знают на него ответ): почему великое творение Данте названо комедией?

Круги ада… Девять кругов вечных мучений грешников…

2
«Но он любил Беатриче…»

Что уж тут веселого!

А с понятием комедии у нас связывается именно веселое повествование.

Могу сказать, что вначале эта книга называлась просто: «Данте», а название «Божественная комедия» ей дал уже в другое время Боккаччо, спустя полвека.

Ответов несколько. Приведу самый простой: обычно трагедия, драматургически, ведет к печальной развязке, а комедия, совсем наоборот — от трагических (иногда) событий, к свету и счастливому разрешению.

В книге запечатлено движение: сначала от Чистилища к Аду, но потом восхождение в Рай. Так что жанр трагедии, с устоявшимися канонами, казалось бы, не был уместен.

2
«Но он любил Беатриче…»
4
«Но он любил Беатриче…»

Но не будем вдаваться в споры ученых.

Меня поражает другое: отношение Гения к своему творчеству, ответственность за брошенные на бумагу слова…

Все бы так!

3
«Но он любил Беатриче…»

И вот еще одно интересное доказательство величия Данте, когда он явил способность души преодолевать сиюминутные земные страсти.

Известно, что великий поэт мечтал о лавровом венце, которым его увенчали бы в Болонье (была такая награда в то время).

Незадолго до кончины Данте получил из Болонского университета письмо, где ему предлагалось написать поэму на латинском языке, ибо «Комедия», написанная на «вульгарном народном итальянском» не могла принести ему заслуженные почести. Написав же поэму на латыни, он мог быть увенчан заслуженной славой, так что гарольды повсюду стали бы оглашать его имя — имя нового лауреата.

Данте отказался. Он желал, чтобы его признала его любимая Флоренция…

1
«Но он любил Беатриче…»

Такой же верной была и его любовь к Беатриче. Свои чувства он вначале запечатлел в первой книге «Новая жизнь», где собраны сонеты и прозаические замечания за десятилетие. Однако после написания этой книги он решил, что больше не будет писать о Беатриче, пока не отыщет таких высоких слов, которых она только и достойна: «для этого я учусь, сколько могу», — писал великий поэт…

Любовь Данте к Беатриче — история по-настоящему божественной любви, ибо она для Данте была вечной, платонической и вдохновляющей.

3
«Но он любил Беатриче…»

Именно об этой любви рассказывают экскурсоводы пытливым туристам, которые под их руководством попадают в здание церкви св. Маргариты, которую уже давно называют церковью Данте, — она рядом с Домом Данте и так было всегда.

1
«Но он любил Беатриче…»

Именно по дороге в церковь когда-то впервые встретились девятилетний мальчик и светловолосая восьмилетняя девочка — всего на год моложе.

За всю свою жизнь они перемолвились лишь несколькими фразами. Его обручили еще в детстве (так было заведено — браки совершались не по-любви, а как выгодная сделка). Она же в свои 17 лет — когда они однажды увиделись вновь, была уже замужем.

2
«Но он любил Беатриче…»

Когда прекрасная Беатриче покинула этот мир, прожив всего 23 года, Данте впал в такое отчаяние, что окружавшие его люди, боялись за его жизнь и его разум. Однако от отчаяния и уныния его спасли занятия наукой и искусством, а вечной Музой в этих занятиях для него навсегда стала Беатриче — дочь Фалько Портинари, — представителя знаменитого флорентийского рода.

2
«Но он любил Беатриче…»

Сегодня церковь святой Маргариты, что находится в соседнем доме с музеем, не является церковью в полном смысле этого слова. Сюда идут люди, чтобы поклониться Беатриче, что похоронена именно здесь. Как ни удивительно, но именно здесь нашла свой последний приют и законная жена Данте, на которой он женился уже после смерти Беатриче.

2
«Но он любил Беатриче…»

О жене поэта, Джемме, сохранилось мало сведений. Она пережила мужа и по сведениям, сообщаемым Боккаччо, Данте больше не виделся с женой после изгнания из Флоренции.

В конце жизни его трое детей — два сына: Пьетро, Якопо и дочь-Антония, были рядом с отцом.

Боккаччо и некоторые другие биографы утверждают, что брак Данте был несчастлив, это доподлинно не известно, просто браки заключались без какой-либо романтической составляющей, — как необходимость.

Конечно же, большого и интересного разговора требует главное творение жизни Данте — его «Божественная комедия», но, как ни хочется рассказать то многое, что мне интересно и известно, я наступлю на «горло собственной песне», так как здесь не та «площадка» для подобных исследований. Конечно же, в музее множество экспонатов, которые как раз и посвящены этому творению всей жизни Гения Данте — древние фолианты, свидетельства о переводах, иллюстрации к

его прозорливым видениям.

2
«Но он любил Беатриче…»

Если по Аду Данте, как известно, водит древнеримский поэт Вергилий, он же знакомит его и с Чистилищем, то в Рай Вергилию дороги нет… Со светлыми обителями Рая, Данте знакомит его Беатриче.

Интересна история обретения последних, уже написанных частей, повествующих о Рае.

После смерти Данте их долго (восемь месяцев) не могли найти, и было мнение, что поэт сам спрятал их, опасаясь ареста, — дабы сохранить от уничтожения.

Однако обретено великое сокровище — окончание книги, было тоже самым чудесным образом. Старший сын Данте, Якопо, однажды увидел во сне отца в белых одеждах и тот указал ему место в стене, где была спрятана рукопись. Проснувшись, Якопо бросился к тому месту и в неприметной нише нашел бесценное сокровище, адресованное Человечеству.

2
«Но он любил Беатриче…»

Музей Данте во Флоренции — место, которое нужно посетить (если это, конечно же по силам), но это и место, посещение которого вы будете еще долго и долго переживать.

P/S

Предлагаю вашему вниманию клип, который в разговоре о Данте занимает тоже важное место.

Это романс на стихи Николая Гумилева «Беатриче».

Романс на стихи Н.Гумилева «Беатриче» нередко вызывает вопрос об авторстве музыки. Об этом важно рассказать особо.

Да, Флоренция прекрасна, как прекрасны и воспоминания, которые хранят ее древние камни, но не только камни! Флоренция цвела и цветет вспоминая о том, как расцветала здесь любовь многих-многих людей. В отличие от обычных людей, великие Художники оставили об этой своей любви прекрасную память: Так Боттичелли любил свою единственную — Симонетту, Данте всю жизнь любил Беатриче…

1
«Но он любил Беатриче…»

Конечно, Данте был, как я уже упоминала, последним поэтом Средневековья и первым поэтом Нового времени, которое формировало иное, отличное мировоззрение. На смену теоцентризму приходил антропоцентризм. Человек не отказывался от Бога, но «только» переставлял центр тяжести с Божественного на земное, со сверхчувственного на чувственное, с мистического на реальное, однако эта «небольшая поправка», на самом деле, кардинально меняла картину мира. Отныне художник мог писать Мадонну с любимой женщины и не случайно все Мадонны Боттичелли передают черты любимой им Симонетты Веспуччи, которую он безответно любил всю жизнь… Вот так же, всю жизнь, любил свою Беатриче и великий Данте… Эта бессмертная любовь вдохновляла и вдохновляет многих людей разных эпох, ведь прекрасное не меркнет! Николай Гумилев, в период своих личных переживаний и любви к Анне Ахматовой, написал свое знаменитое стихотворение «Беатриче», а уже в наше время родился романс, об авторстве музыки которого постоянно слышатся вопросы. Сразу отвечу — авторства нет и быть не может, ведь стихотворение Гумилева распето на контур мелодии «Аве Мария», написанной то ли В.Вавиловым (великий музыкальный мистификатор), то ли Д.Каччини, которому наш современник, скромный музыкант-лютнист якобы, приписал авторство, дабы произведение вышло в свет и прозвучало. Он справедливо считал, что если бы в титрах стояло имя В.Вавилова — это произведение могло так и осаться в архивах, а ему хотелось, чтобы музыка вырвалась к слушателям, неважно за каким авторством.

(Экспонат музея — творение современного художника, посвященное Данте).

2
«Но он любил Беатриче…»

Современный романс-парафраз очень логичен и видимо принадлежит кому-то из исполнителей, скорее всего Ольге Кузнецовой, которая этот романс великолепно исполняет.

В жизни Данте было немало тайн и мистификаций, много тайн осталось и в связи с его кончиной… Когда в заключительной части романса вдруг из-за «музыкальной маски» упрощенных интонаций, вдруг проглядывает и словно вырывается настоящий фрагмент Аве Мария, — это, как мне кажется, великолепная находка, выполненная как воспоминание о том далеком времени, когда в сознании художника образ Мадонны нередко сливался с образом любимой женщины. Есть мнение, что Гумилев написал свое стихотворение под впечатлением художественного полотна другого Данте — английского художника Данте Габриэля Россетти, у которого, в свою очередь была своя Беатриче. Так какртина «Беатриче благословенная» была написана художником уже в 1863 году… Под влиянием его чувств к поэтессе Элизабет Элеонор Сиддал, которая тоже была Музой художника и которая рано и трагически ушла из жизни.

Стихотворение же Гумилева «Беатриче», было написано в 1910-м.

(Это также экспонат — скульптура современного автора, посвященная «Божественной комедии Данте»).

1
«Но он любил Беатриче…»

А вот четверостишье: «Жил беспокойный художник. В мире лукавых обличий — грешник, развратник, безбожник, но он любил Беатриче», — посвящено не воспоминанию о Данте Россетти, и уж конечно, не о Данте Алигьери, который не был «безбожником», но несомненно, поцелованным Богом.

Эти строчки Гумилев написал о себе, о своей любви к Ахматовой и о событиях, которые случились во время их совместного путешествия во Флоренцию… Однако ключевая фраза «…но он любил Беатриче» — может быть отнесена к каждому из художников, ибо жизнь — есть творчество Любви в ее высшем значении. И может ли быть иначе! Истинная Любовь — она ведь всегда с большой буквы!

Посмотрите клип и послушайте романс… Он, несомненно создает настроение.

https://www.youtube.com/watch?v=fZH5q6QehP8&t=199s

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Дом-музей Данте

Via Santa Margherita, 1, 50122 Firenze FI, Италия Подробнее об объекте